На фармацевтическом предприятии
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Планирование – это обоснование программы реализации предпринимательской идеи для достижения поставленных целей.

Планирование предприятия является непрерывным процессом и важнейшим инструментом внутрифирменного управления, результатом которого является бизнес-план.

Бизнес-план – это документ, в котором описываются все основные аспекты предпринимательской деятельности, анализируются главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, и определяются основные способы решения этих проблем.

Для бизнес-планирования вновь открываемой аптеки необходимы:

- знания о качестве и преимуществах товаров, которые будут производиться и реализовываться, предложены рынку, и предположения о том, как их примет рынок;

- фактические данные других аптек;

- данные об основных рыночных переменных (цены, спрос, предложение, конкуренция, каналы распространения и т. д.).

Типы бизнес-планов

- бизнес-план организации (изложение перспектив развития организации на прогнозируемый период с указанием основных финансово-экономических показателей деятельности для обоснования объемов необходимых ресурсов);

- бизнес-план структурного подразделения (изложение перед руководством организации плана развития хозяйственной деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности выделяемых ресурсов),

- бизнес-план (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора

Основные направления разработки и использования бизнес-плана

- для оценки фактических результатов деятельности предприятия за конкретный период и определения степени его жизнеспособности и будущей устойчивости;

- для установления целей предприятия на будущее и определения путей их достижения в виде системы количественных и качественных показателей развития;

- для обоснования необходимых денежных вкладов, привлечения внимания и обеспечения поддержки со стороны потенциальных кредиторов и инвесторов;

- для привлечения квалифицированных работников для осуществления инновационного замысла.

Состав и степень детализации разделов бизнес-плана зависят:

- от размеров создаваемого предприятия, чем крупнее организация, тем сложнее ее деятельность, тем полнее разработка разделов плана; бизнес-план небольшого предприятия меньше по объему и проще по составу, чем такой же план крупной организации);

- от сферы деятельности , к которой оно относится(производство, торговля, сфера услуг). Бизнес-план разработать сложнее для производственной аптеки, чем для аптеки, в которой предполагается лишь продажа ЛС и ИМН;

- от размеров предполагаемого рынка сбыта (чем крупнее рынок сбыта, тем большее количество сегментов необходимо учитывать);

- от наличия конкурентов (данный фактор требует изучения наиболее крупных конкурентов, их товаров и услуг);

- от перспектив роста создаваемого предприятия(бизнес-план составляется максимум на пять лет с разбивкой по годам).     

Процесс бизнес –планирования включает:

- План (цели, задачи, пути достижения)

- Действия (последовательность мероприятий по реализации плана)

- Оценка (сравнение полученных результатов в прогнозируемыми значениями)

- Контроль (проверка действенности плана, корректировка, скользящее планирование

Направления использования, потребители и разработчики бизнес-плана

 

Обоснование затрат. Привлечение денег
Анализ деятельности предприятия. Установление целей и путей их достижения  
Смена собственника. Изменение организационно-правовой формы предприятия  
Привлечение квалифицированных кадров  
Инновационный змысел
Когда?
Кто?
Для кого?
Руководители, Сотрудники, Акционеры, Инвесторы, Кредиторы, Партнеры по бизнесу  
Руководитель предприятия; Сотрудники, Специализированные фирмы

 

Титульный лист бизнес-плана

- полное название предприятия;

- заголовок плана;

- адресат (то есть для кого предназначен);

- адрес и телефон предприятия;

- Ф.И.О. директора и разработчика;

- период, на который рассчитан бизнес-план;

- дата и место его составления.

Резюме

- суть проекта: его цели и потенциальную эффективность, здесь же описывают преимущества нового товара (продукта) или услуги;

- кто и как будет осуществлять проект;

- источник финансирования;

- потенциальную выгоду от инвестирования в проект: объем продаж, издержки производства и сбыта, норму прибыли, сроки окупаемости и возврата заемных средств.

Товары и (или) услуги

- описание товаров и (или) услуг, которые составляют основной предмет коммерческой деятельности;

- особенности продажи товаров;

- некоторые экономические ориентиры (цена товара, возможные затраты и прибыль);

- структура объема реализации различных ассортиментных групп или объем продаж отдельным потребителям.

Признак Составные части
Характер потребителя Объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования Объем продажи товаров организациям –институциональным потребителям (больницам, санаториям, детским садам и т.д.), через которые осуществляется совместное потребление. Такая продажа может производиться как по безналичному, так и за наличный расчет
Товарная номенклатура Фармацевтические товары (ЛС, изделия медицинского назначения) Парафармацевтические товары Прочие товары (медицинские приборы, посуда для медицинских целей и др.)
Способ продажи Объем продаж по рецептам Объем продаж по безрецептурному отпуску

 

Рынок

- кто ваши покупатели (население, лечебно-профилактические учреждения, другие предприятия и организации);

- где ваша “ниша” на рынке (под “нишей” рынка понимают ограниченную по масштабам сферу деятельности с резко очерченным кругом потребителей, которая наиболее соответствует сравнительным преимуществам конкретного производителя; существует вертикальная “ниша”, то есть реализация разным группам потребителей, и горизонтальная “ниша”, которую связывают с расширением ассортимента);

- перспективы развитая рынка, то есть будет ли он растущим, стабильным или уменьшающимся;

- каковы сегменты рынка и их характеристика (здесь необходимо определить принципы, по которым будет проводиться сегментирование, и составить профили полученных сегментов). Сегментирование рынка может быть осуществлено самыми разными путями, по множеству признаков и факторов. Причем объектами сегментирования могут стать как потребители, так и товары.

Конкуренты

- кто главные конкуренты (чтобы правильно построить свои взаимоотношения с конкурентами, лучше выделить некоторых из них, например 5-7 самых важных, по мнению разработчиков бизнес-плана, на которых в основном и ориентироваться);

- в каком состоянии дела главных конкурентов: ассортимент, качество, дизайн, мнение покупателей об этой продукции; основные отличия вашего товара от аналогичных товаров ваших конкурентов;

- политику ценообразования и уровень цен конкурентов;

- средства стимулирования сбыта (реклама на месте продажи, демонстрация товаров, распродажи, специальные предложения и т.д.)

Классификации конкурентов

1. «прямые» конкуренты занимающиеся сходной деятельностью.

2. «косвенные» конкуренты имеющие другой основной вид деятельности, но реализующими подобные товары и услуги.

- ценовая конкуренция влияет на спрос посредством изменений в цене.

- неценовая конкуренция уменьшает роль цены, как фактора потребительского спроса, выделяя товары или услуги посредством продвижения, упаковки, поставки сервиса и других маркетинговых факторов.

План маркетинга

- стратегия маркетинга и описание основных инструментов реализации маркетинговых мероприятий (то есть здесь необходимость приступить к планированию деталей комплекса маркетинга: должны быть изложены система распространения товаров, ценообразование, методы стимулирования продаж, формирование общественного мнения о вашей аптеке, производстве, товарах);

- определение спроса и возможности рынка. В разделе «Товар и (или) услуги) бизнес-плана дана характеристика продукции и услуг. Здесь же необходимо: 1) показать спрос на них (в том числе с точки зрения ценовой подоходной и перекрестной эластичности); 2) охарактеризовать возможности, которые предоставляет рынок (емкость рынка); З) детально описать рынок в целом и отдельные сегменты с указанием емкости каждого сегмента;

- исследование рынка. Этот пункт может быть самостоятельным разделом бизнес-плана или входить в состав плана маркетинга. Целью включения рыночных исследований в деловой план является стремление помочь потенциальному кредитору или инвестору лучше понять рынок и укрепить доверие к бизнес-плану.

Производственный план

- где будет изготавливаться новая продукция – на действующем оборудовании или на новом;

- какие потребуются производственные мощности (размеры и расположение помещений);

- какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести. Эти данные приводятся в перспективе на несколько лет вперед.

- где и на каких условиях будет закупаться сырье. Здесь же дается характеристика и оценка поставщиков.

- возможный объем производства. Этот показатель можно определить, воспользовавшись формулой для ручного или машинно-ручного производственного процесса.

План менеджмента включает:

- менеджеры, владельцы;

- организационная схема;

- кадровая политика (порядок подбора, подготовки, расстановки и оплаты персонала)

Оценка риска и страхование предполагает:

1. провести оценку риска;

2. организовать меры профилактики;

3. разработать программу страхования.

Финансовый план состоит в:

- прогноз объемов реализации (продаж);

- план поступления и расхода денежных средств;

- таблица доходов и затрат;

- график безубыточности;

- бухгалтерский баланс (вступительный для нового предприятия).

Стратегия финансирования - отображаются источники финансирования:

- государственные кредиты;

- кредиты коммерческих банков;

- бюджетное финансирование;

- средства частных лиц.

Сбор необходимой информации
 
 
Изучение ассортимента товаров, производство (реализация) которых являются основным объектом
Составление прогнозов емкости рынка
Исследование возможностей рынка сбыта и конкуренции на нем
Выборместадляосуществлениякоммерческой (производственнойдеятельности)
Разработка плана реализации (производства)
Разработкапланамаркетинга
Разработка организационного плана
Разработка юридического плана
Оценка рисков и решение вопросов страхования
Разработка финансового плана
Оценка эффективности стратегии финансирования
Написание резюме к бизнес-плану
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Принятие решения о создании и нового предприятия или разработка мероприятий по совершенствованию действующего на очередном этапе его развития

Практическое занятие 10. Основы бизнес-планирования аптечных предприятий

ЗАДАНИЕ 1. Разработать бизнес-план аптеки.

ЗАДАНИЕ 2. Разработать бизнес-план оптово-посреднического предприятия.

Самостоятельная работа

Составьте резюме к гипотетическому бизнес-плану для вновь открываемой аптеки.

Литература

Основная:

1. Управление и экономика фармации: учебник В.Л. Багирова, Е.А.Максимкина, Р.Т. Глембоцкая, П.В. Лопатина и др.; Под ред. В.Л. Багировой. – М.: «Медицина», - 2004., - 720 с.

2.  Управление и экономика фармации: Учебник в двух томах / А.А. Теодорович, Е.Е. Лоскутова, Е.А. Максимкина и др., под ре. Е.Е. Лоскутовой. – М.: «Академия», - 2004., - 447 с.

3. Криков В.И., Прокопишин В.И. «Организация и экономика фармации». – М.:Медицина, - 1991, - 623 с.

Дополнительная:

1. Лобутева Л.А., Лопатин П.В., Чекова Л.П. «Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход (цикл лекций). – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, - 174 с.

2. Лоскутова Е.Е., Савельева З.А., Зайцева З.И. «Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия». – М., МЦФЭР, - 1999. – 176 с.

3. «Справочник аптечного работника» под редакцией Издательскова А.Н. -1985. - 407 с.

4. Савельева З.А., Лоскутова Е.Е., Зайцева З.И. Основы экономики аптек. Цикл лекций. – М., - 1999. – 170 с.

5. Максимкина Е.А., Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В. «Конкурентоспособность фармацевтической информации в условиях рынка». – М., МЦФЭР, - 1999. – 256 с.


Лекция 7-8. Особенности ценообразования на лекарственные средства

 

Цена – денежное выражение стоимости товара или услуги.

Ценообразование – процесс формирования цены.

Особенности лекарственного средства как товара

1. Спрос на лекарственные средства регулируется патологией человека.

2. Лекарственные средства влияют на здоровье и жизнь человека и на благосостояние общества в целом.

3. Спрос на лекарственные средства определяет промежуточный потребитель – врач.

Как и у любого товара, у лекарственного средства есть потребительские свойства:

1) терапевтическая эффективность

2)  безопасность – наличие побочных эффектов

3) показания к применению

4) противопоказания

5) рациональность дозировки и фасовки

6) удобство применения

7) ценовая доступность

8) срок годности

Цель ценообразования на лекарственные средства (двусторонняя)

1. социальная цель – обеспечение доступности жизненно необходимых лекарственных средств широкой массе населения

2. экономическая цель – обеспечение необходимого уровня рентабельности

Виды цен: свободные, регулируемые, твердые (на момент подписания контракта), подвижные, скользящие, оптовая, розничная, единые по стране, региональные, покупки, продажи

Цена производителя – косвенные затраты + прямые затраты + прибыль + налоги

Цена оптовой организации – цена покупки + надбавка оптового звена + налоги

Цена розничной организации – цена покупки + надбавка розничного звена + налоги

Факторы, влияющие на решения по ценам

1. Потребители

2. Меры правительства в области ценообразования

3. Участники каналов сбыта.

4. Конкуренты.

5. Издержки.

Этапы разработки ценовой стратегии

-  Цели

-  Общая политика ценообразования

-  Ценовая стратегия

-  Реализация ценообразования

-  Приспособление цен

Цели ценообразования на лекарственные средства

1. Цели, ориентирование на сбыт

2. Цели, ориентированные на прибыль

3. Цели, ориентированные на существующее положение

Ценовая стратегия на лекарственные средства

1. Стратегия, основанная на издержках

2. Стратегия, основанная на спросе

3. Стратегия, основанная на конкуренции

Нормативные документы по ценообразованию на лекарственные средства

- Постановление Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства»

-  Постановление Правительства РФ № 865 от 29.10.2010г. «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»

-  Распоряжение Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015 «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год»

- Постановление Комитета РТ по тарифам № 8-1/соц «Об установлении предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»

Ценовая эластичность спросазависимость объема спроса на товар от изменения цены на него

Виды ценовой эластичности 

Эластичный спрос – спрос сильно зависит от изменения цен; коэффициент ценовой эластичности по модулю больше 1

Неэластичный спрос - спрос не зависит от изменения цен; коэффициент ценовой эластичности по модулю меньше 1

Факторы, влияющие на вид ценовой эластичности спроса

1. Наличие на рынке товаров-заменителей.

2. Срочность совершения покупки.

3. Доля расходов в бюджете потребителя на данный товар.

Подоходная эластичность спроса – зависимость объема спроса на товар от изменения доходов потребителей

Виды подоходной эластичности спроса

1. Коэффициент подоходной эластичности меньше 1: расходы на товары увеличиваются в меньшей степени, чем растут доходы.

2. Коэффициент подоходной эластичности больше 1: расходы на товары увеличиваются в большей степени, чем растут доходы.

3. Коэффициент подоходной эластичности равен 1: расходы на товары увеличиваются в меру роста доходов.

Классификация лекарственных препаратов по механизму ценообразования

1. Жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (цены регулируются и контролируются государством)

2. Лекарственные препараты, не относящиеся к жизненно необходимым и важнейшим (свободные рыночные цены, регулируемые спросом покупателей)

Алгоритм формирования розничной цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты

1. Проверяем наличие препарата в «Перечне жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»

2. Проверяем в «Государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» по конкретному производителю предельную цену производителя, предельную оптовую цену и предельную розничную цену.

3. В «Протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» находим фактическую отпускную цену производителя без НДС и фактическую оптовую отпускную цену с НДС.

4. Рассчитываем розничную надбавку в соответствии с ценовыми группами от фактической отпускной цены производителя без НДС.

5. Формируем фактическую розничную цену (оптовая цена с НДС + размер розничной надбавки).

6. Сверяем в «Протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» не превышена ли предельная розничная цена.

 

Практическое занятие 11. Особенности ценообразования на лекарственные средства

Цель занятия: Изучить факторы, влияющие на уровень цен на лекарственные средства, виды цен, расчет цен. Получить практические навыки по анализу и расчету цен на лекарственные средства.

К занятию по данной теме студенты должны изучить:

1. Факторы, влияющие на цены на лекарственные средства.

2.  Структура цены на лекарственные средства. Виды цен.

3. Источники торговых наложений.

4. Анализ и расчет суммы и уровни торговых наложений.

 




ЗАДАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

ЗАДАНИЕ 1. Рассчитайте оптовую и розничную цену на Ноотропил в капс. № 100. Цена завода-изготовителя 585 руб.

ЗАДАНИЕ 2. Рассчитайте оптовую и розничную цену на Промедол 1 % р-р 1,0 в апм. № 10. (Препарат включен в «Перечень жизненно-необходимых и важных лекарственных средств»). Цена завода – изготовителя 262 руб.

ЗАДАНИЕ 3. Определить фактически сложившиеся уровни реализованных, наложений в каждой товарной группе, а также средний уровень наложений и коэффициент себестоимости в аптеке.

Реализация по группам товара:

минеральные воды 3,1 тыс. руб. в розничных ценах, 2,48 тыс. руб. в оптовых ценах;

медикаменты и химтовары 53,2 тыс. руб. в розничных ценах, 29,8 тыс. руб. в оптовых ценах;

перевязочные материалы 6,2 тыс. руб. в розничных ценах, 5,71 тыс. руб. в оптовых ценах;

ЗАДАНИЕ 4. Определить сумму наложений на планируемый год по группе медикаменты и химтовары, если реализация за текущий год по этой группе составила 175,3 тыс. руб. в розничных ценах, 103,9 тыс. руб. в оптовых ценах.

Проект плана товарооборота по группе медикаменты и химтовары186,3 тыс. руб.

ЗАДАНИЕ 5. Реализация в оптовых ценах 180 тыс. руб.

Уровень наложения 29%

Определить товарооборот аптеки за данный период.

ЗАДАНИЕ 6. Определить средний уровень наложений и коэффициент себестоимости, сложившиеся в текущем году.

Товарооборот 167,5 тыс. руб., торговые наложения 48,58 тыс. руб.

ЗАДАНИЕ 7. Разработать проект плана торговых наложений, если средний уровень наложений за ряд лет составил:

31,5%, 30%,29,5%, 29%). Проект плана общего товарооборота 95 тыс. руб.

Самостоятельная работа

Решите ситуационные задачи по формированию цены на лекарственные препараты и планированию торговых наложений.

1. Рассчитать розничную цену на лекарственный препарат. Цена завода-производителя – 45 руб., цена оптовой организации – 52 руб.

2. Рассчитать розничную и оптовую цену на лекарственный препарат. Цена завода-производителя – 568 руб.

3. Определить средний уровень наложений и коэффициент себестоимости сложившийся в текущем году. Реализация составила: медикаменты и химтовары 82,4 тыс. руб. в розничных ценах, 50 тыс. руб. в оптовых ценах, прочие товары 6,6 тыс. руб. в розничных ценах, 5,6 тыс. руб. в оптовых ценах.

4. Разработать проект плана торговых наложений для группы минеральные воды, если реализация за текущий год по этой группе составила 17 тыс. руб. в розничных ценах, 15,7 тыс. руб. в оптовых ценах.

Проект плана общего товарооборота 192 тыс. руб., в т. ч. группа минеральные воды составляет 0,9 %.

5. Разработать проект плана торговых наложений, если средний уровень наложений за ряд лет составил: 31,5 %, 30 %, 29,5 %, 29 %. Проект плана общего товарооборота 95 тыс. руб.

 

Литература

Основная:

1. Управление и экономика фармации: учебник В.Л. Багирова, Е.А.Максимкина, Р.Т. Глембоцкая, П.В. Лопатина и др.; Под ред. В.Л. Багировой. – М.: «Медицина», - 2004., - 720 с.

2.  Управление и экономика фармации: Учебник в двух томах / А.А. Теодорович, Е.Е. Лоскутова, Е.А. Максимкина и др., под ре. Е.Е. Лоскутовой. – М.: «Академия», - 2004., - 447 с.

3. Криков В.И., Прокопишин В.И. «Организация и экономика фармации». – М.:Медицина, - 1991, - 623 с.

Дополнительная:

1. Постановление Правительства РФ № 654 от 08.08.2009 г. «О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства»

2.  Постановление Правительства РФ № 865 от 29.10.2010г. «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»

3.  Распоряжение Правительства РФ № 2724-р от 26.12.2015 «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год»

4. Постановление Комитета РТ по тарифам № 8-1/соц «Об установлении предельных розничных надбавок к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения»

5. Лобутева Л.А., Лопатин П.В., Чекова Л.П. «Организация фармацевтической помощи: системный маркетинговый подход (цикл лекций). – М.: ВУНМЦ МЗ РФ, - 174 с.

6. Лоскутова Е.Е., Савельева З.А., Зайцева З.И. «Финансово-экономический анализ деятельности аптечного предприятия». – М., МЦФЭР, - 1999. – 176 с.

7. «Справочник аптечного работника» под редакцией Издательскова А.Н. -1985. - 407 с.

8. Савельева З.А., Лоскутова Е.Е., Зайцева З.И. Основы экономики аптек. Цикл лекций. – М., - 1999. – 170 с.

9. Максимкина Е.А., Лоскутова Е.Е., Дорофеева В.В. «Конкурентоспособность фармацевтической информации в условиях рынка». – М., МЦФЭР, - 1999. – 256 с.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 311.