Функции финансового менеджмента как управляющей системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инфляция и ее влияние на принятие решений в сфере финансового менеджмента

Основные решения финансового характера, имеющие критическое значение для предприятия, носят чаще всего долгосрочный характер и связаны с выбором инвестиционных проектов. такой выбор основывается на расчете прогнозных величин чистого приведенного эффекта. Качество расчета зависит от точности прогноза денежных поступлений и величины задаваемого менеджером приемлемого уровня эффективности инвестиций. При расчетах необходимо руководствоваться двумя принципами: а) применять модифицированный коэффициент дисконтирования, содержащий поправку на прогнозируемый уровень инфляции; б) при прочих равных условиях отдавать предпочтение проектам с более коротким сроком реализации. Планируя свою деятельность в условиях инфляции, целесообразно также придерживаться некоторых простых правил:

· не держать излишние денежные средства «в чулке», на расчетном счете, сократить займы и кредиты знакомым и контрагентам;

· свободные деньги необходимо вкладывать либо в недвижимость, либо в дело, сулящее несомненные выгоды;

· по возможности необходимо жить в долг (безусловно, это должно быть подкреплено экономическими расчетами, подтверждающими будущую кредитоспособность).20

В условиях инфляции величина капитала, необходимого для нормального функционирования деятельности предприятия, постоянно возрастает. Это обусловлено ростом цен на потребляемое сырье, увеличением расходов по заработной плате и пр. Таким образом, даже простое воспроизводство, т. е. поддержание неуменьшающейся величины экономического потенциала предприятия, требует дополнительных источников финансирования. Безусловно, это относится прежде всего к перспективному финансовому планированию.

Что касается финансовых решений кратко- и среднесрочного характера, то и здесь необходимо исходить прежде всего из принципа, что выбранное решение должно по крайней мере не уменьшать экономического потенциала предприятия. Можно привести такой пример. Допустим, что предприниматель владеет суммой в 1 млн. руб., а цены увеличиваются в год в среднем на 15%. Это означает, что уже в следующем году, если предприниматель будет хранить деньги «в чулке», их покупательная способность уменьшится и составит в текущих ценах 850 тыс. руб.

Аналитические расчеты подобного типа можно делать как на основе общего индекса цен, так и на основе индивидуальных индексов. Информационным обеспечением экспертных оценок могут служить инвентаризационные описи, на основе которых можно рассчитать динамику и индексы цен по используемой на предприятии номенклатуре сырья, материалов, товаров. Каждый эксперт, получив исходные данные, делает свой прогноз индивидуальных индексов цен. Далее эксперты в ходе общей дискуссии, выдвигая аргументы «за» и «против», приходят к общему решению. Более точное описание приведенных процедур и аппарат статистической обработки полученных результатов приводятся в литературе по методам экспертных оценок.21

Анализ дивидендной политики в предшествующем периоде - предполагает оценку факторов, оказавших влияние на дивидендную политику предприятия, а также показателей, позволяющих количественно оценить динамику дивидендных выплат и их эффективности. Результатом данного этапа является перечень недостатков существующей дивидендной политики, которые необходимо устранить.

Оценка факторов, влияющих на дивидендную политику. Данный этап предполагает анализ размеров, сроков и самой целесообразности выплаты дивидендов. Кроме того, на данном этапе должны быть оценены группы факторов - юридические, управленческие, экономические и инвестиционные. После оценки влияния данных факторов можно переходить к следующему этапу. Результатом данного этапа должно стать решение - о необходимости (или отсутствии необходимости) формирования дивидендной политики, а также должны быть определены основные характеристики механизма выплаты дивидендов.

Выбор оптимального типа дивидендной политики, обеспечивающей как максимизацию совокупного богатства акционеров, так и достаточное финансирование деятельности предприятия. Формирование основных типов дивидендной политики (консервативного, умеренно консервативного, агрессивного), выработанных мировой практикой, связано с существованием нескольких теорий влияния размера выплачиваемых дивидендов на цены акций (рыночную стоимость компании) и благосостояние акционеров. Тип дивидендной политики будет закреплен в Положении о дивидендной политик и является долгосрочной схемой организации дивидендных выплат. Данный этап - достаточно важен в формировании дивидендной политики, так как от него зависит эффективность самой системы дивидендных выплат. Основной результат данного этапа - зафиксированный во внутренних нормативных документах предприятия четкий механизм распределения прибыли предприятия и организации дивидендных выплат.

Согласование дивидендной политики с другими направлениями деятельности предприятия. На этом этапе осуществляется учет факторов внутренней среды предприятия. Так как дивидендная политика носит стратегический характер, то её влияние на все стороны деятельности организации велико. Поэтому так важно учесть взаимовлияние стратегий по отдельным направлениям деятельности фирмы со стратегией выплаты дивидендов. Результатом данного этапа является перечень требований к аспектам формирования дивидендной политики.

Далее осуществляется утверждение дивидендной политики собственниками фирмы. При этом акционеры знакомятся с Положением о дивидендной политике и после обсуждения и корректировки - принимают его. Это необходимый этап формирования дивидендной политики, так как, прежде всего, она направлена именно на собственников, поэтому должна носить четкий и прозрачный для них характер и должна быть ими принята и утверждена.

Распределение прибыли в соответствии с выбранной дивидендной политикой - осуществляется на основании Положения о дивидендной политике, где предусмотрены все механизмы и аспекты данного процесса. Результатом данного этапа является определение капитализируемой части прибыли и размера фонда дивидендных выплат. Значение данного этап велико, так как наличие и размер капитализируемой части прибыли определяет развитие деятельности предприятия, а значит - перспективы его будущего успешного существования.

Определение общего уровня дивидендных выплат и принятие решения о размере выплат на одну обыкновенную акцию. Для собственников предприятия данный этап имеет особое значение, так как определяет непосредственно их доход по результатам деятельности предприятия за период. Следует отметить, что принятие решения о выплате дивидендов и об их размерах в значительной мере зависит от стадии жизненного цикла компании. Например, если дирекция намечает осуществить масштабную программу реконструкции действующего производства, источником финансирования которой является доход от дополнительной эмиссии акций, то такой эмиссии должен предшествовать длительный период выплаты высоких дивидендов. Только в таком случае может быть гарантирован высокий курс акций и, соответственно, устойчивый доход от их размещения.

Оценка эффективности дивидендной политики и ее коррекцию по результатам оценки [14, с. 114]. Для оценки эффективности дивидендной политики акционерного общества используют следующие показатели: а) коэффициент дивидендных выплат; б) коэффициент соотношения цены и дохода по акции. При оценке эффективности дивидендной политики могут быть использованы также показатели динамики рыночной стоимости акций. На данном этапе определяются сильные и слабые стороны дивидендной политики в зависимости от результатов проведенного анализа показателей. Результатом данного этапа является выработка рекомендаций по совершенствованию механизма дивидендной политики на предприятии.

Совершенствование и последующие корректировки дивидендной политики организации - несмотря на то, что дивидендная политика должна формироваться исходя из условия, что это - часть долгосрочной финансовой стратегии предприятия, но изменения, происходящие во внешней и внутренней среде фирмы обуславливают необходимость коррекции установленных механизмов дивидендной политики. Это осуществляется для обеспечения большей эффективности деятельности предприятия и улучшения условий для собственников. Результатом данного этапа становится новый механизм осуществления дивидендной политики на предприятии, который больше соответствует новым условиям существования фирмы и приносит больший эффект.

Отметим, что какого-то единого формализованного алгоритма в выработке дивидендной политики не существует - она определяется многими факторами, в том числе и трудно формализуемыми, например психологическими. Поэтому каждое предприятие должно выбирать свою субъективную политику исходя, прежде всего из присущих ему особенностей.

Соблюдение последовательности данных этапов при формировании дивидендной политики ведет к её устойчивости, эффективности, высокому уровню соответствия условиям существования фирмы. Формирование устойчивой и эффективной дивидендной политики является свидетельством благополучия и эффективности деятельности предприятия, способствует улучшению всех показателей финансового состояния, что в итоге положительно сказывается на уровне его рыночной стоимости.

12. Проблемы оценки эффективности инвестиций

Инвестиционный климат в нашей стране в настоящее время можно охарактеризовать как неблагоприятный:([2, стр. 47]) обостряются социальные проблемы, сохраняется неустойчивое законодательство, в том числе и в сфере налогообложения. К тому же одной из важных причин, останавливающих потенциальных инвесторов, является недостаточно убедительное для них обоснование эффективности даже тех производственных инвестиционных проектов, которые и при имеющемся в стране риске могут принести высокую прибыль, обеспечить необходимую рентабельность вложений. При оценке эффективности инвестиционных проектов основными проблемами чаще всего становятся:

    • “неполнота или неточность информации о динамике технико-экономических показателей, параметрах новой техники и технологии;
    • производственно-технологический риск (аварии и отказы оборудования, производственный брак и т.п.;
    • “ колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов и т.п.;
    • “неопределённость целей, интересов и поведения участников”.

Безусловно, моделирование динамических процессов (которое включает и оценку эффективности инвестиционных проектов) для переходных периодов в науке и технике всегда гораздо более сложная задача, чем моделирование квазистационарных состояний. Моделирование экономических процессов в период перехода к рыночным отношениям не является исключением из этого правила. Поэтому успешное развитие методологического обеспечение оценки инвестиционной привлекательности проектов в современных условиях требует объединения усилий всех заинтересованных организаций.

Для координации работ необходимо создание независимой группы экспертов с целью:

    • обобщения опыта оценки инвестиционной привлекательности проектов;
    • определения наиважнейших направлений совершенствования методического обеспечения;
    • организации разработки на конкурсной основе основных аспектов методического обеспечения;
    • создания банка исходных данных по приоритетным направлениям основных отраслей производства и сферы услуг;
    • максимально возможной и обоснованной стандартизации алгоритмов расчёта критериев оценки эффективности инвестиций и их количества;
    • централизованной разработки среднесрочных прогнозов темпов инфляции, курсов валют, изменения ценовой структуры.
    1. 2. 1 Пути совершенствования оценивания инвестиционных проектов при переходе к рыночной экономике.

Безусловно, существует множество проблем, с которыми приходится сталкиваться инвесторам, а также экспертам при оценке эффективности инвестиционных проектов

Но учитывая уникальный характер нашей страны существуют реальные возможности получения высокой отдачи на капитал. Уникальность заключается в огромных природных богатствах, в квалифицированных кадрах, которые к тому же “привыкли” к относительно низкой оплате их труда, а также в достаточно развитой производственной инфрастуктуре.

Современная экономика является нестационарной, переходной. Ей присущи весьма повышенные и меняющиеся риски всех видов для инвесторов, неустойчивые параметры развития (включая и часто меняющиеся законы, например, в области налогового законодательства), своеобразное ценообразование и взаимные расчёты (бартер, неплатежи), относительно высокая, даже сейчас, и переменная во времени инфляция.

Всё это игнорировать нельзя. Поэтому методы оценки инвестиций, вполне корректные для стационарных экономик (как рыночных, так и директивных), дают неадекватное представление об эффективности проектов в наших условиях. Отсюда вытекает необходимость создания собственных оценочных нормативов в данной сфере.

В нашей стране осуществление инвестиционных проектов (особенно средних и крупных), как правило, опирается на поддержку государства. Такая поддержка может осуществляться в различных формах: в прямом участии (госинвестиции), налоговых льготах, государственных гарантиях на необходимые кредиты, запрашиваемых у отечественных или зарубежных банков и т.д. Следовательно, государство должно быть уверено в правильности представляемых оценок эффективности проекта, корректности используемой для их расчёта методологии и информационной базы.

Конечно, и здравый смысл, и интуиция, и привлечение в необходимых случаях экспертов-консультантов - безусловно, необходимы, но недостаточны. Квалифицированная экспертиза нужна, как правило, не для замены расчёта эффективности инвестиционного проекта, а для проверки корректности постановки задачи, принятых допущений и методов в уже проведенном расчёте. Если же экспертизу использовать вместо расчёта, то весьма вероятно, что будут получены либо необоснованный результат, либо ситуация, которая носит название парадокса Кондорсе, когда будет принято решение, в пользу которого высказалось наибольшее количество экспертов, а это решение не всегда может быть экономически выгодным. Поэтому уже сама возможность возникновения подобных ситуаций не позволяет считать экспертные методы универсальным способом решения подобного рода задач.

Поэтому, при оценке эффективности инвестиционных проектов на первое место нужно ставить теоретическую базу, её адекватность условиям реализации и функционирования проекта, а также субъективным предпочтениям инвестора.

Оценка инвестиционного проекта должна быть сложной, т.е. считать необходимо не один какой-то показатель, а много (в том числе и много эффективностей), причём по достаточно непростым алгоритмам. Это необходимо делать потому, что инвестиционный проект, как правило, является сложной системой и имеет достаточно сложную структуру: временную, субъектную, факторную и т.д. Поэтому его необходимо анализировать на относительно большом промежутке времени, для каждого из участников (субъектов) с учётом многочисленных изменений (в том числе информационных) и в недетерминированных условиях. Привлекательно простые методы непригодны для оценки эффективности инвестиционных проектов. Потому что даже в самом простом инвестиционном проекте задействовано достаточно много участников - и общество, для которого важна общественная или экономическая эффективность проекта, и организующая проект фирма, для которой рассчитывается коммерческая или финансовая эффективность, и государственный орган, для которого проверяется бюджетная эффективность. И необходимо, чтобы все участники были вознаграждены за участие в проекте.

Поэтому, принимая во внимание все вышеперечисленные факты, предлагается оценку эффективности инвестиционного проекта проводить в несколько этапов. Первый из этапов должен проводиться для привлечения потенциальных инвесторов, а последующие для доказательства эффективности участия в проекте, расширения круга учитываемых факторов, а также более сложного состава участников проекта и т.д. Безусловно, необходимо учитывать такие немаловажные факторы, как учёт инфляции, а также учёт риска и неопределённости.

2. 2 Учёт уровня риска при оценке инвестиционных проектов

Одной из проблем, которую приходится решать при разработке инвестиционного плана - это оценка опасности того, что цели, поставленные в проекте, могут быть достигнуты частично или не достигнуты вообще.([2]) Такую опасность принято называть риском. Риски принято делить на систематические и несистематические.([8]). Систематические риски связаны с экономической ситуацией в стране, ростом цен на ресурсы, повышением инфляции, изменением денежной политики, кредитной политики и др. К несистематическим рискам относят неплатежеспособность потребителя, банкротство поставщиков, развитие конкуренции, забастовки и др. Для инвестора оценка риска представляет одну из наиболее важных задач, потому что очень важно знать насколько велика вероятность того, потеряет он свои средства или нет, то есть стоит ли вкладывать средства в данный проект. При оценке риска необходимо прежде всего рассматривать характер проекта.

13 Инвестиционные проекты и критерии их оценки

Предпринимательства без риска не бывает. Наибольшую прибыль, как правило, приносят рыночные операции с повышенным риском. Однако во всем нужна мера. Риск обязательно должен быть рассчитан до максимально допустимого предела.

Как известно, все рыночные оценки носят многовариантный характер. Важно не бояться ошибок в своей рыночной деятельности, поскольку от них никто не застрахован, а главное -- оплошностей не повторять, постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли.

Менеджер призван предусматривать дополнительные возможности для смягчения крутых поворотов на рынке. Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но, ни в коем случае, не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском -- риск-менеджменту.

Оценка риска акций

Оценка залоговой цены акций, предлагаемых банку как обеспечение по кредиту, прежде всего должна обезопасить банк от снижения их стоимости ниже суммы выданного кредита и процентов по нему. Поэтому оценка рыночного риска акций сводится к определению возможного максимального падения их цены.

Для этого используется анализ ряда, значениями которого являются не изменения цен, а разброс между максимальной и минимальной котировкой акции за рассматриваемый период.

Оценка ценового риска

Перед кредитором встает вопрос, сколько будет стоить предмет залога на момент погашения кредита. Для долговых инструментов этот вопрос трансформируется в оценку будущего уровня процентной ставки по активу. Поэтому определяется будущая стоимость актива на момент погашения кредита исходя из прогнозируемой процентной ставки при неблагоприятном развитии событий.

Существует много подходов к оценке доходности финансовых активов. Наиболее распространенный в мире метод VAR (Value-At-Risk) в случае с долговыми инструментами в российских условиях нельзя признать исчерпывающим. В залог часто принимаются краткосрочные инструменты, у которых просто нет достаточной истории цен для статистического анализа. Поэтому определение параметра по залоговому активу происходит на основе экспертных оценок. Полученная будущая цена векселя на момент реализации залога Р(Т) затем дисконтируется.

Оценка ликвидности предлагаемого в залог актива.

Риск ликвидности возникает, когда реализация активов, принятых в качестве обеспечения по кредиту, либо практически невозможна, либо займет длительное время. Оценка ликвидности акций может быть рассчитана по формуле:

L = Q/Av, (где L - ликвидность актива, дней; Q - количество предлагаемых в залог акций /облигаций, шт.; Av - среднее значение объема торгов за день по данному активу за выбранный период, шт.)

Мы получаем количество дней, за которое финансовые активы, переданные в залог, могут быть реализованы на рынке.

Параметр L отражает ликвидность того или иного инструмента исходя из его совокупного количества и используется для определения общих лимитов на активы, принимаемые в залог. Лимиты по конкретным кредитным договорам устанавливаются уже как определенная доля от общего лимита на актив. К сожалению, этот подход не может быть применен к оценке ликвидности векселей, так как не существует организованного рынка данных инструментов. Примерная оценка оборота по тому или иному векселю все равно необходима. Как правило, она основывается на экспертных оценках непосредственных участников этого сектора финансового рынка, по итогам которой также устанавливаются лимиты.

Риск-менеджмент как сис-ма управления состоит из двух подсистем: управляемой подсис-мы -- объекта управления и управляющей подсис-мы -- субъекта управления. Объектом управления в риск-менеджменте выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска. К таким экономическим отношениям относятся связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами и т.д.

Субъект управления в риск-менеджменте -- группа руководителей (финансовый менеджер, специалист по страхованию и т.д.), которая посредством различных вариантов своего воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Этот процесс может осуществляться только при условии циркулирования необходимой информации между субъектом и объектом управления. Процесс управления всегда предполагает получение, передачу, переработку и практическое использование информации. Приобретение надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Информационное обеспечение состоит из разного рода информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой и т.д.

Тот, кто владеет информацией, владеет рынком. Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, влияет на правильность таких решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.

Любое управленческое решение основывается на информации, причем важное значение имеет качество этой информации, которое должно быть оценено при ее получении, а не при передаче. Информация сейчас теряет актуальность очень быстро, ее следует использовать оперативно.

Хозяйствующий субъект должен уметь не только собирать информацию, но хранить и отыскивать ее в случае необходимости. Лучшей картотекой для сбора информации является компьютер, обладающий одновременно и хорошей памятью, и возможностью быстро найти нужную информацию.

Различают следующие функции риск-менеджмента:

- объекта управления, куда относится организация разрешения риска; рисковых вложений капитала; работ по снижению величины риска; процесса страхования рисков; эк-х отношений и связей между субъектами хозяйственного процесса.

- субъекта управления, в рамках которых прогнозирование, организация, координация, регулирование, стимулирование, контроль.

Прогнозирование представляет собой разработку на перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей.

Прогнозирование -- это предвидение определенных событий.

Организация -- объединение людей, совместно реализующих программу рискового вложения капитала на основе определенных правил и процедур.

Регулирование -- воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости этого объекта в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

Координация -- обеспечение согласованности работы всех звеньев сис-мы управления риском.

Стимулирование -- побуждение финансовых менеджеров, других специалистов к заинтересованности в результатах своего труда.

Контроль -- это проверка организации работы по снижению степени риска.

 

Наиболее важный этап в процессе принятия инвестиционных решений -- оценка эффективности реальных инвестиции (капитальных вложений). От правильности и достоверности такой оценки зависят сроки возврата вложенных средств и перспективы развития предприятия.

На действующем предприятии эффективность авансированных во внеоборотные активы и собственный капитал средств можно оценить с помощью показателя рентабельности инвестиций по данным последнего бухгалтерского баланса. Для этого используется следующая формула:

ЧП

Ри = ПБ-КО *100%

где Ри--рентабельность инвестиций, %;

ЧП--чистая прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов в бюджет;

ПБ--валюта пассива баланса;

КО- краткосрочные обязательства (краткосрочные ссуды банков и займы плюс кредиторская задолженность).

Полученный результат сравнивается с данными за предшествующий период и делается вывод об эффективности размещения средств во внеоборотные активы и собственный капитал. Конечно, анализируемые показатели должны быть приведены в сопоставимые условия (очищены от инфляционной составляющей).

Обратный уровню рентабельности показатель характеризует период окупаемости инвестиций (По) (лет).

И ( ВОА+СК)

По = ЧП

Где И -- инвестиции предприятия во внеоборотные активы (раздел I баланса) и собственный капитал (раздел IV «Капитал и резервы»);

СК--собственный капитал;

ВОА -- внеоборотные активы;

ЧП -- чистая прибыль.

Гораздо сложнее оценить эффективность реальных инвестиций в конкретные инвестиционные проекты, особенно с длительными сроками окупаемости (свыше пяти лет). Расчет инвестиционных показателей базируется на концепции оценки денег во времени. Данная концепция исходит из предпочтительности денег сегодня, чем завтра. Многие западные предприниматели придерживаются именно такой логики, поскольку:

1) существует риск, что вложенные в проект деньги не будут получены в будущем;

2) если деньги имеются в наличии сегодня, то они могут инвестироваться в высокодоходные текущие активы, принося увеличение денег в будущем.

При оценке инвестиционных проектов и принятии решений часто приходится сравнивать потоки денежных средств (поступления от проекта и расходы) при различных вариантах реализации проекта. Чтобы такие сравнения имели смысл, денежные потоки сопоставляются в какой-то один период. Для сравнения можно выбрать любой момент, но для удобства берется нулевой период или дата осуществления проекта. Будущие потоки денежных средств должны быть приведены (дисконтированы) к настоящему моменту. В этих целях используются следующие формулы:

БС

БС = НС (1+r)n; НС = (1+r)n

где БС -- будущая денежная сумма (будущая стоимость);

НС--начальная (текущая) стоимость после дисконтирования;

r--ставка ссудного процента или норма доходности в долях единицы;

n--число лет, за которое производится суммирование дохода.

Для финансовой оценки эффективности реальных инвестиций чаще всего используются следующие пять основных методов:

1) метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;

2) чистая текущая стоимость (чистый приведенный к настоящему времени доход);

3) внутренняя норма прибыли (ВНП);

4) индекс прибыльности (доходности);

5) период окупаемости.

Рассмотрим более подробно методику определения указанных показателей. Простая норма прибыли -- это отношение прибыли по финансовым отчетам компании к исходным инвестициям. Формулы для расчета следующие:

ЧП ЧП+АО

Пнп = И *100 или Ппн = И *100

где Пнп-- простая (бухгалтерская) норма прибыли, %;

ЧП -- чистая прибыль;

И -- исходные инвестиции в проект;

АО -- амортизационные отчисления, генерируемые проектом.

Выбирается проект с наибольшей простой нормой прибыли. Достоинство метода -- простота и наглядность определения конечного показателя. Он может применяться для оценки проектов с коротким сроком окупаемости затрат (до одного года). При долгосрочном инвестировании данный метод не учитывает денежные поступления после истечения срока окупаемости проекта, игнорирует возможности реинвестирования доходов и временную стоимость денег.

Метод чистой текущей стоимости (ЧТС) позволяет получить наиболее полную характеристику результата инвестирования, т. е. его конечный эффект в денежном выражении. Чистая текущая стоимость выражает разницу между приведенными к настоящей стоимости (путем дисконтирования) суммой денежного потока за период эксплуатации проекта и величиной инвестируемых в его реализацию средств.

ЧТС = ДП - И

где ЧТС -- чистая текущая стоимость;

ДП -- сумма денежного потока (в настоящей стоимости) за период эксплуатации инвестиционного проекта;

И -- сумма инвестиций (капитальных вложений), направляемая на реализацию данного инвестиционного проекта. Дисконтная ставка, применяемая при определении чистой текущей стоимости, дифференцируется с учетом ликвидности и риска инвестиций.

Показатель ЧТС может быть использован не только для сравнительной оценки эффективности инвестиционных проектов, но и как критерий целесообразности их реализации. Проект, по которому ЧТС является отрицательной величиной или равен нулю, отвергается инвестором, так как не принесет ему дополнительный доход на вложенный капитал. Проект с положительным значением ЧТС позволяет увеличить первоначально авансированный капитал вкладчика.

Метод внутренней нормы прибыли (ВНП) характеризует уровень доходности конкретного инвестиционного проекта, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от капиталовложений приводится к настоящей стоимости авансированных средств. ВНП можно принять в размере дисконтной ставки, при которой чистая текущая стоимость в процессе дисконтирования будет приведена к нулю.

Следовательно, основные критерии принятия инвестиционных решений следующие:

1) отсутствие более выгодных альтернатив для вложения свободных денежных средств;

2) минимизация риска потерь от инфляции;

3) краткость срока окупаемости капитальных затрат;

4) дешевизна проекта;

5) обеспечение стабильности, поступлений дохода от проекта;

6) высокая рентабельность инвестиций после дисконтирования.

Используя комбинацию указанных показателей, инвестор (кредитующий его банк) может принять правильное решение в пользу того или иного проекта. Из данного набора инвестиционных критериев целесообразно выделить ключевые и на их основе выбрать приемлемое для инвестора решение.

Главное требование к инвестиционному портфелю предприятия -- его сбалансированность. Это означает, что необходимо располагать проектами, которые в настоящее или ближайшее время обеспечат предприятие денежными средствами, а также перспективными проектами, которые принесут высокую отдачу (в форме прибыли) в будущем.

Одновременно целесообразно деинвестировать денежные средства из стареющих видов производства в более современные. Очень часто на практике предприятие, выбрав рентабельный проект, сталкивается с нехваткой денежных средств для его реализации. В таком случае целесообразно осуществить дополнительные расчеты рентабельности инвестиций с учетом привлечения внутренних и внешних источников финансирования.

Привлечение заемных средств для реализации проекта нередко повышает рентабельность собственного капитала, вложенного в него. Однако это наблюдается в том случае, если доходность инвестиций выше «цены кредита» (средней ставки процента по банковскому кредиту).

Для принятия обоснованного инвестиционного решения следует ответить на несколько ключевых вопросов.

1. Какие факторы мешают росту эффективности инвестирования?

2. Какова сила их влияния на коммерческую деятельность предприятия?

3. Какова их реальная долговечность с учетом фактора времени?

4. Какие новые факторы могут помешать инвестированию в будущем?

5. Насколько надежна защита предприятия от новых неблагоприятных факторов?

6. Насколько эффективность инвестиций зависит от изменения экономической конъюнктуры?

В настоящее время крупные капиталоемкие проекты имеют, как правило, низкие показатели доходности и длительные сроки окупаемости. Поэтому они должны финансироваться преимущественно за счет средств федерального и муниципального бюджетов. Те сферы предпринимательской деятельности, которые дают быструю отдачу в форме прибыли (дохода) или имеют высокую оборачиваемость вложенных средств, целесообразно финансировать за счет собственных денежных ресурсов инвесторов (производство товаров народного потребления, торговля и др.).

Реальный процесс принятия управленческих решений требует обширной информации и требует множества финансовых расчетов, которые находят отражение в инвестиционных планах предприятий.

При выборе инвестиционной стратегии предприятия необходимо учитывать жизненный цикл товара на рынке.

На первой стадии (освоение) выручка от реализации растет очень медленно, так как объем сбыта продукции невелик. Рынок знакомится с товаром. Прибыли еще нет или она невелика.

На второй стадии (рост) наблюдается быстрое увеличение объема продаж и прибыли.

На третьей стадии (зрелость) выручка от реализации остается на постоянном уровне, поскольку возможности привлечения новых покупателей исчерпаны. Прибыль в этот период достигает своего максимального значения.

На четвертой стадии (закат) жизненного цикла товара объем продаж падает, а выручка и прибыль стремятся к нулю. Товар необходимо снимать с производства и заменять его новым.

Учет жизненного цикла товара позволяет инвестору выбирать наиболее высокодоходные инвестиционные проекты.

15. Современные проблемы обеспечения достоверности информации для принятия решений в сфере финансового менеджмента

В процессе своего функционирования предприятие вступает в отношения с субъектами внешней среды. Для того чтобы эти отношения были успешными и предприятие имело возможность реализовать свои интересы в этих взаимоотношениях, оно должно строить эффективную систему информационного обеспечения финансового менеджмента. Исчерпывающая, достоверная, своевременная и понятная информация является залогом принятия оптимальных финансовых решений, направленных на уменьшение расходов финансовых ресурсов, роста прибыли и рыночной стоимости предприятия.

Система информационного обеспечения (информационная система) финансового менеджмента представляет собой непрерывный и целенаправленный отбор соответствующих информационных показателей, необходимых для осуществления анализа, планирования и подготовки эффективных управленческих решений по всем направлениям финансовой деятельности предприятия [7, с. 41].

Отношения, в которые предприятие вступает с субъектами внешней среды, базирующиеся на финансовой информации о данном предприятии.

Финансовая информация представляет собой набор данных (в систематизированной определенным образом форме) о состоянии: хозяйственных ресурсов, обязательств и финансовых источников фирмы; уровня прибыли и затрат, позволяющих судить об ожидаемых доходах и связанные с ними риски; оборотов фирмы и качества ее активов; объема и качества потоков денежных средств.

Информационная система финансового менеджмента предназначена не только обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал и собственников самого предприятия, но и удовлетворять интересы широкого круга внешних ее пользователей. Основными пользователями финансовой информации являются внутренние и внешние пользователи [1,с. 68-70].

К внешним пользователям финансовой информации относятся: кредиторы предприятия; потенциальные инвесторы; контрагенты предприятия по операционной деятельности; налоговые органы; аудиторские фирмы; финансовые консультанты и эксперты, которые привлекаются со стороны; фондовая биржа (при котировке на ней ценных бумаг, эмитированных предприятием); другие внешние пользователи.

Внешние пользователи могут использовать только ту часть информации, которая характеризует результаты финансовой деятельности предприятия и его финансовое состояние. Большая часть этой информации сосредоточена в официальной финансовой отчетности, которая предоставляется предприятием.

К внутренним пользователям финансовой информации относятся: управляющие (директора) предприятия; финансовые менеджеры всех уровней; собственники (акционеры) предприятия; прочие внутренние пользователи.

Внутренние пользователи, кроме вышеназванной, используют значительный объем оперативной информации о финансовой деятельности предприятия, является коммерческой тайной.

Каждое предприятие распоряжается тремя потоками финансовой информации: нормативной, плановой и фактической. Однако, внешнему пользователю доступны лишь фактические данные о финансовом состоянии предприятия.

В условиях рыночной экономики спрос на финансовую информацию очень высок. Чтобы удовлетворить такие разнообразные информационные потребности всех заинтересованных сторон, современное предприятие должно конструировать упорядоченные потоки своей финансовой информации, ее систематизированное представление в зависимости от содержания запроса соответствующей группы потребителей с точки зрения ее полезности.

С другой стороны, финансовая информация, которая является продуктом труда высшего менеджмента каждого предприятия, формируется, исходя из идеи рационального управления финансами. Это объективное по своей природе преимущественное право высшего менеджмента предприятия формировать финансовую информацию бесспорно пренебрегает интересами других пользователей. Именно это обстоятельство - главная причина появления асимметрии финансовой информации.

Истоки финансовой информации определяются двухуровневым характером учета: производственного, отражает движение товарных потоков; финансовый, отражающий движение финансовых потоков. Интеграция этих потоков информации, представленная в виде форм финансовой отчетности, является ключом к удовлетворению наиболее важных требований, предъявляемых к финансовой информации различными пользователями.

Информацию, которая обеспечивает потребности финансового менеджмента, можно классифицировать по видам в зависимости от ее источника и назначения. До основных классификационных составляющих информационного обеспечения финансового менеджмента можно отнести [7, с. 41 -43]:

1. Отчетные и оперативные данные, в частности баланс, формы 2-4 бухгалтерской отчетности, статистические и финансовые оперативные данные.

К этому виду информационного обеспечения можно отнести, кроме данных соответствующих форм официальной бухгалтерской и статистической отчетности, также разработанные предприятием формы документов-носителей оперативной информации, а также накапливаемые сборники всех видов отчетной информации.

2. Нормативная и інструктивна информация всех уровней (государственная, региональная, отраслевая).

Этот вид информации включает законодательно-правовые и нормативно-методические документы по вопросам финансовой деятельности, соответствующие сборники информационных материалов.

3. Планово-прогнозная информация.

Этот вид информации включает: статистические сборники (государственные, региональные, отраслевые, ведомственные) по вопросам финансовой деятельности, финансовых рынков, банковской деятельности; публикации по соответствующим вопросам в периодических изданиях; прогнозные данные, в бюджеты всех уровней и их проекты; курсы валют в динамике, биржевую и банковскую оперативную информацию.

К этому виду информационного обеспечения финансового менеджмента можно отнести также данные инвестиционной информации, включая результаты сравнительной оценки вариантов инвестиционных проектов по всем видам инвестиций (прямых или портфельных).

Носителями этой информации могут быть справки или прогнозные модели трастовых и инвестиционных компаний (в том числе и банков) по управлению портфелем ценных бумаг, рабочие расчеты предприятия по вопросам планирования и оценки эффективности инвестиций.

К планово-прогнозного вида информационного обеспечения финансового менеджмента можно также отнести информацию, которая используется для составления бизнес-плана предприятия, в частности все виды технико-экономических расчетов по этим вопросам, справочно-аналитическую информацию.

Носителями такой информации могут служить соответствующие формы бизнес-плана, текущее и перспективное финансовые планы предприятия.

4. Справочно-аналитическая информация.

К этому виду информационного обеспечения финансового менеджмента можно отнести накопительную или различного рода разовую информацию, которая формируется соответствующими службами предприятия. Эта информация включает, в частности, различные аналитические обзоры, составляемые предприятием, в том числе пояснительные записки к балансу и каждой из форм бухгалтерской отчетности по вопросам финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а также накопительные аналитические сборники, таблицы, формы, макеты, бизнес-справки по различным аспектам финансов предприятия.

Основу информационного обеспечения составляет информационная база. К формированию информационной базы финансового менеджмента, предъявляются следующие основные требования [1, с. 70-72; 3, с. 55]: значимость, полнота, достоверность, своевременность, понятность, релевантность, сопоставимость, эффективность.

Совокупность показателей, включаемых в информационную базу финансового менеджмента, формируемых за счет внутренних и внешних источников информации. В разрезе каждой из этих групп источников вся совокупность показателей, включаемых в информационную систему финансового менеджмента, подвергается предварительной классификации [1, с. 73-80].

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внешних источников делится на четыре группы:

1. Показатели, характеризующие общее экономическое развитие страны, которые в свою очередь делятся на:

а) показатели макроэкономического развития (темп роста валового внутреннего продукта и национального дохода; объем эмиссии денег в исследуемом периоде; денежные доходы населения; депозиты населения в банках; индекс инфляции; учетная ставка центрального банка);

б) показатели отраслевого развития (объем произведенной (реализованной) продукции, его динамика; общая стоимость активов предприятий; сумма собственного капитала предприятий; сумма валовой прибыли предприятий; ставка налогообложения прибыли предприятий; ставка налога на добавленную стоимость и т. п.).

2. Показатели, характеризующие конъюнктуру финансового рынка, а именно:

а) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка фондовых инструментов (виды основных фондовых инструментов; цена котировки спроса и предложения основных видов фондовых инструментов; объемы и цены сделок по основным видам фондовых инструментов; сводный индекс динамики цен на фондовом рынке);

б) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка кредитных инструментов (кредитная ставка коммерческих банков, дифференцированная по срокам предоставления финансового кредита; лизинговая ставка по видам активов, передаваемых в лизинг; депозитная ставка коммерческих банков, дифференцированная по вкладам до востребования и срочным вкладам);

в) показатели, характеризующие конъюнктуру рынка валютных инструментов, (официальный курс некоторых валют, которыми оперирует предприятие в процессе внешнеэкономической деятельности; курс покупки-продажи аналогичных видов валют, установленный коммерческими банками).

3. Показатели, характеризующие деятельность контрагентов и конкурентов, среди которых выделяют следующие группы:

а) банки; б) страховые компании; в) поставщики продукции; г) покупатели продукции; д)конкуренты.

4. Нормативно-регулирующие показатели формируются обычно в разрезе следующих блоков:

а) нормативно-регулирующие показатели по различным направлениям финансовой деятельности предприятия;

б) нормативно-регулирующие показатели по вопросам функционирования отдельных сегментов финансового рынка.

Система показателей информационного обеспечения финансового менеджмента, формируемых из внутренних источников, делится на три группы:

1. Показатели, характеризующие финансовое состояние и результаты финансовой деятельности по предприятию в целом:

а) показатели, которые обязательно отражаются в балансе предприятия;

б) показатели, которые отражаются в отчете о финансовых результатах;

в) показатели, которые отражаются в отчете о собственном капитале и в отчете о движении денежных средств.

2. Показатели, характеризующие финансовые результаты деятельности отдельных структурных подразделений предприятия. Формирование системы показателей этой группы строится на данных управленческого учета, должен быть организован на предприятии.

Данные показатели группируются по следующим признакам:

а) по сфере деятельности предприятия (операционная, инвестиционная, финансовая);

б) по центрам ответственности;

в) по географическому расположению;

г) по виду конечной продукции и тому подобное.

3. Нормативно-плановые показатели, связанные с финансовым развитием предприятия. Эти показатели формируются непосредственно на предприятии по следующим двум блокам:

а) система внутренних нормативов, регулирующих финансовое развитие предприятия. В эту систему включаются нормативы отдельных видов активов предприятия, нормативы соотношения отдельных видов активов и структуры капитала, нормативы удельного расхода финансовых ресурсов и затрат и т. п;

б) система плановых показателей финансового развития предприятия. В состав показателей этого блока включается вся совокупность показателей текущих и оперативных финансовых планов всех видов.

Использование всех представленных показателей, что происходят из внешних и внутренних источников, позволяет создать на предприятии целенаправленную систему информационного обеспечения финансового менеджмента, ориентированную как на принятие стратегических финансовых решений, так и на эффективное текущее управление финансами предприятия.

16. Роль финансового менеджмента в координировании действий структурных подразделений: опыт и проблемы На современном этапе развития экономики России менеджмент представляет собой гибкий механизм управления, ориентированный на быстрые изменения во внутренней и внешней среде хозяйствования, максимальное удовлетворение интересов собственников и персонала предприятий (корпораций). Менеджмент предполагает использование новых информационных технологий, инициативы и умения руководителей и служащих предприятия работать в динамичной рыночной среде.

 

Традиционно основными звеньями менеджмента считают производство, маркетинг и финансы.

 

Финансовый менеджмент выражает весь процесс управления воспроизводством с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска с целью выполнения хозяйствующим субъектом своих функций.

 

С практической точки зрения финансовый менеджмент — искусство управления финансами предприятия в условиях действия внешней и внутренней среды, т. е. денежными отношениями, связанными с образованием и расходованием доходов (выручки), прибыли, капитала и денежных фондов в рамках принятой стратегии и тактики.

 

Необходимые условия развития финансового менеджмента в России следующие:

 

- разнообразие форм собственности;

- самофинансирование предпринимательской деятельности;

- рыночное ценообразование;

- наличие рынков товаров, труда и капитала;

 

- четкая регламентация государственного вмешательства в деятельности хозяйствующих субъектов, которая определяется системой рыночного законодательства («Об акционерных обществах», «О рынке ценных бумаг», «О банках и банковской деятельности» и т. д.).

 

Особенности финансового менеджмента в условиях рыночной экономики можно сформулировать следующим образом:

 

- его гибкость, т. е. учет конъюнктуры рынка;

- ориентация управления финансами на рынок;

- учет при принятии финансовых и инвестиционных решений фактора риска;

- использование бюджетирования как основы оперативного управления финансами.

 

Роль финансового менеджмента состоит в том, что он помогает руководству предприятия (корпорации-компании со многими акционерами) ответить на следующие практические вопросы:

 

- какой объем финансовых ресурсов необходим для успешной работы хозяйствующего субъекта в условиях конкурентной среды;

- из каких источников можно получить эти финансовые ресурсы и какова их рациональная структура (соотношение между собственными, заемными и привлеченными средствами);

- каким образом следует осуществлять оперативное управление финансовыми ресурсами и капиталом для обеспечения финансовой устойчивости, доходности и платежеспособности предприятия в краткосрочном и долгосрочном периодах;

- какими способами можно снизить коммерческие риски, возникающие в текущей (операционной), инвестиционной и финансовой деятельности.

 

Финансовый менеджмент наиболее тесно связан с финансами акционерных обществ (корпораций), т. е. с денежными отношениями по поводу формирования и использования доходов, денежных фондов и капитала, вовлеченных в предпринимательскую деятельность. К такому капиталу относятся, например:

 

- нераспределенная прибыль;

- амортизационные отчисления;

- доходы от выпуска эмиссионных ценных бумаг (акций и корпоративных облигаций);

- кредиты коммерческих банков;

- иные денежные ресурсы (кредиты и займы юридических лиц, кроме коммерческих банков, бюджетные кредиты, средства иностранных инвесторов и т. д.).

 

Финансовый менеджмент выражает специфическую область денежных отношений сферы микроэкономики предприятий. Он тесно связан с совокупностью решений, принимаемых их руководством в связи с формированием и поддержанием оптимальной структуры капитала в условиях риска. Такие решения принимают в целях максимизации доходов владельцев акций (собственников имущества акционерного общества).

Финансовый менеджмент призван разрешить противоречие, которое возникает между целями деятельности предприятия и финансовыми возможностями их достижения на различных этапах развития.

17 Финансовый анализ как система диагностики состояния предприятия

В настоящее время значение анализа финансового состояния предприятия в комплексном анализе деятельности возросло. Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В настоящее время повышается самостоятельность предприятий, их экономическая и юридическая ответственность. Резко возрастает значения финансовой устойчивости субъектов хозяйствования. Все это значительно увеличивает роль анализа их финансовой и хозяйственной деятельности. В связи с этим, актуальность темы данной дипломной работы очевидна: для того чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовые состояния, как своего предприятия, так и существующих потенциальных конкурентов. Финансовое состояние - важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия Она определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.

Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в распоряжении.

Собственники анализируют отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитической обоснованности принимаемых решений.

Основной целью анализа финансового состояния является обеспечение доходности, прибыльности предприятия. Для этого необходимо получение определенного числа ключевых (наиболее информативных) принтеров, дающих объективную и точную картину финансового положения предприятия его прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах дебиторами и кредиторами.

Цели анализа достигаются в результате оценки данных финансовой отчетности. В определенных случаях бывает недостаточно использовать эту отчетность. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного учета, например). Тем ни менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником финансового анализа.

Методика анализа финансовой отчетности в России была разработана достаточно давно и успешно применялась при оценке финансовой устойчивости и платежеспособности отечественного предприятия. Разработкой методических основ занимались и занимаются такие ученые, как Барнгольц С.Б., Ефимова О.В., Шеремет А.Д., Хорин С.К., Сайфулин Р.С., Ковавлев В.В. и другие ученые.

В настоящее время анализ финансового состояния предприятия подразумевает ознакомление с его основными Экономическими характеристиками (и с тенденциями их изменений), текущей ликвидностью и финансовой устойчивостью. Кроме того интересной в данном случае представляется оценка оборачиваемости активов предприятия, рентабельности его деятельности, показателей коммерческой активности. Только грамотно проведенный анализ финансового состояния позволит объективно оценить деятельность предприятия в прошлом и настоящем и сделать прогнозы о его функционировании в будущем.

Финансовое состояние предприятия формируется в процессе его взаимоотношений с поставщиками, покупателями, акционерами, налоговыми органами, банками и другими партнерами. От улучшения финансового состояния предприятия зависят его экономические перспективы. Этот факт приобретает особое значение в условиях рыночного хозяйствования.

Без качественного и тщательно проведенного анализа финансового состояния хозоргана невозможно принятие грамотных и экономически обоснованных управленческих решений.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. Главной целью анализа финансового состояния является оценка и идентификация внутренних проблем предприятия для подготовки, обоснования и принятия различных управленческих решений. Декомпозиция системы диагностического анализа позволяет рассматривать его как в качестве системного объекта, так и с позиции управления развитием системы. Модель включает основные системные характеристики: вход, процессор и выход. Входом в диагностическом анализе является информационное обеспечение, которое преобразуется в процессоре, включающем подсистемы диагностического анализа и применяющем оснащение, катализатор, упорядоченность и субъективный фактор.

Системные характеристики представляются в четырех измерениях: статическое (на определенный момент времени), динамическое (с учетом изменения во времени), прогнозное измерение (описание ожидаемых изменений в будущем) и контрольное (сравнение с эталонными, нормативными характеристиками).

С позиции возможности управления развитием системы диагностический анализ является системой с иерархической соподчиненностью подсистем и их блоков, имеющей своей целью определение и диагностику состояния хозяйствующего субъекта. Важно отметить, что в систему включены только те элементы, которые необходимо охарактеризовать с точки зрения поставленной задачи.

Первый уровень системы диагностического анализа предполагает проведение анализа финансового состояния отрасли; второй уровень исследуемой системы - диагностический анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта. Исследуемая система состоит из подсистем (блоков): S1 - анализ ликвидности и платежеспособности; S2 - анализ финансовой устойчивости; S3 - анализ рентабельности; S4 - оперативный анализ и мониторинг банкротства; S5 - оценка финансового равновесия и выявление точек перегиба; S6 - анализ рисков и оценка вероятности наступления кризисного состояния.

Выходом является результат проведения диагностического анализа - оценка финансового состояния предприятия, которая имеет своей целью, помимо диагностики, выявление «узких мест», факторов, оказывающих существенное влияние на изменение состояния предприятия, а также прогноз дальнейшего циклического развития.

Вывод. Анализ хозяйственной деятельности предприятия и оценка ее эффективности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основной разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Руководство предприятием не может рассчитывать только на свою интуицию и примерные «прикидки в уме». Управленческие решения и действия сегодня должны быть основаны на точных расчетах, глубоком и всесторонним экономическом анализе. Они должны быть научно обоснованными, мотивированными, оптимальными.

Ни одно организационное, техническое и технологическое мероприятие не должно осуществляться до тех пор пока не обоснована его экономическая целесообразность. Недооценка роли анализа эффективности хозяйственной деятельности и ее оценки, ошибки в планах и управленческих действиях в современных условиях приносят чувствительные потери. И, наоборот, те предприятия, на которых серьезно относятся к данному вопросу, имеют хорошие результаты, высокую экономическую эффективность.

 18. Методы и инструменты экономической диагностики финансового состояния предприятия

Методы финансового анализа - это система теоретико-познавательных категорий, научного инструментария и регулятивных принципов исследова­ния финансового состояния.

В экономической теории и практике существуют различные классификации методов экономического анализа вообще и финансового анализа, в частности.

Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа.

Неформализованные методы анализа основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не на строгих аналитических взаимосвязях и зависимостях. Основными разновидностями этой группы методов являются: экспертные оценки и сценарии; психологические; морфологические; методы сравнения; построения систем показате­лей; построения систем аналитических таблиц.

Применение таких методов характеризуется определенным субъективиз­мом, поскольку большое значение при их применении имеют интуиция, опыт и знания аналитика.

К формализованным методам финансового анализа относятся методы, в основе которых лежат строго формализованные аналитические зависимости.

Основные из них: цепных подстановок; абсолютных разниц; относительных разниц; дифференциальный; индексный; логарифмический; интегральный; балансовый; процентных чисел; дисконтирования; выделения изолированного влияния факторов [9, с. 16].

В ходе анализа финансового состояния предприятия могут использоваться самые разнообразные приемы, методы и модели анализа. Их количество и широта применения зависят от конкретных целей анализа и определяются его задачами в каждом конкретном случае.

Сложность сегодняшней ситуации в России состоит в том, что на многих предприятиях работники финансовой службы недостаточно владеют мето­дами финансового анализа, а, следовательно, не могут профессионально определить проблемы в финансовом состоянии предприятия.

Одной из ключевых задач финансового состояния организации является, изучение показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов, то есть характеризующих финансовую устойчивость.

Оценка финансовой устойчивости предприятия является важным элемен­том управления фирмой. Ее результаты имеют значение для деловых партне­ров, потенциальных инвесторов [19, с. 80].

Финансовая устойчивость — это стабильность финансового положения предприятия, обеспечиваемая достаточной долей собственного капитала в составе источников финансирования. Достаточная доля собственного капитала означает, что заемные источники финансирования используются предприятием лишь в тех пределах, в которых оно может обеспечить их полный и своевременный возврат. Исходя из этого определяется достаточность или недостаточность собственного капитала. Из изложенного следуют два вывода.

1. Необходимая (достаточная) доля собственного капитала в составе источников финансирования индивидуальна для каждого предприятия и на каждую отчетную или планируемую дату; она не может оцениваться с помощью каких-либо нормативных значений.

2. Достаточная доля собственного капитала в составе источников финансирования — это не максимально возможная его доля, а разумная, определяемая целесообразным сочетанием заемных и собственных источников, соответствующим структуре активов [6, с. 116].

Финансовая устойчивость – характеристика, свидетельствующая о ста­бильном превышении доходов над расходами, свободным маневрировании денежными средствами предприятия и эффективном их использовании в процессе текущей (операционной) деятельности, в процессе производства и реализации продукции [17, с. 75].

Анализ финансовой устойчивости на определенную дату (конец квартала, года) позволяет установить, насколько рационально предприятие управляет собственными и заемными средствами в течении периода, предшествующего этой дате. Важно, чтобы состояние источников собственных и заемных средств отвечало стратегическим целям развития предприятия, так как недостаточная финансовая устойчивость может привести к его неплатежеспособности, т.е. отсутствию денежных средств, необходимых для расчетов с внутренними и внешними партнерами, а также с государством. В то же время наличие значительных остатков свободных денежных средств усложняет деятельность предприятия за счет их иммобилизации в излишние материально-производственные запасы и затраты [12, с. 206].

Следовательно, содержание финансовой устойчивости характеризуется эффективным формированием и использованием денежных ресурсов, необходимых для нормальной производственно-коммерческой деятельности. К собственным финансовым ресурсам, которыми располагает предприятие, относятся, прежде всего, чистая (нераспределенная) прибыль и амортизационные отчисления. Внешним признаком финансовой устойчивости выступает платежеспособность хозяйствующего субъекта.

Платежеспособность - это внешнее проявление финансового состояния предприятия, которая характеризует способность предприятия выполнять свои финансовые обязательства, вытекающие из коммерческих, кредитных и иных операций платежного характера.

Удовлетворительная платежеспособность предприятия подтверждается такими формальными параметрами, как:

- наличие свободных денежных средств на расчетных, валютных и иных счетах в банках;

- отсутствие длительной просроченной задолженности поставщикам, бюджету, внебюджетным фондам и другим кредиторам;

-наличие собственных оборотных средств (чистого оборотного капи­тала) на начало и конец отчетного периода [5, с. 150].

Высшим типом финансовой устойчивости является способность предприятия развиваться преимущественно за счет собственных источников финансирования. Для этого оно должно иметь гибкую структуру финансовых ресурсов и возможность при необходимости привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособным. Кредитоспособным считается предприятие при наличии у него предпосылок для получения кредита и способности своевременно возвратить кредитору взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счет собственных финансовых ресурсов.

За счет прибыли предприятие не только погашает ссудную задолженность перед банками, обязательства перед бюджетом по налогу на прибыль, но и инвестирует средства на капитальные затраты. Для поддержания финансовой устойчивости необходим рост не только абсолютной массы прибыли, но и ее уровня относительно вложенного капитала или операционных затрат, т.е. рентабельности. Следует иметь в виду, что высокая доходность связана со значительным уровнем риска. На практике это означает, что вместо прибыли предприятие может понести существенные убытки и даже стать несостоятельным (неплатежеспособным).

19. Проблемы обеспечения платежеспособности и кредитоспособности современного предприятия

Предпосылки неплатежеспособности следует рассматривать как взаимодействие целого комплекса причин, одни из которых являются внешними по отношению к предприятию, и на них у предприятия нет возможности влиять, или это влияние может быть слабым. Другие причины носят внутренний характер. Как правило, группа внутренних причин непосредственно зависит от организации работы на самом предприятии. Проблема в обеспечении платежеспособности чаще всего является результатом совместного и одновременного воздействия всех причин.[11,с.34]

Наиболее сильное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятия оказывает современное состояние российской экономики и множество проблем, которые еще не решены. Это инфляция, безработица, просроченные кредиторские задолженности, высокий удельный вес расчетом бартером и другие. Последствием политической нестабильности является несовершенное законодательство в области хозяйственного права. Это касается отношений государства к производственной и предпринимательской деятельности, частого изменения законодательства, высокого уровня налогообложения, несовершенных условий экспорта и импорта и прочих проявлений регулирующей функции государства.

Кроме того, внешние причины неплатежеспособности (банкротства) включают в себя:

- банкротство должников;

- усиление международной и внутригосударственной конкуренции;

- демографические факторы;

- культурный уклад.

Внутренние причины неплатежеспособности предприятия могут быть как объективные, так и субъективные:

- непрофессиональный менеджмент, изношенное оборудование, падение спроса на выпускаемую продукцию, убытки, несоразмерный фонд потребления, отвлечение средств в краткосрочные финансовые вложения, неправильный выбор форм безналичных расчетов, большая кредиторская и дебиторская задолженность;

- отсутствие авансирования;

- наличие незавершенного производства;

- недофинансирование из бюджета;

- наличие сверхнормативного остатка товарно-материальных ценностей и многое другое.

Постановление Правительства РФ от 30 октября 1997 г. N 1373 "О реформе предприятий и иных коммерческих организаций" относит к числу наиболее характерных для современных предприятий проблем, препятствующих их эффективному функционированию в условиях сложившихся рыночных отношений [1, с.34]:

1. Неэффективность системы управления предприятием, обусловленную:

- отсутствием стратегии в деятельности предприятия и ориентацией на краткосрочные результаты в ущерб среднесрочным и долгосрочным;

- недостаточным знанием конъюнктуры рынка;

-низким уровнем квалификации менеджеров и персонала, отсутствием трудовой мотивации работников, падением престижа рабочих и инженерно-технических профессий;

- неэффективностью финансового менеджмента и управления издержками производства.

2. Низкий уровень ответственности руководителей предприятий перед участниками (учредителями) за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятия.

3. Низкие размеры уставного капитала акционерных обществ.

4. Отсутствие эффективного механизма исполнения решений судов, особенно в части обращения взыскания на имущество должника.

5. Необеспеченность единства предприятия как имущественного комплекса, что снижает его инвестиционную привлекательность.

6. Высокие расходы на содержание объектов социально-культурного назначения и жилищно-коммунального хозяйства.

7. Практика перекрестного субсидирования и деформированная структура издержек производства вследствие дифференциации (по потребителям) цен и тарифов на товары и услуги естественных монополий, оказывающих существенное влияние на конкурентоспособность продукции российских предприятий.

8. Отсутствие достоверной информации о финансово-экономическом состоянии предприятия для акционеров (участников), руководителей предприятия, потенциальных инвесторов и кредиторов, а также для органов исполнительной власти.

Выявление внутренних причин неплатежеспособности достигается путем проведения анализа финансового состояния конкретного предприятия.

20. Финансовые проблемы несостоятельности предприятий

Несостоятельность (банкротство) предприятия — это неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая невозможность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над стоимостью его имущества или в силу неудовлетворительной структуры его баланса.

Первым документом в области банкротства был Указ Президента РФ «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 года № 623. Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года № 3929-1 введен в действие с 1 марта 1993 года.

Внешним признаком несостоятельности (банкротства) предприятия является приостановление его текущих платежей и неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Банкротом предприятие может быть объявлено по решению арбитражного суда или добровольно. Следует учитывать, что банкротство, кроме реального, может быть умышленным или фиктивным. Умышленное банкротство проявляется в том, что руководитель или собственник в чьих-либо личных интересах преднамеренно делает предприятие неплатежеспособным. Фиктивное банкротство — это заведомо ложное объявление о несостоятельности предприятия с целью получения от кредиторов отсрочки (рассрочки) платежей или скидки с долгов.

Решение о признании предприятия банкротом означает проведение следующих мероприятий: реорганизационных, ликвидационных, мирового соглашения.

К реорганизационным мероприятиям относятся внешнее управление имуществом и санация.

Ликвидация принимает принудительную форму, если производится по решению арбитражного суда, либо добровольную под контролем кредиторов. Ликвидация предприятия-должника проводится в процессе конкурсного производства. Принимает решение о признании должника банкротом и открывает конкурсное производство арбитражный суд. В его компетенции также вынесение определения о приостановлении производства по делу о несостоятельности при наличии ходатайства о проведении реорганизационных мероприятий. Ходатайство могут подать должник, собственник, кредитор.

Решение о подаче ходатайства должно быть принято на основе всестороннего анализа, определения реальной возможности восстановления платежеспособности и продолжения деятельности предприятия-должника. Внешнее управление имуществом ограничивается проведением организационных и экономических процедур, реализацией части имущества. Осуществляет его арбитражный управляющий, назначенный арбитражным судом.

Санация означает оказание финансовой помощи предпри- ятию-должнику собственником или иными заинтересованными лицами. Преимущество санации в том, что собственник и члены трудового коллектива участвуют в ней самостоятельно. Если они не воспользовались своим правом, то арбитражный суд с согласия собственника предприятия-должника и кредитора должен объявить конкурс желающих принять участие в санации. Участники санации вырабатывают соглашение, содержащее обязательство об удовлетворении требований всех кредиторов, сроки ее проведения, распределение ответственности перед кредиторами.

Продолжительность внешнего управления имуществом и санации — не более 18 месяцев. Однако при санации по истечении 12 месяцев должно быть удовлетворено 40 % общей суммы требований кредиторов.

Для выполнения условий соглашения необходимо решить следующие вопросы:

- установить возможные источники и формы привлечения финансовой помощи, выделяемой предприятию-должнику;

- определить объекты финансирования и сроки окупаемости вложений;

- определить минимальный объем текущих затрат, подлежащих покрытию для продолжения деятельности предприятия-должника;

- принять меры к взысканию дебиторской задолженности;

- внести предложения по удовлетворению требований кредито- ров-залогодержателей и привилегированных кредиторов.

В ходе санации основные средства должника не могут передаваться ее участникам, что означает сохранение материально-технической базы и возможность продолжения активной предпринимательской деятельности.

Реализация части имущества предприятия-должника возможна при внешнем управлении имуществом. Арбитражный управляющий наделяется правами и исполняет обязанности руководителя предприятия, распоряжается имуществом должника, разрабатывает и организует выполнение плана проведения внешнего управления имуществом, созывает собрание кредиторов, принимает на работу и увольняет работников.

Результатом санации либо внешнего управления имуществом является достижение цели их проведения, признание невозможности достижения этой цели или продолжение реорганизационных мероприятий. Достижение цели дает основание арбитражному суду прекратить производство по делу о несостоятельности предприятия.

В ином случае должник признается несостоятельным и открывается конкурсное производство. В результате этой процедуры ликвидации предприятия имущество, на которое обращается взыскание, распределяется между кредиторами в установленной очередности.

Результатом конкурсного производства является удовлетворение требований кредиторов и объявление должника свободным от долгов. В конкурсном производстве принимают участие конкурсный управляющий, собственник, должник, собрание кредиторов, члены трудового коллектива.

Большая роль отводится конкурсному управляющему, назначаемому арбитражным судом. Конкурсный управляющий должен иметь следующие права и обязанности:

- распоряжаться имуществом должника;

- анализировать финансовое состояние предприятия;

- признавать или отклонять требования кредиторов, проводить работу по взиманию дебиторской задолженности, формировать конкурсную массу, включающую имущество, на которое обращается взыскание;

- выполнять функции управления предприятием-должником;

- оспаривать в арбитражном суде сделки должника, заключенные им в течение последних шести месяцев.

Неплатежеспособным предприятиям оказывается государственная финансовая поддержка из средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации. Предоставление государственной финансовой поддержки предприятиям производится на основании бизнес-плана, включающего мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержанию эффективной хозяйственной деятельности при соблюдении целевого характера использования средств. Государственное финансирование осуществляется в этом случае на безвозвратной или возвратной основе.

Безвозвратное финансирование ограничено и относится к финансированию непроизводственной деятельности предприятия, связанной с содержанием объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения; возмещению убытков конкретным предприятиям, деятельность которых регулируется государством и поставлена под угрозу банкротства из-за высокой дебиторской задолженности; финансированию издержек по восстановлению предприятий, которые преобразуются в казенные или иные предприятия на праве оперативного управления собственностью; финансированию ликвидационных процедур при недостаточности средств от продажи имущества должника. Безвозмездная государственная помощь не является вкладом государства в уставный капитал предприятия-банкрота.

Решение о добровольной ликвидации предприятий-должни- ков принимается во внесудебном порядке по взаимному согласию предприятия-должника и его кредиторов.

Если решение о добровольной ликвидации предприятия-должника принято, то федеральное управление назначает конкурсного управляющего, который формирует ликвидационную комиссию. Разрабатывается план ликвидации предприятия, включающий перечень мероприятий по взиманию дебиторской задолженности, признанию или отклонению требований кредиторов, опротестованию сделок должника, ущемляющих интересы кредиторов, по разделению имущества на лоты для продажи, способ продажи имущественных лотов и их начальную цену, порядок расчетов с кредиторами и распределения оставшихся денежных средств и некоторые другие вопросы. Заключительное собрание кредиторов утверждает ликвидационный баланс, отчет об использовании оставшихся после удовлетворения требований кредиторов средств, принимает решение о ликвидации предприятия.

Государственные предприятия, в отношении которых принято решение о признании структуры баланса неудовлетворительной, а их — неплатежеспособными, подлежат продаже.

Продажа осуществляется путем реализации на коммерческих и инвестиционных конкурсах с сохранением статуса юридического лица; ликвидации предприятия-должника и реализации на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах их активов; реализации на аукционах находящихся в государственной собственности долей, паев, акций предприятий-должников.

Объектом продажи предприятия-должника является единый имущественный комплекс, за исключением имущества специального назначения, объектов социально-культурной сферы, а также объектов незавершенного строительства. Объекты незавершенного строительства продаются на аукционах, а 50 % вырученных от продажи средств перечисляются предприятию-должнику на удовлетворение требований кредиторов.

Участники конкурса вносят задаток в размере 100 % начальной цены предприятия. К обязательным условиям конкурса относятся: погашение не менее 20 % просроченной кредиторской задолженности в течение одного месяца после заключения договора купли- продажи; обязательства по реорганизации предприятия-банкрота. В качестве условий может быть сохранение профиля работы предприятия, сохранение численности рабочих мест, установленный объем инвестиций в предприятие.

Продавец предприятия-должника заключает договор купли- продажи с покупателем в течение трех дней с момента подведения итогов конкурса, после чего к покупателю переходит право собственности на предприятие. Далее продавец обязан вернуть депонированные средства всех остальных участников конкурса и направить депонированные средства победителя на погашение просроченной кредиторской задолженности всем кредиторам пропорционально сумме долга.

Ликвидация предприятия и продажа его активов производится в том случае, когда конкурс по продаже предприятия признан несостоятельным, либо его результаты аннулированы, или проведение конкурса признано нецелесообразным.

Решение о продаже имущества принимает Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) или соответствующий орган исполнительной власти субъектов РФ. Для этого образуется ликвидационная комиссия, разрабатывающая план ликвидации предприятия.

Большое значение имеет правильное разделение имущества на лоты, исходя их приоритетов сохранения единого производственно-технологического цикла.

Имущественные лоты продаются на аукционах, коммерческих или инвестиционных конкурсах. После их завершения продавец и покупатель заключают договор купли-продажи.

Средства от продажи предприятий-должников направляются на целевое финансирование содержания объектов социально-культурной сферы предприятий-должников в размере не менее 50 %, на финансирование мероприятий по санации и предотвращению негативных социальных последствий банкротства.

 

Функции финансового менеджмента как управляющей системы

2. функции финансового менеджмента как управляющей системы;

Любая управленческая деятельность предполагает выполнение стандартных управленческих функций (функции управляющей системы). В этой связи финансовый менеджмент можно представить следующим образом.

Можно выделить следующие функции финансового менеджмента как системы управления:
1) финансовое планирование (бюджетирование);
2) финансовая организация;
3) мотивация на достижение намеченных финансовых показателей;
4) финансовый контроль (контроллинг или управленческий учет).

Основные функции финансового менеджмента как управляющей системы.

1. Функция разработки финансовой стратегии предприятия.
В процессе реализации этой функции, исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка, формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе и разрабатывается политика действий предприятия по основным направлениям его финансового развития. Финансовая стратегия предприятия рассматривается как неотъемлемая составная часть общей стратегии его экономического развития.

2. Организационная функция, обеспечивающая принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности предприятия. Такие структуры строятся по иерархическому или функциональному признаку с выделением конкретных "центров ответственности". В процессе реализации этой функции финансового менеджмента необходимо обеспечивать постоянную адаптацию этих организационных структур к меняющимся условиям функционирования предприятия и направлениям финансовой деятельности. Организационные структуры финансового менеджмента должны быть интегрированы в общую организационную структуру управления предприятием.

3. Информационная функция, обеспечивающая обоснование нескольких возможных альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка.

4. Функция анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия. В процессе реализации этой функции проводятся экспресс и углубленный анализ отдельных финансовых операций; результатов финансовой деятельности отдельных дочерних предприятий, филиалов и "центров ответственности"; обобщенных результатов финансовой деятельности предприятия в целом и в разрезе отдельных ее направлений.

5. Функция планирования, обеспечивающая разработку системы стратегических текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, различным структурным подразделениям и по предприятию в целом. Основой такого планирования является разработанная финансовая стратегия предприятия, требующая конкретизации на каждом этапе его развития.

6. Стимулирующая функция, обеспечивающая систему стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции формируется система поощрения и санкций в разрезе руководителей и менеджеров отдельных структурных подразделений предприятия за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий. Индивидуализация такой системы стимулирования обеспечивается путем внедрения на предприятии контрактной формы оплаты труда руководителей подразделений и финансовых менеджеров.

7. Функция контроля, обеспечивающая эффективный контроль за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием систем внутреннего контроля на предприятии, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.

Функции финансового менеджмента как специальной области управления предприятием:
1) управление активами;
2) управление капиталом;
3) управление инвестициями;
4) денежными потоками;
5) финансовыми рисками.

К основным функциям финансового менеджмента как специальной области управления предприятием относятся следующие.

1. Функция управления активами - выявление реальной потребности в отдельных видах активов, исходя из предусматриваемых объектов операционной деятельности предприятия, и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования.

2. Функция управления капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для финансирования предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов.

3. Функция управления инвестициями - заключается в определении важнейших направлений инвестиционной деятельности предприятия; оценке инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отборе наиболее эффективных из них; формировании реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выборе наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.

4. Функция управления денежными потоками заключается в формировании входящих и выходящих потоков денежных средств предприятия, их синхронизации по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов.

5. Функция управления финансовыми рисками и предотвращения банкротства. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного предприятия; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию; на основе постоянного мониторинга диагностируется уровень угрозы банкротства и при высоком уровне используются механизмы антикризисного финансового управления предприятием.











Дата: 2019-02-19, просмотров: 241.