Основные понятия темы
Словарь языка, или лексика | — это совокупность слов, существующих в языке. |
Индивидуальный словарь | — совокупность слов, которыми обладает человек. |
Активный словарь | — совокупность лексических единиц, которые свободно используются говорящим в спонтанной речи1 |
Пассивный словарь | — совокупность лексических единиц, которые понятны носителю языка, но не используются им в спонтанной речи2 |
Словарная работа | — это целенаправленное и систематическое содействие своевременному развитию словаря дошкольников, необходимого для полноценного общения и соответствующего социально-культурным нормам общества |
Средний объем словаря дошкольников
(данные Алексеевой М.М., Яшиной В.И.)1
Возраст | 1 год | 1,5 года | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6— 7 лет |
Среднее количество употребляемых слов | 10— 12 | 30— 40 | 300— 400 | 1200— 1500 | 1900 | 2500 | 3,5— 4 тыс. |
Состав словаря детей
Части речи | Количество слов в словаре детей 3—4 лет, % | Количество слов в словаре первоклассников, % (данные Т.Г.Дьяконовой) | |
данные Е.А.Аркина | данные В.В.Гербо- вой | ||
Существительные | 50,2 | 25,3 | 36,4 |
Глаголы | 27,4 | 26,4 | 27,8 |
Прилагательные | 3,9 | 3,2 | 2,5 |
Наречия | 5,8 | 10,7 | 9,5 |
Местоимения | 9 | 19 | 14,8 |
Числительные | 1,9 | 0,9 | — |
Вопросительные | 2,9 | ||
слова | |||
Предлоги и союзы | 0,8—1,2 | 6—5,6 | 9 |
Приемы словарной работы
Приемы обогащения словаря | Приемы активизации словаря | Приемы уточнения значения слов |
• Показ и называние; • Многократное повторение слова педагогом в разных грамматических формах; • Использование художественного слова; • Поручения («принеси», «покажи», «сделай») | · Упражнения в использовании слова; · Подсказка нужного слова; · Вопросы; · Хоровое повторение слова; · Поручения («скажи», «повтори»); ·Игры | • Толкование слов; • Объяснение этимологии слов; •Словообразовательные упражнения; • Упражнения на классификацию |
Система словарной работы В.И.Логиновой
Направления словарной работы | Методы словарной работы | ||
1. Первичное ознакомление с предметами | 1. Демонстрация предмета (объекта природы); 2. Сюжетные игры-занятия; 3. Дидактические игры | ||
2. Ознакомление с особенностями предметов | 1. Осмотры (рассматривание) предметов; 2. Выделение и сравнение двух противоположных качеств; 3. Сравнение свойств и качеств у двух материалов; 4. Описание свойств и качеств одного материала | ||
3. Формирование элементарных понятий (обобщения) | 1. Введение видовых обобщений; 2. Введение родовых обобщений; 3. Упражнения на классификации | ||
4. Закрепление и активизация словаря | 1. Отгадывание загадок; 2. Составление загадок; 3. Описание предметов, явлений | ||
Назначение различных методов словарной работы
Методы (виды занятий) | Задачи словарной работы |
Демонстрация предмета | Ввести в словарь детей названия предметов и названия некоторых действий предметов и действий с ними |
Дидактические игры | |
Осмотры предметов | Ввести в словарь детей названия частей, деталей предметов и объектов окружающего мира |
Ознакомление со свойствами и качествами предметов | Ввести в словарь детей названия свойств и качеств, материалов, названия обследовательских действий |
Сравнение предметов | Углубление знаний о предметах и их особенностях. Закрепление усвоенных ранее слов |
Формирование видовых понятий | Учить выделять и называть видовые признаки предметов, на основе которых уточняется названия видов предметов (видовое обобщение) |
Формирование родовых понятий | Учить выделять родовые признаки предметов, на основе которых вводится слово, обозначающее родовое обобщение |
Отгадывание детьми загадок Составление детьми загадок | Закрепление и активизация слов |
Осмотр предмета
Части и их основное назначение | Методические приемы |
1. Уточнить название предмета | Вопрос: «Что это?» |
2. Познакомить с назначением предмета и его частями | Последовательное, пошаговое рассматривание предмета, выполнение детьми возможных действий (открыть, закрыть, надеть, снять, заглянуть, посмотреть и т.п.). Воспитатель называет и побуждает называть части предметов и действия по осмотру предметов. В ходе осмотра сочетается двигательная, познавательная и речевая деятельность детей |
Сравнение предметов
Части и их основное назначение | Методические приемы |
1. Сравнить назначение предметов | Вопросы: «Кому нужен один предмет? А другой? Для чего он нужен?» |
2. Учить выделять отличительные признаки предметов и точно подбирать слова для их обозначения | При помощи вопросов и указаний воспитатель побуждает детей находить в предметах отличия вначале по общим признакам (цвет, форма, величина, крупные детали), а затем вычленяются отличия более мелких деталей и частей |
3. Учить выделять сходные признаки, подбирая их точные наименования | Вопросами и указаниями воспитатель побуждает детей находить в предметах сходные признаки (от крупных до более мелких деталей и частей) |
4. Обобщать результаты сравнения | Обобщающие вопросы типа: «Так чем же отличаются и чем похожи предметы? |
Отгадывание загадок
Части и их цели | Методические приемы |
Вычленение признаков предметов, о которых будет говориться в загадках | Рассматривание каждого предмета поочередно, внимание детей направлено на вычленение именно тех признаков, которые будут названы в загадках про эти предметы. При этом воспитатель использует речевые средства загадки (определения, эпитеты, сравнения, метафоры и др.) |
Учить детей отгадывать загадки и мотивировать отгадку, используя знакомые и новые слова из загадок | Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Педагог загадывает загадку, дети отгадывают. Педагог побуждает детей мотивировать отгадку вопросом: «Почему ты считаешь, что это .?» Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети отгадывают загадки и мотивируют отгадки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка |
Составление загадок детьми
Части и их цели | Методические приемы |
1. Вычленение признаков предметов | Рассматривание каждого из предметов (их изображений), о которых предстоит составлять загадки. При этом побуждать детей подбирать образные выражения для характеристики признаков (эпитеты, сравнения, метафоры и др.) |
2. Учить детей составлять загадки, описывая предметы | Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Дается образец составления загадки, дети отгадывают ее и мотивируют отгадку. Затем дети сами составляют загадки и отгадывают их, мотивируя. Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети составляют, отгадывают загадки и мотивируют отгадки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка |
Основные понятия темы
Словарь языка, или лексика | — это совокупность слов, существующих в языке. |
Индивидуальный словарь | — совокупность слов, которыми обладает человек. |
Активный словарь | — совокупность лексических единиц, которые свободно используются говорящим в спонтанной речи1 |
Пассивный словарь | — совокупность лексических единиц, которые понятны носителю языка, но не используются им в спонтанной речи2 |
Словарная работа | — это целенаправленное и систематическое содействие своевременному развитию словаря дошкольников, необходимого для полноценного общения и соответствующего социально-культурным нормам общества |
Средний объем словаря дошкольников
(данные Алексеевой М.М., Яшиной В.И.)1
Возраст | 1 год | 1,5 года | 2 года | 3 года | 4 года | 5 лет | 6— 7 лет |
Среднее количество употребляемых слов | 10— 12 | 30— 40 | 300— 400 | 1200— 1500 | 1900 | 2500 | 3,5— 4 тыс. |
Состав словаря детей
Части речи | Количество слов в словаре детей 3—4 лет, % | Количество слов в словаре первоклассников, % (данные Т.Г.Дьяконовой) | |
данные Е.А.Аркина | данные В.В.Гербо- вой | ||
Существительные | 50,2 | 25,3 | 36,4 |
Глаголы | 27,4 | 26,4 | 27,8 |
Прилагательные | 3,9 | 3,2 | 2,5 |
Наречия | 5,8 | 10,7 | 9,5 |
Местоимения | 9 | 19 | 14,8 |
Числительные | 1,9 | 0,9 | — |
Вопросительные | 2,9 | ||
слова | |||
Предлоги и союзы | 0,8—1,2 | 6—5,6 | 9 |
Приемы словарной работы
Приемы обогащения словаря | Приемы активизации словаря | Приемы уточнения значения слов |
• Показ и называние; • Многократное повторение слова педагогом в разных грамматических формах; • Использование художественного слова; • Поручения («принеси», «покажи», «сделай») | · Упражнения в использовании слова; · Подсказка нужного слова; · Вопросы; · Хоровое повторение слова; · Поручения («скажи», «повтори»); ·Игры | • Толкование слов; • Объяснение этимологии слов; •Словообразовательные упражнения; • Упражнения на классификацию |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 456.