Страхование гражданской ответственности перевозчика
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Перевозчик — это транспортное предприятие, которое выдает перевозочный документ (например, коносамент, билет и др.) и осуществляет перевозку грузов

или пассажиров. Ответственностью перевозчика является мера принудитель­ного имущественного воздействия, применяемая к перевозчику, нарушившему правила или договорные условия перевозки. Ответственность перевозчика выра­жается во взыскании штрафа либо в возмещении ущерба.

Страхование гражданской ответственности перевозчика ориентировано на имущественные интересы, связанные с ответственностью страхователя (транс­портной компании) за вред, причиненный пассажирам, грузовладельцам и иным третьим лицам (например, грузополучателям).

При страховании гражданской ответственности потерпевшим физическим и юридическим лицам выплачивается денежное возмещение в суммах, которые бы­ли взысканы по гражданскому иску в пользу потерпевших в случае причинения им увечья или смерти и/или гибели или повреждения их имущества в результате страхового события.

Применительно к гражданской авиации субъектом гражданской ответствен­ности перед третьими лицами является владелец воздушного судна, использую­щий его в момент причинения вреда. Страхователями при страховании граждан­ской ответственности авиаперевозчика являются лица, эксплуатирующие воздуш­ные суда в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного владения либо эксплуатирующие воздушные суда на других законных основаниях.

Под вредом понимают смерть, телесное повреждение или ущерб, нанесен­ный имуществу третьих лиц на поверхности земли и вне воздушного судна в ре­зультате физического воздействия корпуса судна или выпавшего из него лица или предмета.

Вопросы страхования гражданской ответственности авиаперевозчика регу­лируются нормами международного воздушного права, в частности, Римской кон­венцией о возмещении вреда, причиненного иностранными воздушными судами третьим лицам на поверхности, в которой участвует и Россия. По договору, стра­хования ответственности перевозчика страховщик оплачивает суммы, которые страхователь (т.е. авиаперевозчик) обязан выплатить по закону в качестве возме­щения за нанесение телесных повреждений или причинение ущерба имуществу третьих лиц в результате страхового события, связанного с действием воздушного судна или выпадением из него какого-либо лица или предмета. Аналогично про­водится страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажира­ми, а также за сохранность груза.

На морском транспорте проводится страхование ответственности судовла­дельцев, которое рассматривается в качестве самостоятельной отрасли страхова­ния. На страхование принимаются обязательства судовладельца, связанные с при­чинением вреда жизни и здоровью пассажиров, членов судового экипажа, лоцма­нов, грузчиков в порту и т.п. Кроме того, объектом страхования здесь выступают обязательства, связанные с причинением вреда имуществу третьих лиц. В пере­чень имущества входят другие суда, грузы, личные вещи членов экипажа, пассажиров, портовые сооружения (причалы, портовые краны, средства на­вигационной безопасности в акватории порта и др.).

К числу рисков, принимаемых на страхование, также относятся обязательст­ва:

• связанные с причинением вреда окружающей среде (например, от разливанефти в результате кораблекрушения);

• возникшие из-за претензий компетентных органов (портовой администра­ции, таможни, карантинной службы), предъявляемых к судовладельцу;

• по особым видам морских договоров (например, договор спасения судна, терпящего бедствие, договор буксировки судна, севшего на мель, и др.);

• расходы судовладельца по предупреждению ущерба, уменьшению или оп­ределению размера убытка.

Страхование ответственности судовладельцев осуществляется через клубы взаимного страхования. Впервые они возникли в Англии после 1720 г. и получили распространение с середины XIX в. в связи с бурным развитием морской торгов­ли. Клуб взаимного страхования - это особая форма организации морского стра­хования на взаимной основе между судовладельцами. По существу клуб представ­ляет собой общество взаимного страхования. В настоящее время в мире действует около 70 клубов взаимного страхования, преимущественно в Великобритании, Швеции, Норвегии, США. Шестнадцать ведущих клубов взаимного страхования, на долю которых приходится около 90% страхования мирового грузотоннажа, об­разуют Международную группу клубов. Бесспорным лидером этой группы явля­ется Бермудская ассоциация взаимного страхования судовладельцев Со­единенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии. Суммарный тон­наж, застрахованный в Бермудской ассоциации, составляет около 200 брутто-регистровых тонн. По правилам Бермудской ассоциации в России работает стра­ховое общество Ингосстрах.

На автомобильном транспорте проводится страхование ответственности ав­топеревозчика на случай возникновения убытков, связанных с эксплуатацией ав­тотранспорта как перевозочного средства и обусловленных претензиями о ком­пенсации причиненного вреда со стороны лиц, заключивших с перевозчиком до­говор о перевозке грузов. Условия наступления и объем ответственности автопе­ревозчика определяются национальными законодательствами каждой страны, а также нормами международного права (Конвенция о договоре международной пе­ревозки грузов по дорогам).

Страхование ответственности авто пере возчика относится к добровольным видам страхования. Однако в международном автомобильном сообщении это страхование получило широкое развитие, поскольку является дополнительной га­рантией для грузовладельца выполнения обязательств, взятых на себя автопе­ревозчиком.

В договор страхования ответственности автоперевозчика в международном сообщении обычно включаются следующие основные риски:

• ответственность автоперевозчика за фактическое повреждение и/или ги­бель груза при перевозке груза и за косвенные убытки, возникшие вследствие та­ких обстоятельств;

• ответственность автоперевозчика за ошибки или упущения служащих (пе­ред клиентами за финансовые убытки последних);

• ответственность автоперевозчика перед таможенными властями (за нару­шение таможенного законодательства);

• ' ответственность перед третьими лицами в случаях причинения вреда гру­зам.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 211.