Ознакомление со свойствами и качествами предметов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Части и их основное назначение Методические приемы
1. Привлечение внима­ния детей к качеству предмета Дети вовлекаются в интересную, значимую для них деятельность (игра, загадки, про­смотр инсценировки), в ходе которой срав­нивают два противоположных качества
2. Обучение детей об­следовательским дейст­виям, вычленению нуж­ного качества Показ обследовательских действий, четкие указания педагога («погладьте», «надавите», «посмотрите» и т.п.) Детей побуждают называть свойства или качества при помощи указаний и вопросов («Надавите на кирпичик. Он мягкий или твердый? А губка?»). Закрепляется и название обследовательского действия: «Как вы узнали, что губка мягкая?»
3. Упражнять детей в выделении свойств или качеств Детям поручается найти в окружающей обста­новке предметы того или иного качества. Могут использоваться игры типа «Отгадай на ощупь, твердый или мягкий». При этом в сло­варе детей закрепляются названия свойств, качеств и обследовательских действий

Сравнение предметов

 

Части и их основное назначение Методические приемы
1. Сравнить назначение предметов Вопросы: «Кому нужен один предмет? А другой? Для чего он нужен?»
2. Учить выделять от­личительные признаки предметов и точно под­бирать слова для их обо­значения При помощи вопросов и указаний воспитатель побуждает детей находить в предметах отли­чия вначале по общим признакам (цвет, форма, величина, крупные детали), а затем вычленя­ются отличия более мелких деталей и частей
3. Учить выделять сход­ные признаки, подбирая их точные наименова­ния Вопросами и указаниями воспитатель побу­ждает детей находить в предметах сходные признаки (от крупных до более мелких дета­лей и частей)
4. Обобщать результаты сравнения Обобщающие вопросы типа: «Так чем же отличаются и чем похожи предметы?

 

Формирование видовых понятий

 

Части и их основное назначение Методические приемы
1. Учить детей находить предмет определенного вида из числа сходных видов Создание ситуации поиска при помощи приема поручения (задания): «Принеси!», «Покажи, где ...?».
2. Учить вычленять ви­довой признак Вопросы: «Почему вы думаете, что это ...?», «Как ты узнал, что это ... ?» Создание ситуаций, помогающих выделению видового признака
3. Упражнять детей в выделении видового признака в других пред­метах данного вида, подчеркивая его значи­мость Детям поручается найти в окружающей об­становке другие предметы этого же вида. При этом педагог акцентирует внимание на том, что у одного и того же вида предметов есть общий видовой признак при наличии других несущественных для видового обоб­щения различий

 

Формирование родовых понятий

 

Части и их цели Методические приемы
1. Выделить в 3—4-х пред­метах весь набор возмож­ных признаков Детям предлагается рассказать о каждом предмете все, что они о нем знают. При этом используются вопросы, указания. Важно выделить родовые признаки
2. Помочь детям отделить существенные для родово­го обобщения признаки от несущественных призна­ков. Научить детей выде­лять родовые признаки. Ввести слово, обозначаю­щее родовое понятие Обращения воспитателя, побуждающие выделить отличающиеся признаки пред­метов (вопросы, указания, суждения), а затем выделить общие признаки для всех предметов. На основе общих признаков воспитатель формулирует определение родового по­нятия
3. Упражнять детей в отне­сении предметов к родово­му понятию, оперировать при этом родовым призна­ком Детям поручается отобрать предметы (их изображения), относящиеся к данному родовому понятию, и разместить их в од­ном месте, а предметы, которые не отно­сятся к данному понятию, — в другом

 

Отгадывание загадок

Части и их цели Методические приемы
Вычленение признаков предметов, о которых бу­дет говориться в загадках Рассматривание каждого предмета пооче­редно, внимание детей направлено на вычле­нение именно тех признаков, которые будут названы в загадках про эти предметы. При этом воспитатель использует речевые сред­ства загадки (определения, эпитеты, сравне­ния, метафоры и др.)
Учить детей отгадывать загадки и мотивировать отгадку, используя зна­комые и новые слова из загадок Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Педагог загадывает загадку, дети отгадыва­ют. Педагог побуждает детей мотивировать отгадку вопросом: «Почему ты считаешь, что это .?» Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети отгадывают загадки и мотивируют отгад­ки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка

Составление загадок детьми

Части и их цели Методические приемы
1. Вычленение призна­ков предметов Рассматривание каждого из предметов (их изображений), о которых предстоит состав­лять загадки. При этом побуждать детей подбирать образные выражения для характе­ристики признаков (эпитеты, сравнения, ме­тафоры и др.)
2. Учить детей состав­лять загадки, описывая предметы Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Дается образец составления загадки, дети отгадывают ее и мотивируют отгадку. Затем дети сами составляют загадки и отгадывают их, мотивируя. Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети составляют, отгадывают загадки и моти­вируют отгадки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка

 

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 327.