Тема 11. Факторы неопределенности в экономической деятельности и ценность информации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Риск и неопределенность в экономике. Измерение риска. Ожидаемое значение.

Учет неопределенности и риска в экономической деятельности. "Мертвые издержки". Пути снижения риска. Превенция и репрессии. Премия за риск. Страховая премия.

Принцип объединения риска. Страхование. Экономическая недобросовестность. Моральный риск.

Ассиметричная информация. Проблема "лимонов". Рыночные сигналы. Цена информации.

Спекуляция и ее роль в экономике. Срочные сделки. Фьючерсы. Опционы. Хеджирование.

Контрольные вопросы

1. По какой формуле вычисляется ожидаемое значение какого-либо экономического действия?

2. Дайте характеристику следующим лицам: противник риска, любитель риска, нейтральный к риску.

3. Какие издержки называются «мёртвыми», и какие способы борьбы с ними вы знаете?

4. Можно ли определить цену информации? Если да, то как? Почему люди готовы платить за информацию?

5. В чём заключается проблема «лимонов»?

6. В чём суть рыночных сигналов?

7. Можно ли однозначно оценить спекуляцию как отрицательное, антиобщественное явление?

Верно/неверно

1. В случае двух альтернативных случайных событий ожидаемый объём потребления лежит между минимальными и максимальным объёмами потребления.

2. Страхование есть способ увеличить ожидаемый объём потребления.

3. Ожидаемое потребление игрока увеличивается с ростом цены лотерейного билета.

4. Портфель активов есть набор различных активов.

5. Некачественный товар не вытесняется с рынка «лимонов».

6. Рынок арбузов является рынком «лимонов».

7. «Лимонами» называются услуги.

8. Важнейшим сигналом на рынке труда являются способности работника.

 

Тесты

1. У нерасположенного к риску потребителя:

 

1) Наклон функции полезности уменьшается по мере увеличения дохода.

2) Функция полезности является лучом, выходящим из начала координат.

3) Функция полезности имеет форму параболы, резко поднимающейся вверх.

4) Верны все ответы.

5) Все ответы неверны.

 

2. Склонный к риску потребитель:

 

1) Имеет вогнутую функцию полезности.

2) Предпочитает связанный с риском результат гарантированному результату.

3) Имеет выпуклую функцию полезности.

4) Оценивает ожидаемую полезность неопределённого дохода ниже, чем полезность с определённым доходом.

5) Верны ответы 2) и 3).

 

3. Равновесие потребителя, являющегося абсолютным оптимистом, при страховании достигается, если:

 

1) Предельная норма замещения меньше наклона бюджетной линии.

2) Предельная норма замещения больше наклона бюджетной линии.

3) Предельная норма замещения равна наклону бюджетной линии.

4) Равновесный объём потребления в случае чрезвычайного происшествия близок к объёму потребления в обычных условиях.

5) Все ответы неверны.

 

4. Риск портфеля сокращается при условии, что:

 

1) Цены активов, входящих в портфель, движутся в противоположных направлениях.

2) Доходности активов отрицательно скоррелированы друг с другом.

3) Доходности активов положительно скоррелированы друг с другом.

4) В структуре портфеля велика доля активов с высоким риском.

5) В структуре портфеля преобладает доля активов с низким риском.

 

5. Степень риска:

 

1) Тем меньше, чем меньше значение дисперсии и стандартного отклонения.

2) Тем больше, чем выше значение дисперсии и стандартного отклонения.

3) Тем меньше, чем больше значение дисперсии и стандартного отклонения.

4) Тем больше, чем больше, чем меньше дисперсия и стандартное отклонение.

5) Верны ответы 1) и 2).

 

6. Функция ожидаемой полезности при принятии решений в условиях риска зависит:

 

1) Только от уровня потребления в различных состояниях.

2) Только от вероятностей того, что эти состояния будут иметь место в действительности.

3) Ни от того, ни от другого.

4) Не только от уровня потребления, но и от вероятностей.

5) От субъективной вероятности.

 

7. Ассиметричное распределение информации объясняется тем, что:

 

1) Продавцы (а в некоторых случаях и покупатели) скрывают свои истинные знания в целях получения неких преимуществ.

2) Покупатели всегда срывают истинные цели своего поведения.

3) Только продавцы используют практически все способы получения односторонних выгод.

4) Существуют неблагоприятный отбор и моральный риск.

5) Все ответы неверны.

 

8. Неблагоприятный отбор возникает тогда, когда:

 

1) Покупатель не способен чётко дифференцировать продавцов, предлагающих различного качества товары.

2) Продавец не может классифицировать своих покупателей по затратам, необходимым для их обслуживания.

3) На рынке имеется полнота информации.

4) Качество товара выясняется в процессе его эксплуатации.

5) Верны все ответы, кроме 3).

 

9. Цена спроса на товар неопределённого качества:

 

1) Тем выше, чем меньше доля высококачественных товаров на рынке.

2) Складывается тогда, когда на рынке все товары – неопределённого качества.

3) Тем выше, чем больше доля высококачественных товаров на рынке.

4) Формируется как средняя из цен спроса на товары различного качества.

 

10. Существенной особенностью рынка с ассимитричной информацией является то, что:

 

1) От цены зависит не только рыночный объём спроса, но и его структура.

2) Наличествует фиксированная структура предложения.

3) При установившемся уровне цен кривая спроса не соответствует структуре предложения, а объём спроса не равен объёму предложения.

4) Объём спроса равен объёму предложения, не зависимо от структуры предложения.

5) Рыночный объём предложения формируется как вертикальная сумма соответствующих кривых для отдельных категорий товара.

 

11. На аукционе покупателей:

 

1) Выигрывает тот, кто предлагает самую высокую ставку.

2) Побеждает тот, кто может поставить товар по наиболее низким ценам.

3) Ставки поднимаются снизу вверх и торги ведутся до тех пор, пока товар не будет продан покупателю, предложившему наивысшую ставку.

4) Все покупатели делают свои ставки одновременно, а владельцем товара становится тот, кто предложил наивысшую ставку.

5) Выигрывают все участники торгов.

Задачи и вопросы для размышления

1. Михаил владеет автомобилем стоимостью 200 тыс. руб. Вероятность угона автомобиля равна 10%. Найдите ожидаемый объём потребления (ожидаемую стоимость) и риск, если автомобиль:

1) Не застрахован.

2) Застрахован на половину стоимости.

3) Застрахован на полную стоимость.

2. Квалифицированные рабочие получают заработную плату на 10 тыс. рублей в год больше, чем неквалифицированные. Затраты способных работников на один год обучения равны 20 тыс. рублей, затраты неспособных – 25 тыс. рублей. Ставка процента 5 %.

1) Каким рабочим выгодно получать образование, если высокую заработную плату платят работникам с образованием свыше 11 лет?

2) Каким рабочим выгодно получать образование, если высокую заработную плату платят работникам с образованием свыше 7 лет?

3) Какова доля высокооплачиваемых рабочих, если установлено пороговое значение уровня образования, а на предприятии 50% рабочих имеют образование продолжительностью 6 лет, 20% рабочих – 8 лет, 30% рабочих – 10 лет.

 

3. Доходность актива в первом году составляла 16%, во втором году 9%, в третьем 14%. Найдите показатели, характеризующие доходность и риск актива.

1) Значения доходности трёх активов за три месяца приведены в таблице.

2) Какой актив наименее рискованный?

3) Доходность какого актива положительно коррелирует с доходностью первого актива?

4) Найдите риск и доходность портфеля, составленного на одну треть из актива первого вида и на две трети из актива третьего вида.

 

Месяц

Актив

1 2 3
1 13 16 7
2 6 14 12
3 14 15 8

 

4. Магазин продаёт в день 20 ящиков пива при солнечной погоде, 10 ящиков при переменной облачности и 12 ящиков при пасмурной погоде. Вероятность наступления солнечной погоды, переменной облачности и пасмурной погоды равна 60, 30 и 10 % соответственно. Найдите ожидаемый объём продаж и риск.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 262.