Права и обязанности участников
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Не могут иметь дополнительных прав и обязанностей Могут иметь дополнительные обязанности (п. 7 ст. 7 Закона об АО) Могут иметь дополнительные права и нести дополнительные обязанности (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 9 Закона об ООО)

Акционеры (участники) могут заключить корпоративный договор (ст. 67.2 ГК РФ)

Возможность исключения (акционера) участника Нет

Да, по решению суда (п. 1 ст. 67 ГК РФ, ст. 10 Закона об ООО, п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25)

Порядок отчуждения акций (долей) Свободная продажа акций третьим лицам без чьего-либо согласия (ст. 7 Закона об АО) Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения согласия акционеров на отчуждение акций третьим лицам. Возможно право преимущественного приобретения акций, отчуждаемых по возмездным сделкам акционерами или обществом, если это предусмотрено уставом (п. 3 ст. 100 ГК РФ, п. п. 3 - 5 ст. 7 Закона об АО) Уставом общества может быть предусмотрена необходимость согласия участников на продажу долей третьим лицам, на принятие в состав участников наследников (правопреемников) (п. п. 3, 6 ст. 93 ГК РФ). Участники общества или общество пользуются преимущественным правом покупки доли (части доли) (п. 4 ст. 21 Закона об ООО) Объем правомочий участников Пропорционально количеству акций в уставном капитале общества

Уставом общества или корпоративным договором, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, может быть предусмотрен иной объем правомочий участников (п. 1 ст. 66 ГК РФ)

Возможность "выхода" акционера (участника)

Членство в акционерном обществе прекращается в результате отчуждения акций. Акционеры вправе требовать выкупа акций обществом в соответствии со ст. 75 Закона об АО

Участники вправе выйти из ООО независимо от согласия других его участников или общества путем: - подачи заявления о выходе из общества, если такая возможность предусмотрена уставом общества; - предъявления к обществу требования о приобретении обществом доли в случаях, предусмотренных законом (ст. 94 ГК РФ, ст. ст. 23, 26 Закона об ООО) Способы фиксации владения долями (акциями)

Права акционеров удостоверяются в системе ведения реестра записями на лицевых счетах у держателя реестра или записями по счетам депо в депозитариях (ст. 28 Закона о рынке ценных бумаг)

Сведения об участниках, о размере и номинальной стоимости принадлежащих им долей ООО содержатся в ЕГРЮЛ (подп. "д" п. 1 ст. 5 Закона о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Кроме того, ООО обязано вести список участников, где указывается размер доли. При противоречии приоритетны сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (ст. 31.1 Закона об ООО)

 

 

О специализированных финансовых обществах

 

В форме акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг <1> могут быть созданы специализированное финансовое общество (далее - СФО) <2> и специализированное общество проектного финансирования (далее - СОПФ). Особенности их организации и деятельности предусмотрены в таком объеме, что позволяют ученым сделать вывод о том, что эти общества, по сути, находятся за пределом перечня коммерческих организаций, предусмотренного п. 2 ст. 50 ГК РФ <3>.

--------------------------------

<1> Глава 3.1 "Специализированное общество" введена в разд. II Закона о рынке ценных бумаг Федеральным законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

<2> Согласно ст. 15.1 Закона о рынке ценных бумаг целями и предметом деятельности СФО являются приобретение имущественных прав требовать исполнения от должников уплаты денежных средств по кредитным договорам, договорам займа и (или) иным обязательствам, включая права, которые возникнут в будущем из существующих или из будущих обязательств, приобретение иного имущества, связанного с приобретаемыми денежными требованиями, в том числе по договорам лизинга и договорам аренды, и осуществление эмиссии облигаций, обеспеченных залогом денежных требований.

<3> См.: Суханов Е.А. Предпринимательские корпорации в новой редакции Гражданского кодекса Российской Федерации // Журнал российского права. 2015. N 1. С. 5 - 13; Филиппова С.Ю. Критика "чистого юридического лица": специализированное финансовое общество - новая организационно-правовая форма коммерческого юридического лица или разновидность хозяйственного общества? // Вестник Арбитражного суда Московского округа. 2014. N 3. С. 77.

 

Так, специализированные общества имеют целевую правоспособность, определенную в самом законе, при этом уставом общества могут быть предусмотрены дополнительные ограничения. Они могут быть созданы только путем учреждения, а прекращены только путем ликвидации, но не добровольной реорганизации. Уставный капитал специализированных обществ должен быть заполнен только деньгами и не может быть уменьшен.

Управление специализированным обществом обладает значительным своеобразием, коренным образом отличающим это общество от традиционной корпорации, признаком которой является осуществление деятельности через органы управления, наделенные компетенцией. По ряду вопросов, определенных уставом, включая вопросы о внесении в устав изменений и (или) дополнений, об одобрении определенных сделок, совершаемых обществом, решения принимаются с согласия владельцев облигаций или кредиторов специализированного общества.

В СОПФ совет директоров и (или) ревизионная комиссия могут не избираться, если это предусмотрено их уставом. В этом случае к таким обществам не применяются правила об одобрении крупных сделок и сделок с заинтересованностью. А в СФО совет директоров и ревизионная комиссия не избираются, коллегиальный исполнительный орган не создается в силу требований самого закона (п. 11 ст. 15.2 Закона о рынке ценных бумаг). Полномочия единоличного исполнительного органа СФО должны быть переданы управляющей компании, соответствующей требованиям ст. 15.3 Закона о рынке ценных бумаг. СФО не имеет штата работников и не вправе заключать трудовые договоры.

Устав специализированного общества обоих видов может содержать и иные условия, характерные только для этих организаций. Так, в уставе специализированного общества могут быть перечислены случаи, не предусмотренные федеральными законами, при которых объявление и выплата дивидендов (распределение прибыли) не осуществляются либо установлен полный запрет на распределение прибыли.

Таким образом, специализированные финансовые общества - это глубоко измененная специальным законом форма хозяйственного общества, в которой нет ни органов, ни работников, в отношении которой не применяется значительное число институтов корпоративного права.

А. Белицкая, рассматривая вопрос, является ли деятельность специализированного общества предпринимательской и можно ли в этой связи признать его субъектом предпринимательской деятельности, пишет: "Нельзя не заметить, что специализированное общество более похоже на имущественный комплекс или инвестиционный пул, чем на субъект права, между тем такая особенность характерна для всех коллективных инвесторов, целью которых является обособление активов инвестора и их объединение в целях последующего вложения в проекты. С формальной точки зрения, конечно, специализированное общество имеет права и обязанности и несет ответственность, поэтому может быть признано субъектом предпринимательской деятельности, однако по своей сути оно является техническим образованием, созданным с единственной целью - обеспечить функционирование инвестиционного проекта или секьюритизацию активов" <1>.

--------------------------------

<1> Белицкая А.В. Специализированное общество как специальный субъект предпринимательской деятельности // Предпринимательское право. 2015. N 3. С. 27.

 

С нашей точки зрения, специализированные финансовые общества являются правовым средством коллективного инвестирования, в связи с большим количеством особенностей вряд ли можно считать эти образования хозяйственными обществами.

 

2.2. Хозяйственные товарищества

 

Общие положения о товариществах

 

Хозяйственные товарищества признаются организационно-правовыми формами коммерческих юридических лиц корпоративного типа (п. 2 ст. 50, п. 1 ст. 65.1 ГК РФ). Закон выделяет два вида хозяйственных товариществ: полные товарищества и на вере (коммандитные товарищества). Правовое положение товариществ определяется нормами ГК РФ. Положения ГК РФ о полном товариществе могут применяться к товариществу на вере, если это не противоречит правилам ГК РФ о товариществе на вере. Однако нормы ГК РФ о коммандитных товариществах не применяются к полным товариществам.

Хозяйственное товарищество представляет собой объединение лиц. Оно является единственной формой юридического лица, которая не имеет устава (п. 1 ст. 52 ГК РФ). Учредительным документом хозяйственного товарищества является учредительный договор.

Все хозяйственные товарищества имеют складочный капитал, при этом закон не устанавливает требований к его минимальному размеру.

 

Полное товарищество

 

Полным товариществом именуется товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом ( п. 1 ст. 69 ГК РФ).

Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников, либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов "и компания" (п. 3 ст. 69 ГК РФ) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Филиппова С.Ю. Фирменное право России. М., 2016. С. 140 и след.

 

В силу п. 5 ст. 66 ГК РФ учредителями и участниками полных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Лицо может быть полным товарищем только одного хозяйственного товарищества (п. 2 ст. 69 ГК РФ).

В полном товариществе органы не образуются. Согласно п. 1 ст. 71 ГК РФ управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию его участников. Это обусловлено договорной природой товарищества, личной вовлеченностью всех товарищей в общее дело. Конструкция полного товарищества как личного объединения предназначена для совместной предпринимательской деятельности самих товарищей от имени полного товарищества под собственную имущественную ответственность. В процессе выработки общих решений каждый товарищ имеет один голос, если иное не определено учредительным договором, например принятие решений большинством голосов.

В процессе ведения дел каждый полный товарищ вправе действовать от имени товарищества (ст. 72 ГК РФ). Полномочие товарища действовать от имени товарищества не требует особой доверенности. Для третьих лиц удостоверением полномочий товарища является учредительный договор и выписка из ЕГРЮЛ, подтверждающие правоспособность товарищества и наличие статуса полного товарища у конкретного лица. В учредительном договоре могут устанавливаться иные варианты ведения дел: товарищи могут вести дела совместно; поручить ведение дел одному или нескольким товарищам. При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей. Если ведение дел поручено отдельным товарищам, остальным участникам для совершения сделок от имени товарищества нужна доверенность.

В отношениях с третьими лицами товарищество не вправе ссылаться на положения учредительного договора, ограничивающие полномочия товарищей, кроме случаев, когда товарищество докажет, что третье лицо в момент совершения сделки знало или заведомо должно было знать об отсутствии у товарища права действовать от имени товарищества (п. 1 ст. 72 ГК РФ). Это правило защищает добросовестных участников гражданского оборота, полагавшихся на общие правила о полном товариществе. Полномочия на ведение дел, предоставленные одному или нескольким товарищам, могут быть прекращены в судебном порядке (п. 2 ст. 72 ГК РФ).

Полные товарищи имеют те же права, что и участники любой другой корпорации (ст. 65.2 ГК РФ). Кроме того, их права определяются ст. 67 ГК РФ. Особо следует отметить информационные права полных товарищей, которые являются наиболее широкими по сравнению с правами участников других корпораций. Каждый товарищ вправе получать информацию о деятельности товарищества, знакомиться со всей его документацией (п. 3 ст. 71 ГК РФ). Никакие документы и сведения о товариществе не могут скрываться от полных товарищей. Отказ полного товарища от права на получение информации, ограничение этого права ничтожны.

Каждый товарищ обязан участвовать в деятельности товарищества. Участие может быть имущественным, состоять в совершении сделок, в изготовлении вещей своим трудом, оказании услуг от имени товарищества и пр. (п. 1 ст. 73 ГК РФ).

Порядок внесения вкладов в складочный капитал полного товарищества установлен законом (п. 2 ст. 73 ГК РФ). Каждый товарищ персонально обязан внести вклад в складочный капитал, т.е. обязательство по оплате носит строго личный характер. Возложение исполнения этого обязательства на третье лицо не считается исполнением обязанности товарища по оплате складочного капитала. Участник товарищества должен оплатить не менее половины своего вклада в складочный капитал до государственной регистрации полного товарищества. Срок внесения оставшейся части вклада определяется учредительным договором.

За неисполнение обязанности по внесению вклада товарищ обязан уплатить законную неустойку в размере 10% годовых на сумму невнесенного вклада и возместить причиненные убытки (п. 2 ст. 73 ГК РФ). Данная законная неустойка носит штрафной характер. Иные последствия нарушения могут быть установлены учредительным договором.

Запрет конкуренции между товарищем и товариществом содержится в п. 3 ст. 73 ГК РФ. Участник товарищества не вправе без согласия других товарищей совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные со сделками, которые составляют предмет деятельности товарищества.

Товарищ может быть исключен из товарищества по единогласному решению остающихся участников, при наличии к тому серьезных оснований: вследствие грубого нарушения товарищем его обязанностей или обнаружившейся неспособности его к разумному ведению дел (п. 2 ст. 76 ГК РФ).

Главное отличие полного товарищества от иных корпораций состоит в наличии у товарищей обязанности солидарно нести субсидиарную ответственность всем своим имуществом по обязательствам товарищества. Это означает, что кредитор товарищества сначала обращается к товариществу, а при недостаточности имущества товарищества или при отказе от удовлетворения требований может обращаться к любому из товарищей или ко всем сразу.

 

Товарищество на вере

 

Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников - вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Правовое положение полных товарищей в товариществе на вере, а также их ответственность идентичны правовому положению товарищей в полном товариществе. Полные товарищи управляют товариществом, ведут его дела, отвечают по его обязательствам своим имуществом, вкладывают в общее дело личные усилия, репутацию, имя.

Наряду с полными товарищами в коммандитном товариществе участвуют товарищи-вкладчики (коммандитисты). Их участие ограничивается внесением вклада, они не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Вкладчики не участвуют в заключении учредительного договора. Коммандитисты "вверяют" свои вклады товариществу, чтобы полные товарищи управляли товариществом, вели его дела и распоряжались его имуществом. Не случайно данная форма товарищества именуется "товарищество на вере". Полные товарищи отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществам, тогда как вкладчики ответственности по обязательствам товарищества не несут. Закон ограничивает число коммандитистов в товариществе на вере, устанавливая их предельный максимум в количестве 20 (п. 3 ст. 82 ГК РФ).

В фирменном наименовании коммандитного товарищества указывается организационно-правовая форма ("товарищество на вере" или "коммандитное товарищество"), а также имя (наименование) хотя бы одного полного товарища (п. 4 ст. 82 ГК РФ). Наименование отражает товарищескую природу этого юридического лица, информирует его потенциальных контрагентов о лицах, которые имеют право действовать от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам своим имуществом. Любой участник товарищества, будь то полный товарищ или вкладчик, имя которого включено в наименование товарищества, рассматривается как полный товарищ.

Факт внесения коммандитистом вклада в складочный капитал товарищества удостоверяется свидетельством об участии, выданным товариществом. Свидетельство об участии - письменный документ, который не является ценной бумагой и не может быть объектом сделок и подтверждает факт внесения коммандитистом вклада в уставный капитал товарищества на вере и наличие у коммандитиста прав участия в товариществе.

Вкладчик имеет права: получать часть прибыли товарищества, причитающуюся на его долю в складочном капитале; знакомиться с годовыми отчетами и балансами товарищества; отчуждать долю в товариществе; выходить из товарищества. Вкладчики пользуются преимущественным правом покупки доли (ее части) применительно к условиям и порядку, которые предусмотрены п. 2 ст. 93 ГК РФ. Это право действует только на случай продажи доли вкладчика в складочном капитале.

 

2.3. Производственный кооператив

 

Понятие и признаки производственного кооператива

 

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанное на их личном трудовом или ином участии и внесении ими имущественных паевых взносов ( ст. 106.1 ГК РФ).

Производственные кооперативы могут создаваться в самых различных сферах производства, для социальной и иной деятельности (п. 1 ст. 2 Закона о производственных кооперативах).

В приведенном определении содержатся общие квалифицирующие признаки, характеризующие кооператив, с одной стороны, как одну из организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, а с другой стороны, как корпорацию. К числу таких признаков относят:

- добровольность возникновения;

- членство как принцип организации производственного кооператива;

- равные права участников независимо от размера пая;

- метод деятельности - на основе взаимопомощи и самодеятельности;

- организация управления - на основе выборности и самоуправления;

- совместное осуществление производственной и иной хозяйственной деятельности.

Производственный кооператив является коммерческой организацией, построенной на корпоративных началах, т.е. добровольным объединением граждан на основе членства.

Совокупность признаков кооператива, определенных в законодательстве, позволяет прийти к выводу о том, что производственный кооператив представляет собой и объединение капиталов, и объединение лиц, а не только лиц, как это иногда утверждается.

Специфической особенностью статуса производственного кооператива как предпринимательской структуры является тот факт, что он одновременно является формой соединения собственности (капитала) и труда на базе членства собственника и работника в этой структуре в сочетании с принципом демократического самоуправления.

Следует выделить особенности предпринимательской деятельности кооперативов: кооператив является такой организационно-правовой формой предпринимательства, для которой извлечение прибыли - специфическая цель, поскольку главным, для чего создается эта корпорация, остается удовлетворение личных потребностей членов кооператива на базе совместного ведения дел, и хотя кооперативы не всегда занимаются обслуживанием своих членов, во всех случаях кооператив действует в их интересах.

 

Члены кооператива

 

Следует обратить внимание, что Закон о производственных кооперативах и Закон о сельскохозяйственной кооперации, реализуя норму, содержащуюся в ст. 26 ГК РФ, устанавливают, что членами производственного кооператива, а также сельскохозяйственного кооператива могут быть граждане, достигшие возраста 16 лет. В соответствии со ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства. Следовательно, членами производственного кооператива могут быть и иностранные граждане, и лица без гражданства. Заметим, что членом сельскохозяйственного кооператива может стать не только профессиональный товаропроизводитель сельскохозяйственной продукции, но и гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство.

Согласно п. 2 ст. 106.1 ГК РФ члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность в размере и порядке, которые предусмотрены Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. На основании п. 1 ст. 13 Закона о производственных кооперативах кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему на праве собственности имуществом. Субсидиарная ответственность членов кооператива по его обязательствам определяется в порядке, предусмотренном уставом кооператива.

Закон предусматривает различные права и обязанности членов кооператива. Принцип равенства прав находит свое выражение в законодательно закрепленном положении, согласно которому член кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием (п. 3 ст. 106.4 ГК РФ).

Права членов кооператива могут быть классифицированы в зависимости от их характера на следующие группы:

- имущественные - к их числу могут быть отнесены, например, право получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты (для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в его деятельности, - право получать плату за свой труд в денежной и (или) натуральной форме);

- организационно-управленческие - данную группу образуют такие права, как право участвовать в работе общего собрания членов кооператива; право избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива; право вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, об устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;

- информационные - например, право запрашивать информацию у должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности.

Особым правом, не входящим в рамки приведенной классификации, является право выйти по своему усмотрению из кооператива и т.д.

Наряду с правами законодатель определяет круг обязанностей членов кооператива, среди которых следует назвать обязанность внести паевой взнос, участвовать в деятельности кооператива личным трудом или путем внесения дополнительного паевого взноса, нести предусмотренную законом и уставом кооператива субсидиарную ответственность по его долгам и иные обязанности.

 

Паевой фонд

 

Для производственного кооператива, как и для всякой коммерческой организации, важное значение имеет формирование имущественной основы его деятельности.

Паевой фонд является первичной и обязательной составляющей имущества производственного кооператива, формируемой уже на этапе создания кооператива; определение размера паевого фонда и отражение его в уставе является обязательным условием государственной регистрации кооператива.

При этом член кооператива обязан внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем 10% паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива (п. 2 ст. 106.3 ГК РФ, п. 1 ст. 10 Закона о производственных кооперативах).

В соответствии с законодательством паевым взносом могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права, а также иные объекты гражданских прав при условии, что они могут иметь денежную оценку и могут служить обеспечением требований кредиторов.

Пункт 3 ст. 106.5 ГК РФ, п. 4 ст. 9 Закона о производственных кооперативах содержат положение, согласно которому член кооператива вправе передать свой пай или его часть другому члену кооператива, если иное не предусмотрено уставом кооператива. При этом передача пая влечет прекращение членства в кооперативе.

Следует обратить внимание, что передача пая или его части постороннему лицу допускается лишь с согласия кооператива. В этом случае гражданин, приобретший пай или его часть, принимается в члены кооператива.

 

Особенности организации труда и управления

 

Сочетание в производственном кооперативе имущественного вклада и непосредственного трудового участия работников обусловливает особенности организации труда в нем. Рабочая сила в кооперативе не выступает в качестве наемной силы, поэтому речь может идти только о самонайме как главном социально-экономическом свойстве организации кооператива.

Следует отметить, что особенности организации труда в кооперативе отразились и на порядке распределения прибыли. Так, по общему правилу, закрепленному в п. 3 ст. 106.3 ГК РФ, прибыль производственного кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворения требований его кредиторов.

Закон о производственных кооперативах конкретизирует это правило: прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием и размером паевого взноса. Причем часть прибыли, распределяемая пропорционально размерам паевых взносов, не должна превышать 50% прибыли, подлежащей распределению между членами кооператива.

В производственном кооперативе как корпоративной коммерческой организации в высшей мере проявляется особенность, закрепленная в п. 1 ст. 65.1 ГК РФ, согласно которой корпоративными юридическими лицами (корпорациями) являются юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 ГК РФ. Указанная особенность проявляется в том, что формировать высший орган управления кооператива могут исключительно члены кооператива, каждый из которых как носитель воли кооператива имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Кооператив строит свою деятельность на демократических принципах самоуправления, и это является одной из его характерных особенностей.

В соответствии с действующим законодательством система органов управления кооператива включает в себя: общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных); правление и (или) председателя кооператива; наблюдательный совет кооператива, создаваемый в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50.

Законом о сельскохозяйственной кооперации допускается возможность передачи ряда полномочий председателя и правления кооператива исполнительному директору. На основании решения общего собрания с исполнительным директором заключается трудовой договор (п. 8 ст. 26). От имени кооператива такой договор заключает наблюдательный совет кооператива или при его отсутствии председатель кооператива.

 

2.4. Хозяйственные партнерства

 

Понятие и основные характеристики хозяйственного партнерства

 

Хозяйственным партнерством (далее - партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управление деятельностью которой осуществляют участники партнерства, а также иные лица в пределах и объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством ( ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах).

Исходя из приведенного определения хозяйственное партнерство является корпорацией (организацией, устроенной на началах членства). Рассматриваемая форма предпринимательской деятельности является сочетанием "объединения лиц" и "объединения капиталов", наглядно демонстрируя условность такого разделения корпораций. Специфика правового положения хозяйственного партнерства особенно ярко может быть выявлена при сопоставлении этой формы с обществом с ограниченной ответственностью (переходной формой от "объединения лиц" к "объединению капиталов") и товариществом на вере (коммандитным товариществом) как наивысшим проявлением "объединения лиц".

К особенностям, характеризующим хозяйственные партнерства как объединения лиц, можно отнести следующие:

- диспозитивный характер регулирования деятельности хозяйственных партнерств. Большое число основополагающих положений о хозяйственном партнерстве должно быть предусмотрено в соглашении об управлении партнерством;

- решения по ряду наиболее значимых вопросов, касающихся организации и деятельности партнерства, принимаются единогласно всеми участниками. Так, соглашение об управлении партнерством заключается с согласия всех его участников; изменения в устав партнерства вносятся по единогласному решению участников (ч. 4 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах); денежная оценка вклада участника в партнерство осуществляется единогласным решением участников, если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством (ч. 4 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах); прием новых участников в партнерство возможен только по единогласному решению всех участников партнерства (ч. 1 ст. 11 Закона о хозяйственных партнерствах);

- Законом о хозяйственных партнерствах установлено преимущественное право приобретения доли (части доли) участниками партнерства (ст. 15);

- отсутствуют законодательные требования к размеру складочного капитала партнерства;

- структура управления партнерством свободно конструируется соглашением об управлении партнерством.

К особенностям, характеризующим хозяйственные партнерства как объединения капиталов, следует отнести следующие:

- участниками партнерства могут быть юридические и физические лица, которые не обязательно должны быть индивидуальными предпринимателями, как это требуется для хозяйственных товариществ;

- отсутствует требование солидарной ответственности участников партнерства по обязательствам партнерства, характерной для объединения лиц. Так, согласно ч. 2 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах участники не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов;

- "передача" участия в партнерстве возможна, хотя и с реализацией преимущественного права приобретения доли в складочном капитале;

- выход участника из партнерства не влечет за собой прекращения его деятельности;

- управление партнерством осуществляется его органами, а не непосредственно самими участниками. Так, в хозяйственном партнерстве в обязательном порядке создается единоличный исполнительный орган, а соглашением могут быть предусмотрены и другие органы управления.

Важно заметить, что изначально форма хозяйственного партнерства предполагалась только для инвестиционной деятельности, в том числе для снижения риска привлечения инвестиций, особенно в интеллектуальной сфере и венчурном бизнесе. Однако в принятом Законе о хозяйственных партнерствах содержится норма, свидетельствующая об их общей правоспособности. Согласно ч. 3 ст. 2 Закона о хозяйственных партнерствах партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом партнерства и соглашением об управлении партнерством. Установленные Законом о хозяйственных партнерствах ограничения на осуществление ими предпринимательской деятельности минимальны и касаются права эмитировать облигации и иные ценные бумаги и рекламировать свою деятельность; учреждать и быть участником других юридических лиц, за исключением ассоциаций и союзов. Последнее ограничение свидетельствует о том, что хозяйственные партнерства в холдингах не могут быть контролирующими лицами, а могут выступать только подконтрольными организациями. Еще два законодательно установленных ограничения связаны с образованием хозяйственных партнерств. Партнерства могут быть созданы только путем учреждения, существует императивный запрет на образование партнерства путем реорганизации (ч. 1 ст. 8 Закона о хозяйственных партнерствах). Для рассматриваемой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности возможна лишь одна из пяти предусмотренных для хозяйственных обществ форм реорганизации - преобразование в акционерное общество (ч. 1 ст. 24 Закона о хозяйственных партнерствах).

 

Ответственность партнеров по обязательствам партнерства

 

Для хозяйственного партнерства, конструкция которого изначально создавалась для инвестиционной сферы, установлены особенности ответственности партнеров по обязательствам партнерства. Так, договоры партнерства с кредиторами - субъектами предпринимательской деятельности могут содержать положения о полном или частичном прекращении обязательств перед такими кредиторами при наступлении условий, указанных в договоре. При обращении взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности обязательства партнерства перед кредиторами (с согласия всех участников партнерства или в соответствии с соглашением об управлении - иных лиц) могут быть полностью или частично исполнены одним, несколькими или всеми участниками партнерства. Взыскание на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности может быть обращено только по решению суда. При ликвидации партнерства его участники, исполнившие обязательства партнерства перед кредиторами, имеют преимущественное право на результаты интеллектуальной деятельности, оставшиеся в имуществе партнерства после удовлетворения требований кредиторов (ч. 4 ст. 3 Закона о хозяйственных партнерствах).

 

Соглашение об управлении партнерством

 

Для правового регулирования хозяйственных партнерств характерна широкая степень диспозитивности. По сути, законодателем предусмотрены отказ от регулирования правового статуса партнерства императивными нормами и передача этого вопроса на усмотрение учредителей (участников) в соглашении об управлении партнерством.

Соглашение об управлении партнерством должно содержать определенные положения, перечисленные в ч. 6 ст. 6 Закона о хозяйственных партнерствах, и может включать положения, названные в ч. 7 указанной статьи. Среди факультативных положений соглашения допустимы:

- положения, связанные с участием в управлении партнерством, например, право участников партнерства на участие в управлении партнерством непропорционально размеру принадлежащих им в складочном капитале долей, включая право вето по определенным вопросам; порядок образования органов управления партнерства, создание которых не является обязательным в соответствии с Законом о хозяйственных партнерствах, компетенция, порядок осуществления и прекращения деятельности таких органов управления; порядок и условия осуществления участниками партнерства их прав и исполнения обязанностей, в том числе связанных с участием в управлении партнерством;

- положения, регулирующие имущественные права участников, в том числе права на непропорциональное участие в распределении прибыли, в покрытии расходов и различных затрат, связанных с деятельностью партнерства;

- положения, связанные с ограничением прав на свободное отчуждение доли в складочном капитале, а также со спецификой реализации либо неприменения права преимущественной покупки доли;

- условия о порядке выхода из партнерства или вступления в него новых участников партнерства;

- обязательства, связанные с ограничением конкуренции участников с партнерством;

- случаи, порядок и условия приобретения партнерством принадлежащих участникам долей, а также случаи, порядок и условия выкупа (в том числе принудительного) принадлежащей участнику партнерства доли в складочном капитале партнерства другими участниками партнерства;

- сроки и условия, при которых происходит реорганизация или ликвидация партнерства в порядке, установленном Законом о хозяйственных партнерствах, а также условия распределения складочного капитала партнерства между его участниками при прекращении партнерства после удовлетворения требований кредиторов.

Важно подчеркнуть уже сказанное: соглашение об управлении партнерством регулирует также права и обязанности лиц, не являющихся участниками партнерства (инвесторов, кредиторов), порядок и сроки осуществления этих прав.

Широчайший спектр вопросов, которые может предусматривать соглашение о партнерстве, в сочетании с весьма ограниченным перечнем сведений, который должен содержать устав партнерства (ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах), свидетельствует о максимальной степени диспозитивности регулирования этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. В качестве иллюстрации данного вывода заметим, что, к примеру, в уставе партнерства в разделе, относящемся к сфере управления, которая традиционно в корпоративном праве подвержена императивному регулированию, должны быть предусмотрены только порядок и срок избрания единоличного исполнительного органа партнерства, порядок его деятельности и принятия им решений. Создание и порядок деятельности других органов партнерства могут быть предусмотрены соглашением об управлении партнерством.

Какова правовая природа соглашения об управлении партнерством, которое по сути является основополагающим документом этой организации, определяющим ее статус? Оно, конечно, не относится к учредительным документам партнерства, поскольку таковым в силу Закона о хозяйственных партнерствах признается только устав общества. Соглашение об управлении партнерством не является внутренним документом (регламентом) организации, так как не утверждается компетентными органами хозяйственного партнерства, а в договорной форме заключается его участниками.

Представляется, что правовая природа соглашения об управлении партнерством сродни акционерному соглашению (ст. 32.1 Закона об АО) или договору об осуществлении прав участников общества (п. 3 ст. 8 Закона об ООО) и, по сути, соглашение об управлении партнерством должно быть признано разновидностью корпоративного договора. При этом легального признания соглашения об управлении партнерством корпоративным договором не произошло: в ст. 67.2 ГК РФ соглашение об управлении партнерством не названо как вид корпоративного договора, что вызывает критику специалистов <1>.

--------------------------------

<1> См. об этом, в частности: Гражданский кодекс Российской Федерации: Постатейный комментарий к главам 1 - 5 / Отв. ред. Л.В. Санникова. С. 380 (автор главы - Л.В. Кузнецова).

 

Заметим при этом, что между акционерным соглашением и соглашением об управлении партнерством есть существенные различия, которые, в частности, выражаются в следующем. Акционерное соглашение призвано конкретизировать распределение прав участников хозяйственного общества и должно соответствовать положениям, изложенным в его уставе, а соглашение об управлении партнерством может содержать любые не противоречащие Закону о хозяйственных партнерствах и другим законодательным актам Российской Федерации условия по вопросам управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации, за исключением случаев, когда в соответствии с Законом о хозяйственных партнерствах такие положения должны содержаться в уставе партнерства. То есть при наличии противоречий между уставом и корпоративным договором российский суд будет отдавать предпочтение именно уставу, тогда как в отношении партнерства применение положений устава возможно, только если приоритет положений устава определен в самом Законе о хозяйственных партнерствах <1>.

--------------------------------

<1> О других особенностях соглашения об управлении в сравнении с акционерным соглашением см.: Шиткина И.С. Новеллы российского корпоративного законодательства // Хозяйство и право. 2012. N 4.

 

Соглашение об управлении партнерством не является публичным документом: оно не подлежит государственной регистрации, сведения о нем не вносятся в ЕГРЮЛ; на наличие соглашения об управлении партнерством может быть указано только в уставе партнерства (п. 6 ч. 2 ст. 9 Закона о хозяйственных партнерствах). Так обеспечивается значительная степень "закрытости" партнерства, что служит одним из оснований для признания достоинств этой организационно-правовой формы одними специалистами и ее полного неприятия другими.

 

Об оценке хозяйственного партнерства как

организационно-правовой формы коммерческой организации

 

Д.И. Степанов, оценивая значение хозяйственного партнерства, в частности, отметил: "Чем важна такая форма для бизнеса: впервые в российской юрисдикции реализуется идея максимальной свободы договора в корпоративном праве - участникам оборота дается возможность конструировать любые договоренности между бизнес-партнерами, затем "упаковывая" такие договоренности в корпоративную форму...

Корпоративная форма ведения бизнеса в виде хозяйственного партнерства, видимо, будет лишена всех тех "родовых травм", которые типичны для российских ООО и АО (излишняя зарегулированность, слабая связь законодательства с потребностями бизнеса, слабая судебная защита ранее достигнутых договоренностей и т.п.)" <1>.

--------------------------------

<1> http://www.epam.ru/rus/publications/view/hozyaistvennye-partnerstva-v-rossii

 

Е.А. Суханов так оценил эту организационно-правовую форму: "Бизнес хочет не просто вести дела тайно, но и иметь право отказаться от традиционного принципа пропорциональности вкладов или долей участия и соответственно пропорциональности в распределении выгод, прибылей и убытков, обязанностей" <1>. "Нет сомнений, - подчеркнул в другой публикации Е.А. Суханов, давая характеристику соглашению об управлении партнерством, а по сути, в целом указанной организационно-правовой форме, - что строгая конфиденциальность таких соглашений наряду с неограниченной возможностью участия в них и в партнерствах третьих лиц и "партнеров" с различными привилегиями, непропорциональными их имущественным вкладам, привлечет в них "инвесторов", "отмывающих" незаконно полученные доходы или занимающихся запрещенной им предпринимательской деятельностью (например, определенные категории чиновников и политиков)" <2>.

--------------------------------

<1> Суханов Е.А. Интервью // Законодательство. 2012. N 1. С. 6.

<2> Суханов Е.А. Хозяйственное партнерство или инвестиционная коммандита? (размышления над законопроектами) // Развитие основных идей Гражданского кодекса России в современном законодательстве и судебной практике: Сб. статей / Отв. ред. С.С. Алексеев. М., 2011. С. 185.

 

В.В. Долинская отмечает, что с введением новой организационно-правовой формы - хозяйственного партнерства Закон о хозяйственных партнерствах продолжает линию на специальную правосубъектность юридических лиц <1>.

--------------------------------

<1> Долинская В.В. Хозяйственное партнерство в современной системе юридических лиц // Законы России: опыт, анализ, практика. 2015. N 7; СПС "Гарант".

 

По мнению В.В. Витрянского, легализация управленческой модели хозяйственного партнерства фактически означает ликвидацию основанного на демократических началах внутрикорпоративного управления как такового <1>.

--------------------------------

<1> Витрянский В.В. Система гражданско-правовых договоров в условиях реформирования гражданского законодательства // Вестник ВАС РФ. 2012. N 1. С. 48.

 

С нашей точки зрения, предоставление предпринимателям различных опций в выборе организационно-правовых форм осуществления бизнеса при соблюдении законности и адекватных механизмах защиты прав других лиц стоит приветствовать.

 

Правовое положение участников партнерства

 

Рассматривая отдельные особенности хозяйственного партнерства, следует остановиться на правовом положении его участников. Как непосредственно следует из ст. 4 Закона о хозяйственных партнерствах, участниками партнерства могут быть граждане и (или) юридические лица, за исключением тех, для кого соответствующие ограничения или запреты установлены федеральным законом. Партнерство, в отличие от хозяйственного общества, не может быть учреждено одним участником или стать "компанией одного лица" в результате выхода участников из партнерства. Количество участников партнерства ограничено 50. В ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах предусмотрены права и обязанности участников партнерства, которые практически идентичны правам и обязанностям участников общества с ограниченной ответственностью и подлежат классификации на организационно-управленческие, имущественные и преимущественные. Существенное различие состоит в способе реализации статуса участников партнерства: управление деятельностью партнерства они осуществляют пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства, если иное не предусмотрено Законом о хозяйственных партнерствах и (или) соглашением об управлении партнерством. То есть для хозяйственных партнерств может быть характерен принцип непропорциональности предоставления прав доле участия в складочном капитале.

Подобно праву участника общества с ограниченной ответственностью, выход участника из партнерства правомерен, если право на выход предусмотрено соглашением об управлении (но не уставом, как определено в п. 1 ст. 26 Закона об ООО). Как и участник общества с ограниченной ответственностью, участник партнерства вправе потребовать приобретения партнерством, участниками, иными лицами принадлежащей ему доли в случаях, предусмотренных соглашением о партнерстве (п. 5 ч. 1 ст. 5 Закона о хозяйственных партнерствах). Законодательно установлена возможность исключения участника из партнерства (ст. 7):

- в судебном порядке, если участник нарушает свои обязанности и делает невозможной или существенно затрудняет деятельность партнерства (аналогично непубличным корпорациям);

- во внесудебном порядке по единогласному решению других участников, если участник не исполняет обязательства по внесению вкладов.

 

Складочный капитал партнерства

 

Законодательное требование к размеру складочного капитала партнерства отсутствует. Вклад в складочный капитал партнерства допустимо осуществлять деньгами, другими вещами или имущественными правами либо иными имеющими денежную оценку правами. Вкладом в складочный капитал партнерства не могут выступать ценные бумаги, за исключением облигаций хозяйственных обществ. Соглашением об управлении партнерством возможно установить виды имущества и иных объектов гражданских прав, которые нельзя внести в качестве вклада в складочный капитал партнерства. Если иное не предусмотрено соглашением об управлении партнерством, денежная оценка имущества и иных объектов гражданских прав, вносимых в качестве вклада в складочный капитал партнерства, утверждается единогласным решением всех участников партнерства (п. 4 ст. 10 Закона о хозяйственных партнерствах).

 

Управление партнерством

 

Как было отмечено, правовое регулирование управления партнерством весьма диспозитивно. Система, структура и полномочия органов управления партнерством, порядок осуществления и прекращения деятельности, порядок принятия ими решений определяются соглашением об управлении партнерством. Порядок образования органов также определяется соглашением об управлении партнерством, и только в случаях, предусмотренных Законом о хозяйственных партнерствах, - уставом партнерства.

Императивным требованием Закона о хозяйственных партнерствах является образование единоличного исполнительного органа партнерства, являющегося единственным волеизъявляющим органом партнерства, действующим в соответствии с полномочиями, определенными в ст. 19 Закона о хозяйственных партнерствах. Единоличный исполнительный орган - физическое лицо (генеральный директор, президент и др.) - избирается из числа участников партнерства на весь срок его деятельности. Это положение, конечно, сужает возможности выбора партнерством структуры управления, поскольку один из партнеров обязательно должен быть директором - в партнерстве не может быть наемного директора, как возможно в хозяйственных обществах и других коммерческих корпорациях.

В хозяйственном партнерстве в соответствии с соглашением об управлении могут быть образованы совет директоров, наблюдательный совет, правление, дирекция, комитет, президиум партнерства. Таким образом, создание этих органов, определение их полномочий, порядка организации и деятельности отданы на усмотрение участников соглашения об управлении партнерством и являются для третьих лиц непрозрачными.

Заметим, что, несмотря на значительную диспозитивность, имеются ограничивающие нормы в сфере управления партнерством. Так, единогласное решение участников должно быть принято не только для изменения соглашения, но и в других случаях, указанных в Законе о хозяйственных партнерствах: при изменении устава партнерства, принятии новых участников.

 

Особенности хозяйственного партнерства как

организационно-правовой формы предпринимательской

деятельности

 

Подводя итоги, выделим наиболее значимые особенности хозяйственного партнерства как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:

- возможность наличия у участников партнерства различного объема прав и обязанностей непропорционально их долям в складочном капитале;

- право на участие в управлении партнерством третьих лиц;

- наличие соглашения об управлении партнерством как источника регламентации прав участников партнерства и третьих лиц;

- возможность в соглашении об управлении партнерством свободно определять структуру и полномочия органов управления;

- особенности правового регулирования прав на интеллектуальную собственность, заключающиеся в создании для участников правовых механизмов "сохранения" за участниками исключительных прав, принадлежащих партнерству;

- значительная "закрытость" хозяйственного партнерства для третьих лиц, поскольку соглашение об управлении партнерством и любые вносимые в него изменения не подлежат государственной регистрации, сведения о нем и о содержащихся в нем положениях не вносятся в ЕГРЮЛ.

В числе других особенностей хозяйственного партнерства также следует назвать установленные законом запреты для данного вида юридического лица, в частности запрет на эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, на размещение рекламы своей деятельности, а также запрет быть учредителем (участником) других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций.

Что касается оценки перспектив использования в российском правопорядке этой организационно-правовой формы предпринимательской деятельности, представляется, что хозяйственные партнерства, как и задумывалось изначально, могли бы найти наибольшее применение в инвестиционной сфере, венчурном финансировании, где вкладывающие свои средства инвесторы и кредиторы на период возврата инвестиций хотят оказывать определенное влияние на бизнес, а значит, принимать участие в управлении бизнесом.

Следует при этом отметить, что организационно-правовая форма хозяйственного партнерства не получила широкого использования в российском правопорядке. Причина тому, в частности, - несовершенство правового регулирования этого вида корпораций, выражающееся в отсутствии отдельных институтов, необходимых для надлежащего использования данной организационно-правовой формы юридического лица (например, правового режима совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью, передачи доли в складочном капитале и др.), и связанные с этим сомнения инвесторов в эффективности использования данной формы.

Кроме того, развитие отдельных корпоративных инструментов применительно к традиционным коммерческим организациям - хозяйственным обществам, например "квазикорпоративного" договора (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ), в соответствии с которым участники общества могут отказаться от своих корпоративных прав полностью или частично в интересах третьих лиц, позволяет решать стоящие перед бизнесом вопросы с использованием привычных правовых средств, без привлечения новых, непроверенных, таких как хозяйственное партнерство.

 

2.5. Крестьянское (фермерское) хозяйство

 

Согласно ст. 86.1 ГК РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства (ст. 23 ГК РФ), вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.

Крестьянским (фермерским) хозяйством, создаваемым в качестве юридического лица, признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов.

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Гражданин может быть членом только одного крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, несут по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства субсидиарную ответственность.

Исходя из признака членства обязанности участников внести вклады в имущество хозяйства, которое становится его собственностью, крестьянское (фермерское) хозяйство следует признать корпорацией.

"В чем заключается специфика этой корпорации, якобы "не укладывающейся" в традиционные корпоративно-правовые формы, - задается вопросом Е.А. Суханов и отвечает на него: - Поскольку КФХ предполагает личное участие своих членов в его деятельности, закон (п. 3 ст. 86.1 ГК РФ) разрешает гражданину быть участником только одного КФХ, созданного в качестве юридического лица. Это положение совпадает со статусом товарища с полной ответственностью (п. 2 ст. 69 и п. 3 ст. 82 ГК РФ). Более того, все члены КФХ несут по его обязательствам неограниченную субсидиарную ответственность личным имуществом (абз. 2 п. 4 ст. 86.1 ГК РФ), что при отсутствии каких-либо требований к его уставному или складочному капиталу фактически превращает КФХ в разновидность полного товарищества" <1>.

--------------------------------

<1> Суханов Е.А. Сравнительное корпоративное право. С. 141.

 

Нам представляются убедительными приведенные аргументы, позволяющие усомниться в целесообразности выделения нового вида юридического лица, которое по сути представляет собой полное товарищество, осуществляющее деятельность в сфере сельскохозяйственного производства.

 

§ 3. Понятие и виды некоммерческих корпораций

 

Понятие некоммерческой организации

 

Люди издавна объединяются друг с другом, образуют союзы, создают иные организации для взаимной выгоды или реализации проектов, полезных широкому кругу лиц, всему обществу. Многим правопорядкам известны благотворительные фонды, иные образования, которые финансируются за счет учредителей, добровольных пожертвований и безвозмездно оказывают помощь нуждающимся. Эти организации могут оказывать и платные услуги, заниматься иной доходной деятельностью. Однако полученный доход они не распределяют между учредителями (участниками), а направляют на финансирование своих проектов, основной деятельности. В отличие от предпринимательских (коммерческих) образований такие структуры называют некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации - это организации, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками ( п. 1 ст. 50 ГК РФ).

Возможные цели создания и деятельности некоммерческих организаций указаны в законе: достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей; охрана здоровья граждан; развитие физической культуры и спорта; удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан; защита прав, законных интересов граждан и организаций; разрешение споров и конфликтов; оказание юридической помощи; иные цели, направленные на достижение общественных благ (ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Конкретные цели деятельности некоммерческой организации определяются ее учредителями и должны быть указаны в учредительном документе организации.

Деятельность некоммерческих организаций в России контролируется государством. Некоммерческая организация представляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством и учредительными документами некоммерческой организации.

 

Признание некоммерческой организации юридическим лицом

 

Для участия в гражданско-правовых отношениях некоммерческая организация должна приобрести статус юридического лица.

Некоммерческая организация признается юридическим лицом, приобретает правоспособность и дееспособность с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о ее создании (ст. ст. 49, 51 ГК РФ). Решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается Министерством юстиции РФ <1>.

--------------------------------

<1> См.: Приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 455 "Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций"; Приказ Минюста России от 30 декабря 2011 г. N 456 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации".

 

Организация может быть признана юридическим лицом при условии, что она создана в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных законом для некоммерческих организаций. Перечень таких форм установлен законом и является исчерпывающим (п. 3 ст. 50 ГК РФ).

Правовые формы некоммерческих юридических лиц подразделяются на корпоративные и унитарные (п. 1 ст. 65.1, ст. ст. 123.1 - 123.16-2 ГК РФ).

 

Правовые формы некоммерческих корпораций

 

Правовыми формами корпоративного юридического лица, в которых может быть создана некоммерческая организация, являются (абз. 1 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ):

1) потребительский кооператив (ст. ст. 123.2, 123.3 ГК РФ) <1>, в том числе: жилищный, жилищно-строительный (ст. ст. 110 - 134 ЖК РФ); гаражный; сельскохозяйственный (ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации); садоводческий (огороднический, дачный) <2>; кредитный (Закон о кредитной кооперации; п. 8 ст. 4 Закона о сельскохозяйственной кооперации); общество взаимного страхования (ст. 968 ГК РФ; Закон о взаимном страховании); фонд проката (ст. 11 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан);

--------------------------------

<1> См.: Закон СССР от 26 мая 1988 г. N 8998-XI "О кооперации в СССР" (далее - Закон о кооперации в СССР). Данный Закон не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации; в части сельскохозяйственной кооперации; в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг, в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (см.: Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 г. N 3086-1; Федеральные законы от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ; от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ; от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ). Закон о некоммерческих организациях на потребительские кооперативы не распространяется (см. п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

<2> См. п. 3 ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (с 1 января 2019 г. Закон утрачивает силу. Для ведения садоводства и огородничества гражданами будут создаваться садоводческие или огороднические товарищества).

 

2) товарищество собственников недвижимости (ст. ст. 123.12 - 123.14 ГК РФ), в том числе: товарищество собственников жилья (ст. ст. 123.12 - 123.14 ГК РФ; ст. ст. 135 - 152 ЖК РФ) <1>; садоводческое (огородническое) некоммерческое товарищество <2>;

--------------------------------

<1> Закон о некоммерческих организациях на товарищества собственников жилья не распространяется (см. п. 3 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях).

<2> См. п. 2 ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан; ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

 

3) ассоциация или союз (ст. ст. 123.8 - 123.11 ГК РФ), в том числе: некоммерческое партнерство (ст. 8 Закона о некоммерческих организациях); саморегулируемая организация (Закон о саморегулируемых организациях и др.); объединение работодателей (Закон об объединениях работодателей); объединение профессиональных союзов (Закон о профессиональных союзах), кооперативов (ст. 16 Закона о кооперации в СССР; ст. 33 Закона о кредитной кооперации); общественных организаций (ст. 13 Закона об общественных объединениях); торгово-промышленная палата (Закон о торгово-промышленных палатах в РФ); нотариальная палата (ст. ст. 24 - 32 Основ законодательства РФ о нотариате);

4) нотариальная палата (п. 1 ст. 65.1 ГК РФ; ст. ст. 24 - 28 Основ законодательства РФ о нотариате);

5) адвокатская палата (ст. 123.16-1 ГК РФ; ст. 29 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре);

6) адвокатское образование, являющееся юридическим лицом, т.е. коллегия адвокатов, адвокатское бюро (ст. 123.16-2 ГК РФ; ст. ст. 22 - 24 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре);

7) общественная организация (ст. ст. 123.4 - 123.7 ГК РФ; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; ст. 8 Закона об общественных объединениях), в том числе: политическая партия (Закон о политических партиях; профессиональный союз или профсоюзная организация (Закон о профессиональных союзах); орган общественной самодеятельности (ст. 12 Закона об общественных объединениях); территориальное общественное самоуправление (ст. 27 Закона об общих принципах организации местного самоуправления);

8) общественное движение (ст. 123.7-1 ГК РФ; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; ст. 9 Закона об общественных объединениях);

9) казачье общество, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (ст. 123.15 ГК РФ; ст. 6.2 Закона о некоммерческих организациях; Закон о государственной службе российского казачества);

10) община коренных малочисленных народов Российской Федерации (ст. 123.16 ГК РФ; ст. 6.1 Закона о некоммерческих организациях; Закон об общих принципах организации общин).

 

Правовые формы унитарных некоммерческих организаций

 

Для создания некоммерческих организаций могут использоваться формы, предусмотренные для унитарных юридических лиц (абз. 2 п. 1 ст. 65.1 ГК РФ):

1) фонд (ст. ст. 123.17 - 123.20 ГК РФ; ст. 7 Закона о некоммерческих организациях; ст. 11 Закона об общественных объединениях), в том числе: общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях); благотворительный фонд (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности); наследственный фонд (ст. ст. 123.20-1 - 123.20-3 ГК РФ <1>);

--------------------------------

<1> Вступают в силу с 1 сентября 2018 г.

 

2) учреждение (ст. ст. 123.21 - 123.23, 296, 298 ГК РФ), в том числе: государственное (муниципальное) учреждение (ст. ст. 123.21 - 123.22, 296, 298 ГК РФ; ст. ст. 6, 161 БК РФ; Закон об автономных учреждениях; ст. ст. 9.1, 9.2 Закона о некоммерческих организациях <1>), включая государственную академию наук (ст. 6 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"; Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. N 253-ФЗ "О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"); частное (ст. ст. 123.23, 296, 298 ГК РФ; ст. 9 Закона о некоммерческих организациях), включая общественное учреждение (ст. 11 Закона об общественных объединениях);

--------------------------------

<1> См. п. 4 ст. 49 ГК РФ; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25. Действие Закона о некоммерческих организациях не распространяется на органы государственной власти, иные государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, автономные учреждения, на публично-правовые компании, если иное не установлено федеральным законом.

 

3) автономная некоммерческая организация (ст. ст. 123.24, 123.25 ГК РФ; ст. 10 Закона о некоммерческих организациях);

4) религиозная организация (ст. ст. 123.26 - 123.28 ГК РФ; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; Закон о свободе совести и о религиозных объединениях);

5) публично-правовая компания (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ "О публично-правовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации");

6) государственная корпорация (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях и др. <1>).

--------------------------------

<1> См. ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях; Закон о страховании вкладов физических лиц; Закон о банке развития; Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ "О Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех"; Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"; Закон РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 "О космической деятельности"; Постановление Правительства РФ от 17 мая 2016 г. N 430 "Об утверждении Регламента Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос".

 

Некоторые существующие виды некоммерческих организаций не поименованы в ГК РФ и регулируются специальными законами. Среди некоммерческих корпораций таковыми являются, например, жилищные накопительные кооперативы (Закон о жилищных накопительных кооперативах). Среди некоммерческих организаций унитарного типа к таковым относится государственная компания (ст. 7.2 Закона о некоммерческих организациях; Закон о Госкомпании "Росавтодор"). Федеральные законы, устанавливающие особенности гражданско-правового положения юридических лиц отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также юридических лиц, созданных для осуществления деятельности в определенных сферах, являются специальными по отношению к ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> См. п. 4 ст. 49 ГК РФ; п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25.

 

Социально ориентированные организации

 

Некоммерческие организации, созданные в формах, установленных законом (кроме государственных корпораций, государственных компаний, политических партий), осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в России, иные виды деятельности, предусмотренные законом, признаются социально ориентированными организациями. Они могут получать финансовую, имущественную, информационную, консультационную и другую поддержку, налоговые льготы, иные преференции со стороны органов государственной власти или местного самоуправления (ст. 31.1 Закона о некоммерческих организациях).

 

Статус некоммерческой организации как иностранного агента

 

Некоммерческая организация, обладающая некоторыми признаками, указанными в законе, признается имеющей статус иностранного агента (п. 6 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях). Такая организация должна представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о ее деятельности, о персональном составе руководящих органов, о расходовании денежных средств, использовании иного имущества, аудиторское заключение.

 

Учредители некоммерческой корпорации

 

Правовое положение учредителей, участников (членов) некоммерческих корпораций имеет некоторые особенности.

Учредитель - это лицо, которое единолично (или совместно с другими лицами, если это не запрещено законом) принимает решение о создании некоммерческой организации, утверждает ее устав, передает ей часть своего имущества, формирует ее органы, совершает иные действия по созданию организации.

Два и более учредителя могут заключить договор о создании некоммерческой организации. Учредители ассоциации (союза), некоммерческого партнерства могут заключить учредительный договор (ст. 14 Закона о некоммерческих организациях). Учредители иных видов корпораций могут заключить соглашение по типу договора о совместной деятельности о создании юридического лица, как это предусмотрено законом для акционерных обществ, учреждаемых двумя и более лицами (п. 1 ст. 98 ГК РФ).

Учредителями некоммерческой корпорации могут быть граждане, юридические лица, иные субъекты права. В отношении состава и количества учредителей некоммерческой корпорации законом могут быть установлены ограничения. Например, не может быть учредителем некоммерческой корпорации лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в действиях такого лица содержатся признаки экстремистской деятельности <1>.

--------------------------------

<1> См. ст. 15 Закона о некоммерческих организациях; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и др.

 

Права и обязанности участников (членов) некоммерческой

корпорации

 

Особенность корпорации состоит в том, что она имеет не только учредителей, но также и участников (членов). Применительно к большинству некоммерческих корпораций термины "участник" и "член" тождественны по смыслу.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 260.