№2 Расставьте знаки препинания, разграничив простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения.
1. Солнце село и тусклые тучи висели над темной степью. 2. Через полчаса мы сидели дома пили чай и рассказывали давно ожидавшим товарищам свои приключения. 3. Был морозный солнечный день и ему все нравилось: обилие лыжников и скрип свежего снега, который еще не успели убрать в Москве. 4. Разговор показался ему интересен и он остановился, ожидая случая высказать свои мысли. 5. Пугачев дал знак и меня тотчас отпустили и оставили. 6. Какие же технологии и услуги влияют на цену жилья и определяют его элитность? 7. Восходил месяц и красным столбом отражался на другой стороне пруда. 8. Ефимова села на краешек холодного кресла и посмотрела сквозь бронзовый забор чернильного прибора на Семена Еремеевича. 9. Это было неестественно и с лакейской точки зрения абсурдно. 10. Сейчас же мы набрали жизненный опыт и постараемся сделать так, чтобы при появлении коммерческих изделий никто не оказался в проигрыше. 11. Фитотерапию часто относят к народной медицине и на этом основании делают вывод, что это ненаучный метод лечения. 12. Подделанные бюллетени были изъяты и на ход голосования не повлияли. 13. Трещит мороз и пылью серебристой ложится снег на гладкой мостовой. 14. Разработчики говорят о прорыве на рынке киноиндустрии и рассчитывают получать миллиардные прибыли от голливудских гигантов. 15. Тогда Михаил засел за компьютер и с помощью обычных программ вроде Adobe Photoshop стал искать числовой алгоритм. 16. Громадные тюки и бочки под оглушительный шум и лязг цепей и лебедок подавались на берег и укладывались правильными рядами. 17. Темнеет и странная тишина царит в селе.
№3 Расставьте знаки препинания, укажите предложения, в которых запятая при сочинительном союзе не ставится.
1. Через десять лет эти показатели сравняются и справиться с этой ситуацией будет очень сложно. 2. В углу висел репродуктор и играло радио для развлечения ожидающих. 3. Когда она наконец пришла и он увидал близко ее лицо и фигуру, он просто сказал: «Ну-ну!» 4. Экономические реалии стали другими и идеология старой программы уже неадекватна. 5. В глубине стоял широкий письменный стол с бронзовыми чернильницами и перед ним два кожаных кресла. 6. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам. 7. Солнце пряталось за холодные вершины и беловатый туман начинал расходиться в долинах, когда на улице раздался звон дорожного колокольчика и крик извозчика. 8. Ведь цена металла в виде изделия возрастает многократно и компания зарабатывает дополнительные деньги. 9. Когда из-за туч появилась луна, все вокруг посветлело и на море появилась серебристая дорожка. 10. На углу недавно поставили новый киоск и теперь там продают газеты. 11. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет бойкая рыба и слабо зашумит прибрежный тростник. 12. Когда наступал ветерок и от нагретой земли исходило теплое парение, такая наступала кругом благодать, что ни во что не верилось. 13. Но ведь и в будничной жизни бывают такие нечаянные часы, когда человек реализует себя с необычайной полнотой и когда невесть откуда нахлынут силы и ум заострится и вскипит воображение. 14. Полина окликнула меня и я вышел к ней на крыльцо. 15. Кто в детстве не искал запрятанные Стивенсоном на таинственном острове сокровища и кто не помогал Маугли в непролазных дебрях Индостана? 16. Полина доверчиво держала меня за руку и от этого она казалась мне маленькой девочкой. 17. Как только в начатой вещи появляются люди и как только эти люди по воле автора оживают, вещь начинает развиваться по своей внутренней логике. 18. В наших краях знают толк в пении и недаром село Сергиевское славится по всей России особенно приятным напевом. 19. Цветов с каштанов было так много, что во время дождей плотины из них задерживали сток дождевой воды и некоторые улицы превращались в мелкие озера.
§ 2 Тестовые задания
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.
2) К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.
3) Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.
4) Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.
5) Поэту видится то алмазный блеск березняка то бархатный блеск пашен то янтарный блеск свечей.
2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вся тяжёлая и густая листва тополя дрожала и шумела от шторма.
2) Над полем потянулся не то туман не то дымок от костра.
3) Снег ещё лежал сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах но на полях осел и стал рыхлым.
4) Юрий Михайлович Лотман интенсивно занимался русской общественной мыслью и литературой пушкинской эпохи и сделал её главным объектом своих исторических и историко-литературных исследований.
5) Весело и неожиданно встречает всех прохожих тёплое весеннее утро.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком и хорошо берёт хитрая и осторожная рыба плотва.
2) Только обилие раненых да траурные платья женщин напоминали о войне.
3) Он был артистом и тонким ценителем живописи и известным хлебосолом.
4) Варвара Петровна стояла около иконы быстро и часто крестилась и шептала молитвы.
5) Сердце то задрожит и забьётся то тонет в приятных воспоминаниях.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я любил подолгу бродить по улицам или по парку или вдоль берега моря.
2) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью и сжатой рожью гречихой и полевой гвоздикой.
3) Спасительный огонёк маяка то появлялся то исчезал в тумане то снова виднелся вдали.
4) Бабушка читала малышкам сказку да украдкой рассматривала нового гостя.
5) Порванные сапоги отдали в мастерскую и там их починили.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Лес пахнет хвоей и прелой листвой и убаюкивает нас шумом ветра в кронах деревьев.
2) К зимовке можно добраться на собаках либо на оленях.
3) Туман постепенно окутал не только старый причал но и весь город.
4) Луна спряталась за тучами и над морем поднялся туман.
5) Я взял кусок хлеба и ломтик ветчины и снова поднялся на палубу.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Илья посмотрел вокруг лёг положил руки под голову и принялся смотреть на потолок.
2) Желанный миг настал и наш корабль под звуки салюта отошёл от берега.
3)Солнце появилось из-за горизонта и его лучи ворвались в рощу.
4) Батарея была установлена и соединена со шлангами и с заключёнными в них проводами.
5) Всякое значительное или умное или просто задушевное слово показалось бы в эту минуту чем-то неуместным.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Анна держала в руках вязанье но не вязала а смотрела на гостя странным и недружелюбным взглядом.
2) Аркадий Павлыч налил себе рюмку красного вина поднес её к губам и вдруг нахмурился.
3) На столе и на подоконнике лежали две раскрытые книги несколько исписанных тетрадных листов чертежи различных размеров.
4) Всякую попытку заговорить с ним он обрывал или желчной любезностью или дерзостью.
5) В парке вороны перелетают с одного дерева на другое и собирают с земли крошки чёрного хлеба.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Володя подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.
2) Всё шумнее и шумнее раздавались по улицам песни да крики.
3) Я испугался и стал просить Ивана Игнатьича ничего не сказывать коменданту.
4) Микроволны раскачивают молекулы воды в продуктах и энергия их колебаний преобразуется в тепло.
5) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как великих в будущем.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) В комнате остались только хозяин да Сергей Николаевич да Владимир Петрович.
2) Свияжский был не только умный но и очень образованный человек.
3) Запряжённые в сохи и бороны лошади были сытые и крупные.
4) Всё в комнате затихло и слышалось только слабое потрескивание восковых свечей.
5) Где-то в передней гремит ведёрко и слышится тихий плеск воды.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Было особенно тихо и немноголюдно и лишь изредка доносились до слуха детский смех или лай собаки.
2) Мне тяжело вспоминать своё прошлое и Петербург и свою любовь.
3) У Ивана Степановича внезапно ярко заблестели глаза и лицо покрылось нездоровым румянцем.
4) И вот уже и трепещут и горят забрызганные росой ветки стройных деревьев.
5) Там и сям дрожат и колышутся отражения звёзд и прибрежных камней.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Музыкальный мотив звучит снова и снова и почему-то кажется печальным.
2) В своей жизни я испытал голод и холод и болезни.
3) Каждый день приходила ко мне Зинаида Николаевна и читала французские и русские книги.
4) Подлежащее может быть выражено как именем существительным в именительном падеже так и инфинитивом.
5) Всё застыло в густом безмолвии и даже время будто замерло.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Он вынул из кармана кисет и трубку и потом взял из костра горячий уголь.
2) Весь видимый мир для нас ограничивался этим костром да небольшим клочком острова с выступавшими очертаниями кустов.
3) Лодка мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отражённой и разбитой но всё ещё крепкой волны.
4) На небе не было видно ни звёзд ни месяца ни зари.
5)Погасли последние краски вечерней зари и исчезли недавно светившиеся над лесом удивительные облака.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Керженец поразил нас своей тихой задумчивой и сумрачной красотой.
2) Девочка была смертельно больна и ее лукавые серые глаза погасли.
3) Старый замок радушно принимал и покрывал и перекатную голь и сиротливых старушек и безродных бродяг.
4) Немец-управляющий о хищениях на фабрике не знал или знать этого не желал.
5) Лишь небольшой испанский сторожевой катер да мирные рыбачьи суда сновали по морю.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Варвара посмотрела на нас с удивлением и засмеялась и всплеснула руками.
2) Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.
3) Мы ощущали если не радость то приятное волнение.
4) Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.
5) Фонари были далеко расставлены один от другого и тень Миши вырастала до немыслимой величины.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из-за протечек в крыше во всех трёх спальнях на верхнем этаже стояла сырость и пахло плесенью.
2) Цветы росли возле самого снега и даже сквозь снег пробивались нежные зелёные ростки.
3) Сосед мой явно не был расположен к общению и разговорам предпочёл сосредоточенное чтение газеты.
4) Станислав не расслышал вопроса или не захотел на него отвечать.
5) Танюше стало холодно и она проснулась.
Повторение
Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) выб..лить (стены), р..внина, з..рница
2) п..ролон, трен..р, в..негрет
3) д..ректива, пр..спект, п..лисадник
4) д..легация, к..питан, к..мпания
5) д..ван, л..зурь, к..ламбур
Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вд..гонку, з..копчённый, п.трескивает;
2) под..есаул, меж..ярусный, под..язычный;
3) пр..норовиться, пр..наряженный, пр..строенный;
4) ра..тревожить, и..бежать, ..двинуть;
5) п..мчаться, нер..сположение, ..тпраздновать.
Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) передёрг..вая, холодн..нький
2) забол..вающий, нищ..нка
3) доходч..вость, стрем..ни
4) вздраг..вающий, потч..вать
5) сбивч..вый, имень..це
Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) плач..щий, скач..щий
2) выдерж..т, подытож..т
3) тревож..щийся, получ..нный
4) ропщ..т, (фермер) корм..т
5) люб..щая, пиш..щий
Задание 13 Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется Вовсе (не)старинная, а очень современная шляпа!
Мы достигли цели, но наш путь (не)закончен.
Молодые деревья засыхали на корню, (не)дотянувшись до света.
Стояла пронзительная, (не)тронутая тишина.
Он уже и сам был (не)рад такой встрече.
Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась от одного конца до другого: то (ОТ)ТОГО делается, толкуют грамотные люди, что есть ГДЕ (ТО) близ моря гора, из которой выхватывается пламя и текут горящие реки.
Душа моя тянулась к искусству, поэтому (С)НАЧАЛА нашего пребывания в Крыму я писала стихи и рисовала, а ЗА(ТЕМ) всерьёз увлеклась фотографией.
Товар наш, (НЕ)СМОТРЯ на немалую цену, (В)ТЕЧЕНИЕ ярмарки раскупили полностью.
Когда, пройдя десять шагов, Ромашов внезапно обернулся назад, ЧТО(БЫ) ещё раз встретить взгляд красивой дамы, он увидел, что и она и её спутник с увлечением смеются, глядя ему (В)СЛЕД.
(НЕ)СМОТРЯ на вечную занятость, я отправился (НА)ВСТРЕЧУ со школьными товарищами.
Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.
Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Он вынул из кармана кисет и трубку и потом взял из костра горячий уголь.
2) Весь видимый мир для нас ограничивался этим костром да небольшим клочком острова с выступавшими очертаниями кустов.
3) Лодка мерно качалась и тихо взвизгивала под ударами отражённой и разбитой но всё ещё крепкой волны.
4) На небе не было видно ни звёзд ни месяца ни зари.
5)Погасли последние краски вечерней зари и исчезли недавно светившиеся над лесом удивительные облака.
ЗАДАНИЕ 17
Дата: 2019-02-25, просмотров: 591.