ПРОБЛЕМА                 Комментарий                       Позиция автора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

                       

                    ТИПЫ ИНФОРМАЦИИ В ТЕКСТЕ

                 Типы   информации Определения
Фактуальная информация Сообщение о фактах, событиях, процессах, упомянутых в тексте.
Концептуальная информация Субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
 Подтекстовая информация Не обозначенная словами, а только подразумевается.

                      СПОСОБЫ ОТСЫЛКИ К ТЕКСТУ

Способы Примеры
Ссылка на номер предложения Автор стремиться достучаться до читателя, трижды повторяя слово «одумайтесь»  ( предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отношение с природе.
Прямое цитирование «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Ш.А.Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые определяют наши поступки.
Косвенное цитирование. Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте. Автор подчёркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас. Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.

                        ПРИМЕРЫ- ИЛЛЮСТРАЦИИ

   Публицистический текст Художественный текст
v Автор обращается к собственному опыту и вспоминает… v Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата». v Автор разделяет мнение (кого)… v Публицист спорит (с кем) v Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что… v Особого внимания заслуживает мнение автора о … v В центре внимания автора случай… v Писатель изображает (кого, что)… v Герой говорит: «Цитата». v Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя… v Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как… v Симпатии автора на стороне героя, который…

    

                 ПОЯСНЕНИЕ К ПРИМЕРАМ

Публицистический текст Художественный текст
v Писатель хочет сказать, что… v Этот пример показывает, что… v Смысл этого высказывания в том, что… v Эти слова убедительно доказывают, что… v Я думаю, что этим примером автор хотел показать… v Приведённые слова содержат глубокий смысл… v Автор не случайно обращает наше внимание на… v Поступок героя показывает, что… v Слова(мысли) героя позволяют понять… v Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что… v Эти события автор описывает, чтобы…

 

             СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ

Смысловые отношения Типовые конструкции
Противопоставление Противопоставляя эти примеры (этих героев) , автор показывает
Сравнение, сопоставление Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Причина Что стало причиной этих событий( поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
Следствие, вывод Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Уступка Несмотря на то, что все убеждены в правильности…., герой (автор) думает иначе.

 

          ГДЕ ОБОЗНАЧЕНА СВЯЗЬ МЕЖДУ ПРИМЕРАМИ?

СВЯЗЬ Речевые клише
Указание на связь примеров как зачин в комментарии: Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.<…>
Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму: <…> Для сравнения обратимся к другому примеру. <…>
Указание на связь примеров как итог комментирования: Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…

ВНИМАНИЕ! Комментарий – это вторая часть Вашей работы, и в сочинении Вы размещаете его после сформулированной проблемы. Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К2 оценивания сочинения.

V .Определите позицию автора по выбранной вами проблеме.

 Что значит сформулировать позицию автора? 

 Позиция автора - это итог размышлений, вывод, к которому приходит автор текста. Мы знаем, что проблема текста – это вопрос, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чём автор видит решение проблемы.

Таким образом, проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит логика изложения мысли в сочинении нарушена.

                                     Проблема

                                       (вопрос)

 

                                 Позиция автора

                                        (ответ)

Как  проявляется позиция автора?

Позиция автора проявляется прежде всего в отношении автора к изображаемым явлениям, событиям, героям и их поступкам. Следовательно, читая текст, обращайте внимание на языковые средства, в которых выражается отношение автора к предмету изображения. 

Способы выражения позиции автора

· автор может заявлять о своём отношении к поднятой проблеме прямо, словесно полно выразив его в тексте;

· позиция автора может на быть выражена прямо, и тогда мы определяем её по косвенным признакам (чаще всего по каким – либо словам и отдельным репликам).

В случае если позиция автора не заявлена прямо, определить её вам может помочь отношение автора к поднятой проблеме:

· позитивное (положительное);

· негативное (отрицательное);

· нейтральное;

· двойственное;

Учитывается также, каково настроение автора.

Это может быть:

· ирония;

· сарказм;

· грустная, печальная тональность;

· радостная тональность;

· оптимистичный настрой;

· пессимистический настрой.

 

        СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА

 

Слова-маркеры Авторская позиция может быть выражена с помощью различных слов-маркеров: главное, самое важное, надо, нужно.
Оценочная лексика Оценочная лексика – слова, выражающие оценку различных явлений реальной действительности: отличный, прекрасный, превосходный, чудесный, изумительный, роскошный, великолепный – положительная лексика; скверный, гадкий, отвратительный, безобразный, наглый, нахальный, противный – отрицательная оценка.
Средства выразительности Отношение автора могут передаваться различными средствами выразительности: метафора, эпитет, риторическое восклицание.
Вводные слова Вводные слова могут выражать чувство-отношение автора.
Побудительные предложения Побудительные предложения содержат в себе различные призывы автора, обращённые к читателю.

 

Как может быть выражена авторская позиция в художественном тексте?  

Авторская позиция по основной проблеме текста – это основная мысль текста, она совпадает с идеей текста. Идея того или другого текста, как известно, обусловлена мировоззрением пишущего, его представлением об идеале. Постигая смысл того или иного текста, мы пытаемся приоткрыть духовный мир писателя, знакомимся с его взглядами на окружающий мир, ценностными приоритетами.

Позиция автора публицистического текста обычно выявляется довольно просто. Значительно труднее определить авторскую точку зрения художественного текста. Чтобы определить позицию автора художественного текста, необходимо ответить на следующие вопросы:

· положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?

· как относятся к герою окружающие его персонажи?

· как сказываются поступки героев на других персонажах произведения?

· согласен автор с героями или нет?

· автор осуждает или одобряет поведение героя?

· что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Ещё одна сложность состоит в разграничении позиции автора и героя-рассказчика. Заметим, что если герой совершает дурные поступки или высказывает мысли, противоречащие общепризнанным нормам, то автор скорее всего не одобряет такого героя и его отношение к жизни.

 

· Сказка — это мудрость национального опыта, всё испытавшей древности; она способна дать человеку ответы на все интересующие его вопросы: нравственные, этические, философские.

· Даже во взрослой жизни очень важно и нужно уметь спрашивать и слушать голос нашей сказки. Людям, сохранившим в себе вечного ребёнка, легче жить: они в ладу с национальной сказкой, а значит — с национальной мудростью, из глубин доисторической философии можно черпать ответы на множество вечных вопросов.

· Сказка – это мудрость древности, прошедшая через время, освещающая реальные, а не вымышленные трудности жизненного пути и помогающая справиться с ними. Сказка неразрывно связана с национальным самосознанием, поэтому она очень важна и нужна.

Можете использовать данные ниже обороты речи, которые вводят тезис, формулирующий главную мысль:

· Автор высказывает мысль о том, что ….

· Точка зрения автора состоит в следующем: ….

· Позиция И.А.Ильина состоит в утверждении мысли, что…

· Отличаются ли понятия «авторская идея» и «авторская позиция»?

· Автор считает, что…

· Автор подводит читателя к выводу о том, что…

· Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…

· Позиция автора такова…

· Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

· Автор убеждает нас в том, что…

· В тексте доказывается мысль о том, что…

· Основная мысль текста заключается в том, что…

· Автор призывает нас (к чему)..

· Автор осуждает (кого/что, за что)…

· Отношение автора к поставленной проблеме неоднозначно.

· Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает в том, что…

   Если автор прямо не говорит о своём отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, совершает поступки, несущие зло окружающим, то, скорее всего, автор думает так же, как вы.

    Если перед нами отрывок из художественного произведения известного писателя, позиция автора может быть выявлена и из материала, находящегося за пределами предложенного текста. В таком случае нужно вспомнить историю создания произведения: что подтолкнуло автора к работе, каков был замысел, каковы были социальные, политические, или нравственные воззрения автора в годы работы над произведением, в какое время оно создавалось, как  проявляется позиция автора?

Имейте в виду! Если вы справитесь с поставленной задачей, вы удовлетворите критерию К3 оценивания сочинения.

VI . Выражаем своё отношение к позиции автора.

 Обязательно прописываем свой тезис. Оформляем «переход» от первой части сочине­ния — комментирующей — ко второй — аргументирующей.

Можете использовать следующие конструкции «перехода»:

Я совершенно согласен (согласна) с позицией автора, поскольку…

Мне близка точка зрения автора, утверждающего, что…

Думаю, что писатель прав, полагая, что..

Размышляя над позицией автора, мне хотелось бы возразить: если, …то …

 

ВНИМАНИЕ! В тезисе «перехода» вам следует не просто согла­ситься или не согласиться с автором. Вам следует ещё раз подтвердить точку зрения, которую вы собираетесь обосновать. Поэтому обойтись без тавтологий здесь очень не просто, повторы в данном случае неизбеж­ны. Чтобы избежать нежелательных повторов, противоречий, тавтологий, следует произвести необходимые синонимические замены. Если вы со­гласны с автором, значит, необходимо ещё раз по-новому выразить его по­зицию. Если вы хотите возразить автору, необходимо тактично утвердить свою позицию, отделив её от позиции автора, и всем последующим тек­стом обосновать эту позицию.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 346.