Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами
|
Разработала воспитатель
Барздун Н.В.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Объект исследования - процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
3. Дать характеристику методов формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Систематизировать игры и упражнения для формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать результаты работы.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяют два аспекта: |
Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе |
Формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах |
Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом, многоугольником, с такими их элементами, как сторона, вершина, угол, а также с понятиями «внутренняя область» фигуры и «границы» фигуры. Из объёмных геометрических тел представлены шар, куб, цилиндр. |
Упражнения с геометрическим материалом |
Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке. |
Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования |
Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур |
Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация) и логического мышления (поиск закономерностей, выявление ошибок) |
Упражнения, направленные на развитие умения выделять особенности взаимного расположения геометрических фигур |
В этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять её из рисунка, чертежа, абстрагируясь от других признаков, кроме формы назвать фигуру. |
Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредством сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы. |
I . Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке. |
1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Найдите и назовите все геометрические фигуры на рисунке.
2. Сколько на рисунке треугольников (квадратов, кругов, четырёхугольников, овалов, многоугольников)? Закрась круги жёлтым карандашом, квадраты зелёным, а треугольники синим.
Игра «Волшебные очки».
II .
Упражнения на составление геометрических фигур из частей. |
Головоломки: «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо» и другие. Упражнения с палочками, как моделями отрезков, являющихся сторонами геометрических фигур. |
Упражнения на преобразование фигур по заданному условию. |
Упражнения с палочками, связанные с перекладыванием частей и получением новых фигур. |
Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами. |
Разрезание ножницами, перегибание, проведение необходимых линий, отрезков. |
Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования |
II. а) Упражнения на разбиение геометрических фигур на части, являющиеся также геометрическими фигурами
III .
Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур. |
Упражнения этой группы способствуют осознанному выделению элементов фигур (сторон, вершин, углов), пониманию связей между их количеством и названием фигур, выявлению некоторых существенных свойств фигур. |
Игра «Узнай меня»
- Я многоугольник, имею три стороны.
- Я не многоугольник, меня можно катать.
- У меня нет углов, но я не круг.
- Я четырёхугольник, но у меня не все стороны равны.
Дай имя каждой фигуре.
Дай имя каждой фигуре.
IV .
Упражнения этой группы направлены на развитие умения выделять пространственные отношения между геометрическими фигурами на плоскости, оперировать понятиями «слева», «справа», «между», «перед», «за», «после», «вверху», «внизу», «внутри», «снаружи», «вне», «на границе», «пересекаются». |
Упражнения, направленные на развитие, умение выявлять особенности взаимного распределения геометрических фигур. |
Нарисуй по описанию. Стоял большой белый дом. Крыша у него была треугольная, коричневая. Два больших окна были прямоугольными, зелёными, а маленькое окошко на крыше – жёлтое, круглое. Дверь у него была квадратная, коричневая.
Продолжи орнамент.
Какая фигура находится слева от круга? Справа от треугольника? Между кругом и прямоугольником? Назови соседей квадрата. Какая фигура третья по счёту? Пятая? Последняя? Какая фигура находится между второй и четвёртой? А после четвёртой? Перед второй?
Отметь красным карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри квадрата. Отметь синим точку, которая расположена вне круга, вне квадрата. Отметь зелёным точку, которая расположена внутри круга, но вне квадрата. Жёлтым отметь точку, которая расположена и внутри круга и внутри квадрата.
Продолжи орнамент.
Какая фигура находится слева от круга? Справа от треугольника? Между кругом и прямоугольником? Назови соседей квадрата. Какая фигура третья по счёту? Пятая? Последняя? Какая фигура находится между второй и четвёртой? А после четвёртой? Перед второй?
Отметь красным карандашом точку, которая расположена вне круга, но внутри квадрата. Отметь синим точку, которая расположена вне круга, вне квадрата. Отметь зелёным точку, которая расположена внутри круга, но вне квадрата. Жёлтым отметь точку, которая расположена и внутри круга и внутри квадрата.
V .
Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций и логического мышления. |
Логические операции над множествами фигур |
Анализ Сравнение Обобщение Классификация по определенным свойствам (цвет, форма, размер) |
Поиск закономерностей и продолжение ряда фигур, поиск недостающей фигуры |
Продолжи ряд фигур.
Найди ошибку в узоре.
Найди недостающие фигуры.
Измени форму.
? |
? |
Измени размер.
? |
? |
Измени цвет и форму.
? |
? |
Измени форму и размер.
? |
? |
Продолжи ряд фигур.
Найди ошибку в узоре.
Найди недостающие фигуры.
? |
? |
? |
? |
Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами
|
Разработала воспитатель
Барздун Н.В.
Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах.
Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.
Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.
Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами.
Объект исследования - процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - методы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы - рассмотреть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста будет осуществлять эффективно, если будут использоваться разнообразные методы обучения; развивающая среда; работа с родителями.
Задачи работы:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
3. Дать характеристику методов формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести диагностику уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
5. Систематизировать игры и упражнения для формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.
6. Проанализировать результаты работы.
В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяют два аспекта: |
Формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе |
Формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах |
Знакомство с плоскими геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником, прямоугольником, овалом, многоугольником, с такими их элементами, как сторона, вершина, угол, а также с понятиями «внутренняя область» фигуры и «границы» фигуры. Из объёмных геометрических тел представлены шар, куб, цилиндр. |
Упражнения с геометрическим материалом |
Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке. |
Упражнения, направленные на развитие навыков конструирования |
Упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и свойства геометрических фигур |
Упражнения, направленные на развитие интеллектуальных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация) и логического мышления (поиск закономерностей, выявление ошибок) |
Упражнения, направленные на развитие умения выделять особенности взаимного расположения геометрических фигур |
В этих упражнениях совершенствуется умение узнавать геометрическую фигуру, выделять её из рисунка, чертежа, абстрагируясь от других признаков, кроме формы назвать фигуру. |
Выделение фигур в окружающей обстановке связано с определением формы предметов посредством сравнения их с геометрическими фигурами как сенсорными эталонами формы. |
I . Упражнения, направленные на развитие умения выделять геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке. |
1. Какие геометрические фигуры использованы в рисунке? Из каких геометрических фигур состоит рисунок? Найдите и назовите все геометрические фигуры на рисунке.
2. Сколько на рисунке треугольников (квадратов, кругов, четырёхугольников, овалов, многоугольников)? Закрась круги жёлтым карандашом, квадраты зелёным, а треугольники синим.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 331.