МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра социологии |
Рег. №
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________В.Н. Ромашин
«___»________________2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по соответствующему направлению
КОНфликтология |
Направление: 38.03.03 Управление персоналом |
Направленность (профиль): Управление персоналом организации |
Год набора: 2017 |
Новосибирск 2017
Рабочая программа дисциплины разработана
Тевлюковой Оксаной Юрьевной – канд. социол. наук, доцентом, доцентом кафедры социологии |
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета
Н.Ю. Долгова
Рабочая программа дисциплины прошла экспертизу УМУ
О.С. Ерохина
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
социологии |
(протокол от «30» августа 2017 г. № 1).
Заведующий кафедрой
д-р социол. наук доцент |
С. А. Ильиных
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра
экономики труда и управления персоналом
Заведующий кафедрой
д-р экон. наук
проф. С.И. Сотникова
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Конфликтология» является обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам в области конфликтологии, знакомство с основными категориями, понятиями, законами конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания, современными представлениями о конфликте, о причинах возникновения и развития конфликтов, с практикой предупреждения и разрешения конфликтов, с выработкой толерантного мышления и поведения, с организационным механизмом управления конфликтами.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- систематизировать знания студентов, полученные в процессе изучения гуманитарных дисциплин;
- изучить предметно-методологическую специфику конфликтологии; дать студентам базовые знания по конфликтологии для понимания внутренних механизмов конфликтов;
- получить основы профессионального образования в вопросах предупреждения и разрешения конфликтов;
- сформировать представление о механизмах регулирования жизнедеятельности людей, основанных на толерантном мышлении, а также практические умения и навыки, необходимые для конструктивного урегулирования конфликтов и поведения в послеконфликтный период;
- воспитать толерантность в целях конструктивного поведения в будущей профессиональной деятельности в условиях конфликта.
1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина Б1.Б.25 «Конфликтология» входит в базовую часть дисциплин ОПОП ВО.
Дисциплина Б1.Б.25 «Конфликтология» опирается на следующие элементы ОПОП ВО: Б1.Б.05 Социология, Б1.Б.10 Культурология.
Дисциплина Б1.Б.25 «Конфликтология» выступает опорой для следующих элементов ОПОП ВО: Б1.Б.23 Организационное поведение, Б1.В.ДВ.07.01 Социальное партнерство в организации, Б1.В.ДВ.07.02 Регулирование трудовых отношений.
1.3. Результаты обучения по дисциплине
Результаты обучения (компетенции) выпускника ОПОП ВО, на формирование которых ориентировано изучение дисциплины «Конфликтология»:
Код компе- тенции | Содержание компетенции | Код показателя освоения | Результат обучения по дисциплине |
ОПК-7
Готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других
ПК-30
Знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Трудоемкость освоения дисциплины «Конфликтология» составляет:
Виды учебной работы | Форма обучения | |||
очная | заочная | очно-заочная | ||
Контактная работа (всего): | 68 | 10 | - | |
в том числе: лекции | 34 | 4 | - | |
практические (семинарские) занятия | 34 | 6 | - | |
лабораторные занятия | - | - | - | |
Самостоятельная работа студентов | 76 | 161 | - | |
Подготовка к экзамену | 36 | 9 | - | |
Общая трудоемкость освоения дисциплины | в академических часах | 180 | 180 | - |
в зачётных единицах | 5 | 5 | - |
2.2 Тематический план дисциплины
2.2.1 Тематический план дисциплины для очной формы обучения
Наименование разделов и тем | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля |
Количество часов | |||||
1. Основы теории конфликта | |||||
1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов | 4 | 4 | - | 12 | Д, РЗ, Р |
1.2. Структурная и процессуальная модели конфликта | 8 | 8 | - | 16 | Д, РЗ, Р |
1.3. Типология конфликтов | 6 | 6 | - | 12 | Д, Т, РЗ, Р |
Итого по разделу | 18 | 18 | - | 40 | |
2. Предупреждение и разрешение конфликтов | |||||
2.1. Методы предупреждения конфликтов | 4 | 4 | - | 12 | Д, РЗ, Р |
2.2. Разрешение конфликтов | 6 | 6 | - | 12 | Д, РЗ, РИ, Р |
2.3. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Переговоры | 6 | 6 | - | 12 | Д, ДС, Р |
Итого по разделу | 16 | 16 | 36 | ||
Итого по дисциплине: | 34 | 34 | - | 76 |
Условные обозначения: Д – доклад, ДС – дискуссия, Т – тестирование, РЗ – разноуровневые задачи и задания, РИ – ролевая игра, Р – реферат.
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
2.2.2 Тематический план дисциплины для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля |
Количество часов | |||||
1. Основы теории конфликта | |||||
1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов | 2 | - | - | 26 | Д, РЗ |
1.2. Структурная и процессуальная модели конфликта | - | - | - | 26 | Д, РЗ |
1.3. Типология конфликтов | - | 2 | - | 26 | Д, Т, РЗ |
Итого по разделу | 2 | 2 | - | 78 | |
2. Предупреждение и разрешение конфликтов | |||||
2.1. Методы предупреждения конфликтов | 2 | 2 | - | 27 | Д, РЗ |
2.2. Разрешение конфликтов | - | - | - | 27 | Д, РЗ, РИ |
2.3. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Переговоры | - | 2 | - | 29 | Д, ДС |
Итого по разделу | 2 | 4 | 83 | ||
Итого по дисциплине: | 4 | 6 | - | 161 |
Условные обозначения: Д – доклад, ДС – дискуссия, Т – тестирование, РЗ – разноуровневые задачи и задания, РИ – ролевая игра.
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, экзамен.
2.3. Содержание отдельных разделов и тем дисциплины
Образовательные технологии
В процессе освоения дисциплины «Конфликтология» используются следующие образовательные технологии:
Традиционные методы обучения:
- лекции;
- практические (семинарские) занятия;
- самостоятельная работа обучающихся;
- консультации преподавателей и др.
В ходе лекционных занятий раскрываются основные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложных и важных положениях изучаемого материала, которые должны быть приняты студентами во внимание. Материалы лекций являются основой для подготовки студентов к практическим (семинарским) занятиям и выполнения заданий самостоятельной работы.
В ходе практических (семинарских) занятий осуществляется контроль освоения учебного материала, выполнения студентами самостоятельной работы и овладения умениями и навыками, формируемыми в рамках закрепленных за дисциплиной компетенций.
Самостоятельная работа студентов включает подготовку к практическим (семинарским) занятиям в соответствии с вопросами, представленными в Рабочей программе дисциплины, изучение нормативно-правовых актов, выполнение заданий для самостоятельной работы: чтение и анализ литературы, подготовка докладов, выполнение аналитических заданий. Отдельные задания для самостоятельной работы предусматривают представление доклада и/или презентации и обсуждение полученных результатов на практических (семинарских) занятиях. Работа выполняется с использованием текстового редактора MS Word, MS Ecxel – для текстов, таблиц и диаграмм, MS Power Point – для подготовки слайдов и презентаций.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя. Также предусмотрено проведение консультаций по изучению материала дисциплины в течение семестра.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
- лекции-консультации и интерактивные лекции с применением мультимедийного оборудования;
- эвристические беседы;
- ролевая игра, в которой воссоздается предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалистов;
- групповые дискуссии;
- метод «малых групп»;
- разноуровневые задачи и репродуктивные задания;
- презентации отдельных тем в частичном разрезе их содержания с последующим обсуждением;
- групповые и взаимооценки, а именно: рецензирование студентами выступлений, докладов, репродуктивных и творческих работ.
Адрес сайта курса
http://www.nsuem.ru/
4.2. Основная учебная литература
1. Кибанов А.Я. Конфликтология [Электронный ресурс] : Учебник / Кибанов А.Я., Ворожейкин И.Е., Захаров Д.К.; Под ред. Кибанов А.Я., - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 301 с. - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=590258
2. Козырев Г. И.Конфликтология [Электронный ресурс] : учебник / Г.И. Козырев. — М. : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2017. – 304 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=908118
3. Лопарев, А. В. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / А. В. Лопарев, Д. Ю. Знаменский. – М. : Издательство Юрайт, 2017. – 290 с. – Режим доступа : https://www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
4.3. Дополнительная учебная литература
1. Бунтовская, Л. Л. Конфликтология [Электронный ресурс]: учебное пособие для академического бакалавриата / Л. Л. Бунтовская, С. Ю. Бунтовский, Т. В. Петренко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 144 с. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
2. Зеленков, М. Ю. Конфликтология [Электронный ресурс] : Учебник / М. Ю. Зеленков. – М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 324 с. (МОРФ) – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=415117
3. Ильиных, С. А. Управление конфликтами : учеб. пособие / С. А. Ильиных. Новосибирск: НГУЭУ, 2015. – 281 с. (20)
4. Козырев, Г. И. Конфликтология [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Г. И. Козырев. – М. : ФОРУМ ИНФРА-М, 2010. – 303 с. (УМО). – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=185227
5. Конфликтология : учеб. пособие для бакалавров / [С. В. Алексеев и др.]; отв. ред. А. Я. Гуськов. – М.: Проспект, 2013. – 171 с. 11 экз.
6. Конфликтология : учеб. для высших учебных заведений по специальностям экономики и управления и гуманитарно-социальным специальностям / Ратников В. П. и др. ; под ред. В. П. Ратникова. - М. : ЮНИТИ, 2009. – 511 с. (МОРФ, УМО) 15 экз.
7. Охременко, И. В. Конфликтология [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / И. В. Охременко. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 154 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-05147-6. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/069EAB33-F8AE-43DB-939E-C3FCC47C2C28
8. Политическая конфликтология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Г.И. Козырев. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. – 432 с. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=305815
9. Шарков, Ф. И. Общая конфликтология [Электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / Ф. И. Шарков, В. И. Сперанский; под общ. ред. засл. деят. науки РФ Ф. И. Шаркова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 240 с. (МОРФ) – Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=512837
Информационные технологии
Программные продукты: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint.
Информационные справочные системы: поисковые порталы Yandex, Googlе, Rambler.
4.8. Материально-техническое обеспечение, необходимое для осуществления образовательного процесса по дисциплине
Для изучения учебной дисциплины «Консалтинг и экспертиза в социальной сфере» необходимо наличие аудиторий, оснащенных мультимедийным оборудованием и компьютерных классов с выходом в Интернет.
Профессиональные программы: Microsoft Office Word, Microsoft Office Excel, Microsoft Office PowerPoint.
РАЗДЕЛ 5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение дисциплины «Конфликтология» требует самостоятельного изучения учебного материала, регулярной подготовки к практическим (семинарским) занятиям и предполагает выполнение ряда репродуктивных и творческих работ.
Для освоения дисциплины следует ознакомиться с тематическим планом дисциплины (п. 2.2) и содержанием разделов и тем по дисциплине (п. 2.3). Подготовка к лекционным занятиям, определенным п. 2.2, осуществляется перед запланированной лекцией согласно учебному расписанию. Подготовка к лекции должна носить общий ознакомительный характер для выявления проблемного поля темы лекции и обеспечения обратной связи студент – преподаватель. Вопросы для подготовки к семинарским занятиям установлены п. 2.5. Подготовка к практическим (семинарским) занятиям предполагает самостоятельный анализ лекционного материала, рекомендованной литературы (п. 4.2, 4.3), дополнительных теоретических и практических источников. Формы самостоятельной работы приведены в п. 2.5. При выполнении самостоятельной работы необходимо соблюдать рекомендации преподавателя. Для прохождения текущего контроля и промежуточной аттестации необходимо ознакомится с типовыми контрольными заданиями и иными материалами, содержащимися в фонде оценочных средств.
Рекомендуется следующая схема подготовки к практическому (семинарскому) занятию по учебной дисциплине:
1. Проработать конспект лекций.
2. Обратиться к источникам основной и дополнительной литературы, рекомендованной по теме учебной дисциплины.
3. Подготовить устный ответ на вопросы, входящие в структуру содержания практического (семинарского) занятия по каждой теме соответствующего раздела учебной дисциплины.
4. Выполнить задания для самостоятельной работы.
5. При затруднениях сформулировать вопросы к преподавателю.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
(ФГБОУ ВО «НГУЭУ», НГУЭУ)
Кафедра социологии |
Рег. №
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_______________В.Н. Ромашин
«___»________________2017 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по соответствующему направлению
КОНфликтология |
Направление: 38.03.03 Управление персоналом |
Направленность (профиль): Управление персоналом организации |
Год набора: 2017 |
Новосибирск 2017
Рабочая программа дисциплины разработана
Тевлюковой Оксаной Юрьевной – канд. социол. наук, доцентом, доцентом кафедры социологии |
Учебно-методическое обеспечение согласовано с библиотекой университета
Н.Ю. Долгова
Рабочая программа дисциплины прошла экспертизу УМУ
О.С. Ерохина
Рассмотрено и одобрено на заседании кафедры
социологии |
(протокол от «30» августа 2017 г. № 1).
Заведующий кафедрой
д-р социол. наук доцент |
С. А. Ильиных
СОГЛАСОВАНО:
Выпускающая кафедра
экономики труда и управления персоналом
Заведующий кафедрой
д-р экон. наук
проф. С.И. Сотникова
РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ
1.1. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины «Конфликтология» является обучение студентов теоретическим основам и практическим навыкам в области конфликтологии, знакомство с основными категориями, понятиями, законами конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания, современными представлениями о конфликте, о причинах возникновения и развития конфликтов, с практикой предупреждения и разрешения конфликтов, с выработкой толерантного мышления и поведения, с организационным механизмом управления конфликтами.
Исходя из цели, в процессе изучения дисциплины решаются следующие задачи:
- систематизировать знания студентов, полученные в процессе изучения гуманитарных дисциплин;
- изучить предметно-методологическую специфику конфликтологии; дать студентам базовые знания по конфликтологии для понимания внутренних механизмов конфликтов;
- получить основы профессионального образования в вопросах предупреждения и разрешения конфликтов;
- сформировать представление о механизмах регулирования жизнедеятельности людей, основанных на толерантном мышлении, а также практические умения и навыки, необходимые для конструктивного урегулирования конфликтов и поведения в послеконфликтный период;
- воспитать толерантность в целях конструктивного поведения в будущей профессиональной деятельности в условиях конфликта.
1.2 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО
Дисциплина Б1.Б.25 «Конфликтология» входит в базовую часть дисциплин ОПОП ВО.
Дисциплина Б1.Б.25 «Конфликтология» опирается на следующие элементы ОПОП ВО: Б1.Б.05 Социология, Б1.Б.10 Культурология.
Дисциплина Б1.Б.25 «Конфликтология» выступает опорой для следующих элементов ОПОП ВО: Б1.Б.23 Организационное поведение, Б1.В.ДВ.07.01 Социальное партнерство в организации, Б1.В.ДВ.07.02 Регулирование трудовых отношений.
1.3. Результаты обучения по дисциплине
Результаты обучения (компетенции) выпускника ОПОП ВО, на формирование которых ориентировано изучение дисциплины «Конфликтология»:
Код компе- тенции | Содержание компетенции | Код показателя освоения | Результат обучения по дисциплине |
ОПК-7
Готовность к кооперации с коллегами, к работе на общий результат, а также владением навыками организации и координации взаимодействия между людьми, контроля и оценки эффективности деятельности других
ПК-30
Знание основ возникновения, профилактики и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе, владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами в организации и умение применять их на практике
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины
Трудоемкость освоения дисциплины «Конфликтология» составляет:
Виды учебной работы | Форма обучения | |||
очная | заочная | очно-заочная | ||
Контактная работа (всего): | 68 | 10 | - | |
в том числе: лекции | 34 | 4 | - | |
практические (семинарские) занятия | 34 | 6 | - | |
лабораторные занятия | - | - | - | |
Самостоятельная работа студентов | 76 | 161 | - | |
Подготовка к экзамену | 36 | 9 | - | |
Общая трудоемкость освоения дисциплины | в академических часах | 180 | 180 | - |
в зачётных единицах | 5 | 5 | - |
2.2 Тематический план дисциплины
2.2.1 Тематический план дисциплины для очной формы обучения
Наименование разделов и тем | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля |
Количество часов | |||||
1. Основы теории конфликта | |||||
1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов | 4 | 4 | - | 12 | Д, РЗ, Р |
1.2. Структурная и процессуальная модели конфликта | 8 | 8 | - | 16 | Д, РЗ, Р |
1.3. Типология конфликтов | 6 | 6 | - | 12 | Д, Т, РЗ, Р |
Итого по разделу | 18 | 18 | - | 40 | |
2. Предупреждение и разрешение конфликтов | |||||
2.1. Методы предупреждения конфликтов | 4 | 4 | - | 12 | Д, РЗ, Р |
2.2. Разрешение конфликтов | 6 | 6 | - | 12 | Д, РЗ, РИ, Р |
2.3. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Переговоры | 6 | 6 | - | 12 | Д, ДС, Р |
Итого по разделу | 16 | 16 | 36 | ||
Итого по дисциплине: | 34 | 34 | - | 76 |
Условные обозначения: Д – доклад, ДС – дискуссия, Т – тестирование, РЗ – разноуровневые задачи и задания, РИ – ролевая игра, Р – реферат.
Форма промежуточной аттестации: экзамен.
2.2.2 Тематический план дисциплины для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем | Лекции | Практические (семинарские) занятия | Лабораторные занятия | Самостоятельная работа | Форма текущего контроля |
Количество часов | |||||
1. Основы теории конфликта | |||||
1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов | 2 | - | - | 26 | Д, РЗ |
1.2. Структурная и процессуальная модели конфликта | - | - | - | 26 | Д, РЗ |
1.3. Типология конфликтов | - | 2 | - | 26 | Д, Т, РЗ |
Итого по разделу | 2 | 2 | - | 78 | |
2. Предупреждение и разрешение конфликтов | |||||
2.1. Методы предупреждения конфликтов | 2 | 2 | - | 27 | Д, РЗ |
2.2. Разрешение конфликтов | - | - | - | 27 | Д, РЗ, РИ |
2.3. Технология урегулирования конфликтов с участием третьей стороны. Переговоры | - | 2 | - | 29 | Д, ДС |
Итого по разделу | 2 | 4 | 83 | ||
Итого по дисциплине: | 4 | 6 | - | 161 |
Условные обозначения: Д – доклад, ДС – дискуссия, Т – тестирование, РЗ – разноуровневые задачи и задания, РИ – ролевая игра.
Форма промежуточной аттестации: контрольная работа, экзамен.
2.3. Содержание отдельных разделов и тем дисциплины
Раздел 1. Основы теории конфликта
Тема 1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов
Сущность и составляющие конфликтологической компетентности. Место и роль конфликтов в жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом. Позитивные и негативные функции конфликтов. Конфликтология как наука. Место конфликтологии в системе наук. Характеристика концепций социального конфликта в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Зиммеля. Современные концепции конфликта на Западе: конфликт в структурном функционализме Т. Парсонса, теория позитивно-функционального конфликта Л. Козера, конфликтная модель общества Р. Дарендорфа, теория конфликта К. Боулдинга. Становление и развитие отечественной конфликтологии.
Объективные и субъективные причины возникновения конфликтов. Влияние условий труда на возникновение конфликтов. Причины и особенности инновационных конфликтов. Источники сопротивления инновациям. Стрессы как причина возникновения и обострения конфликтов.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.