Тема 12. Теория общественного выбора
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономический анализ политики. Поиск политической ренты.

Принятие экономических решений при представительной демократии. Лоббизм. "Рациональное невежество". Логроллинг. Конституционный выбор.

Механизм общественного выбора в системе простого большинства. Метод анализа затрат и результатов.

Пропорциональное распределение затрат в зависимости от получаемой выгоды.

Экономика бюрократии. Общее и различия между государственными учреждениями и фирмами. Проявления личных интересов государственных служащих.

 

Контрольные вопросы

1. Что принципиально нового внесли в понимание политики основоположники теории общественного выбора?

2. Приведите примеры из политической жизни страны, когда те или иные группы людей использовали органы исполнительной и представительной власти в целях получения политической ренты.

3. Чем объясняется то, что лоббисты, представляя интересы небольшой группы людей, могут провести в жизнь такие решения, которые носят ущерб значительно большому числу людей?

4. В чем заключается суть маржиналистского анализа проблемы оптимизации общественного блага в условиях прямой демократии (системы простого большинства)?

5. Каковы главные отличия государственных учреждений от частных фирм?

6. Возможна ли передача всех экономических функций государства в частные руки?

Тесты

2. Кто из экономистов получил Нобелевскую премию за свою работу по теории общественного выбора:

 

1) Рональд Коуз

2) Джеймс Бьюкенен

3) Гордон Таллок

4) Дуглас Норт

 

3. Допустим, что в условиях прямой демократии налоги делятся строго пропорционально выгодам, получаемым от государственных программ. Тогда количество расходов на общественные программы будет:

 

1) равно эффективному количеству

2) меньше эффективного количества

3) больше эффективного количества

4) либо больше, либо меньше эффективного количества

 

4. К медианным избирателям относятся те, кто:

 

1) пришел голосовать, хотя им все безразлично

2) слишком глуп, чтобы разбираться в существе дела

3) обещал поддержку всем соперничающим группам, а теперь не знает, воздержаться от голосования или показаться больным

4) находится в середине существующей шкалы предпочтений

 

5. Торговля голосами между депутатами

 

1) увеличивает число принятых законов

2) чаще служит общим интересам, чем региональным

3) приводит к принятию прогрессивных законов

4) увеличивает шансы победы на выборах индифферентного большинства

 

6. Что из перечисленного относится к «правилам» правительства:

 

1) несовершенство политического процесса

2) ограниченность контроля над бюрократией

3) неспособность государства полностью контролировать реакцию экономических субъектов на его действия

4) верно все перечисленное

 

7. К какому течению экономической мысли относится теория общественного выбора:

 

1) к радикальному

2) к современному либерализму

3) к классическому либерализму

4) к консервативному

 

8. Парадокс голосования сформулировал впервые:

 

1) Жан Кондорсе

2) Кеннет Эрроу

3) Джеймс Бъюкенен

4) Фридрих фон Хайек

 

9. Какой способ сбора мусора наименее эффективен с точки зрения теории общественного выбора, если издержки распределяются между жильцами равномерно:

 

1) мусоросборник в каждой квартире

2) мусоросборник в подъезде

3) мусорный бак во дворе на равном расстоянии от всех подъездов

4) все эти варианты равнозначны

 

10. Лидеры Крестьянской партии, чтобы добиться увеличения ассигнований на нужды фермеров, стремятся получить поддержку Партии любителей пива, обещая в обмен поддержку их при голосовании о дотациях на предметы первой необходимости. Это явление называется:

 

1) логроллинг

2) лоббизм

3) парадокс голосования

4) конституционный выбор

 

11. Искатели политической ренты, скорее всего, могут добиться наиболее выгодных для них решений в условиях:

 

1) представительной демократии

2) прямой демократии

3) конституционной экономики

4) все утверждения неверны

 

12. В таблице ранжированы предпочтения трех политических партий (А, В, С) о необходимости финансирования трех правительственных программ (X, Y, Z). Какой окончательный выбор предпочтений будет сделан, если все партийные фракции количественно одинаковы.

 

  Самое важное Средняя степень важности Наименее важное
Партия А Y Z X
Партия В Z X Y
Партия С X Z Y

 

       1) Z, X, Y

       2) X, Y, Z

       3) Y, X, Z

       4) принятие единого решения невозможно

 

13. Согласно закону С. Паркинсона скорость работы бюрократического аппарата:

 

1) прямо пропорциональна объему работы

2) обратно пропорциональна объему работы

3) относительно независима от объема полезной работы

4) не подчиняется никакой закономерности

 

14. Модель Конституции Ф. Хайека предполагает:

 

1) ликвидацию разделения власти

2) усиление разделения власти

3) уничтожение бюрократии как института

4) полную передачу властных функций в руки бюрократии

 

Задачи и вопросы для размышления

1. Допустим, что жители села решают вопрос об асфальтировании улиц. Асфальтирование принесет несомненные удобства и пользу всем жителям села. Однако их выигрыш будет различен, поскольку одни имеют автомобили, другие не имеют, одни чаще ездят, другие – реже и пр. Предположим, что одна группа жителей получает 60% от общей пользы, вторая группа – 30%, третья – 10%. Затраты на асфальтирования улицы показана в таблице:

К-метры асфальтирован. улицы Общая выгода для села, в $
1 8000
2 15000
3 21000
4 26000
5 30000
6 33000
7 35000

Решение об асфальтировании улиц принимается на собрании жителей. Каждая из вышеукзанных групп включает одинаковое число жителей. Найдите оптимальный способ участия каждой группы жителей в финансировании асфальтирования улиц села и оптимальную протяженность улицы, которая должна быть заасфальтирована. Будет ли оптимальным способ одинакового (равного) участия всех жителей села в асфальтировании улиц?

 

2. Интерпретируйте, пожалуйста, следующее высказывание К. Викселля: «Ни исполнительная, ни законодательная власть, ни тем более большинство избирателей на самом деле не являются тем, чем их изображает теория государственного управления, - т.е. идеальными органами власти. У которых нет иной цели, кроме заботы о благе общества… Депутаты представительных органов власти заинтересованы в общественном благосостоянии ровно в той же степени, как и их избиратели».

 

3. На графике представлены кривые спроса и предложения товара А.

     

 


В настоящее время в отрасль входит 100 фирм. Отрасль конкурента, цена товара равна 30 долл., объем выпуска – 3,0 млн. долл. Предположим, что фирмы хотели бы организовать лобби и создать картель. Представители фирмы подсчитали, что на создание лоббистской группы и принятия законопроекта потребуется 160 тыс. долл. в год для каждой фирмы.

1) Какую прибыль получит отрасль, если она будет продавать свой товар по цене 40 долл.?

2) Какую прибыль получит каждая фирма?

3) Выгодно ли для фирм образование картеля?

4. Все избиратели сгруппированы в три одинаковые группы: молодежь, люди средних лет и пожилые. Распределение их симпатий между тремя кандидатами в президенты показано в таблице (в %).

  Молодежь Люди средних лет Пожилые
Зюзин 35 34 65
Павлинский 25 30 40
Дубов 40 36 15

1) Кто победит при принятии решения простым большинством голосов?

2) В какой степени каждая возрастная группа будет удовлетворена таким выбором? Изменилось ли что-либо, если бы выборы проходили по двухступенчатой системе?

3) Чья победе была бы наиболее вероятна, если бы можно было применить логроллинг?

 

5. Теорию общественного выбора относят к неоинституциональному направлению экономической теории. Каковы черты сходства и различия между «public choise» и классическим институционализмом?

6. Три бизнесмена – Бедных, Серединкин и Богатов – решают вопрос. Сколько нанять охранников для охраны дома, в котором расположены офисы их фирм. Зарплата каждого охранника составляет 1,5 млн. руб. в месяц. В таблице указано, как будет изменяться общая выгода при усилении охраны. Какое решение примут бизнесмены, если Богатов будет получать 60% общей выгоды, Серединкин – 20 и Бедных – 20%? Сколько будет нанято охранников при условии:

1) равного участия всех бизнесменов в оплате охраны

2) участия, пропорционального размерам получаемой выгоды?

Число охранников 1 2 3 4 5 6
Общая выгода (млн. руб. в месяц) 6 10 13 14,5 15,5 16

 

7. Демократию часто определяют как власть большинства. Объясните при помощи модели девяти избирателей, объединенных в три избирательных округа, как в условиях представительной демократии может победить мнение меньшинства, даже если решение принимается большинством голосов, а депутаты послушно отражают предпочтения большинства избирателей.

 

 


 

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

       6.1 Методические рекомендации для преподавателей

В течение семестра осуществляется текущий контроль знаний студентов путем систематического опроса на практических занятиях, проверки результатов выполнения контрольных работ, тестирования, домашних заданий, контрольных тестов. После изучения дисциплины студенты должны сдать зачет.

В курсе используются следующие методы и формы занятий:

- семинары,

- дискуссии,

- тесты,

- решение задач,

- контрольные работы,

- консультации преподавателя,

- самостоятельная работа.

Самостоятельная работа студентов является основной формой их подготовки по данному курсу.

6.2. Методические указания для студентов

В современной науке существует несколько классификаций самостоятельной работы студентов. Один из вариантов такой классификации представлен в таблице

Таблица

Виды самостоятельной работы студентов

Виды Содержание
Репродуктивная Повторение учебного материала, самостоятельный просмотр, прочтение, конспектирование учебной литературы; прослушивание, запоминание, заучивание и пересказ магнитофонных записей лекций, Интернет-ресурсы и др.
Познавательно-поисковая Написание курсовых, контрольных работ и рефератов. Разработка сообщений, эссе, докладов, докладов с презентациями. Подготовка выступлений на практических и семинарских занятиях, проработка литературы по дисциплинарным проблемам, и др.
Творческая Подготовка дипломной работы (дипломного проекта), научных статей, рефератов, участие в научно-исследовательской работе, в студенческих и научно-практических конференциях.

 

Студенты в ходе выполнения самостоятельной работы должны руководствоваться ориентировочной основой деятельности на каждом этапе:

1 этап – определить цели самостоятельной работы;

2 этап – конкретизировать познавательные (практические или проблемные) задачи;

3 этап – оценить собственную готовность к самостоятельной работе по решению познавательных задач;

4 этап – выбрать оптимальный способ действий (технологии, методы и средства), ведущий к достижению поставленной цели через решение конкретных задач;

5 этап – спланировать (самостоятельно или с помощью преподавателя) программу самостоятельной работы;

6 этап – реализовать программу самостоятельной работы.

Планирование и контроль преподавателем самостоятельной работы студентов необходим для успешного ее выполнения. Преподаватель заранее планирует систему самостоятельной работы, учитывает все ее цели, формы, отбирает учебную и научную информацию и методические средства коммуникаций, продумывает свое участие и роль студента в этом процессе.

Вопросы для самостоятельной работы студентов, указанные в рабочей программе дисциплины, предлагаются преподавателями в начале изучения дисциплины. Студенты имеют право выбирать дополнительно интересующие их темы для самостоятельной работы.



Вопросы к экзамену по курсу «Микроэкономика» (1 семестр)

1. Что такое экономика? Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов. Кривая производственных возможностей.

2. Проблема выбора в экономике. Альтернативная стоимость. Эффективность производства. Рациональное экономическое поведение.

3. Пять фундаментальных вопросов экономики.

4. Институциональная структура экономики. Права собственности и их роль в экономике.

5. Экономическая система и ее три основных исторических типа.

6. Предмет микроэкономической теории. Цели и функции микроэкономической теории. Микроэкономика и макроэкономика.

7. Методология теоретического познания экономики. Экономические категории. Модели.

8. Общие и специальные методы экономических исследований.

9. Позитивная и нормативная экономические теории. Экономическая теория и экономическая политика. Связь теоретической экономики с другими науками.

10. Рынок, его структура и функции.

11. Спрос и факторы его определяющие. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

12. Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.

13. Рыночное равновесие. Проблема устойчивости равновесия. «Паутинообразная» модель равновесия.

14. Необходимость государственного регулирования рынка. Внешние эффекты и внешние затраты. Кривая Лоренца.

15. Кардиналистская теория потребительского спроса. Закон убывающей полезности.

16. Ординалистская теория потребительского спроса. Кривые безразличия. Бюджетная линия.

17. Оптимум потребителя. Потребительский излишек.

18. Кривые Энгеля. Особые ситуации потребительского поведения.

19. Ценовая эластичность спроса. Точечная и дуговая эластичность.

20. Эластичность по доходу. Практическое значение эластичности.

21. Факторы производства. Производственная функция. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.

22. Короткий период производства. Постоянный и переменный факторы производства. Средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи переменного фактора.

23. Длительный период производства. Выбор технологии. Изокоста. Оптимум производителя.

24. Экстенсивные и интенсивные факторы роста производства. Технический прогресс и его типы. Оптимальный путь роста.

25. Х- фактор эффективности производства. Бюджетное ограничение и его виды.

26. Бухгалтерские и экономические издержки. Бухгалтерская и экономическая прибыль. Безвозвратные издержки.

27. Постоянные и переменные издержки. График безубыточности.

28. Средние и предельные издержки: их взаимосвязь.

29. График долговременных издержек. Эффект масштаба производства.

30. Классификация рыночных структур.

31. Цена, выручка и прибыль в условиях совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли. Прекращение деятельности фирмы в краткосрочном периоде.

32. Характерные признаки чистой монополии. Цена и объем выпуска в условиях чистой монополии.

33. Социальные издержки монополии. Ценовая дискриминация. Дейдвейд – убытки.

34. Виды монополий. Показатели и источники монопольной власти.

35. Концентрация рынка. Индекс Херфиндаля – Хиршмана.

36. Особенности анализа олигополии. Олигополистическая взаимосвязь. Сговор: явный и неявный. Картель.

37. Ценовое лидерство. Жесткость цен. Дилемма олигополиста. Формальные модели олигополии.

38. Механизм монополистической конкуренции: кратковременный и долговременный аспекты. Неценовая конкуренция. Реклама.

39. Две основные системы антимонопольного регулирования в мире. Антитрестовское законодательство США.

40. Система антимонопольного регулирования в РФ.

                                              

Вопросы к экзамену по курсу «Микроэкономика» (2 семестр)

  1. Рынок экономических ресурсов и его функции. Исходные предпосылки анализа рынка ресурсов. Предельная доходность и предельные издержки ресурсов.
  2. Спрос на ресурсы и факторы его определяющие.
  3. Индивидуальное и рыночное предложение труда. Равновесие на совершенно конкурентном рынке труда.
  4. Заработная плата. Формы и системы заработной платы. Различия в заработной плате.
  5. Теории "человеческого капитала" и "эффективной заработной платы".
  6. Человеческий капитал российской экономики: проблемы формирования и использования
  7. Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт.
  8. Современный рынок труда в РФ. Безработица.
  9. Капитал: основной и оборотный. Инвестиции. Амортизация. Норма процента и дисконтирование.
  10. Чистая экономическая рента. Дифференциальная рента.
  11. Природные ресурсы и их роль в экономике.
  12. Аграрные ресурсы и их особенности.
  13. Роль невозобновляемых природных ресурсов в экономике современной России.
  14. Предпринимательство и его роль в экономике. Функции и формы предпринимательства.
  15. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие фирмы.
  16. Акционерные общества.
  17. Организационно-правовые формы предприятий. Некоммерческие фирмы.
  18. Малое предпринимательство: функции и преимущества.
  19. Оценка и анализ финансового состояния фирмы.
  20. Частичное и общее равновесие. Эффекты обратной связи. Двухотраслевая модель общего равновесия: краткосрочный и долгосрочный периоды.
  21. Метод экономического анализа «затраты – результаты».
  22. Межотраслевой баланс.
  23. «Провалы рынка»: монополия, асимметричная информация, общественные блага, внешние эффекты.
  24. Производство общественных благ. Чистое частное и чистое общественное благо. Проблема безбилетника.
  25. Спрос на общественные блага. Оптимальный объем общественных благ.
  26. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Частные и социальные издержки и выгоды.
  27. Трансформация внешних издержек во внутренние (интернализация внешних эффектов). Теорема Коуза. Спецификация прав собственности.
  28. Риск и неопределенность в экономике. Измерение риска. Ожидаемое значение.
  29. Учет неопределенности и риска в экономической деятельности. "Мертвые издержки". Пути снижения риска.
  30. Превенция и репрессии. Премия за риск. Страховая премия.
  31. Принцип объединения риска. Страхование. Экономическая недобросовестность. Моральный риск.
  32. Ассиметричная информация. Проблема "лимонов". Рыночные сигналы. Цена информации.
  33. Спекуляция и ее роль в экономике. Срочные сделки. Фьючерсы. Опционы. Хеджирование.
  34. Применение экономической теории для анализа социальных и политических явлений и процессов.
  35. Экономический анализ политики. Поиск политической ренты.
  36. Принятие экономических решений при представительной демократии. Лоббизм.
  37. Рациональное невежество". Логроллинг. Конституционный выбор.
  38. Механизм общественного выбора в системе простого большинства. Метод анализа затрат и результатов.
  39. Пропорциональное распределение затрат в зависимости от получаемой выгоды.
  40. Экономика бюрократии. Общее и различия между государственными учреждениями и фирмами. Проявления личных интересов государственных служащих.

 

6.5. Тематика курсовых работ (для студентов очной и заочной форм обучения)

  1. Развитие идей либерализма и государственного вмешательства в истории экономической мысли и хозяйственной практике.
  2. Основные направления развития русской экономической мысли.
  3. Методы экономической теории.
  4. Права собственности и их роль в становлении рыночных отношений в современной России.
  5. Конкуренция и ее роль в рыночной экономике.
  6. Государственное регулирование рыночного ценообразования: цели, ограничения и последствия.
  7. Эластичность спроса и предложения и ее значение для предпринимательской практики.
  8. Сравнительный анализ теорий стоимости и цены.
  9. Концепция альтернативных издержек производства и предпринимательская практика.
  10. Основной капитал и проблема его обновления в современной России.
  11. Проблема снижения издержек на российских предприятиях.
  12. Факторы экономии и дезэкономии на масштабах производства: особенности российских предприятий.
  13. Банкротство предприятий в современной России и их влияние на экономику.
  14. Роль малого бизнеса в экономике России (Республики Башкортостан, района).
  15. Конкурентные стратегии малых предприятий в России.
  16. Общеэкономическое значение рекламы и ее особенности в России.
  17. Модели олигополии и их проявление в современной экономике России.
  18. Картели и их роль в современной экономике.
  19. Проблема эффективности крупных предприятий в России.
  20. Конкурентные стратегии крупных предприятий в России.
  21. Корпоративный контроль и управление на предприятиях в России.
  22. Естественные монополии и их роль в экономике России.
  23. Антимонопольная политика в России.
  24. Концентрация производства и ее историческая динамика.
  25. Проблема монополизации российского рынка.
  26. Х-неэффективность: теоретическое обоснование и проявление на практике.
  27. Факторы формирование спроса на труд и его предложения с учетом особенностей российской экономики.
  28. Дифференциация заработной платы на предприятиях России.
  29. Современные системы оплаты труда в экономике России.
  30. Государственное регулирование рынка труда.
  31. Рынок труда в России (в Республике Башкортостан, городе, районе): структура, функционирование, перспективы развития.
  32. Инвестиционная деятельность в современной России.
  33. Факторы спроса и предложения на инвестиционные ресурсы.
  34. Фирма в рыночной экономике.
  35. Проблемы собственности и управления в акционерных обществах.
  36. Процессы слияний в современной российской экономике.
  37. Особенности формирования и функционирования рынка труда в России (в Республике Башкортостан, городе, районе).
  38. Роль и функции государства в экономике.
  39. Эволюция капитала: его содержания и научных концепций.
  40. Интеллектуальный капитал, его формы и развитие.
  41. Роль экономических потребностей в экономической системе общества.
  42. Экономические интересы: сущность, классификации и механизмы взаимодействия.
  43. Экономические риски.
  44. Предмет и методология экономической науки: генезис, эволюция и перспективы развития.
  45. Этические основания рыночной экономики: эволюция взглядов.
  46. Современные концепции в теории потребления.
  47. Теория потребительского поведения и современная практика ценообразования.
  48. Современные направления в теории издержек.
  49. Теория и модели поведения доминирующей фирмы в отрасли.
  50. Теории и модели олигополии: взаимодействие и координация фирм в отрасли.
  51. Теория и модели монополистической конкуренции.
  52. Теория монополии и практика антимонопольного регулирования.
  53. Теория ренты и рынки невосполнимых природных ресурсов.
  54. Теории процента и капитала: генезис и эволюция.
  55. Экономическая теория неопределенности, риска и страхования.
  56. Основы неоинституциональной теории организации.
  57. Экономическая теория асимметричного распределения информации: ограниченная рациональность и проблема ухудшающего отбора.
  58. Неоинституциональная теория трансакционной экономики.
  59. Экономическая теория экстерналий (внешних эффектов).
  60. Провалы рынка (рыночное фиаско) в свете неоклассической микроэкономики и неоинституциональной теории организации.
  61. Координация процессов внутри организации: информационная эффективность и стратегия бизнеса.
  62. Неоинституциональная теория ренты: издержки влияния и принятие эффективных решений в организации.
  63. Трудовые отношения в контексте неоинституциональной теории организации: контрактация, мотивация, системы оплаты и карьеры.
  64. Экономическая теория человеческого капитала.
  65. Экономическая теория преступления.
  66. Экономика семьи: теоретический аспект.
  67. Структура активов организации: изменения в собственности, контроль над корпорацией и конфликт интересов.
  68. Природа и архитектоника современной фирмы с позиций неоинституциональной теории организации.
  69. Теория организационной интеграции: вертикальные границы, горизонтальное разнообразие и базовая компетенция фирмы.
  70. Экономическая теория прав собственности.
  71. Экономическая теория воспроизводства коллективных (общественных) благ.
  72. Проблемы использования общедоступных ресурсов: «трагедия общин».
  73. Основы экономической теории общественного выбора и коллективного принятия решений.
  74. Экономическая теория демократического государства: междисциплинарный подход.
  75. Экономическая психология: новый междисциплинарный подход.
  76. Право собственности и его роль в экономике. Основные исторические типы экономических систем.
  77. Государственное регулирование рынка. Внешние эффекты/внешние затраты. Общественные блага.
  78. Две основные системы антимонопольного регулирования в мире. Антитрестовское законодательство США. Демонополизация экономики и формирование системы антимонопольного регулирования в России.
  79. Заработная плата. Формы и системы заработной платы. Различия в заработной плате.
  80. Теории "человеческого капитала" и "эффективной заработной платы". Роль профсоюзов на рынке труда.
  81. Организационно-правовые формы предприятий. Коммерческие фирмы. Акционерные общества.
  82. Организационно-правовые формы предприятий. Некоммерческие фирмы.
  83. Оценка и анализ финансово-экономического состояния предприятия. Показатели финансово-экономического состояния предприятия.
  84. Внедрение достижений научно-технического прогресса как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.
  85. Диверсификация хозяйственной деятельности как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.
  86. Малое предпринимательство в России (в Республике Башкортостан, городе, районе): состояние, проблемы и перспективы.
  87. Маркетинг как фактор повышения конкурентоспособности предприятий.
  88. Математическое моделирование экономики: проблемы и перспективы.
  89. Эффективность производства: измерение и пути повышения.
  90. Роль малого бизнеса в экономике и социальной структуре общества.
  91. Малая фирма как сеть контрактов.
  92. Антимонопольное регулирование долгосрочных контрактных отношений крупного и малого бизнеса.
  93. Нестандартная контрактация в России (на примере франчайзинга).
  94. Опыт государственной поддержки инновационного малого бизнеса в развитых странах и в России.

 


 


Дата: 2019-02-25, просмотров: 536.