№1 Выделите вводные слова
I 1. Вероятно погода перемениться. – Полученное сообщение вполне вероятно. 2. Было должно быть уже поздно. – Письмо должно быть срочно доставлено адресату. 3. С одной стороны дороги приближались войска, с другой стороны шли жители освобожденной деревни. – С одной стороны предложение поехать на юг весьма заманчиво с другой вызывает опасение из-за обычной в это время жары. 3. Это теоретическое положение совершенно очевидно. – Очевидно придется серьезно готовиться к экзаменам. 4. К удивлению мальчиков дорога оказалась не столь утомительной. – К удивлению мальчиков примешивались испуг и растерянность. 5. Мы с товарищем обо всем договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот. – Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно. 6. Он однако заблуждался. – Мы уже совсем собрались однако начавшийся дождь расстроил все планы. 7. Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины. – Его поведение становится наконец нетерпимым.
II 1. Те же представители крупного бизнеса якобы готовы были профинансировать его предвыборную кампанию. 2. Язык ведь несёт психологию народа, на нём говорящего. 3. После появления Ягудина и Плющенко природа как будто взяла отдых ― ни одного молодого фигуриста, которого можно было хоть даже с натяжкой сравнить с ними, не наблюдается. 4. В последние годы именно возможности современных информационных технологий позволили сделать множество открытий. 5. Как все-таки жаль, что мы не умеем договариваться. 6. К середине 2010-х годов ситуация в области предпринимательства вряд ли кардинально изменится. 7. Теперь вам остаётся только наполнять бутылку водой приблизительно два раза в неделю. 8. Надеемся, что сотрудничество между нашими странами как раз и будет служить этой цели.
№2 1. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а напротив была неперестающей службой. – Несчастье нисколько его не изменило, а напротив он стал еще крепче и энергичнее. 2. Снег, по-видимому шедший всю ночь, засыпал все дороги. – Все те, небольшие конечно, удовольствия, которые доставляла ей жизнь, она принимала с благодарностью. – Ребенок, испугавшийся по-видимому лошади, побежал к матери.
Обращение
№3 Расставьте знаки препинания.
1. Что же вы сердитесь Варя? 2. Прощай дом! Прощай старая жизнь! 3. Пишу Вам дорогой Алексей Сергеевич вернувшись с охоты. 4. Я видел вас холмы и нивы… 5. Читатель друг я не нарушу условий дружбы дорогой… 6. Крепче конское бей копыто отчеканивая шаг. 7. Здравствуй солнце да утро веселое! 8. Отколе умная бредешь ты голова? 9. Шуми шуми послушное ветрило волнуйся подо мной угрюмый океан. 10. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и черных скал вершины. 11. Как хорошо ты о море ночное! 12. Простите мирные долины и вы знакомых гор вершины и вы знакомые леса!
13. Кто(1) волны(2) вас остановил,
Кто оковал ваш бег могучий,
Кто в пруд безмолвный и дремучий
Поток мятежный обратил?
Чей жезл волшебный поразил
Во мне надежду, скорбь и радость
И душу бурную
Дремотой лени усыпил?
Взыграйте(3) ветры(4) взройте (5)воды,
Разрушьте (6)гибельный оплот!
Где ты(7) гроза — символ свободы?
Промчись поверх невольных вод.
§ 2 Тестовые задания
1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Морские чайки гнездятся с апреля по июль. Самка (1) как правило (2) откладывает два или три яйца в гнездо, построенное из растительного материала. Диаметр гнезда составляет (3) приблизительно (4) 70 см, а само оно расположено всегда вдали от чужих гнёзд.
2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Агрономы часто используют некоторые качества живых организмов в своих целях. Так (1) например (2) в сельском хозяйстве одни виды организмов служат для защиты урожая от вредного воздействия других (3) то есть (4) являются своеобразной биологической стражей.
3. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Река (1) казалось (2) никогда не проснётся от зимней спячки (3) однако (4) громкий треск со всех сторон (5) вдруг (6) возвестил о начале ледохода.
4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Экскурсия (1) дорогие мои (2) была великолепной, а (3) значит (4) друзья (5) мы (6)непременно (7) съездим туда все вместе.
5. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
"Добро(1) мой внук(2)
Добро, что не узнал ты деда!.."
"Ах(3)дедушка(4) ужели это ты?"
И полилась печальная беседа
Слезами теплыми на пыльные цветы.
"Тебе(5) пожалуй(6) скоро будет тридцать...
А мне (7)уж (8)девяносто...
Скоро в гроб.
Давно (9)пора бы (10) было воротиться".
Он говорит, а сам все морщит лоб.
6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я вас любил: любовь еще(1) быть может(2)
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть (3)она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас (4)ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как (5)дай вам бог(6) любимой быть другим.
7. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
«Не спится(1)няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне». —
«Что(2) Таня(3) что с тобой?» – «Мне скучно,
Поговорим о старине». —
«О чем же(4) Таня? Я(5) бывало(6)
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче всё мне тёмно(7) Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло…» – «Расскажи мне(8) няня(9)
Про ваши старые года:
Была ты (10)влюблена тогда?» —
8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь (1)друг прелестный—
Пора(2) красавица(3) проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу(4) северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор(5) ты помнишь(6) вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты(7) печальная сидела —
А нынче… погляди в окно
9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Дождь (1) всё-таки (2) пошёл, но (3) к изумлению всех участников похода (4) прекратился уже через пятнадцать минут.
10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Теперь послушаем украдкой
Героев наших разговор:
– Ну что ж(1) Онегин? ты зеваешь. —
«Привычка(2) Ленский». – Но скучаешь
Ты как-то больше. – «Нет, равно.
Однако (3) в поле уж темно;
Скорей! пошел, пошел(4) Андрюшка!
Какие глупые места!
А кстати: Ларина проста,
Но очень ((5)милая старушка;
Боюсь: брусничная вода
Мне не наделала б вреда
11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Здесь река (1) кажется (2) почти остановилась и (3) как будто (4) успокоилась.
12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
— Скажи-ка(1) дядя(2) ведь не даром(3)
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь(4) были ж схватки боевые,
Да(5)говорят(6) еще какие!
Недаром (7) помнит вся Россия
Про день Бородина!
13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Глаза (1) наконец (2) привыкли к темноте, и нам (3) кажется (4) удалось что-то разглядеть в глубине подвала.
14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Почтальон (1) однако (2) не спешил уходить и (3) по всей видимости (4) решил дождаться нашего возвращения.
15. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
А через две недели
Шел в скалах тяжелый бой,
Чтоб выручить всех, обязан (1)
Кто-то рискнуть собой.
Майор к себе вызвал (2)Леньку,
Взглянул на него в упор.
— По вашему приказанью (3)
Явился (4)товарищ (5) майор.
— Ну что ж, хорошо, что явился.
Оставь документы мне.
Повторение
Задание 9 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) спл..шной, ст..дион, осн..щать
2) эп..демия, п..литра, к..лесо
3) прец..дент, п..ртфель, д..кумент
4) бл..стать, подст..лить, подг..реть
5) переск..чить, б..говая, р..стение
Задание 10 Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) вз..скать, по..скать, вз..грать;
2) чере..чур, бе..болезненный, ра..крошить;
3) беспр..станно, пр..образование, пр..зидент;
4) п..полнять, поз..вчера, пр..образ;
5) по..бородок, по..ставка, по..мастерье.
Задание 11 Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) находч..во, разве..ть
2) достра..вать, кле..вший
3) никел..вый, реша..мый
4) наде..лся, дешёв..нький
5) винов..н, талантл..вый
Задание 12 Укажите варианты ответов, в которых во всех одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) располож..нная, замета..мая
2) верт..тся, сожале..т
3) плыв..т (баржи), вид..т (глаза)
4) терп..щие, кол..щие
5) вынес..нный, страда..т
Задание 13 Определите, какую букву, Е или И нужно вставить на место пропуска. Выпишите слово, в котором НИ является приставкой и пишется слитно.
У ней (...) было (...) подруг, (...) наставниц
Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он (...) был.
(...) ветер бушует над бором, (...) с гор побежали ручьи Мороз-воевода дозором обходит владенья свои
Унынья моего (...) что (...) мучит, (...) тревожит, и сердце вновь горит и любит оттого, что (...) любить оно (...) может
Сергей Тюленин родился, когда (...) зачем было идти в подполье.
Задание 14 Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Все миряне заметили, что праздник — БУДТО(БЫ) и не праздник, что всё ЧЕГО(ТО) недостаёт.
Теперь если что мягкое попадётся, то буду КАК (НИБУДЬ) жевать, а твёрдое — НИ(ЗА)ЧТО не откушу.
Он видел её (В)СКОЛЬЗЬ ещё один раз, и после этого воевода ковенский скоро уехал, и вместо прекрасной черноглазой полячки выглядывало из окон КАКОЕ (ТО) толстое лицо.
Эпиграммы сыпались (НА)СЧЁТ её мужа, который один во всём Париже (НИ)ЧЕГО не знал и не подозревал.
(ОТ)ТОГО, какие аргументы представит на слушаниях адвокат, зависит решение суда (ПО)ЭТОМУ делу.
Задание 15 Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. Цифры укажите в порядке возрастания.
Обойдя дом с другой стороны, я увидел небольшую каме(1)ую пристройку со стекля(2)ой дверью, окружё(3)ую густым боярышником; крыльцо и скамейка у входа были разруше(4)ы.
Задание 16 Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Варвара посмотрела на нас с удивлением и засмеялась и всплеснула руками.
2) Анна и Прасковья пошли дальше и потом долго оглядывались.
3) Мы ощущали если не радость то приятное волнение.
4) Из окна были видны только серые крыши да кусочек осеннего неба.
5) Фонари были далеко расставлены один от другого и тень Миши вырастала до немыслимой величины.
Задание 17 Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Спокойная величавая река с точками лодок и их пропадающими следами расстилалась между берегами и уходила вперёд (1) сжимаясь меж громадными уступами скал (2) и затем исчезала (3) в ярко зеленеющих (4) долинах.
Задание 18 Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Всё в Ольге… но любой роман
Возьмите и найдете(1) верно(2)
Ее портрет: он очень мил,
Я (3)прежде (4)сам его любил,
Но надоел он мне (5)безмерно.
Позвольте мне(6) читатель мой(7)
Заняться старшею сестрой.
ЗАДАНИЕ 19
Дата: 2019-02-25, просмотров: 474.