И.Ф. ребенка | 1 критерий | 2 критерий | 3 критерий | 4 критерий | 5 критерий | 6 критерий | 7 критерий | Уровень сформированности |
1.А.Н. | + | - | - | + | + | - | - | низкий |
2.Г.А. | + | + | + | - | - | - | + | средний |
3.Д.Р. | - | + | - | + | - | + | - | низкий |
4.Д.И. | - | - | - | - | - | + | + | низкий |
5.Е.Е. | - | - | - | - | + | - | - | низкий |
6.К.Д. | + | + | + | + | + | + | + | высокий |
7.К.Е. | + | + | + | + | - | - | - | средний |
8.К.К. | - | - | + | + | + | + | + | средний |
9.Л.О. | - | - | + | + | + | - | - | низкий |
10.Л.М. | + | - | + | - | - | - | - | низкий |
11. Л.Ю. | + | + | + | - | - | - | - | низкий |
12. М.Д. | + | - | - | + | - | - | - | низкий |
13. П.С. | - | - | - | + | - | + | + | низкий |
14.П.Р. | - | - | + | - | + | - | + | низкий |
15. Р.К. | + | - | - | - | - | - | + | низкий |
16. С.Е. | + | + | - | - | + | - | - | низкий |
17. Т.В. | - | + | + | + | - | - | - | низкий |
18. У.И. | + | + | + | - | - | + | + | средний |
19. Ш.А. | - | + | + | + | + | - | - | средний |
20. Я.В. | + | - | + | - | + | + | - | средний |
Таким образом, согласно данным таблицы № 1 большинство детей (13 из 20) имеют низкий уровень сформированности игровой деятельности. Ренат Д., Ваня Д., Даша М., Оля Л. и другие не могли придумать самостоятельно игровое действие, не пытались вникнуть в общий замысел, часто повторяли одно и тоже и не могли обойтись без подсказки или наводящего вопроса, брали какие-то предметы не зная, куда их приспособить. Особенно пассивной оказалась Ева Е., она ничего сама не могла выдумать и только повторяла слова и действия других, или просто мотала куклой из стороны в сторону. Ей досталась роль бабушки, когда воспитатель спросила ее что она делает, Ева лишь улыбалась и пожимала плечами.
Средний уровень у 6 детей. Алеша Г., Егор К., Катя К., Ира У., Ариша Ш., Васелина Я. охотно включались в игру, определяли, кто кем будет и кто-что будет делать, придумывали игровые действия, но не какие-то новые, а те, что выполняли всегда: укладывались спать, варили кушать, кушали, ходили в магазин. Никому из детей не пришло в голову, например, сходить в кинотеатр или бассейн. Эти дети отвечали на вопросы, о том что они делают и кто они (их роль в игре). В игровой обстановке использовали реальные предметы и их заместители.
Лишь один ребенок имеет высокий уровень сформированности игровой деятельности. Даниил без труда распределил для всех роли, когда Маша хотела быть дочкой, а Катя говорила, что дочкой будет она, Даниил решил, что пусть они обе будут дочками. Он сам себе придумал работу, он был рыболовом, ловил рыбу и приносил ее «маме», заставляя ее пожарить. Тем детям, которые не знали что делать он быстро находил задание, например: «Юра, а давай ты тоже будешь ловить рыбу, сколько ты поймал? А давай у тебя и у меня кончились червяки и ты пошел их для нас накопать?». Удочку он представлял, имитировал движения рыбака: насаживание червяка на крючок, закидывание и вытаскивание удочки. Рыбой у него были большие деревянные кубики.
В процентном соотношении уровень сформированности игровой деятельности в группе представлен в таблице 2.
Таблица 2.
Уровень сформированности игровой деятельности детей средней группы № 4 в процентном соотношении
Уровень развития | Количество детей, % |
I уровень (высокий) | 5% |
II уровень (средний) | 30% |
III уровень (низкий) | 65% |
На рисунке 1 можно увидеть соотношение уровней сформированности игровой деятельности в группе № 4.
Рис 1. Соотношение уровней сформированности игровой деятельности в средней группе № 4
Для того чтобы активизировать развитие игровой деятельности в группе № 4 была разработана программа, направленная на взаимодействие педагогов детского сада и родителей в формировании игровой деятельности детей.
Содержание и формы взаимодействия педагогов и семьи в развитии игровой деятельности детей
Программа взаимодействия педагогов детского сада и родителей на развитие игровой деятельности разрабатывалась на основе методических рекомендаций по развитию игровой деятельности Н.Ф. Губановой.
В программе приняли участие 15 родителей тех детей, чей уровень сформированности игровых действий был наиболее низкий.
Цель программы - согласованно направлять игровые действия ребенка.
Задача родителей заключалась в том, чтобы принимать активное участие в играх ребенка дома, направляя его игровую деятельность согласно методическим советам и заданиям, полученным от педагогов детского сада [2, с. 3].
Родителям были розданы памятки с действиями, которые они должны были выполнять.
1. Необходимо подключаясь к уже начавшейся ролевой игре ребенка и принимая дополнительную роль (которую обычно ребенок приписывает куклам) — пациента, пассажира, покупателя, может через игровые действия, реплики, попутные пояснения существенно расширить представления ребенка об обеих ролях и соответствующем им поведении и, следовательно, увеличить диапазон его возможных игровых действий.
2. Подключаясь к игре ребенка, взрослый должен иметь в виду смысловое поле, в котором уже действует ребенок (то есть сюжет игры, игровую роль), и вносить свои предложения и поправки как бы изнутри него.
3. После самостоятельной игры ребенка полезно обсудить с ним, во что он сегодня играл, кем был. (Ведь когда он играет один, у него нет нужды в названии, обозначении своей роли, тогда и осознание ее может задерживаться).
4. Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает на первых порах, какой именно игрушки нет и где ее можно взять.
5. Во время игр, возникающих по инициативе детей, используется также подсказ действий с учетом жизненного опыта ребенка.
6. Прямой подсказ легче воспринимается ребенком, но в данной возрастной группе необходимо использовать косвенный подсказ. Косвенный подсказ сложнее. Например, если спрашивают: «Твоя кукла поспала, а что она сейчас будет делать?» [6, с. 18].
Родителям, согласно образовательной программе «Детство», по которой проходят занятия в группе № 4, было предложено 9 сюжетно-ролевых игр, включающих в себя элементы дидактической, театрализованной, развивающей игры (таблица 3). Были оговорены сам сюжет и игровые действия, к которым необходимо побуждать ребенка. После того, как игра провелась дома родителем, она проводилась и в детском саду. Таким образом, поэтапно друг за другом с детьми были проиграны все заданные сюжеты.
Особое внимание обращалось на то, повторяет ли ребенок только те действия, которые были проиграны дома, или еще и придумывает что-то новое.
Таблица 3.
Программа развития игровых умений и навыков детей младшего дошкольного возраста
Порядковый номер | Краткая характеристика игры |
1 | Сюжетно-ролевая игра «Новоселье» Методические приемы: воспитатель / родитель побуждает к игре на данную тему, например, накладывает вещи в большую сумку, приходит в уголок с игрушками и осматриваясь кругом говорит: «Наконец-то переехали в новую квартиру, нужно срочно все разложить по своим местам, приготовить обед и позвать в гости соседей, чтобы поближе с ними познакомиться. Дидактические игры: «Каждой вещи свое место», «Накрываем на стол», «Чаепитие» |
2 | «Продуктовый магазин» Методические приемы: взрослый использует прием подключения к играющим детям, взяв на себя дополнительную роль. Продуктивная деятельность: Изготовление бумажных денег. |
3 | «Больница» Методические приемы: взрослый проводит экскурсию по больнице, описывая медицинский кабинеты и называя врачей (лор, окулист) и предлагает детям пройти медицинский осмотр. Дидактическая игра: «Кто прививки не боится» Продуктивная деятельность: каждый врач берет в свой кабинет необходимые для него принадлежности, если чего-то не хватает, изготавливая атрибуты из картона совместно со взрослым. |
4 | «Ветеринарная клиника» Методический прием: взрослый в роли врача открывает ветеринарную клинику и приглашает детей со своими питомцами посетить ее. Дидактические игры «Поможем питомцу»; «Как ухаживать за Дружком» |
5 | «Салон красоты» Методические приемы. рассказ о том, что в салоне красоты можно посетить парикмахера, маникюрный кабинет, массажный кабинет, солярий, фитокабинет, макияж. Но записываться нужно заранее. рассматривание картинок по данной теме. Дидактические игры: «Модная прическа», «Модный макияж». Продуктивная деятельность: организация игрового пространства с необходимыми атрибутами. |
6 | «Семья» Методические приемы: подсказать сюжет, например, папа уходит в дальнее плавание на военном корабле, мама собирает ему вещи а сама отводит детей в детский сад и уходит на работу в парикмахерскую, после работы мама забирает детей из детского сада и заходят в магазин. |
7 | «Актеры. «Концерт по заявкам» Методические приемы: помощь в организации сцены, объявление номеров. Помощь в создании костюмов для выступления. |
8 | «День в детском саду» Методические приемы: воспитатель приводит Степашку и говорит, что он сегодня первый раз пришел в детский сади нужно его со всеми познакомить, все показать и рассказать. |
9 | «В дороге» Методический прием: создание игровой ситуации. Кто-то водитель автомобиля, кто-то автобуса, кто-то трамвая, кто-то регулировщик, все движутся по правилам. У кого-то сломалась машина, он встает на ремонт. Дидактическая игра: «Светофор». |
В ходе реализации предложенной программы по формированию игровых навыков детей средней группы было выявлено, что вначале дети повторяли все как играли дома, но потом каждый начинал вносить что-то новое в привычный сюжет. Так, Наташа А. во время игры в «Актеры» сказала: «Мне нужен личный парикмахер, кто хочет сделать мне прическу и накрасить меня». Егор К. во время игры «В дороге» сказал: «Я быстро ехал по дороге, сорвался со скалы и упал в реку, но моя машина может стать подводной лодкой, и теперь я еду по самому дну, а впереди утонувший корабль с сокровищами», «А я буду акула, которая охраняет сокровища» - сказала Оля Л.
Ренат Д. в игре «Новоселье» сказал, что он живет на самом верхнем этаже и у него ремонт, он строит дома бассейн. В игре «Продуктовый магазин» Женя С. купил чипсы и пепси-колу и сказал, что пойдет сейчас к своему другу, они вместе будут играть в компьютерную игру и есть чипсы, он предложил Даниилу быть его другом, на что Даниил согласился и потом придумал, будто антигерой из компьютерной игры вышел, и они с ним сражались и победили. Играя в ветеринарную клинику, Вова Т. заявил, что он укротитель крокодилов, и у одного из его питомцев разболелись зубы. Он привязал к деревянной швабре ленточку тащил ее за собой и уверял всех, что это его больной крокодил Гена. Катя К. активно участвовала в игре «Салон красоты», она была косметологом, вырезая из журнала «AVON» фотографии кремов, помады и другой косметики она делала макияж детям.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 569.