Средний объем словаря дошкольников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основные понятия темы

Словарь языка, или лексика — это совокупность слов, существующих в языке.
Индивидуальный словарь — совокупность слов, которыми обладает человек.
Активный словарь — совокупность лексических единиц, которые сво­бодно используются говорящим в спонтанной речи1
Пассивный сло­варь — совокупность лексических единиц, которые по­нятны носителю языка, но не используются им в спонтанной речи2
Словарная работа — это целенаправленное и систематическое содей­ствие своевременному развитию словаря дошколь­ников, необходимого для полноценного общения и соответствующего социально-культурным нормам общества

 

Средний объем словаря дошкольников

(данные Алексеевой М.М., Яшиной В.И.)1

Возраст 1 год 1,5 года 2 го­да 3 года 4 года 5 лет 6— 7 лет
Среднее количество употребляе­мых слов 10— 12 30— 40 300— 400 1200— 1500 1900 2500 3,5— 4 тыс.

 

 

Состав словаря детей

Части речи

Количество слов в словаре детей 3—4 лет, %

Количество слов в словаре перво­классников, % (данные Т.Г.Дьяконовой)

данные Е.А.Аркина данные В.В.Гербо- вой
Существительные 50,2 25,3 36,4
Глаголы 27,4 26,4 27,8
Прилагательные 3,9 3,2 2,5
Наречия 5,8 10,7 9,5
Местоимения 9 19 14,8
Числительные 1,9 0,9
Вопросительные  

2,9

 
слова    
Предлоги и союзы 0,8—1,2 6—5,6 9

 

Приемы словарной работы

 

Приемы обогащения словаря Приемы акти­визации словаря Приемы уточнения значения слов
• Показ и называние; • Многократное повто­рение слова педагогом в разных грамматиче­ских формах; • Использование худо­жественного слова; • Поручения («принеси», «покажи», «сделай») · Упражнения в использовании слова; · Подсказка нужного слова; · Вопросы; · Хоровое пов­торение слова; · Поручения («скажи», «повтори»); ·Игры • Толкование слов; • Объяснение эти­мологии слов; •Словообразова­тельные упражне­ния; • Упражнения на классификацию

 

Система словарной работы В.И.Логиновой

Направления словарной работы

Методы словарной работы

 

1. Первичное ознакомление с предметами

1. Демонстрация предмета (объекта природы);

2. Сюжетные игры-занятия;

3. Дидактические игры

2. Ознакомление с особенностями предметов

1. Осмотры (рассматривание) предметов;

2. Выделение и сравнение двух противополож­ных качеств;

3. Сравнение свойств и качеств у двух материа­лов;

4. Описание свойств и качеств одного материала

3. Формирование элементарных поня­тий (обобщения)

1. Введение видовых обобщений;

2. Введение родовых обобщений;

3. Упражнения на классификации

4. Закрепление и ак­тивизация словаря

1. Отгадывание загадок;

2. Составление загадок;

3. Описание предметов, явлений

       

 

 

Назначение различных методов словарной работы

 

Методы (виды занятий) Задачи словарной работы
Демонстрация предмета

Ввести в словарь детей названия предметов и названия некоторых действий предметов и дей­ствий с ними

Дидактические игры
Осмотры предметов Ввести в словарь детей названия частей, деталей предметов и объектов окружающего мира
Ознакомление со свойствами и каче­ствами предметов Ввести в словарь детей названия свойств и ка­честв, материалов, названия обследовательских действий
Сравнение предме­тов Углубление знаний о предметах и их особенно­стях. Закрепление усвоенных ранее слов
Формирование ви­довых понятий Учить выделять и называть видовые признаки предметов, на основе которых уточняется назва­ния видов предметов (видовое обобщение)
Формирование ро­довых понятий Учить выделять родовые признаки предметов, на основе которых вводится слово, обозначаю­щее родовое обобщение
Отгадывание детьми загадок Составление детьми загадок Закрепление и активизация слов

 

Осмотр предмета

 

Части и их основное назначение Методические приемы
1. Уточнить название предмета Вопрос: «Что это?»
2. Познакомить с назна­чением предмета и его частями Последовательное, пошаговое рассматрива­ние предмета, выполнение детьми возмож­ных действий (открыть, закрыть, надеть, снять, заглянуть, посмотреть и т.п.). Воспи­татель называет и побуждает называть части предметов и действия по осмотру предметов. В ходе осмотра сочетается двигательная, по­знавательная и речевая деятельность детей

Сравнение предметов

 

Части и их основное назначение Методические приемы
1. Сравнить назначение предметов Вопросы: «Кому нужен один предмет? А другой? Для чего он нужен?»
2. Учить выделять от­личительные признаки предметов и точно под­бирать слова для их обо­значения При помощи вопросов и указаний воспитатель побуждает детей находить в предметах отли­чия вначале по общим признакам (цвет, форма, величина, крупные детали), а затем вычленя­ются отличия более мелких деталей и частей
3. Учить выделять сход­ные признаки, подбирая их точные наименова­ния Вопросами и указаниями воспитатель побу­ждает детей находить в предметах сходные признаки (от крупных до более мелких дета­лей и частей)
4. Обобщать результаты сравнения Обобщающие вопросы типа: «Так чем же отличаются и чем похожи предметы?

 

Отгадывание загадок

Части и их цели Методические приемы
Вычленение признаков предметов, о которых бу­дет говориться в загадках Рассматривание каждого предмета пооче­редно, внимание детей направлено на вычле­нение именно тех признаков, которые будут названы в загадках про эти предметы. При этом воспитатель использует речевые сред­ства загадки (определения, эпитеты, сравне­ния, метафоры и др.)
Учить детей отгадывать загадки и мотивировать отгадку, используя зна­комые и новые слова из загадок Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Педагог загадывает загадку, дети отгадыва­ют. Педагог побуждает детей мотивировать отгадку вопросом: «Почему ты считаешь, что это .?» Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети отгадывают загадки и мотивируют отгад­ки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка

Составление загадок детьми

Части и их цели Методические приемы
1. Вычленение призна­ков предметов Рассматривание каждого из предметов (их изображений), о которых предстоит состав­лять загадки. При этом побуждать детей подбирать образные выражения для характе­ристики признаков (эпитеты, сравнения, ме­тафоры и др.)
2. Учить детей состав­лять загадки, описывая предметы Рассмотренные предметы остаются перед глазами детей. Дается образец составления загадки, дети отгадывают ее и мотивируют отгадку. Затем дети сами составляют загадки и отгадывают их, мотивируя. Усложнения: 1. Рассмотренные предметы убираются, дети составляют, отгадывают загадки и моти­вируют отгадки по памяти. 2. В дальнейшем рассматривание предметов не проводится. Сразу: загадка — отгадка — мотивировка

 

 

Основные понятия темы

Словарь языка, или лексика — это совокупность слов, существующих в языке.
Индивидуальный словарь — совокупность слов, которыми обладает человек.
Активный словарь — совокупность лексических единиц, которые сво­бодно используются говорящим в спонтанной речи1
Пассивный сло­варь — совокупность лексических единиц, которые по­нятны носителю языка, но не используются им в спонтанной речи2
Словарная работа — это целенаправленное и систематическое содей­ствие своевременному развитию словаря дошколь­ников, необходимого для полноценного общения и соответствующего социально-культурным нормам общества

 

Средний объем словаря дошкольников

(данные Алексеевой М.М., Яшиной В.И.)1

Возраст 1 год 1,5 года 2 го­да 3 года 4 года 5 лет 6— 7 лет
Среднее количество употребляе­мых слов 10— 12 30— 40 300— 400 1200— 1500 1900 2500 3,5— 4 тыс.

 

 

Состав словаря детей

Части речи

Количество слов в словаре детей 3—4 лет, %

Количество слов в словаре перво­классников, % (данные Т.Г.Дьяконовой)

данные Е.А.Аркина данные В.В.Гербо- вой
Существительные 50,2 25,3 36,4
Глаголы 27,4 26,4 27,8
Прилагательные 3,9 3,2 2,5
Наречия 5,8 10,7 9,5
Местоимения 9 19 14,8
Числительные 1,9 0,9
Вопросительные  

2,9

 
слова    
Предлоги и союзы 0,8—1,2 6—5,6 9

 

Приемы словарной работы

 

Приемы обогащения словаря Приемы акти­визации словаря Приемы уточнения значения слов
• Показ и называние; • Многократное повто­рение слова педагогом в разных грамматиче­ских формах; • Использование худо­жественного слова; • Поручения («принеси», «покажи», «сделай») · Упражнения в использовании слова; · Подсказка нужного слова; · Вопросы; · Хоровое пов­торение слова; · Поручения («скажи», «повтори»); ·Игры • Толкование слов; • Объяснение эти­мологии слов; •Словообразова­тельные упражне­ния; • Упражнения на классификацию

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 413.