Цель | Задачи |
Формирование грамматически правильной речи | 1. Содействовать овладению детьми синтаксической стороной речи: учить построению различных типов предложений |
2. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка: изменять слова по родам, числам, лицам, временам и т.д. | |
3. Формировать способы словообразования |
Содержание технологий формирования грамматической стороны речи у дошкольников1
Раздел | Содержание |
Синтаксическая сторона речи | Учить детей пользоваться: ü простыми нераспространенными предложениями; ü простыми распространенными предложениями; ü предложениями с однородными членами; ü сложными предложениями (бессоюзными, сложносочиненными и сложноподчиненными); ü предложениями с прямой и косвенной речью |
Морфологическая сторона речи | Учить детей изменять: ü существительные — по падежам, числам, использовать их с различными предлогами; ü прилагательные — по числам, лицам и падежам (согласовывать с существительными и местоимениями); ü глаголы — по временам, числам, лицам и т.д. (согласовывать с существительными и местоимениями); ü согласовывать числительные с существительными |
Словообразование | Знакомить детей с различными способами словообразования: ü суффиксальным и префиксальным; ü суффиксально-префиксальным; ü словослагательным; ü с нулевым окончанием и др. |
1 Содержание работы конкретизируется по возрастам в программах воспитания, обучения и развития детей.
Рис. 16. Направления, методические приемы и методы формирования у детей грамматического строя речи
Занятия как форма формирования грамматического строя речи дошкольников |
|
| |||||
Грамматические занятия (целиком посвящены формированию грамматического строя речи детей) | Занятия речевые (формирование грамматического строя речи детей — часть занятия) | Занятия по неречевым разделам программы (интеграция грамматических задач с неречевыми задачами) | ||||
Предусматривают: | |
· решение задач либо по одному, либо по всем направлениям (синтаксис, морфология, словообразование); · задания различных уровней (в соответствии с этапами усвоения грамматических умений: понимание — заимствование — перенос — оценка); · сочетание новых задач с задачами на повторение и закрепление материала. | Занятия по ФЭМП: · согласование числительных с существительными; · образование сравнительной степени прилагательных и наречий; · образование порядковых числительных и т.д Занятия по ознакомлению с природой: · образование сравнительной и превосходной степени; · изменение глаголов и т.д. Занятия по изодеятельности: · образование причастий; · согласование прилагательных с существительными по числам и падежам и т.п. |
Рис. 17. Занятия, на которых решаются задачи формирования грамматического строя речи
Методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников
Раздел работы | Методы и приемы |
Формирование синтаксических умений | · дидактические игры и упражнения; · ситуации письменной речи (пересказ, диктант, «размытое письмо»); · составление детьми монологов (рассказывание); · игры-драматизации |
Формирование морфологических умений | · дидактические игры и упражнения; · заучивание коротких стихов с трудными грамматическими формами; · пересказ литературных произведений |
Формирование способов словообразования | · объяснение этимологии слов; · «демонстрация» способов словообразования на основе литературных произведений; · упражнения детей в этимологическом анализе слов «Почему так называется?»; · упражнения в словообразовании (по аналогии, систематизация способов словообразования, творческие задания); · нахождение родственных слов в произведении; · упражнения в образовании родственных слов; · моделирование «сложных» слов. |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 310.