§ 1 Тренировочные задания
№1 Расставьте знаки препинания, учитывая особенности пунктуации при стечении союзов.
1. Я зачитался до того что когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце не сразу понял кто это звонит и зачем. 2. Весть о предстоящем повышении зарплаты принимают с радостью но когда узнают о разном проценте повышения для врачей и среднего медицинского персонала начинают искать в чём тут подвох. 3. Я принял это за манную кашу но когда попробовал то понял что я буду есть это всю свою жизнь по три раза каждый день. 4. Мы вступаем в открытое море но если хорошо приглядеться то на горизонте уже виднеются синие тени земли на море.
№2 Расставьте знаки препинания, учитывая роль союза И и особенности пунктуации при стечении союзов.
1. Глаза у нее были молодые блестящие и когда она во время работы надевала очки то глаза становились совсем круглыми и даже чуть озорными как у подростка. 2. Была она подтянута, характером резка и хотя с виду не красавица но мужчины задерживали на ней взоры. 3. Юноша протянул руку к окну и когда дотронулся до стекла, почувствовал его холодную поверхность. 4. Она появилась очень поздно и хотя я видел её издали и только со спины я именно по этой спине по опущенным плечам понял что случилось несчастье. 5. Лещинский побежал за ними и когда был уже близко около шоссе услышал другой выстрел. 6. Надвигалась гроза и когда тучи заволокли все небо стало темно как в сумерки.
№3 Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. В воображении теснились самые разные замыслы и если писатель усилием воли заставлял себя останавливаться на чем-то одном то он опять забывал, каким должно быть начало.2. Ноги у женщины были обожжены и босы и когда она говорила то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням словно пробуя этим утешить боль. 3. Как бы там ни было в кулуарах считают что если Параничев и его покровители сумеют договориться с руководством ММК шансы у Юрия Владимировича занять губернаторское кресло составят 99%. 4. Если вы тщательно присмотритесь к людям которые никого не могут хвалить и никем не довольны то вы узнаете что это те самые люди и есть которыми никто не доволен. 5. Поздней ночью когда на деревне погаснут огни и в небе уже высоко блещет семизвездие Стожар еще раз пробежишь в сад и доберешься до шалаша. 6. Если хотите рассмотреть человека и хотите узнать его душу то вникайте не в то как он говорит или как он молчит а смотрите на него лучше когда он смеется. 7. Только к рассвету когда озеро покрылось редкими хлопьями чаек и показались рыбачьи паруса он уснул и ему снились Альпы. 8. В любой роли талантливый актер чувствует себя свободно и естественно и когда выражает на сцене характер своего героя то он обычно доходит до полного ощущения что он и есть тот самый герой. 9. Маленький дом стоит на краю бездны и поэтому кажется удивительным что в доме спокойно горит свет и на столах лежат раскрытые книги и рукописи. 10. Выяснилось что рукопись окончательно еще не отредактирована и что пока не будет проведена дополнительная работа сдавать ее в типографию нельзя. 11. Он знал даже что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.
№4 Перепишите, расставляя знаки препинания.
1. Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой. 2. Через пару часов (1) когда стало уже совсем жарко (2) и толчея в порту замерла (3) мальчики выбрались за городскую черту (4) и поднялись на холм (5) с которого видна гавань. 3. Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него. 4. Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков. 5. И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением (1) мне всегда казалось (2) что авторы этих статей говорят не то (3) что они хотят сказать (4) и что их ярость вызывается именно этим. 6. Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4) деревья благодарно кивали ветвями 7. Андрей подхватил рюкзак (1) и (2) когда показался локомотив поезда (3) и пёстрая толпа пассажиров пришла в движение (4) направился к перрону. 8. Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий. 9. Новый агроном ещё утром предупреждал (1) что приближается мощный грозовой фронт (2) и (3) что (4) если не начать уборку пшеницы (5) то она поляжет под дождём и сгниёт. 10. Резвый ветер с моря надул паруса (1) и (2) когда солнце взошло (3) и городские стены остались за кормою последнего струга (4) громкая песня разлилась над просторами Волги. 11. После того как все приглашённые расположились по местам (1) хозяйка объявила о начале вечера (2) и (3) когда Антон попросил разрешения первым показать свой номер (4) она милостиво согласилась уступить ему первенство. 12. Я знал (1) что ночью прошёл дождь (2) и (3) что (4) если сейчас коснуться веток сирени (5) с кустов посыплется роса. 13. Если Ирина освоилась в Ферапонтове и успела его полюбить (1) то Виктор попал сюда впервые (2) и (3) хотя по рассказам знал многое (4) поражался всему (5) что видел. 14. После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков. 15. Я иду вперёд с верой (1) что достигну желаемой цели (2) и что (3) если захочет Бог (4) оправдаюсь в глазах тех (5) кого люблю.
§ 2 Тестовые задания
1. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Библиотека открывалась в восемь утра (1) и (2) хотя в такие ранние часы посетителей никогда не было (3) Нина Ивановна никогда не позволяла себе опаздывать (4) и приходила даже чуть раньше.
2. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Андрей подхватил рюкзак (1) и (2) когда показался локомотив поезда (3) и пёстрая толпа пассажиров пришла в движение (4) направился к перрону.
3. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Стояла жара (1) и (2) если вдруг налетал ветерок (3) и приносил с собой прохладу (4) деревья благодарно кивали ветвями.
4. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Они заговорили о здоровье графини и об общих знакомых (1) и (2) когда прошли те требуемые приличием десять минут (3) после которых гость может встать (4) Николай поднялся и стал прощаться.
5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С Кузнецкого моста я заехал в кондитерскую на Тверской (1) и (2) хотя желал притвориться (3) что меня в кондитерской преимущественно интересуют газеты (4) не смог удержаться от нескольких сладких пирожков.
6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
К острому запаху крапивы примешивается душноватый запах медуниц (1) и (2) когда вы погладите руками растущие травы (3) чтобы ощутить их нежную бархатистость (4) то руки пропахнут холодящим запахом мяты.
7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
И хотя тон и характер журнальных нападок были пронизаны искренним возмущением (1) мне всегда казалось (2) что авторы этих статей говорят не то (3) что они хотят сказать (4) и что их ярость вызывается именно этим.
8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Многие ошибочно думают (1) что (2) если человек умеет хоть немного плавать (3) то ему нечего бояться (4) и любые глубины ему нипочём.
9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков.
10. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.
11. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наблюдавший за разгрузкой судна сотрудник таможни заметил (1) что (2) когда из трюма стали поднимать контейнеры (3) то на некоторых из них оказались сорванными печати (4) что было сочтено нарушением условий перевозки.
12. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Человек меняется (1) и (2) чтобы представить себе логику поступков литературного героя или людей прошлого (3) надо представлять себе (4) как они жили (5) и (6) какой мир их окружал.
13. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Зрители замерли в ожидании (1) и (2) когда занавес медленно поднялся (3) и показались великолепные декорации (4) в зале послышались восхищённые возгласы.
14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я думал о людях (1) чья жизнь (2) была связана с этой историей (3) и мне захотелось узнать (4) что с ними стало.
15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дверь подъезда внезапно распахнулась (1) и на улицу выскочил неопрятного вида крепкий молодой человек (2) который (3) если бы Алексей не успел в последний момент посторониться (4) наверняка налетел бы прямо на него.
Повторение
Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) авиак..мпания, импр..визация, б..лагур
2) оз..риться, прост..раться, г..рит
3) опп..нент, д..скуссия, в..трушка
4) стр..жайший, приз..млённый, посв..тил (в темноте)
5) сл..жившийся, т..тальный, ум..лять (значение)
Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) бе..крайний, ни..вергать, чере..чур;
2) пр..одолевать, пр..даточный, меж..нститутский;
3) об..скать, под..грать, без..нициативный;
4) вз..браться, пр..махнуться, п..ложиться;
5) в..юнок, в..едливый, двух..ярусный.
Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) выносл..вый, рис..вать
2) подразум..вать, намер..ваться
3) раскра..вать, студенч..ство
4) милост..вый, юрод..вый
5) подмарг..вающий, дел..вой
Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) хоч..шь, поднима..мый
2) (родители) беспоко..тся, замес..шь
3) руб..щий, зна..щий
4) вышл..т, ран..мый
5) дыш..щий, слыш..вший
Задание 13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(Не)смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (не)тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то отчуждённо.
Синий рассвет заглянул в (не)занавешенное с вечера окно.
Давно ему (не)дышалось так легко.
Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.
Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЧТО(БЫ) ни говорили (НА)СЧЁТ свободы, а я убеждён: главное — это внутренняя свобода человека.
Знать и уметь — это (ВО)ВСЕ не одно и ТО(ЖЕ).
(В)ДАЛИ морской так и не показался катер, хотя его продолжали ждать, (НЕ)СМОТРЯ на непогоду.
Мне (НЕ)ЗДОРОВИЛОСЬ, ЗА(ТО) товарищ мой был бодр и весел.
Рабочие снимали грунт, ЧТО(БЫ) удобнее было катить камень (В)ГОРУ.
Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
По приказу капитана все награбле(1)ое пиратами добро было немедле(2)о разложе(3)о на большом деревя(4)ом столе.
Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую
1) Первоклассники с воодушевлением читали стихи и пели и танцевали.
2) Было сыро холодно и сумрачно.
3) Скульпторы создают объёмные фигуры из твёрдых или пластичных материалов.
4) Русские лирические песни создавались и исполнялись тоскующими по вольной волюшке и лучшей доле крестьянами.
5)В небе носились как ласточки так и стрижи.
Задание 17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
В ненастье сосны стонут, и их ветки (1) сгибаемые порывами разъярённого ветра (2) трещат (3) иногда царапая (4) иглами по коре дерева.
Задание 18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Экскурсия (1) дорогие мои (2) была великолепной, а (3) значит (4) друзья (5) мы (6)непременно (7) съездим туда все вместе.
Задание 19 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.
Задание 20 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Пусть во все времена на Руси растут богатыри такие (1) чтобы (2) когда наступит срок (3) никто и никогда не смог бы побороть Россию (4) и даже думать об этом не смог.
ЗАДАНИЕ 21
Функции знаков препинания
§ 1 Тренировочные задания
Дата: 2019-02-25, просмотров: 503.