СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон об оценке соответствия) устанавливается, что обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов (ст. 26). При этом реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без прохождения подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются.
В строительстве действует Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31 декабря 2009 г. и введенный в действие с 1 августа 2010 г. (далее – Технический регламент). Настоящий Технический регламент распространяется на следующее:
Техническим регламентом закрепляется положение о том, что подтверждение соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий носит обязательный характер (ст. 7). При этом для подтверждения соответствия зданий и сооружений требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля подрядчика.
Для подтверждения соответствия проектной документации требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля проектировщика. Система производственного контроля проектировщика может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.
Для подтверждения соответствия строительных материалов и изделий требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля изготовителя. Система производственного контроля изготовителя может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.
Для систем производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя предусмотрена обязанность прохождения процедуры ее оценки в соответствии с действующими техническими нормативными актами (далее – ТНПА).
О системе производственного контроля говорится также в новых Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г.). Так, установлено, что при заключении договора строительного подряда подрядчик в обязательном порядке представляет заказчику сведения о наличии системы производственного контроля (п. 8.2.).
Что же такое система производственного контроля и какова процедура ее оценки? Наиболее часто при применении данной системы появляются следующие проблемы:
Техническим регламентом устанавливается обязанность оценки системы производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя в соответствии с действующими ТНПА. Такие ТНПА можно разделить на 2 группы:
Для удобства дальнейшего изложения материала необходимо ввести следующие термины:
Система производственного контроля – это понятие комплексное, которое включает следующие элементы:
Все вышеуказанные составляющие должны быть взаимосвязаны и применяться для того, чтобы обеспечить контроль качества и гарантию безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.
Следует отметить, что при наличии у строительной организации сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000 система производственного контроля отдельно на предприятии может не разрабатываться. Однако это допустимо при условии, что система производственного контроля описана и регламентирована документами системы менеджмента качества.
Организационная структура
Функции по поддержанию системы производственного контроля выполняются определенными структурными подразделениями организации: испытательной лабораторией, отделом технического контроля, отделом качества, службой контроля качества и т. д. Однако большинство строительных организаций изначально не имеет такого структурного подразделения, поэтому для того, чтобы обеспечить прохождение оценки системы производственного контроля, следует создать службу контроля качества. Структурное подразделение должно действовать на основании положения о структурном подразделении. В указанном документе должны быть прописаны функции подразделения по поддержанию системы производственного контроля на предприятии, например положение о службе контроля качества. В состав структурного подразделения должны входить специалисты, например главный инженер, прораб, мастера строительной организации. В должностных инструкциях названных специалистов должна быть указана обязанность проведения контроля качества на определенных уровнях (входной, операционный, приемочный контроль).
Оценке системы производственного контроля подлежат все виды структурных подразделений организаций, за исключением аккредитованных испытательных лабораторий, область аккредитации которых включает все виды контроля качества в строительстве.
Персонал, проводящий контроль качества продукции
Для того чтобы производилась оценка системы производственного контроля, в штате строительной организации должны быть руководители (специалисты) в области строительной деятельности. ТКП не устанавливается требование о том, что специалисты в строительной организации должны находиться по основному месту работы. Вместе с тем на практике проверяющие организации требуют наличия специалистов в строительной организации именно по основному месту работы. Необходимое количество и виды руководителей (специалистов) в области строительной деятельности определяются на основании количества и видов строительной продукции, заявленной строительной организацией на оценку системы производственного контроля.
ТКП устанавливаются следующие требования к руководителям (специалистам) в области строительной деятельности, проводящим контроль качества продукции:
1) наличие профессионального образования;
2) наличие опыта работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;
3) наличие сертификата компетентности в строительстве или аттестата специалиста.
Согласно ЕКСД руководители (специалисты) для того, чтобы занять свою должность, должны иметь определенное профессиональное образование и опыт работы по специальности. Так, главным инженером может быть лицо, имеющее соответствующее высшее образование, например, в области гражданского и промышленного строительства и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет либо соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 10 лет. Документом, подтверждающим наличие профессионального образования, является диплом. Основным документом, подтверждающим трудовой опыт, является трудовая книжка (вкладыш к трудовой книжке).
Сертификат компетентности – это документ, удостоверяющий профессиональную компетентность персонала в выполнении определенных работ (оказании определенных услуг) (ст. 1 Закона об оценке соответствия). Сертификация компетентности персонала в строительстве производится на основании Технического кодекса устоявшейся практики «Национальная система подтверждения соответствия в Республике Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 5.1.19–2009 (03220)). Сертификация персонала в строительстве может быть добровольной и обязательной. Добровольная сертификация персонала проводится по инициативе заявителя. Перечень персонала в строительстве, подлежащего обязательной сертификации на профессиональную компетентность, утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по предложению Минстройархитектуры. На сегодняшний день постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 60 от 16 декабря 2008 г. «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» не закреплена обязанность сертификации персонала в строительстве.
Аттестация – это процедура, используемая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям, с последующей выдачей квалификационного аттестата (п. 3 Инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 11 от 22 апреля 2003 г.). Требование о наличии аттестованных специалистов, занятых в области строительства, содержалось ранее в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1386 от 20 октября 2003 г., регулировавшем порядок получения лицензий на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. После отмены лицензирования в области строительной деятельности требование о сертификации компетентности или аттестации специалистов было принято в качестве одного из необходимых оснований для того, чтобы они могли пройти оценку системы производственного контроля. Далее обязанность о наличии аттестованных специалистов у подрядчика, заключающего договор строительного подряда, закрепило постановление Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г., которым утверждена новая редакция Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда.
Таким образом, строительная организация, желающая пройти оценку системы производственного контроля, обязана обеспечить либо сертификацию компетентности своих специалистов, либо их аттестацию. Однако, учитывая новую редакцию Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, рекомендуют обеспечить именно аттестацию специалистов, занятых в области строительства.
Средства контроля
Перечень средств контроля, которые должны находиться у строительной организации, определяется на основании заявляемого на оценку вида строительной продукции, а также соответствующих ТНПА, регулирующих данный вид продукции. Например, для проведения штукатурных и облицовочных работ в соответствии с СТБ 1473–2004 «Строительство. Штукатурные и облицовочные работы. Контроль качества работ» необходимо наличие следующих средств контроля:
При оценке системы производственного контроля к средствам контроля предъявляются следующие требования:
1) их наличие;
2) их наличие в необходимом составе согласно требованиям ТНПА;
3) их поверка.
Под наличием средств контроля понимается их фактическое наличие (проверяющей организации необходимо предъявить средства контроля в натуре) и документальное (необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности/аренды на имеющиеся средства контроля: ТТН, договор купли-продажи, аренды). На практике проверяющие органы требуют наличия у строительной организации всех средств контроля только на праве собственности и допускают лишь одно средство контроля на праве аренды (рекомендуется в аренду взять самое дорогостоящее – влагомер).
Средства контроля должны быть поверены. Поверка – это вид метрологического контроля, суть которого заключается в подтверждении метрологических характеристик средств измерений (контроля), другими словами – в подтверждении того, что данное средство измерения (контроля) правильно измеряет (контролирует) (Закон «Об обеспечении единства измерений»). Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерения (контроля). На каждое средство измерения (контроля) установлен свой срок действия поверки, и, как правило, он составляет год. Поверку средств контроля проводят специализированные аккредитованные организации, например РУП «БелГИМ».
Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т. д.)
На практике проверяющие органы не устанавливают жестких требований к производственным условиям. Основное требование – это их наличие, что подтверждается представлением проверяющим органам соответствующих документов, например, договора аренды офиса.
ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции
Фонд ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве определяется на основании вида строительной продукции, на оценку которой заявляется строительная организация. К ТНПА в строительной деятельности относятся технические регламенты, технические кодексы устоявшейся практики, стандарты, технические условия (ст. 15 Закона «О техническом нормировании и стандартизации»).
К технологической документацией в строительстве относят технологические карты. Технологическая карта – это текстовой и графический документ, которым определяется технологический процесс выполнения отдельного вида строительно-монтажных работ, включая специальные (Технологический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» ТКП 45–1.01–159–2009 (02250)). ТНПА и технологическая документация должна находится у строительной организации на праве собственности. Проверяющей организации необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право собственности: ТТН, договор купли-продажи. ТНПА может быть как на бумажных носителях, так и в виде базы данных ИПС «Стройдокумент».
Инспекционный контроль
За деятельностью строительной организации, прошедшей оценку системы производственного контроля и получившей свидетельство о технической компетентности осуществляется инспекционный контроль проверяющей организацией в течение всего срока действия свидетельства.
Инспекционный контроль проводится в форме плановых и внеплановых проверок. Плановый инспекционный контроль проводится не реже 1 раза в течение срока действия свидетельства о технической компетентности и при продлении (дополнении) данного свидетельства.
Внеплановый инспекционный контроль проводится в следующих случаях:
1) если получены отрицательные результаты проверок, выполненных органами государственного надзора;
2) если произошли изменения методик выполнения контроля.
Инспекционный контроль проводится аналогично первоначальной процедуре оценки системы производственного контроля. Если по результатам инспекционного контроля выявлены нарушения в системе производственного контроля, то строительной организации предоставляется 6 месяцев для устранения выявленных нарушений. В случае если нарушения не устранены в указанный срок, проверяющая организация может принять решение о приостановлении срока действия или отмене свидетельства.
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Управление качеством дорожно-строительных работ на уровне предприятия, как правило, осуществляется подрядными дорожно-строительными организациями.
Входной контроль качества строительных материалов, конструкций и изделий и операционный (в процессе строительства), контроль качества приготавливаемых дорожно-строительных материалов осуществляется специальными службами (лабораториями) подрядной строительной организации и (или) специализированными дорожными организациями или профильными лабораториями научно-исследовательских и учебных институтов по договору с подрядными организациями.
При входном контроле материалов, конструкций и изделий внешним осмотром и испытанием проб проверяется их соответствие требованиям нормативных документов и проекта, а также наличие и содержание паспортов, накладных, сертификатов и других сопроводительных документов.
Операционный контроль качества дорожно-строительных работ осуществляется техническим персоналом (мастер, прораб) строительной организации с участием лаборатории и геодезической службы и (или) другими специализированными организациями по договору с подрядными организациями.
При операционном контроле качества приготавливаемых дорожно-строительных материалов и качества дорожно-строительных работ проверяется соблюдение технологии выполнения работ по технологическим картам, соответствие материалов и конструктивных элементов проекту и требованиям схем операционного контроля. Схемы операционного контроля должны содержать перечни замеряемых (определяемых) параметров с указанием их количества и периодичности замеров, сведения о способах и средствах контроля и формы, заполняемые при контроле. Результаты (обобщаемые за смену) операционного контроля фиксируются в журнале производства работ.
Выборочный контроль при приемке скрытых работ и отдельных конструктивных элементов, приемке выполненных работ и законченных строительством дорожных объектов осуществляется специальными службами совместно с техническим персоналом строительной организации с участием представителей заказчика и проектной организации и приемочными комиссиями.
Инспекционный контроль качества материалов, конструкций, изделий, работ и объектов на всех стадиях строительства осуществляется:
специалистами служб технического надзора (контроля), организуемыми заказчиком, и (или) специализированными организациями по договору с заказчиком, а также представителями проектных организаций в соответствии со СНиП 1.06.04-85;
специалистами территориальных органов инспекции Госархстройнадзора, Российской транспортной инспекции и Государственной инспекции безопасности дорожного движения.
Органы государственного контроля (надзора) выполняют оценку соответствия процесса строительства требованиям законодательства, технических регламентов, проектной и нормативной документации, назначенным из условия обеспечения безопасности объекта в процессе строительства и после ввода его в эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством. (Федеральный Закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ, ст. 33, часть 1).
При выявлении несоответствий органы государственного контроля применяют санкции, предусмотренные вышеназванным законом, ст. 34.
При приемочном контроле на уровне рабочих комиссий, назначаемых решением заказчика, проверяется выборочно (в соответствии с требованиями СНиП на отдельные элементы (конструкции объекта) соответствие выполненных работу проектным решениям, стандартам, строительным нормам и правилам с проведением в необходимых случаях контрольные испытаний сложных (нетиповых) конструкций, а также мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, охране окружающей природной среды и др.
По завершении работ, предусмотренных проектно-сметной документацией, а также договором строительного подряда, приемочная комиссия в составе представителей заказчика, участников строительства, органов власти, органов государственного контроля (надзора) осуществляет завершающую оценку соответствия законченного строительства объекта в форме приемки и ввода его в эксплуатацию. Состав участников и процедуры оценки соответствия обязательным требованиям определяются соответствующими техническими регламентами, а до их принятия - строительными нормами и правилами, ведомственными нормативными документами. Проектная организация принимает участие й приемке, если при строительстве объекта осуществляется авторский надзор.
При приемке объектов приемочными комиссиями проверяется устранение недостатков, выявленных рабочими комиссиями, готовность объекта к эксплуатации, законченность и соответствие объекта объемам и сметной стоимости, предусмотренных проектом.
Оценка соответствия в форме приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта завершается составлением акта приемки по установленной форме.
Для обработки и накопления результатов контроля качества при строительстве и реконструкции автомобильных дорог Союздорнии разработан программный комплекс для работы на ПЭВМ PC/AT. Он позволяет сформировать систему классификации и кодирования информации, нормативную базу (требования по допускам на параметры дорог согласно нормативным документам), условно-постоянную информацию, используемую для автоматизированного формирования баз данных, осуществлять обработку результатов измерений параметров автомобильных дорог и запоминать результаты обработки в банке данных, осуществлять анализ результатов измерения элементов автомобильных дорог по различным параметрам и методам измерений и выводить информацию на печать.
Е) Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель.
Область применения
Настоящий стандарт устанавливает основные положения систем менеджмента качества, являющихся объектом стандартов семейства ИСО 9000, и определяет соответствующие термины.
Настоящий стандарт может использоваться:
а) организациями, стремящимися добиться преимущества посредством внедрения системы менеджмента качества;
б) организациями, стремящимися получить уверенность в том, что их заданные требования к продукции будут выполнены поставщиками;
в) пользователями продукции;
г) теми, кто заинтересован в едином понимании терминологии, применяемой в менеджменте качества (например, поставщики, потребители, регламентирующие органы);
д) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые оценивают систему менеджмента качества или проверяют ее на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 (например, аудиторы, органы по сертификации/регистрации);
е) теми сторонами, внутренними или внешними по отношению к организации, которые консультируют или проводят обучение по системе менеджмента качества, соответствующей данной организации;
ж) разработчиками соответствующих стандартов.
СИСТЕМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Законом Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» (далее – Закон об оценке соответствия) устанавливается, что обязательному подтверждению соответствия подлежат объекты оценки соответствия, в отношении которых установлены требования технических регламентов (ст. 26). При этом реализация продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих обязательному подтверждению соответствия, без прохождения подтверждения соответствия и наличия документов об оценке соответствия запрещаются.
В строительстве действует Технический регламент Республики Беларусь «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность» (ТР 2009/013/BY), утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1748 от 31 декабря 2009 г. и введенный в действие с 1 августа 2010 г. (далее – Технический регламент). Настоящий Технический регламент распространяется на следующее:
Техническим регламентом закрепляется положение о том, что подтверждение соответствия требованиям безопасности зданий и сооружений, проектной документации, строительных материалов и изделий носит обязательный характер (ст. 7). При этом для подтверждения соответствия зданий и сооружений требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля подрядчика.
Для подтверждения соответствия проектной документации требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля проектировщика. Система производственного контроля проектировщика может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.
Для подтверждения соответствия строительных материалов и изделий требованиям безопасности необходимо наличие документов системы производственного контроля изготовителя. Система производственного контроля изготовителя может заменяться сертифицированной системой менеджмента качества серии ISO 9000.
Для систем производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя предусмотрена обязанность прохождения процедуры ее оценки в соответствии с действующими техническими нормативными актами (далее – ТНПА).
О системе производственного контроля говорится также в новых Правилах заключения и исполнения договоров строительного подряда (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г.). Так, установлено, что при заключении договора строительного подряда подрядчик в обязательном порядке представляет заказчику сведения о наличии системы производственного контроля (п. 8.2.).
Что же такое система производственного контроля и какова процедура ее оценки? Наиболее часто при применении данной системы появляются следующие проблемы:
Техническим регламентом устанавливается обязанность оценки системы производственного контроля подрядчика, проектировщика, изготовителя в соответствии с действующими ТНПА. Такие ТНПА можно разделить на 2 группы:
Для удобства дальнейшего изложения материала необходимо ввести следующие термины:
Система производственного контроля – это понятие комплексное, которое включает следующие элементы:
Все вышеуказанные составляющие должны быть взаимосвязаны и применяться для того, чтобы обеспечить контроль качества и гарантию безопасности продукции в строительстве в соответствии с требованиями ТНПА.
Следует отметить, что при наличии у строительной организации сертифицированной системы менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000 система производственного контроля отдельно на предприятии может не разрабатываться. Однако это допустимо при условии, что система производственного контроля описана и регламентирована документами системы менеджмента качества.
Организационная структура
Функции по поддержанию системы производственного контроля выполняются определенными структурными подразделениями организации: испытательной лабораторией, отделом технического контроля, отделом качества, службой контроля качества и т. д. Однако большинство строительных организаций изначально не имеет такого структурного подразделения, поэтому для того, чтобы обеспечить прохождение оценки системы производственного контроля, следует создать службу контроля качества. Структурное подразделение должно действовать на основании положения о структурном подразделении. В указанном документе должны быть прописаны функции подразделения по поддержанию системы производственного контроля на предприятии, например положение о службе контроля качества. В состав структурного подразделения должны входить специалисты, например главный инженер, прораб, мастера строительной организации. В должностных инструкциях названных специалистов должна быть указана обязанность проведения контроля качества на определенных уровнях (входной, операционный, приемочный контроль).
Оценке системы производственного контроля подлежат все виды структурных подразделений организаций, за исключением аккредитованных испытательных лабораторий, область аккредитации которых включает все виды контроля качества в строительстве.
Персонал, проводящий контроль качества продукции
Для того чтобы производилась оценка системы производственного контроля, в штате строительной организации должны быть руководители (специалисты) в области строительной деятельности. ТКП не устанавливается требование о том, что специалисты в строительной организации должны находиться по основному месту работы. Вместе с тем на практике проверяющие организации требуют наличия специалистов в строительной организации именно по основному месту работы. Необходимое количество и виды руководителей (специалистов) в области строительной деятельности определяются на основании количества и видов строительной продукции, заявленной строительной организацией на оценку системы производственного контроля.
ТКП устанавливаются следующие требования к руководителям (специалистам) в области строительной деятельности, проводящим контроль качества продукции:
1) наличие профессионального образования;
2) наличие опыта работы в области строительства, проведения испытаний и контроля качества продукции в строительстве и метрологического обеспечения производства;
3) наличие сертификата компетентности в строительстве или аттестата специалиста.
Согласно ЕКСД руководители (специалисты) для того, чтобы занять свою должность, должны иметь определенное профессиональное образование и опыт работы по специальности. Так, главным инженером может быть лицо, имеющее соответствующее высшее образование, например, в области гражданского и промышленного строительства и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 5 лет либо соответствующее среднее специальное образование и стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 10 лет. Документом, подтверждающим наличие профессионального образования, является диплом. Основным документом, подтверждающим трудовой опыт, является трудовая книжка (вкладыш к трудовой книжке).
Сертификат компетентности – это документ, удостоверяющий профессиональную компетентность персонала в выполнении определенных работ (оказании определенных услуг) (ст. 1 Закона об оценке соответствия). Сертификация компетентности персонала в строительстве производится на основании Технического кодекса устоявшейся практики «Национальная система подтверждения соответствия в Республике Беларусь. Сертификация компетентности персонала в строительстве. Порядок проведения» (ТКП 5.1.19–2009 (03220)). Сертификация персонала в строительстве может быть добровольной и обязательной. Добровольная сертификация персонала проводится по инициативе заявителя. Перечень персонала в строительстве, подлежащего обязательной сертификации на профессиональную компетентность, утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь по предложению Минстройархитектуры. На сегодняшний день постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 60 от 16 декабря 2008 г. «Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь» не закреплена обязанность сертификации персонала в строительстве.
Аттестация – это процедура, используемая для подтверждения соответствия квалификации руководителей и специалистов, занятых в области строительства, установленным требованиям, с последующей выдачей квалификационного аттестата (п. 3 Инструкции о профессиональной аттестации специалистов в области строительства, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь № 11 от 22 апреля 2003 г.). Требование о наличии аттестованных специалистов, занятых в области строительства, содержалось ранее в постановлении Совета Министров Республики Беларусь № 1386 от 20 октября 2003 г., регулировавшем порядок получения лицензий на осуществление деятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровней ответственности. После отмены лицензирования в области строительной деятельности требование о сертификации компетентности или аттестации специалистов было принято в качестве одного из необходимых оснований для того, чтобы они могли пройти оценку системы производственного контроля. Далее обязанность о наличии аттестованных специалистов у подрядчика, заключающего договор строительного подряда, закрепило постановление Совета Министров Республики Беларусь № 875 от 30 июня 2011 г., которым утверждена новая редакция Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда.
Таким образом, строительная организация, желающая пройти оценку системы производственного контроля, обязана обеспечить либо сертификацию компетентности своих специалистов, либо их аттестацию. Однако, учитывая новую редакцию Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, рекомендуют обеспечить именно аттестацию специалистов, занятых в области строительства.
Средства контроля
Перечень средств контроля, которые должны находиться у строительной организации, определяется на основании заявляемого на оценку вида строительной продукции, а также соответствующих ТНПА, регулирующих данный вид продукции. Например, для проведения штукатурных и облицовочных работ в соответствии с СТБ 1473–2004 «Строительство. Штукатурные и облицовочные работы. Контроль качества работ» необходимо наличие следующих средств контроля:
При оценке системы производственного контроля к средствам контроля предъявляются следующие требования:
1) их наличие;
2) их наличие в необходимом составе согласно требованиям ТНПА;
3) их поверка.
Под наличием средств контроля понимается их фактическое наличие (проверяющей организации необходимо предъявить средства контроля в натуре) и документальное (необходимо предъявить документы, подтверждающие право собственности/аренды на имеющиеся средства контроля: ТТН, договор купли-продажи, аренды). На практике проверяющие органы требуют наличия у строительной организации всех средств контроля только на праве собственности и допускают лишь одно средство контроля на праве аренды (рекомендуется в аренду взять самое дорогостоящее – влагомер).
Средства контроля должны быть поверены. Поверка – это вид метрологического контроля, суть которого заключается в подтверждении метрологических характеристик средств измерений (контроля), другими словами – в подтверждении того, что данное средство измерения (контроля) правильно измеряет (контролирует) (Закон «Об обеспечении единства измерений»). Результаты поверки удостоверяются свидетельством о поверке средств измерения (контроля). На каждое средство измерения (контроля) установлен свой срок действия поверки, и, как правило, он составляет год. Поверку средств контроля проводят специализированные аккредитованные организации, например РУП «БелГИМ».
Производственные условия (помещения, транспорт, связь и т. д.)
На практике проверяющие органы не устанавливают жестких требований к производственным условиям. Основное требование – это их наличие, что подтверждается представлением проверяющим органам соответствующих документов, например, договора аренды офиса.
ТНПА на методы контроля качества продукции и требования к продукции
Фонд ТНПА и технологической документации на продукцию в строительстве определяется на основании вида строительной продукции, на оценку которой заявляется строительная организация. К ТНПА в строительной деятельности относятся технические регламенты, технические кодексы устоявшейся практики, стандарты, технические условия (ст. 15 Закона «О техническом нормировании и стандартизации»).
К технологической документацией в строительстве относят технологические карты. Технологическая карта – это текстовой и графический документ, которым определяется технологический процесс выполнения отдельного вида строительно-монтажных работ, включая специальные (Технологический кодекс устоявшейся практики «Строительство. Технологическая документация при производстве строительно-монтажных работ. Состав, порядок разработки, согласования и утверждения технологических карт» ТКП 45–1.01–159–2009 (02250)). ТНПА и технологическая документация должна находится у строительной организации на праве собственности. Проверяющей организации необходимо будет предоставить документы, подтверждающие право собственности: ТТН, договор купли-продажи. ТНПА может быть как на бумажных носителях, так и в виде базы данных ИПС «Стройдокумент».
Дата: 2019-02-25, просмотров: 210.