МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Декан факультета ФЕНМиПО _____________ В.В. Прокофьев «_____» ______________ 20__ г. | Проректор по учебной работе и международной деятельности ______________ М.Ю. Махотаева «_____» _____________ 20__ г. |
Программа учебной практики
Б2.В.04(П)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Направление подготовки
37.04.01 Психология
Магистерская программа
«Психология развития, акмеология»
Квалификация выпускника - магистр
Псков
2017
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии протокол № 1 от 7 сентября 2017 г.
И.о. зав. кафедрой психологии _______________________ (Е.А. Митицина)
7 сентября 2017 г.
Цели педагогической практики
Целями практики являются приобретение студентами опыта самостоятельной практической работы в рамках таких направлений деятельности психолога и преподавателя психологии в учебном заведении, как: психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическая профилактика и рефлексия этого опыта.
Задачи педагогической практики
- Применение студентами в реальной практической деятельности приобретенных теоретических знаний и практических навыков по различным курсам психолого-педагогических дисциплин.
- Отработка в режиме реального взаимодействия базовых профессиональных компетенций практического психолога, необходимых для эффективной деятельности.
- Формирование компетенций, необходимых для эффективного осуществления психолого-профилактической работы в образовательном учреждении – компетенций в проведении семинаров-практикумов и деловых игр различной тематики.
- Отработка навыков психологического наблюдения при проведении учебных занятий просветительской и профилактической направленности и навыков личностной и профессиональной рефлексии.
Место педагогической практики в структуре ООП
Педагогическая практика входит в вариативную часть учебного плана (раздел «Практика»). Данная практика базируется на знаниях, умениях и компетенциях, освоенных в ходе изучения следующих дисциплин: «Планирование теоретического и эмпирического исследования», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», «Акмеология профессиональной деятельности», «Тренинги профессионального и личностного развития».
Для изучения дисциплины студенту необходимо (требования к входным знаниям, умениям и компетенциям):
знать: основные модели и направления работы психолога в системе образования; закономерности развития познавательной, мотивационно-волевой, эмоциональной и социальной сферы, самосознания субъектов образовательного процесса;
уметь: отбирать адекватные актуальной проблеме и запросам клиентов (школьников, учителей, родителей, администрации школы) виды, формы и методы коррекции познавательной, эмоционально-волевой и социальной сферы личности;
обладать следующими компетенциями: способностью и готовностью к использованию дидактических приемов при реализации стандартных коррекционных, реабилитационных и обучающих программ по оптимизации психической деятельности человека;
4. Формы проведения учебной практики – стационарная.
Планируемые результаты прохождения практики
Планируемые результаты прохождения практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП.
Для компетенции «ПК-4 готовность представлять результаты научных исследований в различных формах (научные публикации, доклады) и обеспечивать психологическое сопровождение их внедрения»:
В результате изучения дисциплины при освоении компетенции студент должен: |
Знать: |
Основы проведения научного исследования |
Психолого-педагогические основы организации образовательной деятельности |
Уметь: |
Ставить цели и задачи в научном исследовании, анализировать и синтезировать изучаемый материал |
Представлять результаты исследований в различных формах (научные публикации, доклады) |
Владеть: |
Опытом проведения научных исследований |
Культурой речи и логикой построения материала в научном исследовании |
Для компетенции «ПК-11 способность и готовность к проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса, образовательной среды при подготовке психологических кадров с учетом современных активных и интерактивных методов обучения и инновационных технологий»:
В результате изучения дисциплины при освоении компетенции студент должен: |
Знать: |
Современные инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности |
Психолого-педагогические основы проектирования образовательной деятельности |
Уметь: |
Отбирать наиболее эффективные с точки зрения реализации поставленной задачи инновационные методы и технологии в проектировании образовательной деятельности |
Использовать современные информационные и коммуникационные технологии в процессе проектирования образовательной деятельности |
Владеть: |
Приемами проектирования образовательной деятельности |
Психолого-педагогические основы организации образовательной деятельности |
Для компетенции «ПК-12 способность и готовность к участию в совершенствовании и разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам»
В результате изучения дисциплины при освоении компетенции студент должен: |
Знать: |
Основы психологических дисциплин |
Психолого-педагогические основы организации учебной деятельности студентов |
Уметь: |
Ставить цели и задачи психолого-педагогической деятельности, направленной на усвоение студентами учебных дисциплин по психологии |
Учитывать межпредметные связи и логику построения при разработке программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам |
Владеть: |
Навыками разработки программ новых учебных курсов по психологическим дисциплинам |
Опытом взаимодействия со студенческой аудиторией |
7. Структура и содержание педагогической практики
Очная форма
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
Общий объём практики: часов
зач. ед.
Заочная форма
Вид учебной работы
Всего часов
Семестры
Общий объём практики: часов
зач. Ед.
Содержание практики
№ |
П/п
Разделы
(этапы) практики
Виды учебной работы студентов на практике (часов)
Формы текущего контроля
Требования к проведению дифференцированного зачета
Назначение | Промежуточная аттестация – проведение дифференцированного зачета |
Формы отчетности | 1) письменный опрос по результатам практики 2) выступление на итоговой конференции |
Применяемые технические средства | Мультимедиа -проектор, экран, ноутбук. |
Дополнительная информация | На написание отчета отводится 2 недели по окончании практики, затем проводится итоговая конференция, на которой студенты представляют презентации по итогам практики и рассказывают о своих впечатлениях от работы. |
Требования к отчетной документации по практике
Обязательным документом для практики является дневник практики, в котором студенты осуществляют ежедневное планирование и фиксируют содержание работы, протоколируют наблюдаемую работу психолога (в том случае, если не предусмотрено специальное ведение протоколов) и проводят анализ проведенной работы. По окончании практики руководителю одновременно с дневником, подписанным руководителем предприятия, учреждения организации или лицом, ответственным за прохождение практики от базы практики, студент сдает письменный отчет.
Отчет о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период практики, обобщенные результаты проведенной психодиагностики, конспекты мероприятий, в которых студент принимал участие, а также краткое описание предприятия, учреждения, организации и деятельности, выводы и предложения. Студенту рекомендуется дать в нем оценку степени продуктивности для него данного вида практики, отразить, имевшие место трудности, высказать свои замечания и предложения по улучшению организации практики и дальнейшем.
Студенты также осуществляют ведение специальной документации. Это, прежде всего, материалы, полученные в ходе практической деятельности (протоколы психологических обследований, психологические характеристики и заключения, планы психологической работы, материалы и др). В пакет документации включаются характеристика руководителей принимающей организации и отзыв методистов практики.
11. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов на педагогической практике
Руководитель практики от кафедры должен принимать активное участие в течение всего периода прохождения практик, при этом:
В период прохождения практики
· осуществлять текущий контроль за прохождением практики и проверять выполнение студентами заданий;
· оказывать необходимую методическую помощь и консультации студентам по вопросам прохождения практики.
На заключительном этапе
· принимать и проверять дневники практики и отчеты о прохождении научно-педагогической практики;
· отчитываться на кафедре и представлять письменный отчет о проведении практики вместе с замечаниями и предложениями по ее совершенствованию.
Руководитель практики от учреждения, организации (предприятия):
На начальном этапе
· представляют на кафедру согласие организации о предоставлении места прохождения практики с указанием её срока;
· обеспечивают условия для выполнения студентами программы практики.
В период прохождения практики
· знакомят студентов с основными направлениями деятельности организации (структурного подразделения), принципами и методами работы,
· контролируют выполнение студентами правил внутреннего распорядка организации;
· предоставляют возможность студентам пользоваться имеющейся литературой, отчетной, технической и текущей документацией (в соответствии с действующими правилами внутреннего распорядка) для изучения и выполнения заданий практики;
· проводят консультации, а также создают необходимые условия для получения студентами дополнительных знаний по специальности;
На заключительном этапе
· по окончании практики принимают и подписывают отчет студентов о практике и дают отзыв (характеристику) о результатах прохождения практики.
Студент, проходящий практику, должен:
На начальном этапе
· присутствовать на всех организационных собраниях и консультациях по практике;
· познакомиться с программой прохождения практики;
· получить документацию по практике (программу практики и дневник практики с направлением на практику) в сроки, определенные программой.
В период прохождения практики
· активно овладевать практическими навыками работы по специальности;
· качественно и полностью выполнять задание;
· выполнять правила внутреннего распорядка организации;
· собирать и обобщать необходимый материал, который нужен для подготовки отчета по практике или пригодится для написания магистерской работы;
· систематически отчитываться перед руководителем о выполненных заданиях и собранном фактическом материале;
· качественно выполнять выданные поручения и возложенные на него должностные обязанности по месту прохождения практики;
· регулярно вести дневник практики.
На заключительном этапе
· оформить дневник по установленной форме и сдать на кафедру в срок не позднее 14 дней после окончания практики;
· подготовить отчет по практике в соответствии с требованиями программы педагогической практики и своевременно сдать руководителю или на кафедру;
· защитить в установленные сроки отчёт по практике.
Учебно-методическое и информационное обеспечение педагогической практики
а) основная литература:
1. Гуревич П. С. Психология и педагогика. Учебник - М.: Юнити-Дана, 2012. - 321 с. // http://www.biblioclub.ru/117117_Psikhologiya_i_pedagogika_Uchebnik.html
2. Исаев Е.И. Психология образования человека. Становление субъектности в образовательных процессах [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Исаев Е.И., Слободчиков В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2013.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru
3. Смирнова Е. О. Детская психология. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 368 с. // http://www.biblioclub.ru/55867_Detskaya_psikhologiya.html
4. Фоминова А. Н., Шабанова Т. Л. Педагогическая психология. Учебное пособие. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Флинта, 2011. - 320 с. // http://www.biblioclub.ru/79468_Pedagogicheskaya_psikhologiya_Uchebnoe_posobie.html
б) дополнительная литература:
1. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни студентов в поликультурной образовательной среде [Электронный ресурс]: монография / И.Ю. Кокаева, И.Г. Агузарова, К.А. Калустьянц. — Электрон. текстовые данные. — Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2016. — 186 c. — 978-5-98935-178-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/64909.html
2. Полиязычная образовательная среда. Модели, пути создания, практики [Электронный ресурс]: монография /. — Электрон. текстовые данные. — Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. — 124 c. — 978-5-7996-1673-1. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/66575.html
3. Реан А. А. Социальная педагогическая психология: Учебное пособие для вузов .— Санкт-Петербург: Питер, 2000 .— 416 с.
4. Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Электронный ресурс] : монография / И.С. Якиманская [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Оренбург: Оренбургский государственный университет, ЭБС АСВ, 2015. — 124 c. — 978-5-7410-1254-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/54149.html
в) перечень информационных технологий:
При проведении педагогической практики используются материально-технические ресурсы учреждения – базы практики, а программное обеспечение статистический пакет SPSS for WINDOUS 22,5
г) ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
Электронный каталог библиотеки (http :// lib.pskgu.ru) – Доступ из сети Интернет.
Электронная библиотека ПсковГУ (http :// lib.pskgu.ru) – Доступ из сети Интернет.
Правовая система «Консультант плюс» - Доступ предоставляется в электронном читальном зале.
Архив научных электронных журналов ведущих зарубежных издательств, размещенных на платформе НЭИКОН (http:// http://arch.neicon.ru) – Доступ из корпоративной сети университета.
Сайты:
Журнал «Вопросы психологии» www.voppsy.ru
Психологический журнал www.ipras.ru
Электронный журнал «Медицинская психология в России» www.mprj.ru
Психологические исследования: электрон. науч. Журн http://psystudy.ru
Таблица обратной связи и рефлексии
% п/п | Мероприятия | Дата | Средний балл | Рефлексия | |||
Интерес | Полез-ность | удовлетво-ренность | внутр. Опыт | внешн. опыт | |||
1 | Лекция | ||||||
2 | Дискуссия | ||||||
3 | Семинар | ||||||
n | . . . . . . . |
Общие выводы по практике:
1. Самооценка успешности прохождения практики.
2. Перечень основных знаний и умений, приобретенных студентом во время практики.
3. Перечень проблем и затруднений, с которыми столкнулся.
Разработчики:
Кафедра психологии доцент Е.И. Середа
Кафедра психологии к. пс. н. С.А. Юнель
Эксперты[1]:
Кафедра дефектологии д. пс. н., профессор А.Н. Николаев
Кафедра теологии д. пс. н., профессор М.А. Манойлова
[1] Экспертами могут являться специалисты со смежных кафедр, а также работодатели из числа действующих руководителей и работников профильных организаций
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»
ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК, МЕДИЦИНСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ |
Декан факультета ФЕНМиПО _____________ В.В. Прокофьев «_____» ______________ 20__ г. | Проректор по учебной работе и международной деятельности ______________ М.Ю. Махотаева «_____» _____________ 20__ г. |
Программа учебной практики
Б2.В.04(П)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
Направление подготовки
37.04.01 Психология
Магистерская программа
«Психология развития, акмеология»
Квалификация выпускника - магистр
Псков
2017
Программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры психологии протокол № 1 от 7 сентября 2017 г.
И.о. зав. кафедрой психологии _______________________ (Е.А. Митицина)
7 сентября 2017 г.
Цели педагогической практики
Целями практики являются приобретение студентами опыта самостоятельной практической работы в рамках таких направлений деятельности психолога и преподавателя психологии в учебном заведении, как: психологическое просвещение, психологическая коррекция, психологическая профилактика и рефлексия этого опыта.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 212.