Части и их основное назначение | Методические приемы |
1. Привлечение внимания детей к качеству предмета | Дети вовлекаются в интересную, значимую для них деятельность (игра, загадки, просмотр инсценировки), в ходе которой сравнивают два противоположных качества |
2. Обучение детей обследовательским действиям, вычленению нужного качества | Показ обследовательских действий, четкие указания педагога («погладьте», «надавите», «посмотрите» и т.п.) Детей побуждают называть свойства или качества при помощи указаний и вопросов («Надавите на кирпичик. Он мягкий или твердый? А губка?»). Закрепляется и название обследовательского действия: «Как вы узнали, что губка мягкая?» |
3. Упражнять детей в выделении свойств или качеств | Детям поручается найти в окружающей обстановке предметы того или иного качества. Могут использоваться игры типа «Отгадай на ощупь, твердый или мягкий». При этом в словаре детей закрепляются названия свойств, качеств и обследовательских действий |
Сравнение предметов
Части и их основное назначение | Методические приемы |
1. Сравнить назначение предметов | Вопросы: «Кому нужен один предмет? А другой? Для чего он нужен?» |
2. Учить выделять отличительные признаки предметов и точно подбирать слова для их обозначения | При помощи вопросов и указаний воспитатель побуждает детей находить в предметах отличия вначале по общим признакам (цвет, форма, величина, крупные детали), а затем вычленяются отличия более мелких деталей и частей |
3. Учить выделять сходные признаки, подбирая их точные наименования | Вопросами и указаниями воспитатель побуждает детей находить в предметах сходные признаки (от крупных до более мелких деталей и частей) |
4. Обобщать результаты сравнения | Обобщающие вопросы типа: «Так чем же отличаются и чем похожи предметы? |
Формирование видовых понятий
Части и их основное назначение | Методические приемы |
1. Учить детей находить предмет определенного вида из числа сходных видов | Создание ситуации поиска при помощи приема поручения (задания): «Принеси!», «Покажи, где ...?». |
2. Учить вычленять видовой признак | Вопросы: «Почему вы думаете, что это ...?», «Как ты узнал, что это ... ?» Создание ситуаций, помогающих выделению видового признака |
3. Упражнять детей в выделении видового признака в других предметах данного вида, подчеркивая его значимость | Детям поручается найти в окружающей обстановке другие предметы этого же вида. При этом педагог акцентирует внимание на том, что у одного и того же вида предметов есть общий видовой признак при наличии других несущественных для видового обобщения различий |
Формирование родовых понятий
Части и их цели | Методические приемы |
1. Выделить в 3—4-х предметах весь набор возможных признаков | Детям предлагается рассказать о каждом предмете все, что они о нем знают. При этом используются вопросы, указания. Важно выделить родовые признаки |
2. Помочь детям отделить существенные для родового обобщения признаки от несущественных признаков. Научить детей выделять родовые признаки. Ввести слово, обозначающее родовое понятие | Обращения воспитателя, побуждающие выделить отличающиеся признаки предметов (вопросы, указания, суждения), а затем выделить общие признаки для всех предметов. На основе общих признаков воспитатель формулирует определение родового понятия |
3. Упражнять детей в отнесении предметов к родовому понятию, оперировать при этом родовым признаком | Детям поручается отобрать предметы (их изображения), относящиеся к данному родовому понятию, и разместить их в одном месте, а предметы, которые не относятся к данному понятию, — в другом |
Отгадывание загадок
Части и их цели | Методические приемы |
Вычленение признаков предметов, о которых будет говориться в загадках | Рассматривание каждого предмета поочередно, внимание детей направлено на вычленение именно тех признаков, которые будут названы в загадках про эти предметы. При этом воспитатель использует речевые средства загадки (определения, эпитеты, сравнения, метафоры и др.) |
Учить детей отгадывать загадки и мотивировать отгадку, используя знакомые и новые слова из загадок | Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Педагог загадывает загадку, дети отгадывают. Педагог побуждает детей мотивировать отгадку вопросом: «Почему ты считаешь, что это .?» Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети отгадывают загадки и мотивируют отгадки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка |
Составление загадок детьми
Части и их цели | Методические приемы |
1. Вычленение признаков предметов | Рассматривание каждого из предметов (их изображений), о которых предстоит составлять загадки. При этом побуждать детей подбирать образные выражения для характеристики признаков (эпитеты, сравнения, метафоры и др.) |
2. Учить детей составлять загадки, описывая предметы | Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Дается образец составления загадки, дети отгадывают ее и мотивируют отгадку. Затем дети сами составляют загадки и отгадывают их, мотивируя. Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети составляют, отгадывают загадки и мотивируют отгадки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 327.