Цель и задачи формирования грамматического строя речи у дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Цель Задачи

Формирование грамматиче­ски правильной речи

1. Содействовать овладению детьми синтаксической стороной речи: учить построению различных типов предло­жений
2. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка: изменять слова по родам, чис­лам, лицам, временам и т.д.
3. Формировать способы словообразо­вания

Содержание технологий формирования грамматической стороны речи у дошкольников1

Раздел Содержание
Синтаксическая сторона речи Учить детей пользоваться: ü простыми нераспространенными предложе­ниями; ü простыми распространенными предложе­ниями; ü предложениями с однородными членами; ü сложными предложениями (бессоюзными, сложносочиненными и сложноподчиненными); ü предложениями с прямой и косвенной речью
Морфологическая сторона речи Учить детей изменять: ü существительные — по падежам, числам, использовать их с различными предлогами; ü прилагательные — по числам, лицам и па­дежам (согласовывать с существительными и местоимениями); ü глаголы — по временам, числам, лицам и т.д. (согласовывать с существительными и ме­стоимениями); ü согласовывать числительные с существи­тельными
Словообразование Знакомить детей с различными способами сло­вообразования: ü суффиксальным и префиксальным; ü суффиксально-префиксальным; ü словослагательным; ü с нулевым окончанием и др.

1 Содержание работы конкретизируется по возрастам в программах воспи­тания, обучения и развития детей.

 

 

Рис. 16. Направления, методические приемы и методы формирования у детей грамматического строя речи

 

Занятия как форма формирования грамматического строя речи дошкольников  
 

 

 

 

Грамматические занятия

(целиком посвящены формированию грамматического строя речи детей)

  Занятия речевые (формирование грамматического строя речи детей — часть занятия)  

Занятия по неречевым разделам программы

(интеграция грамматических задач с нерече­выми задачами)

             

 

Предусматривают:  
· решение задач либо по одному, либо по всем направлениям (син­таксис, морфология, словообра­зование); · задания различных уровней (в соответствии с этапами усвоения грамматических умений: пони­мание — заимствование — пере­нос — оценка); · сочетание новых задач с задача­ми на повторение и закрепление материала.     Занятия по ФЭМП: · согласование числитель­ных с существительными; · образование сравнительной степени прилагательных и наречий; · образование порядковых числительных и т.д Занятия по ознакомлению с природой: · образование сравнительной и превосходной степени; · изменение глаголов и т.д. Занятия по изодеятельности: · образование причастий; · согласование прилагатель­ных с существительными по числам и падежам и т.п.  

 

Рис. 17. Занятия, на которых решаются задачи формирования грамматического строя речи

 

 

Методы и приемы формирования грамматического строя речи у дошкольников

Раздел работы Методы и приемы
Формирование синтаксических умений · дидактические игры и упражнения; · ситуации письменной речи (пересказ, диктант, «размытое письмо»); · составление детьми монологов (рассказывание); · игры-драматизации
Формирование морфологических умений · дидактические игры и упражнения; · заучивание коротких стихов с трудными грам­матическими формами; · пересказ литературных произведений
Формирование способов словообразования · объяснение этимологии слов; · «демонстрация» способов словообразования на основе литературных произведений; · упражнения детей в этимологическом анализе слов «Почему так называется?»; · упражнения в словообразовании (по аналогии, систематизация способов словообразования, творческие задания); · нахождение родственных слов в произведе­нии; · упражнения в образовании родственных слов; · моделирование «сложных» слов.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 271.