Уровень развития | Количество детей, % до проведения опытно-педагогической работы | Количество детей, % после проведения опытно-педагогической работы |
I уровень (высокий) | 5 | 55 |
II уровень (средний) | 30 | 30 |
III уровень (низкий) | 65 | 15 |
Как видно из таблицы 6 благодаря совместной деятельности педагогов и родителей удалось повысить уровень сформированности игровых действий у детей, что бы убедиться в правильности выводов необходимо провести математическую статистику.
Для этого высчитываем средние показатели диагностики до и после проведения опытно-педагогической работы и рассчитываем t-критерий Стьюдента по формуле:
t = х1 – х2
√s12+s22 |
n1n2 |
Где х1 – среднее значение первой выборки
х2 – среднее значение второй выборки
n1 – объем первой выборки
n2 – объем второй выборки
s1 – дисперсия первой выборки
s2 – дисперсия второй выборки
Прежде всего, необходимо вычислить среднее значение и дисперсии для каждой выборки.
Среднее значение вычислялось по формуле:
Х=∑ _Хi_ , где
n
х – среднее значение
∑ - сумма
хi – данные по признаку (сумма)
n – количество
дисперсии вычислялись по формуле:
S2 = ∑_(х1-х)2_
n – 1 [10, с. 512].
После проведенных расчетов мы получили следующие результаты (таблица 7).
Таблица 7.
Расчет среднего значения t -критерия Стьюдента
№ | Выборки | Отклонения от среднего | Квадраты отклонений | |||
В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | В.1 | В.2 | |
1 | 13 | 15 | -10.95 | -14.86 | 119.9025 | 220.8196 |
2 | 17 | 25 | -6.95 | -4.86 | 48.3025 | 23.6196 |
3 | 28 | 34 | 4.05 | 4.14 | 16.4025 | 17.1396 |
4 | 30 | 38 | 6.05 | 8.14 | 36.6025 | 66.2596 |
5 | 21 | 30 | -2.95 | 0.14 | 8.7025 | 0.0196 |
6 | 39 | 40 | 15.05 | 10.14 | 226.5025 | 102.8196 |
7 | 37 | 19 | 13.05 | -10.86 | 170.3025 | 117.9396 |
8 | 10 | 27 | -13.95 | -2.86 | 194.6025 | 8.1796 |
9 | 20 | 37 | -3.95 | 7.14 | 15.6025 | 50.9796 |
10 | 15 | 13 | -8.95 | -16.86 | 80.1025 | 284.2596 |
11 | 19 | 28 | -4.95 | -1.86 | 24.5025 | 3.4596 |
12 | 32 | 26 | 8.05 | -3.86 | 64.8025 | 14.8996 |
13 | 22 | 30 | -1.95 | 0.14 | 3.8025 | 0.0196 |
14 | 32 | 34 | 8.05 | 4.14 | 64.8025 | 17.1396 |
15 | 12 | 40 | -11.95 | 10.14 | 142.8025 | 102.8196 |
16 | 18 | 29 | -5.95 | -0.86 | 35.4025 | 0.7396 |
17 | 39 | 36 | 15.05 | 6.14 | 226.5025 | 37.6996 |
18 | 16 | 25 | -7.95 | -4.86 | 63.2025 | 23.6196 |
19 | 10 | 29 | -13.95 | -0.86 | 194.6025 | 0.7396 |
20 | 34 | 39 | 10.05 | 9.14 | 101.0025 | 83.5396 |
Суммы: | 910 | 1075 | -0.1 | 0.04 | 3325.895 | 2094.3056 |
Среднее: | 23.95 | 29.86 |
Результат: tЭмп = 2.9
Критические значения
tКр | |
p≤0.05 | p≤0.01 |
1.99 | 2.64 |
Полученное эмпирическое значение t (2.9) находится в зоне значимости. Это подтверждает эффективность проведенной опытно-педагогической работы.
Динамика процесса по формированию игровой деятельности детей представлена на рисунке 3.
Рисунок 3. Соотношение уровней сформированности игровой деятельности в группе № 4 до и после проведения опытно-педагогической работы
Выводы
Сформированность игровых действий детей зависит от множества факторов. В том числе от отношения к игре со стороны значимых для ребёнка взрослых (родителей и воспитателей). От их подготовленности к формированию игровой деятельности и от взаимодействия друг с другом. Чтобы проверить данное утверждение была проведена опытно- педагогическая работа. Которая заключалась в методическом сотрудничестве родителей и педагогов детского сада в формировании процесса игровой деятельности. Вначале опытно-педагогической работы была проведена диагностика по методике Р.Р. Калининой на выявление уровня развития игровых действий у детей. Согласно результатам методики у 65% детей наблюдался низкий уровень сформированности игровых действий. У 30% средний уровень и лишь у 5% - высокий уровень сформированности игровых действий.
Была разработана программа по взаимодействию педагогов и родителей в формировании игровой деятельности детей. Программа включала в себя методические советы и задания, которые поэтапно выполняли родители и педагоги. После реализации программы была проведена повторная диагностика уровня сформированности игровой деятельности детей, которая показала, что количество детей с высоким уровнем сформированности игровой деятельности возросло (55%), а количество детей с низким уровнем сформированности игровой деятельности значительно уменьшилось (15%). Это означает, что гипотеза, заявленная во введении, подтвердилась. Чтобы проверить правильность сделанного вывода была применена математическая статистика. Расчет t-критерия Стьюдента показал, что полученное эмпирическое значение t =2.9 находится в зоне значимости. Следовательно, при согласовании способов и приемов формирования игровой деятельности детей в детском саду и семье возможно достичь повышения уровня развития сформированности игровой деятельности детей.
Список используемой литературы
1. Абрамян Л.А. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемова и др. / под ред. С.Л. Новоселовой.- М.: Просвещение, 2016.- 286 с.
2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада.-М.: Мозаика-Синтез, 2017.-164 с.
3. Детство. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования.- М.: Детство-Пресс, 2017.- 528 с.
4. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей.- М.: Просвещение, 2015.- 96 с.
5. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры // Дошкольное воспитание. – 2014. - №5.- С.10-13.
6. Зворыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 2015.- 314 с.
7. Калинина Р. Р. Психолого-педагогическая диагностика в детском саду. — СПб.: Речь, 2017. - 144 с.
8. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 2016.- 258 с.
9. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: АСТ, 2012.- 271 с.
10. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / под ред. Д.Я. Райгородского. М.: Алетейа, 2014.- 268 с.
11. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / под ред. М.А. Васильевой. – М.: Просвещение, 2017.- 302 с.
Приложение 1
Советы родителям
* Ваш ребенок становится взрослее, его интересует все окружающее, он не пререстает задавать вопросы. Уважительно относитесь к его любознатель-
ности, отвечайте ему вниманием Взрослый, умеющий ответить на любой
вопрос ребенка, возвышается в его глазах, становится для него непререкае-
мым авторитетом.
* Старайтесь как можно больше общаться с малышом. Делайте это не
формально, покрывайте заинтересованность вашим разговором. Давайте ре-
бенку пищу для размышления. Предлагайте идеи, требующие дальнейшего
развития — в игре, в рассуждении, в экспериментировании.
* Ваш малыш в этом возрасте особенно интересуется опытами, экспериментами с предметами. Его волнуют разные вопросы: «Почему мяч по-
бывал в воде, но не промок?». «Почему асфальт летним вечером еще теп-
лый», «Где пчелы берут мед?» — и многое другое. Ответы на детские
вопросы ищите в различных источниках информации справочниках, эн-
циклопедиях, художественной литературе. Перерабатывайте полученные
сведения так, чтобы можно было ответить ясно и понятно, но не зани-
жайте уровень интеллектуальных возможностей своего ребенка, пусть он
испытает удовлетворение от усилий, приложенных к тому, чтобы понять
полученную от вас информацию.
* Больше читайте ребенку, сделайте совместное чтение домашней тради-
цией, специально отводите для этого время. Детям 4 — 5 лет по-прежнему нра-
вятся сказки, которые учат добру, смелым поступкам. Но особенно интерес-
ны ребятам сюжеты, в которых есть приключения, путешествия и, конечно,
герои, достойные подражания.
* Используйте возможность узнать, что заинтересовало вашего малыша
в рассказе, попросите его нарисовать свои впечатления об услышанном. По-
могите ребенку отобразить заинтересовавший его сюжет в игре. Поставьте
по знакомому сюжету домашний спектакль в виде игры, где роли скорее
проживаются, чем репетируются. Пусть это будет спектакль «не на показ,
а для души, то есть игра в полном смысле этого слова. Она захватит вас сво-
ей сиюминутностью ведь желание угасает достаточно быстро и его надо вов-
ремя «схватить», провести игру на пике интереса, тогда и результат (то есть
пережитое чувство, состояние) будет ценнее.
* Отведите малышу специальный ящик или коробку для различного мате-
риала: оставшихся от старых конструкторов и игрушек колесиков, пластин,
кубиков, брусков, палочек, а также шишек, камешков, пуговиц. Все эго при-
годится ребенку в игре, разбудит фантазию.
Если вы видите, что ребенок, вдохновленный какими-то своими идея-
ми и эмоциями занят игрой, постарайтесь не отвлекать его, попробуйте по-
наблюдать, в какие итры и как он играет. Если малыш играет с удовольстви-
ем, обустраивает игровое поле, то это значит, что его идеи в игре не иссякли;
если проигрывает один и тот же сюжет, а действия однообразны, то ему не-
обходима ваша помощь. Вовремя подскажите ребенку, какие могут быть ва-
рианты развития игрового сюжета, какие новые персонажи могут в нем ис-
пользоваться, и игра оживится.
* Рассказывайте ребенку о прсфессиях, читайте ему соответствующую ли-
тературу, показывайте профессию «в действии»: как дворник убирает двор, как
парикмахер общается с клиентом, как продавец взаимодействует с по-
купателем. Свои впечатления ребенок перенесет в игру. Дома поиграй-
те с ним в игру на тему профессии, например, предложите малышу стать врачом, а сами побудте в роли
пациента. Главное — подтолкнуть малыша на роле-
вой диалог, научить его общаться в игре.
* Поощряйте совместные игры ребенка со сверстниками, так как имен-
но они способствуют развитию ролевых отношений в игре, умения распре-
делять роли, создавать общий замысел, вести ролевой диалог [2, с. 8].
Дата: 2019-02-25, просмотров: 202.