Всего часов/зачетные еденицы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ИСТОРИЯ

Кафедра-разработчик                  «История»

Направление (специальность) подготовки

                                                      035700 «Лингвистика»

Наименование ООП

 Профиль

 

Квалификация (степень) выпускника                Бакалавр

Образовательный стандарт         Федеральный ГОС ВПО

Форма обучения                              очная

СОГЛАСОВАНО Зав.кафедрой  прикладной лингвистики                ________________ М.А.Акопова    ­­ "____" ________ 2011 г     Соответствует ФГОС ВПО. Утверждена (протокол № 9 от 06.04.2011) Зав.кафедрой истории _________________С.Б. Ульянова

Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:    профессор, д.и.н.                      УльяноваС.Б.

                                                                                                 доцент, к.и.н.                           Бочаров А.А. 

                                                                                                доцент, к.и.н..                                 Мичурин А.Н

               

 

1.Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Основная цель изучения дисциплины

 

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

 

1.2 Основные задачи дисциплины

 

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

· Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

· Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).

· Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели; 

· Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

· Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

 

Основные задачи дисциплины состоят в формировании следующие социально-личностных и общекультурных компетенций:

Концепция образовательных стандартов третьего поколения предусматривает кардинальные, системные изменения в сфере высшего профессионального образования. Представляются важнейшими следующие базовые компетенции, приобретаемые в ходе изучения курса «История», которыми должен овладеть учащийся. Он должен:

       1) Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1). Знание важнейших достижений мировой культуры и различных систем ценностей – один их важнейших результатов изучения курса. Формированию компетенции способствует изучение различных разделов курса, в том числе раздела: История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

       2) Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2). Студент должен уметь анализировать современные проблемы человечества,  представлять себе роль России в их решении.

       3) Обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3). Это особенно важно в условиях глобализации мирового экономического, политического и культурного пространства.

       4) Обладать готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью несет ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4). Программа дисциплины предусматривает проведение практических занятий с организацией дискуссий по темам, научных конференций, с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. 

5) Обладать осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5). Этому способствует изучение и сопоставление  различных исторических концепций по отдельным проблемам дисциплины, знание важнейших достижений культуры и систем ценностей.

6) Владеть наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6). Формированию компетенции способствует изучение становления и развития историографии как научной дисциплины, исторических источников, способов и форм получения, анализа и сохранения исторической информации, а также конкретно-исторического материала всех разделов дисциплины. Компетенция формируется в ходе обсуждения отдельных вопросов программы дисциплины на практических занятиях, а также в процессе творческой самостоятельной работы студента.

7) Владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи (ОК-7). Компетенция формируется благодаря участию студентов в различных формах работы на практических занятиях: дискуссиях по темам, научных конференциях с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя и пр.

8) Уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8). Этому способствует изучение конкретно-исторического материала по различным темам курса

9) Обладать способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК‑9). Необходимо определить роль Российской Федерации в мировом сообществе, показать региональные и глобальные интересы России в современном мире. Компетенция формируется в процессе изучения следующих разделов дисциплины: Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений.

10) Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10). В процессе изучения дисциплины учащийся получает представление о связи политики, экономики и права, социальных процессах в прошлом и в современном обществе. Знание фактов истории, закрепление в памяти образов исторических событий и личностей является неотъемлемой составляющей общей культуры, способствующей успешной интеграции человека в социуме, совершенствованию и развитию общества. Формированию компетенции способствует также изучение различных типов исторических источников, в том числе памятников права.

11) Стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11). Этому способствуют устные выступления на практических занятиях и их коллективное обсуждение, участие в конкурсах студенческих работ, оценка результатов промежуточного тестирования и контрольных собеседований, аргументированная оценка на итоговом испытании.

12) Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12). В процессе изучения дисциплины студент приобретает комплекс знаний о науке, культуре, образовании, их роли в историческом развитии общества.

 

Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 

      Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

 

       Владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

 

2. Место дисциплины в учебном плане

 Дисциплина «История» относится к циклу обязательных дисциплин в

разделе «Гуманитарные и социальные дисциплины». Изучение курса истории опирается на весь комплекс естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний студента. Принципиальное значение имеют знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса истории в средней школе. В мировоззренческом и методологическом плане курс истории обеспечивает все изучаемые в СПбГПУ гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Кроме того, знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса, могут быть использованы при освоении ряда специальных дисциплин, в которых присутствует исторический компонент.

 

3.Распределение объема учебной дисциплины по типам обучающих технологий.

Форма обучения - очная.

Виды учебной работы

Обучающая технология

Текущий контроль

Контрольные работы (КРб), шт.       Коллоквиумы (Кк), шт.       Расчетно-графические работы (РГР), шт.       Рефераты (Реф), шт.       Курсовые проекты (КП), шт.       Курсовые работы (КР), шт.      

Промежуточная аттестация

Зачеты, (З), шт. 1   1 Экзамены, (Э), шт.   1 1

 

4.Содержание дисциплины

Одна из особенностей интегрированного курса «История» состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать учащимся комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли России в мировой истории. Особое место в курсе занимают разделы, посвященные методологии истории и месте истории в системе социально-гуманитарных наук.

4.1. Компетенции, формируемые дисциплиной на основе ФГОС ВПО, разделы дисциплины по РПД и объемы по видам занятий

Раздела дисциплины

Объем занятий, час

Уровень

сформированности

Составляющие (элементы, части) компетенций, формируемые дисциплиной на основе ФГОС ВПО

ПЗ

СР

Лекции

Семинары

Порого вый Повышен нный
 

Модуль 1. История как наука, теоретические основы дисциплины (методология, историография, источники)

 
1 История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки 4    4  4   +

Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1).

Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2).

3)Обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3). 4)Обладать готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью несет ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4)..

Обладать осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5).

Уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8).

9)Обладать способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК‑9). 10)Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10).

Образовательные технологии.

В преподавании курса используются традиционные образовательные технологии:

лекционные и практические аудиторные занятия.

 

Параметры дисциплины по ФГОС и по РПД

  Предельный по ФГОС ВПО Реальный по РПД
Аудиторные занятия в форме лекций           30% 25%
Аудиторные занятия в интерактивной форме            100% 70%

 

Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

 

Практические занятия

1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки.

2. Исследователь и исторический источник.

3. Особенности становления государственности в России и мире.

4. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье.

5. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации.

6. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот.

7. Россия и мир в ХХ веке.

8. Россия и мир в XXI веке.

Курсовая работа

Не предусмотрена

 

8.1. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач:

· логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий;

· развитие навыков работы с разноплановыми источниками;

· осуществление эффективного поиска информации и критики источников;

· получение, обработка и сохранение источников информации;

· преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории.

1. Внеаудиторная самостоятельная работа. Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы, эго-источники. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе.

2. Аудиторная самостоятельная работа. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.

3. Творческая самостоятельная работа студентов (ТСРС), в том числе научно-исследовательская работа, включая и  задания, выполняемые в компьютерной обучающей среде (КОС). Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.

Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.

Компьютерная обучающая среда (КОС) позволяет оптимизировать учебный процесс, поскольку ее потенциал направляется на обеспечение самостоятельного решения таких учебных задач, целью и результатом которых является не только усвоение предметных знаний, но и овладение продуктивным стилем самостоятельной работы. Формируемая таким образом учебная компетенция включает освоение действий по самоуправлению учением; механизмы учебно-познавательной деятельности (описание, объяснение, преобразование, накопление и структурирование информации, ее уплотнение и сведение к единым логическим основаниям); стратегии оптимального овладения профессионально-ориентированным учебным материалом.

Другой компетенцией, приобретаемой обучающимися при работе в компьютерной обучающейся среде, является профессиональная компетенция – то есть умения управления и самоуправления профессиональной активностью, моделируемой с помощью компьютерных средств. Выполняется постоянное обновление и совершенствование учебно-методической базы за счет привлечения ресурсов Интернета.

Тематическое содержание самостоятельной работы:

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

2. Становление и развитие историографии как научной дисциплины.

3. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

         4. . Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке.

         5. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства

6. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье

7. Международные связи древнерусских земель

         8. Тюркские народы России в составе Золотой Орды.

9. Литва как второй центр объединения русских земель

10. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины.

11. Соборное уложение 1649 г.:

         12. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии.

13. «Просвещенный абсолютизм».

14. Русская культура XVIII в.

15. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка.

16. Быт города и деревни в XIX в.

17. Русская культура в XIX в

20. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах.

21. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России.

22. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г.

23. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций

24. Коминтерн как орган всемирного революционного движения.

         25. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии.

26. План Маршалла и окончательное разделение Европы.

27. Изменения в теории и практике советской внешней политики после XX съезда КПСС.

28. Крах колониальной системы во второй половине XX века.

29. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР).

         30. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе (Региональные и глобальные интересы России).

Методы контроля СРС – защита реферата, выступление на практическом занятии.

Образовательные ресурсы  для СРС: рекомендуемые в разделе 9.2 учебные и методические пособия, электронные ресурсы.

Вид самостоятельной работы

Примерная
трудоёмкость,
ач

1 сем 2 сем


Текущая СРС

работа с лекционным материалом, с учебной литературой 2 4
опережающая самостоятельная работа (изучение нового материала до его изложения на занятиях) 4 8
самостоятельное изучение разделов дисциплины    
подготовка к контрольным работам, коллоквиумам, зачётам 4 8
Итого текущей СРС: 10 20

Адрес сайта курса

http://moodle.spbstu.ru – ФИЯ (вход для зарегистрированных пользователей по кодовому слову, получаемому у преподавателя).

9.2. Рекомендуемая литература

 Основная литература (учебники и учебные пособия):

Автор, название, место издания, издательство, год издания Год изд. К-во экз. Место хранения
1 Отечественная история: Учеб. пособие / Под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. М.: Гардарики 2007 461 ФБ
2 Пономарев, Михаил Викторович. История стран Европы и Америки в новейшее время : учебник / М. В. Пономарев .— М. : Проспект.   2010 1 ФБ

 

Дополнительная литература:

История России:

· Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009

Всемирная история:

· История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007

Электронные ресурсы:

Отечественная история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] /СПбГПУ. Гуманитарный факультет. Кафедра истории; Сост. С.Б, Ульянова, А.П. Уланов, Е.А. Ростовцев. http://www.unilib.neva.ru/dl/local/327/main_index.htm

Информационный портал Министерства образования России

(адрес: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=275&oll.ob_no_to=)

Портал содержит ссылки на 400 информационных ресурсов, в том числе на 260 по истории России (см.: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=279&oll.ob_no_to=&pg=13). Ресурсы сайта представляются ценными для использования, прежде всего, в учебных целях.

2. Интернет для историков. История России.

(адрес: http://edu.tsu.ru/historynet/education/index.htm)

3. Каталог исторических научно-образовательных ресурсов (InterHistory). Ассоциация «История и компьютер».

(адрес: http://kleio.dcn-asu.ru/internet/sng.shtml )

4. Ресурсы WWW по истории России; сайт «ООО Клио Софт”

(адрес: http://www.history.ru/hist.htm)

5. Ресурсы по истории России, сайт Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/Links/D/rushissites.htm

6. Интернет-медиа «Общество. ру» (Главный редактор – Ю.Абрамов)

Подборка ссылок, помещенная на сайте (адрес: http://socarchive.narod.ru/resurs/RES/cultura/istor.html) представляет некоторый интерес (прежде всего указаниями на ресурсы по советской истории).

8. Russian History Index

(адрес: http://vlib.iue.it/hist-russia/Index.html )

  Определенный интерес представляют каталоги ресурсов, расположенные по адресам:

http://fatus.chat.ru/links.html

http://sesna.hypermart.net/pages/#b

http://www.websib.ru/noos/history/www.html

http://www.relcom.ru/Internet/Treasures/Leisure/History/

http://janaberestova.by.ru/resources.html

http://www.pereplet.ru/istoriya.shtml

http://host.km.ru/view/view.asp?id={9B72DBC1-8A0C-4A56-B0AA-EFF75547FD69}

 

Отечественная история

(адрес http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm)

Сайт включает в себя карты, хронологические таблицы, электронные публикации работ классиков российской исторической науки (С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Г.В. Вернадского, Б.Д. Грекова и др.)

5. Исторические источники на русском языке в Интернете. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. (адрес: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html). Наиболее полная база источников по русской истории (необходимо использование архиватора zip), существующая в сети.

6. Сайт «Твой друг история» /Центр FREEnet Отдел глобальных сетевых технологий ЮУрГУ/ (адрес: http://scholar.urc.ac.ru/LANG=ru/B_Friend/history/index.html.ru)

Научно-популярный сайт, который является совместным российско-американским проектом (содержит материалы на русском и английском языках по истории России), может быть интересен рядом ссылок учебного характера.

Среди других сайтов общего (смешанного) содержания отметим следующие адреса:

http://rus-sky.org/history/library/

http://www.magister.msk.ru/library/

http://lib.km.ru/?Subject=12

http://lib.ru/HISTORY/

http://www.zaimka.ru/

http://www.anriintern.com/history/rushistory/rushistory.htm

http://rutenica.narod.ru/

http://konspekty.narod.ru/index-main.htm

9.3. Технические средства обеспечения дисциплины

Коллекция слайдов с историческими картами. Коллекция электронных ресурсов. Коллекция презентаций Power Point по разделам дисциплины.

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийный проектор, компьютеры.

 

 

Оценочные средства

Примерные тесты

 

Тест. Вариант 1.

Вопрос Варианты ответов
1 Археология – это: а) изучение исторической связи пола человека и его социального и исторического статуса; б) изучение истории путем раскопок древних цивилизаций; в) изучение истории с помощью информационных технологий. г)изучение письменных источников  
2 Ассирийский царь Ашшурбанипал известен тем, что: а) создал библиотеку б) построил храм богини Иштар в) провел в стране реформы г) издал законы
3 Совет знати в Афинах назывался: а) Ареопаг. б) Полис. в) Агора. г) Акрополь.  
4 Основатель Персидского царства: а) Кир. б) Дарий. в) Хаммурапи. г) Ксеркс.  
5 Территория будущей Киевской Руси была заселена: а) южными славянами; б) восточными славянами; в) западными славянами. г) германскими племенами  
6 Принятие христианства на Руси способствовало: а) поднятию международного престижа Киевской Руси б) процессам децентрализации Киевской державы в) падению влияния великокняжеской власти г) сохранению родовой общины  
7 В 800 году Папа Римский объявил императором: а) Хлодвига. б) Карла Великого. в) Карла Мартелла. г) Пипина Короткого.  
8 На какое государство чаще всего совершали набеги киевские         князья в 10 веке:   а) Византию                                                  б) Швецию в) Польшу г) Германию  
9 Форма феодальной земельной ренты, когда крестьянин работает собственным инвентарем в хозяйстве помещика: а) Оброк. б) Издольщина. в) Откуп. г) Барщина.
10 Александр Невский отражал нападения на Новгородскую землю: а) монголо-татар; б) немецких рыцарей и шведов; в) половцев. г)печенегов  
11 Монголы провели перепись населения Руси с целью:   а) обложить его данью в пользу Монгольской империи; б) ввести всеобщую воинскую повинность; в) прикрепить население к местам его проживания.  г) угнать в Золотую орду  
12 Борьба между князьями в 13-14 веках велась:   а) за лидерство в военном союзе против татар; б) за обладание самыми плодородными землями; в) за ярлык на великое княжение. г) за выход к морям.  
13 На Куликовом поле русские войска разбили:   а) армию законного хана Золотой Орды Тохтамыша; б) армию мятежного темника Мамая; в) армию великого полководца Тимура Тамерлана; г) армию великого хана Узбека.  
14 Монголо-татарское иго было свергнуто:   а) в 1380 г., при Дмитрии Донском; б) в 1425 г., при Василии I; в) в 1480 г., при Иване III; г) в 1571 г., при Иване Грозном.  
15 Английский король, одержавший победу в войне Алой и Белой роз: а) Вильгельм Завоеватель. б) Генрих III. в) Генрих Тюдор VII. г) Ричард II.
16 «Избранная Рада» существовала в период правления:   а) Василия III; б) Ивана IV; в) Федора Ивановича; г) Петра I.  
17 Движение по созыву Второго ополчения во время Смуты ХVII века возглавили: а) К. Минин и Д. Пожарский; б) П. Ляпунов и И.Пашков; в) В. Шуйский и М. Романов; г) И. Заруцкий и М. Мнишек.  
18 В 1613 г. после избрания на царство Михаила произошло:   а) утверждение на русском престоле династии Шуйских; б) восстановление на престоле династии Рюриковичей; в) утверждение на престоле династии Романовых; г) правление «семибоярщины»  
19 Окончательное закрепощение крестьян (бессрочный сыск беглых) был оформлен: а) в Соборном Уложении 1649 г.; б) в Новоуказных статьях 1666 г.; в) специальным царским указом 1645 г; г) указом 1731 г.  
20 Коллегии были введены при: а) Иване 1У Грозном; б) Петре 1; в) Анне Иоановне; г) Екатерине П.  
21 Какой законодательный акт не относится к петровскому времени: а) воинский устав; б) подушная подать; в) табель о рангах; г) жалованная грамота дворянам.  
22 Годы правления Екатерины П: а) 1711 – 1725; б) 1762 - 1796; в) 1769 - 1779; г) 1796-1801.  
23 Правление Екатерины II называют «золотым веком русского дворянства» потому что: а) дворянство получило свободу, льготы и привилегии; б) дворянство захватило богатую добычу в войнах с Турцией и Швецией, которые вела Екатерина II; в) количество дворян в России резко увеличилось; г) количество дворян в России резко сократилось.  
24 Главный автор "Декларации Независимости" США: а) Джордж Вашингтон. б) Бенджамин Франклин. в) Теодор Рузвельт. г) Томас Джефферсон.
25 В середине ХIХ в. экономика России была преимущественно: а) аграрной; б) индустриальной; в) ориентированной на эксплуатацию колоний и торговлю; г) постиндустриальной.  
26 Годы правления Александра II: а) 1825–1855; б) 1801–1825; в) 1855–1881; г) 1881-1917.  
27 В конце XIX века неравномерность экономического развития, обострила противоречия между: а) Румынией и Болгарией б) Англией и Германией в) Францией и Бельгией г) Италией и Испанией
28 Манифест 17 октября 1905 г. провозгласил:   а) созыв законодательной думы; б) отмену воинской повинности; в) снижение налогов; г) отмену смертной казни.  
29 Союзником России по блоку “Антанты” была: а) Франция; б) Германия; в) Швеция; г) Турция.  
30 Дата подписания Версальского мирного договора - а) 16 августа 1920 г. б) 28 июня 1919 г. в) 5 января 1924 г. г) 7 октября 1922 г.
31 Укажите годы проведения политики, получившей название «военный коммунизм» а) 1917–1919 годы; б) 1918–1921 годы; в) 1917–1922 годы. г) 1921-1928 годы.  
32 Датой начала Великой Отечественной войны считается: а)22 июня 1941г; б)20 июня 1940г; в)1 сентября 1939г; г) 8 декабря 1941.  
33 После Второй мировой войны Япония быстро восстанавливалась благодаря помощи: а) Китая. б) СССР. в) Германии. г) СШA.  
34 Президентом России на выборах 1996 года стал:   а) В.С. Черномырдин; б) Г.А. Зюганов; в) Б.Н. Ельцин; г) Е.Т.Гайдар.  

Тест. Вариант 2

Вопрос Варианты ответов
1 Цивилизационный подход к истории – это:   а) учение о первичности в развитии общества материальных факторов; б) учение о том, что история человечества представляет собой последовательную смену типов культурно-исторического развития; в) изучение всех исторических фактов в их совокупности и сопоставлении друг с другом; г) представление о невозможности изучения истории.  
2 Полис в Древней Греции – это: а) город-государство б) прибор для определения полюсов в) документ о страховке г) земельный надел
3 Первая цивилизация, появившаяся в 2000-е годы до н.э. на территории Греции: а) дорийская б) кипрская в) троянская г) крито-ахейская
4 Согласно «Повести временных лет», Рюрик пришел править в:   а) Киев; б) Новгород; в) Царьград; г) Полоцк.  
5 Крещение Руси состоялось в:                                         а) 862 г.; б) 882 г; в) 988 г; г) 1015г.  
6 Древнерусский свод законов назывался:   а) «Русская правда»; б) «Правда земли Русской»; в) «Покон вирный»; г) «Мерило праведное».  
7 Священная книга мусульман: а) Библия б) Коран в) Псалмы г) Авеста
8 Ярлык на великое владимирское княжение в Х1У веке князья получали из рук: а) ордынского хана; б) великого литовского князя; в) митрополита всея Руси; г) византийского императора .  
9 Основным конкурентом Московского княжества за политическую гегемонию на северо-востоке Руси было: а) Тверское княжество; б) Белоозерское княжество; в) Брянское княжество; г) Нижегородское княжество;  
10 Крупнейшей феодальной республикой в период раздробленности был:   а) Великий Новгород; б) Полоцк; в) Смоленск; г) Рязань.  
11 Куликовская битва состоялась: а) 12 июня 1378 г.; б) 8 сентября 1380 г.; в) 25 августа 1382 г; г) 17сентября 1410 г.    
12 Первый общерусский свод законов назывался:   а) Судебник 1497 г.; б) Судная грамота 1440 г.; в) Уложение 1523 г; г) Соборное уложение 1649 г.  
13 Захватил страну инков в начале 16 века испанский завоеватель: а) Э. Кортес б) Х. Колумб в) Ф. Магеллан г) Ф. Писарро
14 Реформы “Избранной Рады” – это период правления:   а) Ивана Калиты; б) Ивана 1У Грозного; в) Федора Ивановича; г) Василия Ш  
15 Самозванцы на русском престоле впервые появились в: а) 15 веке; б) 17 веке; в) 18 веке; г) 19 веке.  
16 Династия Романовых взошла на русский престол в:   а) 1613 г.; б) 1645 г.; в) 1682 г.; г) 1700 г.;  
17 Северная война (1700-1721 гг.) – это война России с:   а) Швецией; б) Польшей; в) Турцией; г) Францией.       
18 Годы правления Петра 1:   а) 1689 – 1725 ; б) 1702 - 1713 ; в) 1741 - 1762; г) 1725-1727.  
19 Секуляризация – это: а) складывание революционной ситуации б) рост городов в) освобождение от влияния церкви г) становление гражданского общества  
20 Россия стала империей при: а) Иване 1У Грозном; б)  Алексее Михайловиче; в) Петре 1; г) Екатерине П.  
21 Партия тори (консерваторы) в Англии – это партия: а) крупных землевладельцев б) крупной аристократии в) рабочих г) крестьян
22 Тильзитский мир 1807 года Россия заключила с: а) Пруссией; б) Францией; в) Англией; г) Австрией .  
23 Годы Крымской войны: а) 1853 – 1856; б) 1840 – 1845; в) 1813 - 1815; г) 1828-1829.  
24 Земская и городская (1864 г., 1870 г.) реформы были проведены при:   а) Николае 1; б) Александре П; в) Александре Ш; г) Николае П.  
25 Столыпинская аграрная реформа привела: а) к уничтожению крепостного права; б) разрушению общины; в) увеличению выкупных платежей; г) усилению феодальных пережитков;                                            
26 П съезд Советов рабочих и солдатских депутатов (1917 г.): а) принял декрет о мире; б) образовал ВЧК; в) отменил крепостное право; г) принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа».  
27 Страна, входившая в Тройственный союз, а в 1915 г. перешедшая на сторону Антанты:   а) Япония. б) Италия. в) Турция. г) Болгария.  
28 Полное снятие блокады Ленинграда произошло: а) 18 января 1943 г.; б) 27 января 1944 г.; в) 23 февраля 1945 г.; г) 2 мая 1945 г.  
29 После Первой мировой войны мировой финансовый центр переместился: а) В США б) Во Францию в) В Великобританию г) В Германию  
30 В результате мюнхенского сговора была оформлена капитуляция: а) Австрии б) Бельгии в) Чехословакии г) Польши
31 6 и 9 августа 1945 г. атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки были сброшены:   а) Францией. б) СССР. в) Великобританией. г) США.  
32 Доклад Н.С.Хрущева о “культе личности” Сталина был зачитан на:   а) ХХ съезде партии; б) ХХП съезде партии; в) ХХШ съезде партии; г) ХХIV съезде партии.  
33 Последним президентом СССР, подавшим в отставку 25 декабря 1991 года, был: а) Б.Н. Ельцин; б) Е.К. Лигачев; в) М.С. Горбачев; г) Н.И.Рыжков  
34 В конце 20 века произошел распад государства: а) Югославия б) Румыния б) Болгария в) Албания

Оценка результатов тестирования: каждый правильный ответ (совпадающий с ключом) оценивается 1 баллом, неправильный – 0.

Задания оцениваются:

27 -34 баллов - “отлично”;

17- 26 баллов - “хорошо”;

    11- 16 баллов - “удовлетворительно”.

Менее 11 баллов - “неудовлетворительно”. Такая же оценка у тех, кто не уложился во время, отведенное на тестирование – 40 минут.  

12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

ИСТОРИЯ

Кафедра-разработчик                  «История»

Направление (специальность) подготовки

                                                      035700 «Лингвистика»

Наименование ООП

 Профиль

 

Квалификация (степень) выпускника                Бакалавр

Образовательный стандарт         Федеральный ГОС ВПО

Форма обучения                              очная

СОГЛАСОВАНО Зав.кафедрой  прикладной лингвистики                ________________ М.А.Акопова    ­­ "____" ________ 2011 г     Соответствует ФГОС ВПО. Утверждена (протокол № 9 от 06.04.2011) Зав.кафедрой истории _________________С.Б. Ульянова

Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали:    профессор, д.и.н.                      УльяноваС.Б.

                                                                                                 доцент, к.и.н.                           Бочаров А.А. 

                                                                                                доцент, к.и.н..                                 Мичурин А.Н

               

 

1.Цели и задачи изучения дисциплины

1.1 Основная цель изучения дисциплины

 

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.

 

1.2 Основные задачи дисциплины

 

Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:

· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;

· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;

· воспитание нравственности, морали, толерантности;

· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;

· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;

· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;

· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;

· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».

Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.

В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:

· Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.

· Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).

· Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели; 

· Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);

· Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.

 

Основные задачи дисциплины состоят в формировании следующие социально-личностных и общекультурных компетенций:

Концепция образовательных стандартов третьего поколения предусматривает кардинальные, системные изменения в сфере высшего профессионального образования. Представляются важнейшими следующие базовые компетенции, приобретаемые в ходе изучения курса «История», которыми должен овладеть учащийся. Он должен:

       1) Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1). Знание важнейших достижений мировой культуры и различных систем ценностей – один их важнейших результатов изучения курса. Формированию компетенции способствует изучение различных разделов курса, в том числе раздела: История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

       2) Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2). Студент должен уметь анализировать современные проблемы человечества,  представлять себе роль России в их решении.

       3) Обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3). Это особенно важно в условиях глобализации мирового экономического, политического и культурного пространства.

       4) Обладать готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью несет ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4). Программа дисциплины предусматривает проведение практических занятий с организацией дискуссий по темам, научных конференций, с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. 

5) Обладать осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5). Этому способствует изучение и сопоставление  различных исторических концепций по отдельным проблемам дисциплины, знание важнейших достижений культуры и систем ценностей.

6) Владеть наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6). Формированию компетенции способствует изучение становления и развития историографии как научной дисциплины, исторических источников, способов и форм получения, анализа и сохранения исторической информации, а также конкретно-исторического материала всех разделов дисциплины. Компетенция формируется в ходе обсуждения отдельных вопросов программы дисциплины на практических занятиях, а также в процессе творческой самостоятельной работы студента.

7) Владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи (ОК-7). Компетенция формируется благодаря участию студентов в различных формах работы на практических занятиях: дискуссиях по темам, научных конференциях с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя и пр.

8) Уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8). Этому способствует изучение конкретно-исторического материала по различным темам курса

9) Обладать способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК‑9). Необходимо определить роль Российской Федерации в мировом сообществе, показать региональные и глобальные интересы России в современном мире. Компетенция формируется в процессе изучения следующих разделов дисциплины: Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений.

10) Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10). В процессе изучения дисциплины учащийся получает представление о связи политики, экономики и права, социальных процессах в прошлом и в современном обществе. Знание фактов истории, закрепление в памяти образов исторических событий и личностей является неотъемлемой составляющей общей культуры, способствующей успешной интеграции человека в социуме, совершенствованию и развитию общества. Формированию компетенции способствует также изучение различных типов исторических источников, в том числе памятников права.

11) Стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11). Этому способствуют устные выступления на практических занятиях и их коллективное обсуждение, участие в конкурсах студенческих работ, оценка результатов промежуточного тестирования и контрольных собеседований, аргументированная оценка на итоговом испытании.

12) Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12). В процессе изучения дисциплины студент приобретает комплекс знаний о науке, культуре, образовании, их роли в историческом развитии общества.

 

Требования к освоению содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен:

 

Знать:

· основные направления, проблемы, теории и методы истории;

· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;

· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;

· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 

      Уметь:

· логически мыслить, вести научные дискуссии;

· работать с разноплановыми источниками;

· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

 

       Владеть:

· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

· навыками анализа исторических источников;

· приемами ведения дискуссии и полемики.

 

2. Место дисциплины в учебном плане

 Дисциплина «История» относится к циклу обязательных дисциплин в

разделе «Гуманитарные и социальные дисциплины». Изучение курса истории опирается на весь комплекс естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний студента. Принципиальное значение имеют знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса истории в средней школе. В мировоззренческом и методологическом плане курс истории обеспечивает все изучаемые в СПбГПУ гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Кроме того, знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса, могут быть использованы при освоении ряда специальных дисциплин, в которых присутствует исторический компонент.

 

3.Распределение объема учебной дисциплины по типам обучающих технологий.

Форма обучения - очная.

Виды учебной работы

Обучающая технология

Всего часов/зачетные еденицы

Семестр 1 Семестр 2
---  
Аудиторные занятия (всего) 72/2  
В том числе:    
Лекции 18 18
Семинары 18 18
Самостоятельная работа (всего) 54/2  
Самостоятельная работа по семестрам (СР), час/ зачетных ед.   18/1   36/1
В том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСРС)    
     
Рефераты    
Поисковые задания, выполняемые на компьютере, подготовка презентаций +  
Вид промежуточного контроля Зачет  
Вид итогового контроля   Экзамен

Общая трудоемкость дисциплины 126 часов / 4 зачетных единиц

Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.