1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). //www.pravo.gov.ru, 01.08.2017.
2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.
3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ "О военном положении" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.
4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. М., 2017.
5. Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.
6. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3648.
7. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" // СЗ РФ. 1999. № 14. Ст. 1650.
8. Закон Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (с посл. изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
9. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (с посл. изм. и доп.) // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
10. Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (с посл. изм. и доп.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1915.
11. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.
12. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
13. Постановление Правительства РФ от 04.06.2012 № 546 "Об утверждении Положения о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" // СЗ РФ. 2012. № 24. Ст. 3183.
14. Постановление Правительства РФ от 29.06.2011 № 519 (ред. от 22.06.2017) "Об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты космической инфраструктуры" // СЗ РФ. 2011. № 28. Ст. 4213.
15. Постановление Правительства РФ от 17.05.2011 № 376 (ред. от 11.06.2016) "О чрезвычайных ситуациях в лесах, возникших вследствие лесных пожаров" (вместе с "Правилами введения чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления в условиях таких чрезвычайных ситуаций") // СЗ РФ. 2011. № 21. Ст. 2971.
16. Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 872 (ред. от 28.04.2016) "Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. № 48. Ст. 5620.
17. Постановление Правительства РФ от 16.04.2008 № 278 "О возмещении расходов, связанных с использованием при проведении контртеррористической операции транспортных средств, принадлежащих организациям или физическим лицам" // СЗ РФ. 2008. № 16. Ст. 1703.
18. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 № 963 (ред. от 28.04.2016) "О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации"// СЗ РФ. 2008. № 1. Ст. 16.
19. Постановление Правительства РФ от 19.08.2005 № 529 "Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор" // СЗ РФ. 2005. № 34. Ст. 3518.
20. Постановление Правительства РФ от 05.07.2001 № 508 (ред. от 19.04.2017) "Об утверждении перечня закрытых административно-территориальных образований и расположенных на их территориях населенных пунктов" // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3019.
21. Постановление Правительства РФ от 26.06.1998 № 655 (ред. от 19.03.2014) "Об утверждении Положения об обеспечении особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Министерства обороны Российской Федерации" // СЗ РФ. 1998. № 27. Ст. 3180.
22. Постановление Правительства РФ от 11.06.1996 № 693 (ред. от 10.09.2016) "Об утверждении Положения о порядке обеспечения особого режима в закрытом административно-территориальном образовании, на территории которого расположены объекты Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" // СЗ РФ. 1996. № 40. Ст. 4645.
23. Приказ ФСБ России от 15.10.2012 № 515 (ред. от 18.11.2013) "Об утверждении Правил пограничного режима" // СПС КонсультантПлюс
24. Приказ Росграницы от 27.12.2010 № 451-ОД (ред. от 25.05.2015) "Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" // СПС КонсультантПлюс
Дополнительная литература по теме 11.
1. Административное право Российской Федерации. Учебник для бакалавров / Под ред. Л.Л. Попова. М.: РГ-Пресс, 2014.
2. Административное право: учебник/ Б.Ф. Россинский, Ю.Н. Старилов. М.: Норма: Инфра-М, 2015.
3. Административное право и административная ответственность: курс лекций/ Б.В. Россинский. М.: Норма: Инфра-М, 2017.
4. Громов М.А. Чрезвычайные правовые режимы в системе административно-правовых режимов // Российский следователь. 2008. № 1.
5. Деменева А.В. О правомерности ограничения права на свободу передвижения в ЗАТО // Журнал российского права. 2012. № 10. С. 54 - 60.
6. Зиборов О.В. Военное положение: вопросы методологии исследования административно-правового режима // Административное право и процесс. 2015. № 5. С. 63 - 65.
7. Зырянов С.М. Экстраординарные (специальные) административно-правовые режимы: понятие и обоснование необходимости введения // Журнал российского права. 2016. № 4.
8. Изолитов А.С. Правовой и организационный аспекты информирования общественности о введении правового режима контртеррористической операции // Административное право и процесс. 2012. № 6. С. 49 - 51.
9. Маилян С. С. Административно-правовые режимы в теории административного права и практике государственного управления правоохранительной деятельностью: Монография. М.: ЮНИТИ, 2002.
10. Ноздрачев А.Ф. Современное содержание понятия "административно-правовой режим" // Журнал российского права. 2017. № 2. С. 98 - 110.
11. Ноздрачев А.Ф., Стародубова О.Е. Административно-правовые режимы: современное содержание и тенденции развития // Журнал российского права. 2016. № 9. С. 146 - 153.
12. Попова Н.Ф., Попова Н.Н. Специальные административно-правовые режимы: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2008.
13. Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в сфере обеспечения общественной безопасности. М.: Спутник-Плюс, 2003.
14. Стахов А.И. Административно-правовой режим в России: понятие, сущность, классификация // Административное право и процесс. 2012. № 7. С. 19 - 21.
15. Тимофеев М.И. Государственно-правовое регулирование режима военного положения на территории Российского государства: история и современность // Военно-юридический журнал. 2013. № 3. С. 8 - 10.
Тема 12. Законность в сфере реализации исполнительной власти (6 часов).
№ п/п занятия по теме | Вопросы темы | Образовательные технологии | Оценочные средства | Количество часов | ||||||
12.1 | 1. Законность в государственном управлении как принцип, режим и метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих. 2. Соотношение законности и правопорядка, легитимности и государственной дисциплины. 3. Общие условия (предпосылки) формирования законности: политические (идеологические), социальные, экономические, организационные. 4. Специальные юридические способы и средства обеспечения законности. | Подготовка докладов и презентаций. Решение казусов, выполнение тестов. Подготовка эссе, реферата, схем, таблиц, кроссвордов, обзора правоприменительной (судебной) практики. Подготовка процессуальных документов. Из них интерактивные: - дискуссия; - работа в малых группах с казусом. | Проверка докладов, решение казусов, эссе, рефератов, схем, таблиц, кроссвордов, обзоров правоприменительной (судебной) практики; - подготовка процессуальных документов. Оценка участия в дискуссии; работы в малых группах с казусом; интерактивных докладов (с вопросами и заданиями аудитории). | 2 | ||||||
Задание к практическому занятию 12.1. | 1. По согласованию с преподавателем подготовьте доклад или презентацию по одной из тем: · Законность в государственном управлении как принцип, метод и режим. · Сущность законности. · Соотношение законности и правопорядка, легитимности и государственной дисциплины. · Значение законности для государственного управления. · Понятие и элементы системы способов и средств обеспечения законности в государственном управлении. · Общие условия (предпосылки) формирования законности. · Специальные юридические средства и способы обеспечения законности в государственном управлении. 2. Изучите положения о законности, изложенные в Конституции Российской Федерации, Федеральном конституционном законе от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральных законах: от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции". Определите, в каких из них законность в сфере реализации исполнительной власти закреплена как принцип, режим или метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих. Составьте соответствующую таблицу. 3. Ответьте на контрольные вопросы к теме. 4. Решить казус. | |||||||||
12.2. | 1. Понятие и сущность контроля в сфере реализации исполнительной власти. 2. Характеристика видов государственного контроля в сфере реализации исполнительной власти. Президентский контроль. Парламентский контроль. Судебный контроль. Правительственный контроль. Государственный правозащитный контроль. Ведомственный контроль. Внутриведомственный контроль. Общественный контроль. 3. Виды надзора в сфере реализации исполнительной власти. Прокурорский надзор. Административный надзор: понятие, признаки, виды. Характеристика административного надзора. | Подготовка докладов и презентаций. Решение казусов, выполнение тестов. Подготовка эссе, реферата, схем, таблиц, кроссвордов, обзора правоприменительной (судебной) практики. Подготовка процессуальных документов. Из них интерактивные: - дискуссия; - работа в малых группах с казусом. | Проверка докладов, решение казусов, эссе, рефератов, схем, таблиц, кроссвордов, обзоров правоприменительной (судебной) практики; - подготовка процессуальных документов. Оценка участия в дискуссии; работы в малых группах с казусом; интерактивных докладов (с вопросами и заданиями аудитории). | 2 | ||||||
Задание к практическому занятию 12.2 | 1. По согласованию с преподавателем подготовьте доклад или презентацию по одной из тем: · Сущность и социально-правовое назначение контроля в сфере реализации исполнительной власти. · Понятие и содержание системы контроля в сфере реализации исполнительной власти. · Организационно-функциональная структура контроля в сфере реализации исполнительной власти. · Механизм контроля в сфере реализации исполнительной власти. · Процесс контроля в сфере реализации исполнительной власти. · Контрольные компетенция и полномочия Президента РФ. · Контрольные полномочия Правительства РФ. · Методы, средства и формы контрольной деятельности федеральных органов исполнительной власти. · Контрольные полномочия Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. · Судебный нормоконтроль в сфере реализации исполнительной власти. · Контроль Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. · Правовые и организационные основы общественного контроля. 2. Ответьте на контрольные вопросы к теме. 3. Решить казус. | |||||||||
12.3 | 1. Обжалование неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих как способ обеспечения законности. 2. Административное обжалование неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих. 3. Административная юстиция. Порядок и содержание судебного обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих. | Подготовка докладов и презентаций. Решение казусов, выполнение тестов. Подготовка эссе, реферата, схем, таблиц, кроссвордов, обзора правоприменительной (судебной) практики. Подготовка процессуальных документов. Из них интерактивные: - дискуссия; - работа в малых группах с казусом. Подготовка докладов и презентаций. Решение казусов, выполнение тестов. Подготовка эссе, реферата, схем, таблиц, кроссвордов, обзора правоприменительной (судебной) практики. Подготовка процессуальных документов. Из них интерактивные: - дискуссия; - работа в малых группах с казусом. | Проверка докладов, решение казусов, эссе, рефератов, схем, таблиц, кроссвордов, обзоров правоприменительной (судебной) практики; - подготовка процессуальных документов. Оценка участия в дискуссии; работы в малых группах с казусом; интерактивных докладов (с вопросами и заданиями аудитории). | 2 | ||||||
Задание к практическому занятию 12.3 | 1. По согласованию с преподавателем подготовьте доклад или презентацию по одной из тем: · Понятие и сущность обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих. · Роль в обеспечении законности административного и судебного обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов, должностных лиц и государственных служащих. · Правовые основы административного обжалования. · Порядок и содержание административного обжалования в общем порядке. · Специальные виды административного обжалования. · Административная юстиция: понятие, содержание, нормативная основа. · Административная юстиция в зарубежных странах. · Порядок и содержание судебного обжалования. 2. Изучите положения законодательных актов и выделите основные отличия порядка рассмотрения жалоб, установленных Федеральными законами: от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Налогового кодекса Российской Федерации (I ч.); от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; от 27.11.2010 № 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"; от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". 3. Ответьте на контрольные вопросы к теме. 4. Решить казус. | |||||||||
Практическое занятие 12.1.
Казус № 1.
25 октября 2011 года постановлением Законодательного Собрания Орловской области принят и 28 октября 2011 года губернатором Орловской области подписан Закон «Об отдельных вопросах проведения публичных мероприятий на территории Орловской области» (далее - Закон Орловской области).
Статьей 6 Закона Орловской области дополнительно к местам, в которых в соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» запрещается проведение публичных мероприятий, были установлены следующие места: 1) территории, прилегающие ближе, чем на 100 метров к медицинским учреждениям, детским и образовательным учреждениям, культовым, физкультурно-оздоровительным и спортивным организациям; 2) территории, прилегающие ближе, чем на 20 метров к зданиям, в которых располагаются органы государственной власти и органы местного самоуправления; и др.
Гражданин И. обратился в районный суд с заявлением о признании недействующей статьи 6 Закона Орловской области, т.к. она нарушает принцип законности.
Вопросы по казусу:
1. Какие нормы права регулируют описанные в приведенной ситуации отношения? Ответ обоснуйте.
2. Имеет ли место в описанной ситуации нарушение законности. Если да, то в чем оно выражено?
3. Вправе ли И. обращаться в районный суд с заявлением о признании недействующей статьи 6 Закона Орловской области? Какое решение должно быть принято по делу? Обоснуйте свою позицию.
Темы эссе, рефератов:.
1. Законность и целесообразность: единство или борьба противоположностей?
2. Взаимосвязь и соотношение общих и специальных способов и средств обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти.
Практическое занятие 12.2.
Казус № 1.
Сотрудница федерального телеканала Е. Гремучая вместе со съемочной группой передачи «Точка кипения» занимается подготовкой цикла передач о качестве услуг предприятий общественного питания, гостиниц, других объектов потребительского рынка, в частности ресторанов.
13 декабря 2016 г. телеканал проводил съемки телепередачи в г. Желтогорск. Съемочная группа во главе с автором программы Е. Гремучей без уведомления сотрудников и руководства ООО «Огонек» приступила к видеосъемке посетителей, сотрудников, помещений ресторана, принадлежащего ООО «Огонек». Кроме того, автор программы и оператор входили в складские и производственные помещения (кухни, холодильные камеры), осуществляли проверку исполнения санитарных требований к содержанию производственных и складских помещений, а также требований к хранящимся, изготавливаемым продуктам (сроки годности, сроки и условия хранения продуктов питания, измерение уровня влажности в помещении с помощью специальных приборов, проверка исполнения требований к специальной одежде у сотрудников помещений и т.д).
При этом на просьбу охраны выключить аппаратуру и предъявить разрешение на съемку Е. Гремучая заявила: «Съемка разрешена в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О средствах массовой информации», а воспрепятствование законной деятельности журналиста недопустимо и наказуемо». В ответ на просьбу покинуть ресторан «Огонек» и получить согласие руководства ООО на проведение подобных мероприятий, съемочная группа предъявила удостоверения телеканала и продолжила подготовку репортажа.
Директор ресторана усомнился в правомерности данной проверки и в правильности процедуры её осуществления.
Вопросы по казусу.
1. Какие нормы права регулируют описанные в приведенной ситуации отношения? Имеет ли здесь место государственный или общественный контроль? Ответ обоснуйте.
2. Определите обстоятельства, имеющие значение для защиты прав ООО «Огонек» в административном порядке?
3. Какие действия необходимо совершить и в каком порядке для защиты интересов субъекта предпринимательства в описанной в задании ситуации, если будет установлено, что со стороны средства массовой информации были допущены нарушения законодательства?
Темы эссе, рефератов.
1. О соотношении контроля и надзора в сфере реализации исполнительной власти.
2. Сущность риск-ориентированного подхода в надзорной деятельности.
Тесты:
1. Признаками законности в сфере реализации исполнительной власти являются (укажите верные ответы):
а) общеобязательность нормативных правовых актов для всех юридических и физических лиц на всей территории России;
б) во всех случаях противоречия законов субъекта РФ федеральным законам применению подлежат федеральные законы;
в) единство законности, что обеспечивает единообразное понимание и применение законов на всей территории РФ;
г) недопустимость противопоставления законности и целесообразности в сфере реализации исполнительной власти;
д) неизбежность наступления юридической ответственности за противоправное поведение.
2. Назовите три основных способа обеспечения законности в сфере реализации исполнительной власти: ……………………., ……………………… и ………………………
3. Специально уполномоченными органами по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов Президента и Правительства РФ являются:
а) Конституционный Суд РФ;
б) Верховный Суд РФ;
в) Высший Административный Суд РФ;
г) Высший Арбитражный Суд РФ;
д) Палата по информационным спорам.
4. К видам государственного контроля относятся (укажите верные ответы):
а) президентский контроль;
б) судебный контроль;
в) общественный контроль;
г) контроль органов исполнительной власти;
д) контроль органов законодательной власти.
5. Актами реагирования прокурора на нарушение законности являются (укажите верные ответы):
а) предупреждение;
б) представление;
в) постановление;
г) предписание;
д) протест;
е) предостережение о недопустимости нарушения законности.
6. Какие государственные органы основным предназначением имеют реализацию функций контроля и надзора:
а) федеральное министерство;
б) федеральная служба;
в) федеральное агентство;
г) администрация Президента РФ;
д) территориальный орган федерального органа исполнитель ной власти.
7. Основной формой административного надзора является:
а) мониторинг;
б) наблюдение;
в) проверка;
г) заслушивание;
д) приостановление деятельности организации.
Практическое занятие 12.3.
Казус.
07.07.2017 по результатам рассмотрения документов, поданных гражданином П. для государственной регистрации, ИФНС по Красноармейскому району г. Волгограда принято решение об отказе в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в связи с непредставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов, а также подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации.
П., полагая, что регистрирующий орган безосновательно и с нарушением положений действующего законодательства вынес обжалуемое решение, 10.08.2017 обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями о восстановлении нарушенного права.
Вопросы по казусу:
1. Какие нормы права регулируют описанные в приведенной ситуации отношения? На основании каких норм (с указанием пунктов и статей) налоговыми органами было принято решение об отказе в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в связи с непредставлением заявителем необходимых для государственной регистрации документов, а также подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации?
2. Какие обстоятельства, изложенные в описанной выше ситуации, имеют юридическое значение для решения казуса? Каким нормативным правовым актом был предусмотрен обязательный досудебный порядок обжалования решений об отказе в государственной регистрации? Каков порядок рассмотрения и сроки подачи жалобы на решение регистрирующего органа?
3. Какие нарушения законности со стороны должностных лиц присутствуют в данной задаче? Может ли гражданин П. обжаловать решение налогового органа в суде? Какими нормативными правовыми актами необходимо руководствоваться в данной ситуации при обжаловании в суд незаконных решений органов государственной власти?
Темы эссе, рефератов.
1. Специальные виды административного обжалования: виды и особенности.
2. Административная юстиция в России и в зарубежных странах: общие и особенные черты.
Контрольные вопросы по теме 12.
1. Понятие и сущность законности и государственной дисциплины.
2. Законность в сфере реализации исполнительной власти как принцип, режим и метод деятельности государственных органов, их должностных лиц и государственных служащих.
3. Система способов и средств обеспечения законности в сфере исполнительной власти.
4. Общие условия (предпосылки) формирования законности.
5. Специальные юридические способы и средства обеспечения законности.
6. Контроль и надзор как способы обеспечения законности.
7. Понятие и сущность контроля в сфере реализации исполнительной власти.
8. Характеристика видов государственного контроля в сфере реализации исполнительной власти.
9. Виды надзора в сфере реализации исполнительной власти.
10. Прокурорский надзор.
11. Административный надзор: понятие, признаки, виды.
12. Обжалование (опротестование) как способ обеспечения законности.
13. Правовые основы административного и судебного обжалования.
14. Порядок и содержание административного обжалования.
15. Общий порядок и специальные виды административного обжалования.
16. Административная юстиция: понятие, признаки, нормативная основа.
17. Порядок и содержание судебного обжалования.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 451.