Показатели оценивания | Критерии оценивания компетенций | Шкала оценивания |
Знать: современные методы экономического анализа Уметь: решать профессиональные задачи путём проведения экономических исследований Владеть: навыками разработки инновационных методов решения проблем экономического развития | Знать особенности методологии анализа макроэкономических процессов Знать и уметь оценивать влияние социально- экономических и институциональных факторов на рост и развитие страны, эффективность реализации экономических программ Знать и уметь применять современный инструментарий институциональных исследований для анализа стратегического поведения компаний на современном отраслевом рынке; для комплексного оценивания результатов монетарной и фискальной политикиВладеть методикой расчёта основных экономических показателей, характеризующих состояние национальной экономики на разных этапах её развития Знать и уметь выявлять позитивные и негативные факторы и тенденции социально-экономического роста, формировать предложения по повышению устойчивости развития в условиях социально-экономической турбулентности Владеть методическим инструментарием эконометрического моделирования для принятия управленческих решений | Пороговый Уровень Продвинутый уровень Высокий уровень |
7.3. Типовые контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков
Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса, и консультирования студентов, проверки выполнения ими самостоятельных заданий, проверки рефератов, контрольных работ и тестовых заданий.
Промежуточный контроль проводится в форме зачета/экзамена.
Зачет/экзамен проводится по завершению изучения дисциплины в устной/письменной форме. Экзаменационный билет содержит два вопроса и тест.
Примерный перечень вопросов к зачёту
1. Предпосылки становления теории отсталости.
2. Постклассическая экономическая теория о проблемах отсталости и зависимости.
3. Демографический детерминизм. Географический детерминизм. Технологический детерминизм.
4. Слаборазвитость как форма кругового движения. Попытки объяснения слаборазвитости с позиций теории равновесия.
5. Содержание теории "порочного круга нищеты" и ее различные варианты.
6. Теория квазистабильного равновесия Х.Лейбинстайн.
7. Концепция самоподдерживающегося развития У.Ростоу.
8. Концепции ускоренной капиталистической индустриализации. Теория «Большого толчка».
9. Модели с двумя дефицитами, её теоретические предпосылки, содержания и основные фазы развития.
10. Концепции экономического роста и опыт их практической реализации в "третьем мире".
11. Теория дуалистической экономики В.А.Льюиса.
12. Социальный и технологический дуализм: его различные трактовки.
13. Модели дуалистической экономики с излишком рабочей силы Дж. Фея и Г.Райниса.
14. Совершенствование и развитие двухсекторных моделей.
15. Асинхронное вызревания предпосылок рыночной экономики. Многоукладность современной социально-экономической структуры развивающихся стран.
16. Критерий общности развивающихся стран. Классификации развивающихся стран.
17. Монетаристы и их рекомендации для развития Чили.
18. «Азиатская драма» Г. Мюрдаля.
19. Модель удовлетворения базовых нужд.
20. Основные направления развития институционализма после «Азиатской драмы» Г. Мюрдаля.
21. Роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.
22. «Иной путь. Невидимая революция в третьем мире» Э. де Сотто.
23. «Загадка капитала» Э. де Сотто.
24. Роль внелегальных видов деятельности в становлении рыночной экономики.
25. Издержки законопослушания и цена внелегальности.
26. Попытки применения теории абсолютных и сравнительных преимуществ к экономике развивающихся стран, их достоинства и недостатки.
27. Истоки современной теории зависимости.
28. Генезис экономической мысли развивающихся стран. Формирование "периферийного" сознания.
29. Концепции неэквивалентного обмена А.Эммануэля. Теория "торгового империализма".
30. Содержание концепции "Накопление в мировом масштабе" по С.Амину.
31. Теория "мировой системы" Э.Валлерстайна.
32. Основные экономические концепции развивающихся стран: "периферийной экономики"; "зависимого развития"; "опоры на собственные силы"; нового международного экономического порядка.
33. Модель Р.Солоу и ее применение к развивающимся странам.
34. Модель Мэнкью-Ромера-Уэйла.
35. Бедность, недопотребление и рынок труда в развивающихся странах.
36. Рынки сезонного и временного труда.
37. Масштабы и структура безработицы в развивающихся странах.
38. Урбанизация как форма углубления дуализма между городом и деревней.
39. Модель внутренней иммиграции М. Тодаро.
40. Неравенство, доход и развитие.
41. Бедность, её масштабы и методы измерения в третьем мире.
42. Индекс человеческой бедности и его особенности в развивающихся странах.
43. Сельская и городская бедность.
44. Методы борьбы с бедностью: итоги 90-х годов.
45. Формы земельной собственности в развивающихся странах.
46. Издольщина как экономический институт.
47. Размер земли и производительность труда в сельском хозяйстве в развивающихся странах
48. Роль аграрных реформ в преодолении бедности: опыт независимой Индии.
49. Аграрная реформа и сельскохозяйственный рост в Китае.
50. Комплексное развитие деревни.
51. Рынок аграрных кредитов.
52. Теория информации на рынки кредитов.
53. Пределы страхования в развивающихся странах.
54. Кредит и страхование как формы борьбе с бедностью: опыт Грэмин Банка в Бангладеш.
55. Средства Массовой информации в борьбе с голодом.
56. Неправительственные организации и их роль в снабжении общественными благами в развивающихся странах.
57. Формы регулирования экономического развития в развивающихся странах.
58. Достоинства и недостатки планирования в «третьем мире».
59. Особенности глобализации экономики в «третьем мире».
60. Россия в третьем эшелоне развития капитализма.
61. Основные концепции перехода к рыночной экономике.
62. Пути и методы разгосударствления экономики.
63. Концепция и практика приватизации.
64. Экономические субъекты постсоветской России.
65. Роль государства в переходный период.
66. Значение и ограниченность чисто рыночных стимулов перехода к рынку.
67. Варианты перехода к рыночной экономике.
Примеры тестов и задач[1]
Тесты
1. Выберите правильный ответ:
1.1 В соответствии с теорией квазистабильного равновесия Х. Лейбенстайна увеличение урожайности в результате ведет к:
(A) падению урожайности
(B)еще большему увеличению урожайности
(C)росту населения
(D) верно A и C
1.2 Какая стадия роста отсутствует в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту:
(A) период создания предпосылок для «взлета»
(B) «взлет»
(C) эпоха низкого массового потребления
(D) традиционное общество
1.3. Если главная цель государственных программ в экономике развития – смягчение «провалов рынка», то как они могут быть лучше достигнуты:
(A) поддержание цен на продукцию фермеров;
(B) квотирование импорта нефти;
(C) специальные налоговые скидки для энергетического сектора?
(D) нет правильного ответа
1.4. Когда после издания знаменитого романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» некоторые люди пытались повторить путь ФилеасаФогга, оказалось, что обогнуть земной шар можно даже несколько быстрее. Однако, когда в наши дни английский журналист Джеймс Фрэнси решил повторить этот вояж, пользуясь теми же видами транспорта, что и в ХIХ в. (поезда, корабли, но не самолеты), выяснилось, что путь займет никак не менее 100 дней. Главная причина удлинения времени кругосветного путешествия – это:
(A) снижение скорости транспорта;
(B) повышение издержек поиска информации о движении транспорта;
(C) повышение издержек заключения договоров по поводу предоставления прав на пересечение государственных границ;
(D) оппортунистическое поведение транспортных фирм, допускающих частое нарушение графиков движения.
1.5 Какие инструменты будут непосредственно влиять на объем промышленного производства в развивающихся странах
(A) Государственный заказ
(B) Создание смешанных предприятий
(C) Снижение налогов
(D) Переобучение работников
(E) Введение обязательных стандартов к продукции
1.6. В работе В.А. Льюиса в качестве основных источников развития выделяются
(A) Инвестиции
(B) Вклад в человеческий капитал
(C) Либерализация цен
(D) Нет правильного ответа
1.7. В конце ХХ века факторами, определяющими государственную политику в странах развития, стали
(A) Глобализация
(B) Децентрализация государственной власти
(C) Урбанизация
(D) Верно все перечисленное
1.8. К основным направлениям современной государственной политики в странах развития можно отнести
(A) Распространение централизованного планирования
(B) Смягчение остроты экологических проблем
(C) Проведение антимонопольной политики
(D) Расширение объема производства общественных товаров
1.9. Какие направления в политике обеспечения населения продовольствием характерны именно для стран развития
(A) Предоставление государственных гарантий при предоставлении кредитов производителям продовольствия
(B) Обучение новым методам, применяемым в производстве продовольствия
(C) Устранение перекосов в проведении ценовой политики
(D) Активизация деятельности женщин как самостоятельных производителей продовольствия
1.10. В странах Х и У сняты все ограничения на передвижение рабочей силы. Спрос на труд в стране Х представлен функцией D= 100-5W , предложение труда – S = 60 + 3W. В стране У : D= 40-W, S = 40+5W. Каково потенциальное движение рабочей силы?
(A) Из страны Х в страну У.
(B) Из страны У в страну Х.
(C) Условия на рынке труда в двух странах аналогичны и миграция экономически невыгодна.
(D) Не хватает данных для ответа.
2.Задачи и вопросы повышенной сложности
2.1 Установите соответствие между именами экономистов и названиями публикаций
1. | Йозеф Шумпетер | A. | Стратегия экономического развития, 1961 |
2. | Уолт Уитмен Ростоу | B. | Теории экономического развития. 1912 |
3. | Харви Лейбенстайн | C. | Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест, 1960 |
4. | Джон МейнардКейнс | D. | Экономическая отсталость и экономический рост, 1957 |
5. | Альберт Хиршман | E. | Международное развитие: рост и изменение. 1964 |
6. | Ганс Зингер | F. | Общая теория занятости, процента и денег. 1936 |
7 | Уильям Артур Льюис | G. | Теория экономического роста, 1959 |
Дайте ответ в форме таблицы.
Имя ученого | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
Название работы (буква) |
2.2. Спрос и предложение природных ресурсов на свободном рынке описывается уравнениями:
Qd = 600-25 P, Qs = 100+100, где Q - количество ресурса P- цена ресурса
Для снижения негативного воздействия на использование ресурса государство вводит налог с продаж на природные ресурсы в размере 2 д.е.
Задание:
(A) Постройте график спроса и предложения до введения налога и после него
(B) Рассчитайте, какую часть налога оплатит покупатель, а какую продавец.
2.3. В 1979 г. группа экономистов под руководством нобелевского лауреата В. Леонтьева подготовила и опубликовала прогноз «Будущее мировой экономики» на 1980, 1990 и 2000 гг. Однако многие оценки, особенно по развивающимся странам, оказались далеки от действительности. Каковы наиболее существенные причины не оправдавшихся прогнозов:
(A) экономика развивающихся стран росла более высокими темпами;
(B) мировые цены на сырье и продовольствие росли быстрее цен на продукцию обрабатывающих отраслей;
(C) не были учтены политические факторы.
2.4. Критики государственного регулирования часто стремятся доказать предпочтительность «свободного» рынка.
(A) Могут ли рынки быть абсолютно свободными? Является ли рынок «несвободным», если на нем действуют законы, запрещающие использование фальшивых мер и весов, лживой рекламы и т.д.? Где бы Вы провели границу между «свободными» и «несвободными», или регулируемыми, рынками? Почему Вы провели границу именно в этом месте?
(B) Согласны ли Вы с утверждением, то ни одной стране не удалось пока достичь оптимального сочетания рыночного механизма и государственного регулирования экономики? Как в связи с этим можно оценить программы денационализации во многих развитых и развивающихся странах мира? Каковы особенности программы разгосударствления в России?
2.5. По словам немецкого экономиста В. Ойкена, экономическая политика в разных странах до 1914 г. имела определенное единообразие, которое позже исчезло. Каждая страна стала активно проводить в жизнь различные концепции регулирования, реализовывать свои эксперименты. Отличительным признаком явился упор на импровизацию. В большинстве случаев эксперименты заранее не продумывались в деталях. Но какое бы реальное влияние ни оказывал каждый эксперимент, позитивное их значение заключалось в том, что они позволили накопить обширный опыт претворения в жизнь экономической политики.
(A) Каково ваше мнение по этому поводу?
(B) Как бы вы ответили на риторический вопрос, который ставит в своей книге В. Ойкен: «Действительно ли возможно разработать принципы экономической политики, которые были бы чем-то иным, нежели идеологией, связанной с определенными интересами?».
(C) Что вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста В. Ойкена. «Больше или меньше государственности – такая постановка вопроса проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом».
2.6. В таблице приведен рейтинг судебных систем по способности обеспечивать защиту и осуществлять принудительное исполнение (1 – наилучший показатель, 4 – наихудший).
Рейтинг судебных систем
Страны | Защита прав Кредиторов | Защита прав акционеров | Принудительное исполнение |
Великобритания | 1 | 1 | 3 |
Германия | 2 | 3 | 2 |
Скандинавские страны | 3 | 2 | 1 |
Франция | 4 | 4 | 4 |
Источник: Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. 1998/99. М., 1999. С. 120.
(A) Определите, какая из этих систем может считаться наилучшей по совокупности признаков? Почему не осуществляется унификация судебных систем? Можно ли говорить о конкуренции правовых норм?
(B) Как эти особенности судебных систем влияют на развитие акционерных обществ в различных национальных моделях экономики?
2.7. Знаменитый древнекитайский мыслитель Конфуций утверждал: «Если народом управляют с помощью законов, а единообразная норма поддерживается с помощью кары, то народ будет стараться ее избежать и у него не будет чувства стыда. Если же народом управлять с помощью добродетели, а единообразная норма будет поддерживаться с помощью обрядов, то народ приобретает чувство стыда и тем самым становится лучше».
(A) При каких условиях неформальные институты оказываются эффективнее формальных, как это утверждал Конфуций?
(B) Усиливается или ослабляется роль неформальных норм хозяйственной жизни общества по мере развития человечества? Почему?
(C) Может ли правительство свободно менять экономико-правовые институты, импортируя их из более развитых стран, или в его правотворческой деятельности существуют объективные экономические ограничения? Приведите примеры удачного и неудачного импорта правовых институтов из истории России и объясните их причины.
2.8 Три зарубежные фирмы экспортируют товар Х в Кению. Какая из них и почему может быть обвинена в демпинге на кенийский рынок?
Фирма А (Китай) | Фирма Б (Индонезия) | Фирма В (США) | |
Средние издержки | 10 у.е. | 10 у.е. | 10 у.е. |
Цена товара Х на внутреннем рынке стран-экспортеров | 10 у.е. | 12 у.е. | 9 у.е. |
Экспортная цена товара Х | 11 у.е. | 11 у.е. | 9 у.е. |
Цена товара Х в Кении | 12 у.е. | 13 у.е. | 10 у.е. |
2.9. Страны Х и У подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. До этого страна Х импортировала ежегодно из третьих стран 10 тыс. единиц товара А по цене 100 у.е. каждая. Импортная пошлина составляла 30 у.е. Средние издержки производства товара А в стране Х составляют 130 у.е., а в стране У – 110 у.е. Какой будет для страны Х цена переориентации ее внешней торговли на страну У после вступления в силу соглашения о создании зоны свободной торговли? Должен ли увеличиться или уменьшиться ( и на какую величину) объем импорта страны Х для компенсации издержек, связанных с подобной переориентацией?
2.10 Страна Х импортирует зерно по цене 10 у.е. за тонну. Кривая спроса на зерно на ее внутреннем рынке описывается формулой D = 400- 10Р, кривая предложения S = 50+ 5Р. Правительство страны Х хочет стимулировать отечественных производителей зерна и с этой целью вводит импортную квоту на ввозимое зерно. Она составляет 50 тонн. Определите:
- как это отразится на величине импорта;
- как изменится внутренняя цена зерна;
- величину проигрыша потребителей и выигрыша отечественных производителей зерна;
- общий эффект для страны Х в целом.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 295.