Цели педагогической практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  СОГЛАСОВАНО    УТВЕРЖДАЮ  
Декан факультета ФЕНМиПО         _____________ В.В. Прокофьев      «_____» ______________ 20__ г.                                                                                                                                 Проректор по учебной работе и международной деятельности  ______________ М.Ю. Махотаева   «_____» _____________ 20__ г.         

Программа учебной практики

Б2.В.04(П)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

Направление подготовки

37.04.01 Психология

 

Магистерская программа

«Психология развития, акмеология»

 

Квалификация выпускника - магистр

 

 

Псков

2017

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии протокол № 1 от 7 сентября 2017 г.

 

 

 

И.о. зав. кафедрой психологии  _______________________ (Е.А. Митицина)

 

                                                                  

7 сентября 2017 г.

 

Цели педагогической практики

Целями практики являются приобретение студентами опыта самостоятельной практической работы в рамках таких направлений деятельности психолога и преподавателя психологии в учебном заведении, как: психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическая профилактика и рефлексия этого опыта.

Задачи педагогической практики

- Применение студентами в реальной практической деятельности приобретенных теоретических знаний и практических навыков по различным курсам психолого-педагогических дисциплин.

- Отработка в режиме реального взаимодействия базовых профессиональных компетенций практического психолога, необходимых для эффективной деятельности.

- Формирование компетенций, необходимых для эффективного осуществления психолого-профилактической работы в образовательном учреждении – компетенций в проведении семинаров-практикумов и деловых игр различной тематики.

- Отработка навыков психологического наблюдения при проведении учебных занятий просветительской и профилактической направленности и навыков личностной и профессиональной рефлексии.

Место педагогической практики в структуре ООП

Педагогическая практика входит в вариативную часть учебного плана (раздел «Практика»). Данная практика базируется на знаниях, умениях и компетенциях, освоенных в ходе изучения следующих дисциплин: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», «Акмеология профессиональной деятельности», «Тренинги профессионального и личностного развития».

Для изучения дисциплины студенту необходимо (требования к входным знаниям, умениям и компетенциям):

знать: основные модели и направления работы психолога в системе образования; закономерности развития познавательной, мотивационно-волевой, эмоциональной и социальной сферы, самосознания субъектов образовательного процесса;

уметь: отбирать адекватные актуальной проблеме и запросам клиентов (школьников, учителей, родителей, администрации школы) виды, формы и методы коррекции познавательной, эмоционально-волевой и социальной сферы личности;

обладать следующими компетенциями: способностью и готовностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;

4. Формы проведения учебной практики – стационарная.

Планируемые результаты прохождения практики

Планируемые результаты прохождения практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП.

 

Для компетенции «ПК-4 готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения»:

В результате изучения дисциплины при освоении компетенции студент должен:
Знать:
Основы проведения научного исследования
Психолого-педагогические основы организации образовательной деятельности
Уметь:
Ставить цели и задачи в научном исследовании, анализировать и синтезировать изучаемый материал
Представлять результаты исследований в различных формах (научные публикации, доклады)
Владеть:
Опытом проведения научных исследований
Культурой речи и логикой построения материала в научном исследовании

 

Для компетенции «ПК-11 способность и готовность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий»:

В результате изучения дисциплины при освоении компетенции студент должен:
Знать:
Современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
Психолого-педагогические основы проектирования образовательной деятельности
Уметь:
Отбирать наиболее эффективные с точки зрения реализации поставленной задачи инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности
Использовать современные информационные и коммуникационные технологии в процессе проектирования образовательной деятельности
Владеть:
Приемами проектирования образовательной деятельности
Психолого-педагогические основы организации образовательной деятельности

 

Для компетенции «ПК-12 способность и готовность к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам»

В результате изучения дисциплины при освоении компетенции студент должен:
Знать:
Основы психологических дисциплин
Психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студентов
Уметь:
Ставить цели и задачи психолого-педагогической деятельности, направленной на усвоение студентами учебных дисциплин по психологии
Учитывать межпредметные связи и логику построения при разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам
Владеть:
Навыками разработки программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам
Опытом взаимодействия со студенческой аудиторией

7. Структура и содержание педагогической практики

Очная форма

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

4   Контактная работа обучающихся с преподавателем - -   В том числе:     - Консультации по прохождению практики - -   Ознакомительные лекции       Самостоятельная работа (всего) 216,75 216,75   В том числе: - - - Реферат       Промежуточная аттестация (всего) 0,25 0,25   в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: - дифференцированный зачет 0,25 0,25 0,25 0,25  

Общий объём практики: часов

 зач. ед.

216 216   6 6   в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе прохождения практики - -  

Заочная форма

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

2   Контактная работа обучающихся с преподавателем - -   В том числе:     - Консультации по прохождению практики - -   Ознакомительные лекции       Самостоятельная работа (всего) 216,75 216,75   В том числе: - - - Реферат       Промежуточная аттестация (всего) 0,25 0,25   в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем: - дифференцированный зачет 0,25 0,25 0,25 0,25  

Общий объём практики: часов

 зач. Ед.

216 216   6 6   в т.ч. контактная работа обучающегося с преподавателем в ходе прохождения практики - -  

 

Содержание практики

П/п

Разделы

(этапы) практики

Виды учебной работы студентов на практике (часов)

Формы текущего контроля

Всего часов, в т.ч. Контакт-ная работа Самосто-ятельная работа 1. Подготовительный этап 19 - 19 Установочная конференция 2. Изучить права и обязанностями студентов во время прохождения практики. 5   5 Групповая консультация   3. Составить план работы на период педагогической практики 6   6 подпись в журнале инструктажа по ТБ 4. Проведение инструктажа по технике безопасности 3   3 дневник практики 5. Оформление «Дневника практики» 5   5     Основной (деятельностный ) этап 81 81 Запись в дневнике практики Протокол беседы   Знакомство, беседа с представителями администрации учреждения (организации); изучение правил внутреннего распорядка; направлений деятельности, режима работы, структуры учреждения; истории развития. 6   6 Запись в дневнике практики Протокол беседы   Беседа с психологами организации 5   5 фотозапись наблюдения   Изучить особенности делового этикета психолога, с помощью метода наблюдения 10   10 Анализ документации   Изучить нормативно- правовое обеспечение, управление и регулирование деятельности психолога Самостоятельная работа студентов с документами, регламентирующими деятельность психологов 10   10 отчет (протоколы) исследования     Выполнение конкретных поручений психолога (участие в психодиагностическом исследовании, обработке результатов исследования) 40   40 анализ посещенного мероприятия, конспект проведенного мероприятия   Проведение и посещение просветительских или психопрофилактических мероприятий 10   10     Аналитико –оценочный этап   61,75 61,75 Написание отчета о результатах учебно-ознакомительной практики   Обобщить и проанализировать полученные на практике результаты, оформление отчета по практике 50   50 Электронная презентация и доклад   Подготовка к итоговой конференции (составление доклада и презентации) 11,75   11,75 Участие в итоговой конференции   Выступление на итоговой конференции       Установочная конференция 6 Зачет с оценкой 0,25   0,25     Всего часов: 215,75   215,75

 

Требования к проведению дифференцированного зачета

Назначение Промежуточная аттестация – проведение дифференцированного зачета
Формы отчетности 1) письменный опрос по результатам практики 2) выступление на итоговой конференции
Применяемые технические средства Мультимедиа -проектор, экран, ноутбук.
Дополнительная информация На написание отчета отводится 2 недели по окончании практики, затем проводится итоговая конференция, на которой студенты представляют презентации по итогам практики и рассказывают о своих впечатлениях от работы.

Требования к отчетной документации по практике

Обязательным документом для практики является дневник практики, в котором студенты осуществляют ежедневное планирование и фиксируют содержание работы, про­токолируют наблюдаемую работу психолога (в том случае, если не предусмотрено специальное ведение протоколов) и проводят анализ проведенной работы. По окончании практики руководителю одновременно с дневником, подписанным руководителем предприятия, учреждения организации или лицом, ответственным за прохождение практики от базы практики, студент сдает письменный отчет.

Отчет о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики, обобщенные результаты проведенной психодиагностики, конспекты мероприятий, в которых студент принимал участие, а также краткое описание предприятия, учреждения, организации и деятельности, выводы и предложения. Студенту рекомендуется дать в нем оценку степени продуктивности для него данного вида практики, отразить, имевшие место трудности, высказать свои замечания и предложения по улучшению организации практики и дальнейшем.

Студенты также осуществляют ведение специальной документации. Это, прежде всего, материалы, полученные в ходе практической деятельности (протоколы психологических обследований, психологические характеристики и заключения, планы психологической работы, материалы и др). В пакет документации включаются характеристика руководителей принимающей организации и отзыв методистов практики.

11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике

Руководитель практики от кафедры должен принимать активное участие в течение всего периода прохождения практик, при этом:

В период прохождения практики

· осуществлять текущий контроль за прохождением практики и проверять выполнение студентами заданий;

· оказывать необходимую методическую помощь и консультации студентам по вопросам прохождения практики.

На заключительном этапе

· принимать и проверять дневники практики и отчеты о прохождении научно-педагогической практики;

· отчитываться на кафедре и представлять письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.

Руководитель практики от учреждения, организации (предприятия):

На начальном этапе

· представляют на кафедру согласие организации о предоставлении места прохождения практики с указанием её срока;

· обеспечивают условия для выполнения студентами программы практики.

В период прохождения практики

· знакомят студентов с основными направлениями деятельности организации (структурного подразделения), принципами и методами работы,

· контролируют выполнение студентами правил внутреннего распорядка организации;

· предоставляют возможность студентам пользоваться имеющейся литературой, отчетной, технической и текущей документацией (в соответствии с действующими правилами внутреннего распорядка) для изучения и выполнения заданий практики;

· проводят консультации, а также создают необходимые условия для получения студентами дополнительных знаний по специальности;

На заключительном этапе

· по окончании практики принимают и подписывают отчет студентов о практике и дают отзыв (характеристику) о результатах прохождения практики.

Студент, проходящий практику, должен:

На начальном этапе

· присутствовать на всех организационных собраниях и консультациях по практике;

· познакомиться с программой прохождения практики;

· получить документацию по практике (программу практики и дневник практики с направлением на практику) в сроки, определенные программой.

В период прохождения практики

· активно овладевать практическими навыками работы по специальности;

· качественно и полностью выполнять задание;

· выполнять правила внутреннего распорядка организации;

· собирать и обобщать необходимый материал, который нужен для подготовки отчета по практике или пригодится для написания магистерской работы;

· систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях и собранном фактическом материале;

· качественно выполнять выданные поручения и возложенные на него должностные обязанности по месту прохождения практики;

· регулярно вести дневник практики.

На заключительном этапе

· оформить дневник по установленной форме и сдать на кафедру в срок не позднее 14 дней после окончания практики;

· подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы педагогической практики и своевременно сдать руководителю или на кафедру;

· защитить в установленные сроки отчёт по практике.

Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики

а) основная литература:

1. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012. - 321 с. // http://www.biblioclub.ru/117117_Psikhologiya_i_pedagogika_Uchebnik.html

2. Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Исаев Е.И., Слободчиков В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru

3. Смирнова Е. О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 368 с. // http://www.biblioclub.ru/55867_Detskaya_psikhologiya.html

4. Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Флинта, 2011. - 320 с. // http://www.biblioclub.ru/79468_Pedagogicheskaya_psikhologiya_Uchebnoe_posobie.html

б) дополнительная литература:

1. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов в поликультурной образовательной среде [Электронный ресурс]: монография / И.Ю. Кокаева, И.Г. Агузарова, К.А. Калустьянц. — Электрон. текстовые данные. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2016. — 186 c. — 978-5-98935-178-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64909.html

2. Полиязычная образовательная среда. Модели, пути создания, практики [Электронный ресурс]: монография /. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. — 124 c. — 978-5-7996-1673-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66575.html

3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для вузов .— Санкт-Петербург: Питер, 2000 .— 416 с.

4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] : монография / И.С. Якиманская [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 124 c. — 978-5-7410-1254-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54149.html

 

в) перечень информационных технологий:

При проведении педагогической практики используются материально-технические ресурсы учреждения – базы практики, а программное обеспечение статистический пакет SPSS for WINDOUS 22,5

 

г) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

Электронный каталог библиотеки (http :// lib.pskgu.ru) – Доступ из сети Интернет.

Электронная библиотека ПсковГУ (http :// lib.pskgu.ru) – Доступ из сети Интернет.

Правовая система «Консультант плюс» - Доступ предоставляется в электронном читальном зале.

Архив научных электронных журналов ведущих зарубежных издательств, размещенных на платформе НЭИКОН (http:// http://arch.neicon.ru) – Доступ из корпоративной сети университета.

Сайты:

Журнал «Вопросы психологии» www.voppsy.ru

Психологический журнал www.ipras.ru

Электронный журнал «Медицинская психология в России» www.mprj.ru

Психологические исследования: электрон. науч. Журн http://psystudy.ru

Таблица обратной связи и рефлексии

 

%

п/п

Мероприятия

Дата

Средний балл

Рефлексия

Интерес Полез-ность удовлетво-ренность внутр. Опыт внешн. опыт
1 Лекция            
2 Дискуссия            
3 Семинар            
n . . . . . . .            

 

Общие выводы по практике:

1. Самооценка успешности прохождения практики.

2. Перечень основных знаний и умений, приобретенных студентом во время практики.

3. Перечень проблем и затруднений, с которыми столкнулся.

Разработчики:

 

Кафедра психологии        доцент                                              Е.И. Середа

 

Кафедра психологии       к. пс. н.                                               С.А. Юнель

 

Эксперты[1]:

 

Кафедра дефектологии       д. пс. н., профессор                          А.Н. Николаев

 

Кафедра теологии           д. пс. н., профессор                          М.А. Манойлова

 


[1] Экспертами могут являться специалисты со смежных кафедр, а также работодатели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций

 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

  СОГЛАСОВАНО    УТВЕРЖДАЮ  
Декан факультета ФЕНМиПО         _____________ В.В. Прокофьев      «_____» ______________ 20__ г.                                                                                                                                 Проректор по учебной работе и международной деятельности  ______________ М.Ю. Махотаева   «_____» _____________ 20__ г.         

Программа учебной практики

Б2.В.04(П)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

Направление подготовки

37.04.01 Психология

 

Магистерская программа

«Психология развития, акмеология»

 

Квалификация выпускника - магистр

 

 

Псков

2017

Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии протокол № 1 от 7 сентября 2017 г.

 

 

 

И.о. зав. кафедрой психологии  _______________________ (Е.А. Митицина)

 

                                                                  

7 сентября 2017 г.

 

Цели педагогической практики

Целями практики являются приобретение студентами опыта самостоятельной практической работы в рамках таких направлений деятельности психолога и преподавателя психологии в учебном заведении, как: психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическая профилактика и рефлексия этого опыта.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 213.