Финансовый менеджмент базируется на ряде взаимосвязанных концепциях теории финансов – это концепции денежного потока, временной ценности денежных ресурсов, компромисса между риском и доходностью, цены капитала, эффективности рынка капитала, асимметричности информации, агентских отношений, альтернативных затрат.
1. Концепция денежного потока. Суть концепции – все экономические процессы и явления можно представить в виде движения денежных потоков: входящих и исходящих. Концепция предполагает:
· идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид;
· оценку факторов, определяющих величину его элементов;
· выбор коэффициентов дисконтирования для соизмерения разновременных элементов денежного потока;
· оценку риска, связанного с данным потоком, и способ его учета.
2. Концепция временной ценности денег. Суть концепции – в рыночной экономике все денежные ресурсы, участвующие в финансовых операциях имеют временную ценность. Временная ценность денег – это объективно существующая характеристика денег, означающая не равноценность исходной и ожидаемой к получению денежных сумм в результате инфляции, риска неполучения ожидаемой суммы и капитализации (ожидание приемлемого дохода). Концепция «временной ценности» денег является ключевой в решении проблемы эффективного вложения денежных средств в условиях рынка.
3. Концепция компромисса между риском и доходностью. Суть: категории риск и ожидаемая доходность взаимосвязаны прямо пропорциональной зависимостью: высокая доходность сопряжена с высоким риском. В финансовом менеджменте решаются предельные задачи: максимизация доходности или минимизации риска, но чаще речь идет о поисках разумного соотношения между риском и доходностью. Например, в банковской сфере или при формировании портфеля ценных бумаг.
4. Концепция цены капитала. Смысл концепции – обслуживание различных источников финансирования обходится предприятию не одинаково. Цена капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника (собственного или заемного) и позволяющего компании не оказаться в убытке. Поэтому цена капитала используется в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании.
5. Концепция эффективности рынка капитала. Степень эффективности рынка в этом случае характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Это гипотеза эффективности рынка. Две основные характеристики эффективного рынка:
· инвестор ожидает не выше среднего доход на авансированный капитал при заданной степени риска;
· уровень дохода на инвестированный капитал есть функция степени риска.
6. Концепция асимметричности информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл: отдельные категории лиц могут владеть информацией, не доступной всем участникам рынка в равной мере (наличие асимметричной информации). Ее носители – менеджеры и владельцы компании могут использовать различным образом в зависимости от того, какой эффект может дать ее обнародование (положительный или отрицательный). Достижение абсолютной информационной симметрии равносильно уничтожению рынка.
7. Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Смысл: существует разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут не совпадать. Для устранения возможных противоречий между целями конфликтующих групп владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки, величина которых должна учитываться в процессе принятия решений финансового характера.
8. Концепция альтернативных затрат играет ключевую роль в оценке альтернативных вариантов, например вложения капитала. Альтернативные затраты – это упущенная выгода, представляют собой возможный доход компании при ином варианте использования ресурсов.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 253.