ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»
СОГЛАСОВАНО Правительство Тульской области Комитет Тульской области по тарифам Председатель комитета __________Д.А. Васин 26 июня 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _________ Г.В. Кузнецов 28 июня 2016 г. |
В.А. Поляков
« ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ»
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Рекомендовано Ученым советом Тульского филиала
(протокол № 22 от 28 июня 2016 г.)
Одобрено кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг»
(протокол № 12 от 24 июня 2016 г.)
Тула 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наименование дисциплины.. 3
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 4
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) 4
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий. 5
5.1. Содержание дисциплины.. 5
5.2. Учебно-тематический план. 5
5.3. Содержание практических и семинарских занятий. 9
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 10
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы.. 10
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.. 12
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 21
7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины.. 21
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания. 21
7.3. Типовые контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков. 24
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений. 31
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 32
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникацоионной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 32
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 33
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем. 39
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса. 39
1.Наименование дисциплины
Дисциплина «Экономика развития»для направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В совокупности с другими дисциплинами базовой части направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» дисциплина «Маркетинговый анализ» обеспечивает формирование следующих компетенций ФГОС 3+:ПК-3. Умение применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов
Знать:
источники информации по экономическому развитию современного мира
Уметь:
определять источники и осуществлять поиск информации, необходимой для проведения научных исследований в профессиональной сфере
Владеть:
методикой и методологией разработки стратегий экономического развития и государственной финансово-экономической политики
ПК-6. Владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
Знать:
основные результаты новейших исследований, опубликованных в ведущих профессиональных журналах по проблемам национальной экономики
Уметь:
анализировать и прогнозировать основные социально-экономические показатели, характеризующие
страны с разным уровнем развития
Владеть:
методами разработки стратегических подходов
экономического развития на микро- и макроуровнях
ПК-12. Способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
Знать:
современные методы экономического анализа
Уметь:
решать профессиональные задачи путём проведения экономических исследований
Владеть:
навыками разработки инновационных методов решения проблем экономического развития
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Экономика развития» является дисциплиной базовой части общенаучного модуля подготовки магистров по направлению38.04.01 – Экономика, магистерские программы очной формы обучения:«Управление рисками компаний, страхование и экономическая безопасность», «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», «Оценка бизнеса и корпоративные финансы», «Аудит в международном бизнесе», «Международный бизнес», «Международные финансы и банки», «Международная экономика», «Мировые финансы в глобальной экономике», «Аудит и финансовый консалтинг», «Бизнес-аналитика», «Международный учёт и аудит», «Бухгалтерский учёт и правовое обеспечение бизнеса», «Финансовый анализ в коммерческих организациях», «Финансовая конъюнктура рынка», «Международное налоговое планирование», «Налоги. Бухгалтерский учёт. Налоговый консалтинг», «Международные финансы (на английском языке)»; магистерские программы заочной формы обучения: «Корпоративные финансы», «Налоги и налоговое консультирование», «Управленческий учёт и контроллинг», «Учёт, анализ и аудит».
Изучение дисциплины «Экономика развития» базируется на сумме знаний, полученных обучающимися в ходе освоения ООП подготовки бакалавра.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Объём учебной дисциплины для очной/заочной формы обучения
Вид учебной работы по дисциплине | Всего (в з/е и часах) | Семестр 8-й (в часах) |
Общая трудоемкость дисциплины | 3 з/е 108/108 | 3 з/е 108/108 |
Аудиторные занятия | 48/48 | 48/48 |
Лекции | 12/4 | 12/4 |
Семинарские занятия | 36/8 | 36/8 |
Самостоятельная работа | 60/96 | 60/96 |
В семестре | 60/96 | 60/96 |
Вид промежуточной аттестации |
Зачёт
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины
Содержание практических и семинарских занятий
Планы семинарских занятий по дисциплине «Экономика развития»
Наименование темы (раздела) дисциплины | Тематика семинарских занятий | Формы проведения (технологии) | Трудоёмкость в часах |
Часть 1. Модели становления рыночной экономики: теория и практика | Кейнсианские и неоклассические модели роста в теории и на практике. Институциональная теория и экономическая политика. Неоклассический ответ на институциональный вызов Рекомендуемые источники (1,3,4,6) | Научная дискуссия, решение задач и кейсов | 9/2 |
Часть 2. Экономические функции развивающегося государства: теория и практика | Экономические функции развивающегося государства. Основные направления экономической политики государства в странах развития. Теория общественного выбора, или почему не удается реализовать теории на практике Рекомендуемые источники (3,4,5,6) | Презентации докладов, решение кейсов, проблемная дискуссия | 9/2 |
Часть 3. Периферия мирового хозяйства в условиях глобализации экономики | Неоклассическая теория международной торговли. Международное движение факторов производства. Международная экономическая интеграция и её особенности на периферии мирового хозяйства. Леворадикальная критика неоклассической теории открытой экономики Рекомендуемые источники (3,4,6) | Решение задач, кейсов, групповая дискуссия | 9/2 |
Часть 4. Проблемы России в контексте эволюционной экономики | Россия в третьем эшелоне развития капитализма. Экономические субъекты постсоветской России: институциональный анализ. Проблемы и перспективы интеграции российской экономики в мировую Рекомендуемые источники (2,4,5) | Учебнопрактическая дискуссия, разбор кейса, обсуждение научного доклада | 9/2 |
ВСЕГО: | 36/8 | ||
Не менее 50% занятий проводятся в интерактивной форме | 18/4 |
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы
К внеаудиторным формам самостоятельной работы студентов относятся:
• подготовка к семинарскому занятию, проводимому в форме дискуссии;
• подготовка к решению и проверке задач;
• выполнение домашних ситуационных задач;
• выполнение расчетно-аналитических (контрольных) работ;
• подготовка реферата;
• подготовка к экзамену/зачету.
На семинарских занятиях все студенты должны принимать активное участие в обсуждении изучаемых вопросов и уметь демонстрировать знание практического материала. При выступлении, студентам необходимо аргументировано излагать свою позицию, подкреплять ее конкретными данными, уметь обобщать, аргументировать и систематизировать статистические данные.
На семинарских занятиях преподаватель проверяет выполнение самостоятельных заданий и качество усвоения знаний.
Наименование разделов, тем, входящих в дисциплину | Формы внеаудиторной самостоятельной работы | Трудоёмкость в часах | Указание разделов и тем, отводимых на самостоятельное освоение обучающихся |
Часть 1. Модели становления рыночной экономики: теория и практика | Работа с учебно-научной и справочной литературой. Подбор и анализ литературы по теме проблемной ситуации. Поиск информации, в т.ч. в сети Интернет, по теме кейса. Создание кейса на тему семинарского занятия. | 15/24 | Направления расширения модели Солоу с учетом накопления человеческого капитала. Сравнительный анализ моделей Роберта Лукаса, Г. Мэнкью, Д. Ромера, Д. Уэйла. |
Часть 2. Экономические функции развивающегося государства: теория и практика | Работа с учебно-научной и справочной литературой. Написание эссе, докладов на семинаре. Подготовка материалов к публикации | 15/24 | Направления оптимизации институциональной надстройки. Перспективы оптимизации численности государственных институтов. Экономические аспекты распределения полномочий между федеральными и региональными органами власти. |
Часть 3. Периферия мирового хозяйства в условиях глобализации экономики | Работа с учебно-научной и справочной литературой. Подготовка к межпредметной дискуссии: разработка программы групповой дискуссии, подготовка краткого доклада, написание эссе | 15/24 | Анализ концепции неэквивалентного обмена Артура Эммануэля. Анализ онцепции "накопление в мировом масштабе" по Самиру Амину. Исследование мир - системного анализа ИммануилаВаллерстайна |
Часть 4. Проблемы России в контексте эволюционной экономики | Работа с учебно-научной и справочной литературой. Подбор и анализ литературы по теме проблемной ситуации. Подготовка материалов к публикации | 15/24 | Перспективы реформы российской внешней экономической политики и ее новый инструментарий. Перспективы развития отношений России с Всемирной Торговой Организацией |
Итого: | 60/96 |
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы (для подготовки эссе)
1. Экономика развития: особенности предмета и метода. Предпосылки возникновения закономерности развития теории развивающихся стран.
2. Слаборазвитость как результат воздействия ограничивающих факторов (демографического, географического, технологического). Слаборазвитость как форма кругового движения. Теория "порочного круга нищеты", её различные варианты. Теория квазистабильного равновесия Х. Лейбенстейна.
3. У. Ростоу об основных стадиях роста. Достоинства и недостатки концепции. Возможности эмпирической проверки.
4. Модель Харрода-Домара: предпосылки, содержание и особенности её использования в теориях "большого толчка".
5. Теория "большого толчка" и её основные варианты. Сбалансированный набор инвестиций Р. Нурксе. Несбалансированный рост А. Хиршмана. Сбалансированный рост посредством несбалансированных инвестиций Х. Зингера. Единство и различие концепций.
6. Модель экономического роста с двумя дефицитами. Предпосылки, статика и динамика модели.
7. Рост и развитие: единство и различия в трактовке этих понятий у неоклассиков и кейнсианцев. Возможен ли рост без развития? И развитие без роста?
8. Дуалистические модели. Почему возникает дуализм на рынке товаров, труда и финансовых средств в третьем мире? Модель Фэя-Раниса: предпосылки модели, анализ основных стадий её реализации. Сбалансированный рост в закрытой и открытой дуалистической экономике.
9. Способствовала ли урбанизация ослаблению или усилению дуализма развивающихся стран в послевоенные годы? Обоснуйте свой ответ. Охарактеризуйте модель внутренней миграции Тодаро. Сравните ее с моделью У.А. Льюиса. В чем достоинства и в чем недостатки модели Тодаро по сравнению с моделью с избыточным предложением труда? Каковы пути дальнейшего развития модели Тодаро.
10. Проблема бедности: субъективные и объективные критерии. Международная черта бедности. Индекс человеческой бедности. В чем достоинства и недостатки этих показателей? Повлияли ли земельные реформы на преодоление бедности в Индии? Какие статьи аграрного законодательства оказали наибольшее влияние. Как вы думаете, почему?
11. Каковы причины успеха аграрных реформ в Китае? Какие факторы внесли наибольший вклад в экономический рост в сельском хозяйстве в Китае?
12. Как вы понимаете комплексное развитие деревни? В чем достоинства и в чем недостатки модели измерения производительности в сельском хозяйстве П. Тимера?
13. Бедность в России и её особенности в 90-е гг. Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют, а какие препятствуют углублению проблемы?
14. Институциональные теории становления рыночной экономики, их отличия от неоклассических и кейнсианских теорий. Причины роста популярности институционализма в "третьем мире" во второй половине 20-го века? Старый и новый институционалиизм: единство и различия? Роль институционализма в становлении теории развивающихся стран.
15. Концепция "азиатской драмы" Г. Мюрдаля. Что такое "азиатские ценности"? И почему им такое большое внимание уделяет Г. Мюрдаль?
16. Теория и практика "социализма" в освободившихся странах. Причины распространения идеологии планирования в третьем мире? Чем отличается планирование в третьем мире от планирования в развитых странах и странах с командной экономикой?
17. Проблема занятости в "третьем мире": действительная и мнимая. Какова позитивная программа Г. Мюрдаля? Удалось ли её реализовать или нет? Обоснует свой ответ.
18. Неоинституциональные теории и их влияние на экономику развития. Каковы причины неразвитости прав собственности в "третьем мире"? Теории человеческого капитала и особенности их приложения к третьему миру.
19. Концепция Э. де Сото. Роль нелегальных видов деятельности в становлении рыночной экономики. Общее и особенное в развитие розничной торговли, жилищного строительства и общественного транспорта в Перу?
20. Издержки законопослушания и цена внелегальности. Каковы пути их сокращения? Почему возникает порочный круг внелегальности и как вырваться из него? Какие институциональные условия (формальные, неформальные), по де Сото, необходимы для свободного предпринимательства? Применимы ли они для нашей страны?
21. Почему неоклассическая модель Солоу вытеснила неокейнсианские модели роста? Как обосновывается гипотезы о строгой (абсолютной) и нестрогой сходимости в модели Солоу? Какая из них более вероятна на практике?
22. Подтверждают ли проверка Мэнкью-Ромера-Уэйла (1992) действие модели Солоу в нефтедобывающих странах, странах со средним развитием и странах ОЭСР? Как отражается специфика анализируемых стран? Чему равна величина α для каждой из групп стран?
23. Почему в современных условиях необходимо учитывать вклад человеческого капитала? Какой смысл в понятие человеческий капитал вкладывается в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла? В чем особенности динамики физического и человеческого капитала (на единицу эффективного труда) в модели Мэнкью-Ромера-Уэйла? Возможно ли достижение глобальной устойчивости?
24. Как оценивается вклад образования современными экономистами? Какой уровень образования, на ваш взгляд, является оптимальным в развивающихся странах? Почему?
25. Какие макроэкономические факторы имели наибольшее значение в моделях роста 90-х годов? Как вы думаете, почему?
26. Чем обусловлена необходимость государственного вмешательства в рыночную экономику? Какие минимальные функции призвано выполнять государство в экономике и чем они обусловлены? Какие максимальные функции призвано выполнять государство и чем они обусловлены?
27. Какие перемены в экономической жизни современного мира способствуют эволюции функций государства?
28. Каковы теоретические взгляды на роль государства в современной экономике. Охарактеризуйте особенности вмешательства государства в экономику развития.
29. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем оно обусловлено? Имеет ли данная эволюция равномерных характер? Назовите факторы, обусловливающие усиление и ослабление роли государства в экономике на различных этапах рыночного развития.
30. В чем кроются причины неудач «шоковой терапии» проводимой российскими реформаторами?
31. Какова роль государства в осуществлении научно-технической, структурной, социальной, региональной политики? Каковы приоритетные проблемы социальной политики в экономике развития?
32. В современном обществе нет единой оценки роли государства в странах транзитивной экономики, а тем более в развивающихся странах. Сторонники рыночной системы утверждают, что « рынок – всегда и везде наиболее эффективная форма хозяйства», сторонники государственного участия утверждают, что участие государства устраняет хаос и неопределенность рынка. Как Вы считаете, в какой мере применим и тот и другой тезис к развивающимся странам?
33. Как Вы себя поведете, будучи Председателем коммерческого банка, если государство установило фиксированную ставку процента? Можно ли утверждать в этом случае, что нарушены условия установления общественной эффективности на рынке ссудных капиталов? Если государство перейдет к проведению гибкой кредитно-денежной политики в развивающихся странах, какие выгоды получат банки, заемщики, общество? Кто из них окажется в большем выигрыше?
34. Одно из наиболее важных прав в современной экономике – право на экономическую информацию общества. Как Вы считаете, как соотносятся обязательные нормативы, устанавливаемые государством для коммерческого банка и коммерческая тайна. Будут ли они способствовать развитию здоровых финансовых рынков в развивающихся странах или тормозить его?
35. Как правило, среди основных целей макроэкономической политики называют ВВП, занятость, стабильность цен, сбалансированный платежный баланс, экономический рост, защиту окружающей среды. Можно ли эти цели использовать для обоснования государственной политики в развивающихся странах? Как с Вашей точки зрения можно продифференцировать цели государственной политики по степени их значимости для развивающихся стран? Существует ли проблема несовместимости целей для развивающихся стран?
36. В развитых странах традиционно сложилась система государственной социальной поддержки. Они состоит из программ социального страхования, обеспечения населения государственными пенсиями, выплаты пособий по безработице, финансирования благотворительной деятельности для нетрудоспособных и инвалидов. Как Вы считает, какие применимы для развивающихся стран? Предложите свои варианты социальных программ для этих стран?
37. Лауреат Нобелевской премии по экономике 1986 года Дж. Бьюкенен в соавторстве с Г. Таллоком в книге «Расчет согласия» проанализировали мотивы принятия политических решений. По их мнению, люди, переходя из рыночной деятельности в политическую, не меняют правил рыночного поведения и стремятся использовать государственные структуры для удовлетворения собственных интересов. Правильно ли их мнение по отношению к странам развития? Приведите примеры, подтверждающие или опровергающие это мнение по отношению к развивающимся странам.
38. В условиях современной рыночной экономики правительство во многом определяет «правила игры» на рынках. Можно ли только этим тезисом ограничить роль государства в развивающихся странах?
39. Природные ресурсы можно отнести к общественным благам. Кто должен финансировать воспроизводство и сохранение природных ресурсов в развивающихся странах? Как это отразится на структуре налоговых доходов государственных бюджетов развивающихся стран? Можно ли отнести к «безбилетникам» население этих стран, особенно на уровне общин? Должны ли развитые страны компенсировать развивающимся странам хищническое отношение к природным ресурсам?
40. Природные ресурсы являются во многом одним из немногих конкурентных преимуществ экономики развивающихся стран. По вашему мнению, целесообразно ли все природные ресурсы в этих странах отдавать под контроль государства?
41. Проблема использования ресурсов, находящихся в общей собственности получила название «трагедии общественных ресурсов». Применимо ли такое положение к развивающимся странам?
42. В современном обществе известна фраза - «кто владеет информацией, тот владеет миром». Можно ли считать, что именно отсутствие информации о банковской деятельности у правительств развивающихся стран послужила одной из причин финансового кризиса 1997 года? Какие инструменты сегодня обеспечивают информацию правительству о деятельности коммерческих банков? Как Вы считаете, насколько они снизят риск кризисных явлений в банковской сфере? Какие виды банковских рисков пока еще неподконтрольны правительствам развивающихся стран?
43. Какие виды специфических трансакционных издержек существуют в развивающихся странах?
44. Экономический и политический рынок: в чем их единство и в чем различие?Что понимается под рациональностью индивида в общественном выборе? Какие факторы повысили рациональное неведение на последних выборах в России, а какие способствовали его понижению?
45. Всегда ли правило большинства обеспечивает демократичность принятия решений? Когда, на ваш взгляд, необходимо принятие решений при условии полного единогласия? Что такое издержки принятия решений? Из чего они складываются?
46. Покажите на конкретных примерах, как используют модель медианного избирателя лидеры различных партий.
47. Если вы — русский, проживающий в Эстонии, или эстонец, живущий в России, то какой бы вы предпочли парламент: пользующийся простым большинством голосов или характеризующийся относительным единодушием? Почему?
48. Какой смысл вкладывают сторонники теории общественного выбора в понятие "политическая экономия"?
49. Приведите конкретные примеры лоббирования правительственных решений.Противоречит ли система логроллинга оптимуму по Парето?
50. Что представляет собой бюрократия как экономическое явление? В чем единство и в чем различие экономической и политической ренты?
51. Почему происходит извращение демократического идеала? Чем отличается закон от произвола?Сравните авторитарный либерализм, анархо-либерализм и ограниченную демократию. Какая система лучше и почему?
52. Что такое конституционная экономика? Почему ее разработка стала актуальной задачей в развивающихся странах в настоящее время?
53. В чем заключается суть закона сравнительных преимуществ и применим ли этот закон в современных условиях? Сформулируйте теорему Хекшера-Олина. В чем ее сильные и слабые стороны? В чем заключается парадокс Леонтьева и каково его объяснение?
54. Верно ли с Вашей точки зрения следующее утверждение: «Наиболее бедные страны мира не могут полноценно участвовать в международной торговле.. У них нет избыточных ресурсов – ни капитала, ни земли, ни подготовленной рабочей силы, и поэтому им просто нечего экспортировать»?
55. Теория абсолютных и относительные преимуществ. Возможности их применения в "третьем мире".
56. По каким основным направлениям развиваются современные теории международной торговли? Должно ли государство, с Вашей точки зрения, заниматься регулированием внешней торговли? Если да, то каковы Ваши аргументы в пользу такого регулирования?
57. Какие формы торговой политики Вам известны? В чем Вы видите их различие? Что представляет собой таможенный тариф и каково влияние тарифов на экономику в целом и на положение производителей и потребителей?
58. Для поддержки отечественных производителей государство может использовать систему субсидирования отдельных отраслей. Важно ли для благосостояния страны, что субсидируется – экспортные продажи или продажи на внутреннем рынке и почему?
59. Какие нетарифные барьеры Вам известны и каковы экономические последствия их введения? Сопоставьте последствия введения импортной пошлины и эквивалентной ей импортной квоты. Что из них выгоднее государству и почему?
60. Какие обстоятельства могут заставить страну идти на «добровольное» ограничение экспорта?
61. Какова взаимосвязь между международной торговлей и международным движением факторов производства? Верно ли утверждение, что расширение международной торговли оказывает сдерживающее воздействие на международное движение факторов производства.аргументируйте свой ответ.
62. Объясните аналогию между международными кредитными отношениями, с одной стороны, и международной торговлей, с другой стороны. Можно ли объяснить с точки зрения теории межвременной торговли, почему страны ОПЕК являются преимущественно экспортерами капитала, а большинство стран НИС – импортерами капитала?
63. Одинаковы ли экономические последствия прямых и портфельных инвестиций для стран-экспортеров и импортеров капитала? Какой вид иностранных инвестиций предпочтительнее для стран с переходной экономикой и почему?
64. Что представляют собой международные корпорации и каковы последствия их деятельности для принимающих стран и стран базирования?
65. Можно ли утверждать, что международная миграция рабочей силы приносит чистый выигрыш стране эмиграции, в то время как общие условия жизни рабочих в принимающей стране ухудшаются? Оцените реальное воздействие миграции рабочей силы на благосостояние в обеих странах.
66. Каковы динамика и масштабы «утечки умов»? В чем причина этого явления? Каким образом государство может регулировать миграцию рабочей силы?
67. Что такое международная передача технологии и в каких формах она может осуществляться?
68. Что представляет собой международная экономическая интеграция, каковы ее цели и предпосылки? Каковы основные этапы экономической интеграции, в чем их суть и особенности? Что Вы понимаете под «эффектами интеграции», каково экономическое содержание этих эффектов?
69. Укажите основные этапы развития западноевропейской экономической интеграции и дайте характеристику этих этапов. Каковы основные институты ЕС? В чем суть валютной интеграции в Европе и каковы ее основные направления?
70. Каковы особенности интеграции в Северной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе?
71. Какие интеграционные группировки действуют в Южноамериканском регионе? Какова их эффективность?
72. Каковы особенности развития экономической интеграции в рамках МЕРКОСУР?
73. Какие выводы из анализа развития интеграционных процессов в мире Вы можете сделать применительно к перспективам развития интеграции в рамках СНГ?
74. Какие концепции свободы вы знаете? В чем их единство и различие, взаимосвязь и взаимозависимость?
75. Леворадикальные теории мирового хозяйства. Концепция неэквивалентного обмена А. Эммануэля: её сильные и слабые стороны. Причины международной мобильности капитала и немобильности труда сохраняются ли они в современном мире? Обоснуйте свой ответ.
76. Роль монополий в неэквивалентном обмене. "Накопление в мировом масштабе" по С. Амину.
77. Предпосылки и особенности становления периферийного капитализма. Асинхронное вызревание предпосылок. Дезинтеграция экономики и её последствия.
78. Мир-системный анализ И. Валлерстайна: методология, теория и практическая рекомендация.
79. Каковы критерии выделения эшелонов развития мирового капитализма? В чем особенности становления рыночной экономики в странах первого эшелона? Сравните становление капитализма в Англии и Испании. В чем единство и в чем различие? Каковы особенности становления рыночной экономики в странах второго эшелона?
80. Охарактеризуйте становление административно плановой системы в экономике России. Чем отличается административная монополия от чистой? Почему возникла экономика дефицита в Советской России?
81. Что такое феномен власти-собственности и каковы его особенности в России? Назовите причины взлета и падения советской бюрократии?
82. Кратко охарактеризуйте основные направления реформ в экономической, социальной и политической сфере в России 90-х годов. Насколько они были адекватны ситуации сложившейся на "последней стадии" развития социализма?
83. Обсудите проблемы трансформации формальных и неформальных институтов в постсоветской экономике. Какую роль сыграли культурные стереотипы в этом процессе? Каково соотношение новых и неотрадиционных форм в экономической и социальной сферах в современном российском обществе?
84. Перечислите особенности развития легального и нелегального сектора в постсоветской России. Сравните их с другими восточноевропейскими странами и странами СНГ.
85. Что такое административный ресурс и каковы особенности поиска политической ренты субъектами государственного регулирования на федеральном и региональном уровне?
86. Какие пути дальнейшего развития России вы видите? Каковы, на ваш взгляд, институциональные факторы роста? Какова должна быть стратегия национального развития в ближайшие годы?
87. Как Вы оцените следующее утверждение: «Либерализация внешней торговли России может ухудшить положение отечественных производителей в конкурирующих с импортом отраслях лишь в краткосрочном плане. В долгосрочном плане от либерализации торговли выигрывают все»?
88. Оцените реальные предпосылки интеграции в мировое хозяйство, которыми обладает в настоящее время Россия?
89. В рамках традиционного торгового режима, преобладающего в централизованно планируемых экономиках, применение таможенных пошлин не было необходимой мерой. Следует ли использовать этот инструмент контроля за импортом в современной внешнеторговой политике России?. Аргументируйте свой ответ.
90. В ряде стран Восточной Европы широко обсуждается вопрос о возможности их присоединения к ЕС. Каковы могут быть потенциальные издержки и выгоды подобного расширения ЕС с точки зрения стран Восточной Европы, Западной Европы и России?
91. Какими должны быть, с Вашей точки зрения, основные направления реформы внешнеторговой политики России в современных условиях?
92. Какой инструментарий внешнеторговой политики следует использовать России в переходном периоде?
93. В настоящее время в российской экономической литературе идут оживленные дискуссии по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию. Какие аргументы за и против такого вступления Вы могли бы привести? Каковы оптимальные сроки вступления России в ВТО и почему? особенности современной валютной политики России?
94. В чем состоят основные проблемы сотрудничества России с МВФ и МБРР в настоящее время?
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ ЭССЕ
Эссе представляет собой самостоятельное аргументированное сочинение-размышление студента над поставленной проблемой или вопросом, выражающее индивидуальную точку зрения автора.
Цель написания эссе состоит в развитии самостоятельности творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать:
- описание проблемы (вопроса), на который студент отвечает в ходе своего исследования;
- теоретическое обоснование актуальности выбранной проблемы (вопроса) и изложение индивидуальной точки зрения автора относительно выбранной проблемы с использованием литературных источников;
- выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Требования к написанию эссе:
- обоснованность и оригинальность постановки и решения проблемы или вопроса;
- аргументированность основных положений и выводов;
- чёткость и лаконичность изложения собственных мыслей.
Объём эссе составляет 3-5 страниц.
Написание эссе является важным заданием для студента. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.
Студент должен выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу.
Эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.
Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции. Это соответствует сыгравшему огромную роль в развитии научной мысли приему advоcatodiabolo («адвокат дьявола»). В соответствии с ним для достижения полной уверенности ученый должен попытаться выдвинуть все мыслимые возражения против общепринятой точки зрения, то есть как бы дать высказаться представителю противной стороны («дьявола»). Только в том случае, если научная позиция выдерживает подобную атаку «адвоката дьявола», ее можно считать надежно обоснованной. Студент волен, поэтому, выбрать любую точку зрения: отстаивать общепринятые взгляды или взять на себя роль «адвоката дьявола». Важно лишь, чтобы аргументация в обоих случаях была максимально сильной и убедительной.
Особое внимание при подборе тем эссе уделено получению студентами первичных навыков приложения теоретических положений к практике. Поэтому во многих случаях студенту полезно мысленно поставить себя на место экономиста-практика (руководителя государственного регулирующего ведомства, банка и т.п.) и писать текст как бы от его имени, с учетом его (или его организации) интересов.
Само написание эссе предполагает работу в спокойной домашней обстановке, когда есть возможность еще раз просмотреть учебную и научную литературу, сопоставить знания, полученные в разных частях курса, привлечь дополнительные источники информации. При написании эссе следует стремиться создать максимально сжатый текст, затрагивающий, однако, все основные аспекты проблемы.
Помимо заранее запланированных тем студент может самостоятельно предложить проблему для обсуждения и написать эссе на свободную тему. Например, студент может написать эссе по проблеме мирового финансового кризиса или можно привести различающиеся мнения экспортеров нефти и производителей автомобилей по поводу оптимального обменного курса рубля.
Наиболее высоко будут оцениваться эссе на реальном российском материале. К свободному эссе предъявляются следующие требования.
ØСвободное эссе должно описывать особенности реализации какой-либо теоретической закономерности в России.
ØДопускается использование только реальных примеров. Необходимо обязательно указать источник информации (номер журнала и страницы, где напечатана соответствующая статья; адрес интернет-сайта и т.п.).
Критерии балльной оценки различных форм текущего контроля успеваемости содержатся в утвержденных кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг» соответствующих методических рекомендациях, расположенных на сайте кафедры филиала:
http://www.fa.ru/fil/chair-tula-emm/dis/Documents/!БРС%20на%20сайт%20от%20ЭМим.pdf.
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине
7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины
Перечень компетенций и их структура в виде знаний, умений и владений содержится в разделе 2 «Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине».
ПК-3. Умение применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов
1.
2. ПК-6. Владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
3.
4. Таблица 6. Оценка уровня сформированности компетенции (ПК-6)
Показатели оценивания | Критерии оценивания компетенций | Шкала оценивания |
Знать: основные результаты новейших исследований, опубликованных в ведущих профессиональных журналах по проблемам национальной экономики Уметь: анализировать и прогнозировать основные социально-экономические показатели, характеризующие страны с разным уровнем развития Владеть: методами разработки стратегических подходов экономического развития на микро- и макроуровнях | Знать основные экономические концепции ведущих российских и зарубежных учёных, отражённые в научных публикациях Знать и уметь оценивать социально-экономические прогнозы с учётом изменчивости институциональной среды Знать и уметь критически оценивать имеющиеся теоретические подходы к анализу национальной экономики, применять современный инструментарий для микро- и макроэкономического анализа национальной экономики Владеть навыками проведения самостоятельных исследований и обобщения полученных результатов Владеть навыками сравнительного анализа российских и зарубежных подходов к интерпретации и классификации категориального аппарата национальной экономики | Пороговый уровень Продвинутый уровень Высокий уровень |
ПК-12. Способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
Тесты
1. Выберите правильный ответ:
1.1 В соответствии с теорией квазистабильного равновесия Х. Лейбенстайна увеличение урожайности в результате ведет к:
(A) падению урожайности
(B)еще большему увеличению урожайности
(C)росту населения
(D) верно A и C
1.2 Какая стадия роста отсутствует в концепции перехода к самоподдерживающемуся росту:
(A) период создания предпосылок для «взлета»
(B) «взлет»
(C) эпоха низкого массового потребления
(D) традиционное общество
1.3. Если главная цель государственных программ в экономике развития – смягчение «провалов рынка», то как они могут быть лучше достигнуты:
(A) поддержание цен на продукцию фермеров;
(B) квотирование импорта нефти;
(C) специальные налоговые скидки для энергетического сектора?
(D) нет правильного ответа
1.4. Когда после издания знаменитого романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» некоторые люди пытались повторить путь ФилеасаФогга, оказалось, что обогнуть земной шар можно даже несколько быстрее. Однако, когда в наши дни английский журналист Джеймс Фрэнси решил повторить этот вояж, пользуясь теми же видами транспорта, что и в ХIХ в. (поезда, корабли, но не самолеты), выяснилось, что путь займет никак не менее 100 дней. Главная причина удлинения времени кругосветного путешествия – это:
(A) снижение скорости транспорта;
(B) повышение издержек поиска информации о движении транспорта;
(C) повышение издержек заключения договоров по поводу предоставления прав на пересечение государственных границ;
(D) оппортунистическое поведение транспортных фирм, допускающих частое нарушение графиков движения.
1.5 Какие инструменты будут непосредственно влиять на объем промышленного производства в развивающихся странах
(A) Государственный заказ
(B) Создание смешанных предприятий
(C) Снижение налогов
(D) Переобучение работников
(E) Введение обязательных стандартов к продукции
1.6. В работе В.А. Льюиса в качестве основных источников развития выделяются
(A) Инвестиции
(B) Вклад в человеческий капитал
(C) Либерализация цен
(D) Нет правильного ответа
1.7. В конце ХХ века факторами, определяющими государственную политику в странах развития, стали
(A) Глобализация
(B) Децентрализация государственной власти
(C) Урбанизация
(D) Верно все перечисленное
1.8. К основным направлениям современной государственной политики в странах развития можно отнести
(A) Распространение централизованного планирования
(B) Смягчение остроты экологических проблем
(C) Проведение антимонопольной политики
(D) Расширение объема производства общественных товаров
1.9. Какие направления в политике обеспечения населения продовольствием характерны именно для стран развития
(A) Предоставление государственных гарантий при предоставлении кредитов производителям продовольствия
(B) Обучение новым методам, применяемым в производстве продовольствия
(C) Устранение перекосов в проведении ценовой политики
(D) Активизация деятельности женщин как самостоятельных производителей продовольствия
1.10. В странах Х и У сняты все ограничения на передвижение рабочей силы. Спрос на труд в стране Х представлен функцией D= 100-5W , предложение труда – S = 60 + 3W. В стране У : D= 40-W, S = 40+5W. Каково потенциальное движение рабочей силы?
(A) Из страны Х в страну У.
(B) Из страны У в страну Х.
(C) Условия на рынке труда в двух странах аналогичны и миграция экономически невыгодна.
(D) Не хватает данных для ответа.
2.Задачи и вопросы повышенной сложности
2.1 Установите соответствие между именами экономистов и названиями публикаций
1. | Йозеф Шумпетер | A. | Стратегия экономического развития, 1961 |
2. | Уолт Уитмен Ростоу | B. | Теории экономического развития. 1912 |
3. | Харви Лейбенстайн | C. | Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест, 1960 |
4. | Джон МейнардКейнс | D. | Экономическая отсталость и экономический рост, 1957 |
5. | Альберт Хиршман | E. | Международное развитие: рост и изменение. 1964 |
6. | Ганс Зингер | F. | Общая теория занятости, процента и денег. 1936 |
7 | Уильям Артур Льюис | G. | Теория экономического роста, 1959 |
Дайте ответ в форме таблицы.
Имя ученого | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. |
Название работы (буква) |
2.2. Спрос и предложение природных ресурсов на свободном рынке описывается уравнениями:
Qd = 600-25 P, Qs = 100+100, где Q - количество ресурса P- цена ресурса
Для снижения негативного воздействия на использование ресурса государство вводит налог с продаж на природные ресурсы в размере 2 д.е.
Задание:
(A) Постройте график спроса и предложения до введения налога и после него
(B) Рассчитайте, какую часть налога оплатит покупатель, а какую продавец.
2.3. В 1979 г. группа экономистов под руководством нобелевского лауреата В. Леонтьева подготовила и опубликовала прогноз «Будущее мировой экономики» на 1980, 1990 и 2000 гг. Однако многие оценки, особенно по развивающимся странам, оказались далеки от действительности. Каковы наиболее существенные причины не оправдавшихся прогнозов:
(A) экономика развивающихся стран росла более высокими темпами;
(B) мировые цены на сырье и продовольствие росли быстрее цен на продукцию обрабатывающих отраслей;
(C) не были учтены политические факторы.
2.4. Критики государственного регулирования часто стремятся доказать предпочтительность «свободного» рынка.
(A) Могут ли рынки быть абсолютно свободными? Является ли рынок «несвободным», если на нем действуют законы, запрещающие использование фальшивых мер и весов, лживой рекламы и т.д.? Где бы Вы провели границу между «свободными» и «несвободными», или регулируемыми, рынками? Почему Вы провели границу именно в этом месте?
(B) Согласны ли Вы с утверждением, то ни одной стране не удалось пока достичь оптимального сочетания рыночного механизма и государственного регулирования экономики? Как в связи с этим можно оценить программы денационализации во многих развитых и развивающихся странах мира? Каковы особенности программы разгосударствления в России?
2.5. По словам немецкого экономиста В. Ойкена, экономическая политика в разных странах до 1914 г. имела определенное единообразие, которое позже исчезло. Каждая страна стала активно проводить в жизнь различные концепции регулирования, реализовывать свои эксперименты. Отличительным признаком явился упор на импровизацию. В большинстве случаев эксперименты заранее не продумывались в деталях. Но какое бы реальное влияние ни оказывал каждый эксперимент, позитивное их значение заключалось в том, что они позволили накопить обширный опыт претворения в жизнь экономической политики.
(A) Каково ваше мнение по этому поводу?
(B) Как бы вы ответили на риторический вопрос, который ставит в своей книге В. Ойкен: «Действительно ли возможно разработать принципы экономической политики, которые были бы чем-то иным, нежели идеологией, связанной с определенными интересами?».
(C) Что вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста В. Ойкена. «Больше или меньше государственности – такая постановка вопроса проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом».
2.6. В таблице приведен рейтинг судебных систем по способности обеспечивать защиту и осуществлять принудительное исполнение (1 – наилучший показатель, 4 – наихудший).
Рейтинг судебных систем
Страны | Защита прав Кредиторов | Защита прав акционеров | Принудительное исполнение |
Великобритания | 1 | 1 | 3 |
Германия | 2 | 3 | 2 |
Скандинавские страны | 3 | 2 | 1 |
Франция | 4 | 4 | 4 |
Источник: Знания на службе развития. Отчет о мировом развитии. 1998/99. М., 1999. С. 120.
(A) Определите, какая из этих систем может считаться наилучшей по совокупности признаков? Почему не осуществляется унификация судебных систем? Можно ли говорить о конкуренции правовых норм?
(B) Как эти особенности судебных систем влияют на развитие акционерных обществ в различных национальных моделях экономики?
2.7. Знаменитый древнекитайский мыслитель Конфуций утверждал: «Если народом управляют с помощью законов, а единообразная норма поддерживается с помощью кары, то народ будет стараться ее избежать и у него не будет чувства стыда. Если же народом управлять с помощью добродетели, а единообразная норма будет поддерживаться с помощью обрядов, то народ приобретает чувство стыда и тем самым становится лучше».
(A) При каких условиях неформальные институты оказываются эффективнее формальных, как это утверждал Конфуций?
(B) Усиливается или ослабляется роль неформальных норм хозяйственной жизни общества по мере развития человечества? Почему?
(C) Может ли правительство свободно менять экономико-правовые институты, импортируя их из более развитых стран, или в его правотворческой деятельности существуют объективные экономические ограничения? Приведите примеры удачного и неудачного импорта правовых институтов из истории России и объясните их причины.
2.8 Три зарубежные фирмы экспортируют товар Х в Кению. Какая из них и почему может быть обвинена в демпинге на кенийский рынок?
Фирма А (Китай) | Фирма Б (Индонезия) | Фирма В (США) | |
Средние издержки | 10 у.е. | 10 у.е. | 10 у.е. |
Цена товара Х на внутреннем рынке стран-экспортеров | 10 у.е. | 12 у.е. | 9 у.е. |
Экспортная цена товара Х | 11 у.е. | 11 у.е. | 9 у.е. |
Цена товара Х в Кении | 12 у.е. | 13 у.е. | 10 у.е. |
2.9. Страны Х и У подписали соглашение о создании зоны свободной торговли. До этого страна Х импортировала ежегодно из третьих стран 10 тыс. единиц товара А по цене 100 у.е. каждая. Импортная пошлина составляла 30 у.е. Средние издержки производства товара А в стране Х составляют 130 у.е., а в стране У – 110 у.е. Какой будет для страны Х цена переориентации ее внешней торговли на страну У после вступления в силу соглашения о создании зоны свободной торговли? Должен ли увеличиться или уменьшиться ( и на какую величину) объем импорта страны Х для компенсации издержек, связанных с подобной переориентацией?
2.10 Страна Х импортирует зерно по цене 10 у.е. за тонну. Кривая спроса на зерно на ее внутреннем рынке описывается формулой D = 400- 10Р, кривая предложения S = 50+ 5Р. Правительство страны Х хочет стимулировать отечественных производителей зерна и с этой целью вводит импортную квоту на ввозимое зерно. Она составляет 50 тонн. Определите:
- как это отразится на величине импорта;
- как изменится внутренняя цена зерна;
- величину проигрыша потребителей и выигрыша отечественных производителей зерна;
- общий эффект для страны Х в целом.
Международные организации
United Nations http://www.un.org | |
World Bank http://www.worldbank.org | |
International Monetary Fund (IMF) http://www.imf.org | |
Organisation for Economic Co-operation and Development http://www.oecd.org | |
Asian Development Bank http://www.adb.org | |
Inter-American Development Bank http://www.iadb.org | |
African Development Bank http://www.afdb.org | |
Global Development Network http://www.gdnet.org | |
OneWorld http://www.oneworld.net | |
World Health Organization http://www.who.int | |
Food and Agriculture Organization of the United Nations (FAO) http://www.fao.org/ | |
United Nations Industrial Development Organization (UNIDO) http://www.unido.org/ | |
United Nations Online Network in Public Administration and Finance (UNPAN) http://www.unpan.org | |
United Nations Centre for Regional Development http://www.uncrd.or.jp | |
Division for Public Administration and Development Management (DPADM) http://www.unpan.org/dpepa.asp | |
United Nations Development Programme (UNDP) http://www.undp.org/ |
Международныестатистическиеагентства
Human Development Report
http://hdr.undp.org/default.cfm
OECD: Statistic
http://www.oecd.org/statsportal
http://www.sourceoecd.org/content/html/portal/statistics/statistics.htm?comm=statisti0000&token=00499A737D390911051FC307BE53A1
AsianDevelopmentBank
http://www.adb.org/Economics/default.asp
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финуниверситет)
Тульский филиал Финуниверситета
Кафедра «Экономика, менеджмент и маркетинг»
СОГЛАСОВАНО Правительство Тульской области Комитет Тульской области по тарифам Председатель комитета __________Д.А. Васин 26 июня 2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор филиала _________ Г.В. Кузнецов 28 июня 2016 г. |
В.А. Поляков
« ЭКОНОМИКА РАЗВИТИЯ»
Рабочая программа дисциплины
для студентов, обучающихся по направлениям подготовки
38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»
Рекомендовано Ученым советом Тульского филиала
(протокол № 22 от 28 июня 2016 г.)
Одобрено кафедрой «Экономика, менеджмент и маркетинг»
(протокол № 12 от 24 июня 2016 г.)
Тула 2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Наименование дисциплины.. 3
2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы.. 3
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы.. 4
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию) 4
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий. 5
5.1. Содержание дисциплины.. 5
5.2. Учебно-тематический план. 5
5.3. Содержание практических и семинарских занятий. 9
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине. 10
6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы.. 10
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.. 12
7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине. 21
7.1. Перечень компетенций, формируемых в процессе освоения дисциплины.. 21
7.2. Описание показателей и критериев оценивания компетенций, описание шкал оценивания. 21
7.3. Типовые контрольные задания, необходимые для оценки знаний, умений, навыков. 24
7.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений и владений. 31
8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины.. 32
9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникацоионной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины.. 32
10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины.. 33
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем. 39
12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса. 39
1.Наименование дисциплины
Дисциплина «Экономика развития»для направления 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
2.Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В совокупности с другими дисциплинами базовой части направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» дисциплина «Маркетинговый анализ» обеспечивает формирование следующих компетенций ФГОС 3+:ПК-3. Умение применять основные экономические методы для управления государственным и муниципальным имуществом, принятия управленческих решений по бюджетированию и структуре государственных (муниципальных) активов
Знать:
источники информации по экономическому развитию современного мира
Уметь:
определять источники и осуществлять поиск информации, необходимой для проведения научных исследований в профессиональной сфере
Владеть:
методикой и методологией разработки стратегий экономического развития и государственной финансово-экономической политики
ПК-6. Владение навыками количественного и качественного анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных, предприятий и учреждений, политических партий, общественно-политических, коммерческих и некоммерческих организаций
Знать:
основные результаты новейших исследований, опубликованных в ведущих профессиональных журналах по проблемам национальной экономики
Уметь:
анализировать и прогнозировать основные социально-экономические показатели, характеризующие
страны с разным уровнем развития
Владеть:
методами разработки стратегических подходов
экономического развития на микро- и макроуровнях
ПК-12. Способность разрабатывать социально-экономические проекты (программы развития), оценивать экономические, социальные, политические условия и последствия реализации государственных (муниципальных) программ
Знать:
современные методы экономического анализа
Уметь:
решать профессиональные задачи путём проведения экономических исследований
Владеть:
навыками разработки инновационных методов решения проблем экономического развития
3. Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Экономика развития» является дисциплиной базовой части общенаучного модуля подготовки магистров по направлению38.04.01 – Экономика, магистерские программы очной формы обучения:«Управление рисками компаний, страхование и экономическая безопасность», «Ценные бумаги и финансовый инжиниринг», «Оценка бизнеса и корпоративные финансы», «Аудит в международном бизнесе», «Международный бизнес», «Международные финансы и банки», «Международная экономика», «Мировые финансы в глобальной экономике», «Аудит и финансовый консалтинг», «Бизнес-аналитика», «Международный учёт и аудит», «Бухгалтерский учёт и правовое обеспечение бизнеса», «Финансовый анализ в коммерческих организациях», «Финансовая конъюнктура рынка», «Международное налоговое планирование», «Налоги. Бухгалтерский учёт. Налоговый консалтинг», «Международные финансы (на английском языке)»; магистерские программы заочной формы обучения: «Корпоративные финансы», «Налоги и налоговое консультирование», «Управленческий учёт и контроллинг», «Учёт, анализ и аудит».
Изучение дисциплины «Экономика развития» базируется на сумме знаний, полученных обучающимися в ходе освоения ООП подготовки бакалавра.
4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)
Объём учебной дисциплины для очной/заочной формы обучения
Вид учебной работы по дисциплине | Всего (в з/е и часах) | Семестр 8-й (в часах) |
Общая трудоемкость дисциплины | 3 з/е 108/108 | 3 з/е 108/108 |
Аудиторные занятия | 48/48 | 48/48 |
Лекции | 12/4 | 12/4 |
Семинарские занятия | 36/8 | 36/8 |
Самостоятельная работа | 60/96 | 60/96 |
В семестре | 60/96 | 60/96 |
Вид промежуточной аттестации |
Зачёт
5. Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) дисциплины с указанием их объемов (в академических часах) и видов учебных занятий
5.1. Содержание дисциплины
Дата: 2019-02-25, просмотров: 299.