ИСТОРИЯ
Кафедра-разработчик «История»
Направление (специальность) подготовки
035700 «Лингвистика»
Наименование ООП
Профиль
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Образовательный стандарт Федеральный ГОС ВПО
Форма обучения очная
СОГЛАСОВАНО Зав.кафедрой прикладной лингвистики ________________ М.А.Акопова "____" ________ 2011 г | Соответствует ФГОС ВПО. Утверждена (протокол № 9 от 06.04.2011) Зав.кафедрой истории _________________С.Б. Ульянова |
Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали: профессор, д.и.н. УльяноваС.Б.
доцент, к.и.н. Бочаров А.А.
доцент, к.и.н.. Мичурин А.Н
1.Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Основная цель изучения дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
1.2 Основные задачи дисциплины
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности:
· понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России;
· знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества;
· воспитание нравственности, морали, толерантности;
· понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса;
· понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами;
· способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников;
· навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· умение логически мыслить, вести научные дискуссии;
· творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История».
Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.
В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:
· Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
· Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).
· Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;
· Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);
· Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.
Основные задачи дисциплины состоят в формировании следующие социально-личностных и общекультурных компетенций:
Концепция образовательных стандартов третьего поколения предусматривает кардинальные, системные изменения в сфере высшего профессионального образования. Представляются важнейшими следующие базовые компетенции, приобретаемые в ходе изучения курса «История», которыми должен овладеть учащийся. Он должен:
1) Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1). Знание важнейших достижений мировой культуры и различных систем ценностей – один их важнейших результатов изучения курса. Формированию компетенции способствует изучение различных разделов курса, в том числе раздела: История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.
2) Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2). Студент должен уметь анализировать современные проблемы человечества, представлять себе роль России в их решении.
3) Обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3). Это особенно важно в условиях глобализации мирового экономического, политического и культурного пространства.
4) Обладать готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью несет ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4). Программа дисциплины предусматривает проведение практических занятий с организацией дискуссий по темам, научных конференций, с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя.
5) Обладать осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5). Этому способствует изучение и сопоставление различных исторических концепций по отдельным проблемам дисциплины, знание важнейших достижений культуры и систем ценностей.
6) Владеть наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6). Формированию компетенции способствует изучение становления и развития историографии как научной дисциплины, исторических источников, способов и форм получения, анализа и сохранения исторической информации, а также конкретно-исторического материала всех разделов дисциплины. Компетенция формируется в ходе обсуждения отдельных вопросов программы дисциплины на практических занятиях, а также в процессе творческой самостоятельной работы студента.
7) Владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи (ОК-7). Компетенция формируется благодаря участию студентов в различных формах работы на практических занятиях: дискуссиях по темам, научных конференциях с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя и пр.
8) Уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8). Этому способствует изучение конкретно-исторического материала по различным темам курса
9) Обладать способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК‑9). Необходимо определить роль Российской Федерации в мировом сообществе, показать региональные и глобальные интересы России в современном мире. Компетенция формируется в процессе изучения следующих разделов дисциплины: Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений.
10) Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10). В процессе изучения дисциплины учащийся получает представление о связи политики, экономики и права, социальных процессах в прошлом и в современном обществе. Знание фактов истории, закрепление в памяти образов исторических событий и личностей является неотъемлемой составляющей общей культуры, способствующей успешной интеграции человека в социуме, совершенствованию и развитию общества. Формированию компетенции способствует также изучение различных типов исторических источников, в том числе памятников права.
11) Стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11). Этому способствуют устные выступления на практических занятиях и их коллективное обсуждение, участие в конкурсах студенческих работ, оценка результатов промежуточного тестирования и контрольных собеседований, аргументированная оценка на итоговом испытании.
12) Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12). В процессе изучения дисциплины студент приобретает комплекс знаний о науке, культуре, образовании, их роли в историческом развитии общества.
Требования к освоению содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные направления, проблемы, теории и методы истории;
· движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества;
· различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории;
· основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
· важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь:
· логически мыслить, вести научные дискуссии;
· работать с разноплановыми источниками;
· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
· представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;
· навыками анализа исторических источников;
· приемами ведения дискуссии и полемики.
2. Место дисциплины в учебном плане
Дисциплина «История» относится к циклу обязательных дисциплин в
разделе «Гуманитарные и социальные дисциплины». Изучение курса истории опирается на весь комплекс естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний студента. Принципиальное значение имеют знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса истории в средней школе. В мировоззренческом и методологическом плане курс истории обеспечивает все изучаемые в СПбГПУ гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Кроме того, знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса, могут быть использованы при освоении ряда специальных дисциплин, в которых присутствует исторический компонент.
3.Распределение объема учебной дисциплины по типам обучающих технологий.
Форма обучения - очная.
Виды учебной работы
Обучающая технология
Текущий контроль
Промежуточная аттестация
4.Содержание дисциплины
Одна из особенностей интегрированного курса «История» состоит в проблемно-хронологическом принципе обучения. Такой подход позволяет дать учащимся комплексное представление о всемирных исторических процессах, роли России в мировой истории. Особое место в курсе занимают разделы, посвященные методологии истории и месте истории в системе социально-гуманитарных наук.
4.1. Компетенции, формируемые дисциплиной на основе ФГОС ВПО, разделы дисциплины по РПД и объемы по видам занятий
№ | Раздела дисциплины |
Объем занятий, час | Уровень сформированности | Составляющие (элементы, части) компетенций, формируемые дисциплиной на основе ФГОС ВПО | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПЗ | СР | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции |
Семинары | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Порого вый | Повышен нный | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модуль 1. История как наука, теоретические основы дисциплины (методология, историография, источники) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 | История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки | 4 | 4 | 4 | + |
Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1). Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2). 3)Обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3). 4)Обладать готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью несет ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4).. Обладать осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5). Уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8). 9)Обладать способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК‑9). 10)Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10). Образовательные технологии. В преподавании курса используются традиционные образовательные технологии: лекционные и практические аудиторные занятия.
Параметры дисциплины по ФГОС и по РПД
Лабораторный практикум Не предусмотрен.
Практические занятия 1. История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки. 2. Исследователь и исторический источник. 3. Особенности становления государственности в России и мире. 4. Русские земли в XIII-XV веках и европейское средневековье. 5. Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации. 6. Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот. 7. Россия и мир в ХХ веке. 8. Россия и мир в XXI веке. Курсовая работа Не предусмотрена
8.1. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов направлена на решение следующих задач: · логическое мышление, навыки создания научных работ гуманитарного направления, ведения научных дискуссий; · развитие навыков работы с разноплановыми источниками; · осуществление эффективного поиска информации и критики источников; · получение, обработка и сохранение источников информации; · преобразование информации в знание, осмысливание процессов, событий и явлений в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · формирование и аргументированное отстаивание собственной позиций по различным проблемам истории. 1. Внеаудиторная самостоятельная работа. Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы, эго-источники. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. 2. Аудиторная самостоятельная работа. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ. 3. Творческая самостоятельная работа студентов (ТСРС), в том числе научно-исследовательская работа, включая и задания, выполняемые в компьютерной обучающей среде (КОС). Важной формой организации учебной деятельности студентов является проведение «научных конференций» с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей. Компьютерная обучающая среда (КОС) позволяет оптимизировать учебный процесс, поскольку ее потенциал направляется на обеспечение самостоятельного решения таких учебных задач, целью и результатом которых является не только усвоение предметных знаний, но и овладение продуктивным стилем самостоятельной работы. Формируемая таким образом учебная компетенция включает освоение действий по самоуправлению учением; механизмы учебно-познавательной деятельности (описание, объяснение, преобразование, накопление и структурирование информации, ее уплотнение и сведение к единым логическим основаниям); стратегии оптимального овладения профессионально-ориентированным учебным материалом. Другой компетенцией, приобретаемой обучающимися при работе в компьютерной обучающейся среде, является профессиональная компетенция – то есть умения управления и самоуправления профессиональной активностью, моделируемой с помощью компьютерных средств. Выполняется постоянное обновление и совершенствование учебно-методической базы за счет привлечения ресурсов Интернета. Тематическое содержание самостоятельной работы: 1. Сущность, формы, функции исторического знания. 2. Становление и развитие историографии как научной дисциплины. 3. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности. 4. . Проблемы этногенеза и ранней истории славян в исторической науке. 5. Новейшие археологические открытия в Новгороде и их влияние на представления о происхождении Древнерусского государства 6. Властные традиции и институты в государствах Восточной, Центральной и Северной Европы в раннем средневековье 7. Международные связи древнерусских земель 8. Тюркские народы России в составе Золотой Орды. 9. Литва как второй центр объединения русских земель 10. Реформация и её экономические, политические, социокультурные причины. 11. Соборное уложение 1649 г.: 12. Освещение петровских реформ в современной отечественной историографии. 13. «Просвещенный абсолютизм». 14. Русская культура XVIII в. 15. Наполеоновские войны и Священный союз как система общеевропейского порядка. 16. Быт города и деревни в XIX в. 17. Русская культура в XIX в 20. Особенности становления капитализма в колониально зависимых странах. 21. Банкирские дома в экономической жизни пореформенной России. 22. Большевистская стратегия: причины победы. Октябрь 1917 г. 23. Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций 24. Коминтерн как орган всемирного революционного движения. 25. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии. 26. План Маршалла и окончательное разделение Европы. 27. Изменения в теории и практике советской внешней политики после XX съезда КПСС. 28. Крах колониальной системы во второй половине XX века. 29. Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР). 30. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе (Региональные и глобальные интересы России). Методы контроля СРС – защита реферата, выступление на практическом занятии. Образовательные ресурсы для СРС: рекомендуемые в разделе 9.2 учебные и методические пособия, электронные ресурсы.
Текущая СРС | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
работа с лекционным материалом, с учебной литературой | 2 | 4 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
опережающая самостоятельная работа (изучение нового материала до его изложения на занятиях) | 4 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
самостоятельное изучение разделов дисциплины | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
подготовка к контрольным работам, коллоквиумам, зачётам | 4 | 8 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого текущей СРС: | 10 | 20 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Адрес сайта курса http://moodle.spbstu.ru – ФИЯ (вход для зарегистрированных пользователей по кодовому слову, получаемому у преподавателя). 9.2. Рекомендуемая литература Основная литература (учебники и учебные пособия):
Дополнительная литература: История России: · Жукова Л.А., Кацва Л.А. История России в датах: Справочник. – М.: Проспект, 2009 Всемирная история: · История Нового времени: 1600-1799 годы: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. П.Ю. Уварова. – М.: Академия, 2007 Электронные ресурсы: Отечественная история. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Электронный ресурс] /СПбГПУ. Гуманитарный факультет. Кафедра истории; Сост. С.Б, Ульянова, А.П. Уланов, Е.А. Ростовцев. http://www.unilib.neva.ru/dl/local/327/main_index.htm Информационный портал Министерства образования России (адрес: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=275&oll.ob_no_to=) Портал содержит ссылки на 400 информационных ресурсов, в том числе на 260 по истории России (см.: http://school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=279&oll.ob_no_to=&pg=13). Ресурсы сайта представляются ценными для использования, прежде всего, в учебных целях. 2. Интернет для историков. История России. (адрес: http://edu.tsu.ru/historynet/education/index.htm) 3. Каталог исторических научно-образовательных ресурсов (InterHistory). Ассоциация «История и компьютер». (адрес: http://kleio.dcn-asu.ru/internet/sng.shtml ) 4. Ресурсы WWW по истории России; сайт «ООО Клио Софт” (адрес: http://www.history.ru/hist.htm) 5. Ресурсы по истории России, сайт Исторического факультета МГУ http://www.hist.msu.ru/Links/D/rushissites.htm 6. Интернет-медиа «Общество. ру» (Главный редактор – Ю.Абрамов) Подборка ссылок, помещенная на сайте (адрес: http://socarchive.narod.ru/resurs/RES/cultura/istor.html) представляет некоторый интерес (прежде всего указаниями на ресурсы по советской истории). 8. Russian History Index (адрес: http://vlib.iue.it/hist-russia/Index.html ) Определенный интерес представляют каталоги ресурсов, расположенные по адресам: http://fatus.chat.ru/links.html http://sesna.hypermart.net/pages/#b http://www.websib.ru/noos/history/www.html http://www.relcom.ru/Internet/Treasures/Leisure/History/ http://janaberestova.by.ru/resources.html http://www.pereplet.ru/istoriya.shtml http://host.km.ru/view/view.asp?id={9B72DBC1-8A0C-4A56-B0AA-EFF75547FD69}
Отечественная история (адрес http://www.lants.tellur.ru/history/index.htm) Сайт включает в себя карты, хронологические таблицы, электронные публикации работ классиков российской исторической науки (С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Г.В. Вернадского, Б.Д. Грекова и др.) 5. Исторические источники на русском языке в Интернете. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. (адрес: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html). Наиболее полная база источников по русской истории (необходимо использование архиватора zip), существующая в сети. 6. Сайт «Твой друг история» /Центр FREEnet Отдел глобальных сетевых технологий ЮУрГУ/ (адрес: http://scholar.urc.ac.ru/LANG=ru/B_Friend/history/index.html.ru) Научно-популярный сайт, который является совместным российско-американским проектом (содержит материалы на русском и английском языках по истории России), может быть интересен рядом ссылок учебного характера. Среди других сайтов общего (смешанного) содержания отметим следующие адреса: http://rus-sky.org/history/library/ http://www.magister.msk.ru/library/ http://lib.km.ru/?Subject=12 http://lib.ru/HISTORY/ http://www.zaimka.ru/ http://www.anriintern.com/history/rushistory/rushistory.htm http://rutenica.narod.ru/ http://konspekty.narod.ru/index-main.htm 9.3. Технические средства обеспечения дисциплины Коллекция слайдов с историческими картами. Коллекция электронных ресурсов. Коллекция презентаций Power Point по разделам дисциплины. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины Мультимедийный проектор, компьютеры.
Оценочные средства Примерные тесты
Тест. Вариант 1.
Тест. Вариант 2
12. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины ИСТОРИЯ Кафедра-разработчик «История» Направление (специальность) подготовки 035700 «Лингвистика» Наименование ООП Профиль
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Образовательный стандарт Федеральный ГОС ВПО Форма обучения очная
Программу в соответствии с ФГОС ВПО разработали: профессор, д.и.н. УльяноваС.Б. доцент, к.и.н. Бочаров А.А. доцент, к.и.н.. Мичурин А.Н
1.Цели и задачи изучения дисциплины 1.1 Основная цель изучения дисциплины
Цель дисциплины – сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации; дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России; ввести в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработать навыки получения, анализа и обобщения исторической информации.
1.2 Основные задачи дисциплины
Задачи дисциплины заключаются в развитии следующих знаний, умений и навыков личности: · понимание гражданственности и патриотизма как преданности своему Отечеству, стремления своими действиями служить его интересам, в т.ч. и защите национальных интересов России; · знание движущих сил и закономерностей исторического процесса; места человека в историческом процессе, политической организации общества; · воспитание нравственности, морали, толерантности; · понимание многообразия культур и цивилизаций в их взаимодействии, многовариантности исторического процесса; · понимание места и роли области деятельности выпускника в общественном развитии, взаимосвязи с другими социальными институтами; · способность работы с разноплановыми источниками; способность к эффективному поиску информации и критике источников; · навыки исторической аналитики: способность на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · умение логически мыслить, вести научные дискуссии; · творческое мышление, самостоятельность суждений, интерес к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами исторической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей) и определяется как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «История». Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом. В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций: · Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др. · Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники). · Умение «привязать» событие из истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели; · Умение выделить историческую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём); · Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации.
Основные задачи дисциплины состоят в формировании следующие социально-личностных и общекультурных компетенций: Концепция образовательных стандартов третьего поколения предусматривает кардинальные, системные изменения в сфере высшего профессионального образования. Представляются важнейшими следующие базовые компетенции, приобретаемые в ходе изучения курса «История», которыми должен овладеть учащийся. Он должен: 1) Ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1). Знание важнейших достижений мировой культуры и различных систем ценностей – один их важнейших результатов изучения курса. Формированию компетенции способствует изучение различных разделов курса, в том числе раздела: История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. 2) Руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2). Студент должен уметь анализировать современные проблемы человечества, представлять себе роль России в их решении. 3) Обладать навыками социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающими адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3). Это особенно важно в условиях глобализации мирового экономического, политического и культурного пространства. 4) Обладать готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлением уважения к людям, готовностью несет ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4). Программа дисциплины предусматривает проведение практических занятий с организацией дискуссий по темам, научных конференций, с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя. 5) Обладать осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5). Этому способствует изучение и сопоставление различных исторических концепций по отдельным проблемам дисциплины, знание важнейших достижений культуры и систем ценностей. 6) Владеть наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6). Формированию компетенции способствует изучение становления и развития историографии как научной дисциплины, исторических источников, способов и форм получения, анализа и сохранения исторической информации, а также конкретно-исторического материала всех разделов дисциплины. Компетенция формируется в ходе обсуждения отдельных вопросов программы дисциплины на практических занятиях, а также в процессе творческой самостоятельной работы студента. 7) Владеть культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владеть культурой устной и письменной речи (ОК-7). Компетенция формируется благодаря участию студентов в различных формах работы на практических занятиях: дискуссиях по темам, научных конференциях с докладами студентов и вопросами аудитории с последующими рекомендациями со стороны преподавателя и пр. 8) Уметь применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8). Этому способствует изучение конкретно-исторического материала по различным темам курса 9) Обладать способностью занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК‑9). Необходимо определить роль Российской Федерации в мировом сообществе, показать региональные и глобальные интересы России в современном мире. Компетенция формируется в процессе изучения следующих разделов дисциплины: Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Региональные и глобальные интересы России. Современные проблемы человечества и роль России в их решении. Модернизация общественно-политических отношений. 10) Знать свои права и обязанности как гражданина своей страны; уметь использовать действующее законодательство; демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10). В процессе изучения дисциплины учащийся получает представление о связи политики, экономики и права, социальных процессах в прошлом и в современном обществе. Знание фактов истории, закрепление в памяти образов исторических событий и личностей является неотъемлемой составляющей общей культуры, способствующей успешной интеграции человека в социуме, совершенствованию и развитию общества. Формированию компетенции способствует также изучение различных типов исторических источников, в том числе памятников права. 11) Стремиться к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; может критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11). Этому способствуют устные выступления на практических занятиях и их коллективное обсуждение, участие в конкурсах студенческих работ, оценка результатов промежуточного тестирования и контрольных собеседований, аргументированная оценка на итоговом испытании. 12) Понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12). В процессе изучения дисциплины студент приобретает комплекс знаний о науке, культуре, образовании, их роли в историческом развитии общества.
Требования к освоению содержания дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: · основные направления, проблемы, теории и методы истории; · движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе, политической организации общества; · различные подходы к оценке и периодизации всемирной и отечественной истории; · основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории; · важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
Уметь: · логически мыслить, вести научные дискуссии; · работать с разноплановыми источниками; · осуществлять эффективный поиск информации и критики источников; · получать, обрабатывать и сохранять источники информации; · преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма; · формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории; · соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; · извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть: · представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма; · навыками анализа исторических источников; · приемами ведения дискуссии и полемики.
2. Место дисциплины в учебном плане Дисциплина «История» относится к циклу обязательных дисциплин в разделе «Гуманитарные и социальные дисциплины». Изучение курса истории опирается на весь комплекс естественнонаучных, социально-экономических и гуманитарных знаний студента. Принципиальное значение имеют знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса истории в средней школе. В мировоззренческом и методологическом плане курс истории обеспечивает все изучаемые в СПбГПУ гуманитарные и социально-экономические дисциплины. Кроме того, знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения курса, могут быть использованы при освоении ряда специальных дисциплин, в которых присутствует исторический компонент.
3.Распределение объема учебной дисциплины по типам обучающих технологий. Форма обучения - очная. Виды учебной работы Обучающая технология |
Всего часов/зачетные еденицы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семестр 1 | Семестр 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
--- | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Аудиторные занятия (всего) | 72/2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе: | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Лекции | 18 | 18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Семинары | 18 | 18 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа (всего) | 54/2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа по семестрам (СР), час/ зачетных ед. | 18/1 | 36/1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В том числе творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСРС) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефераты | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Поисковые задания, выполняемые на компьютере, подготовка презентаций | + | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид промежуточного контроля | Зачет | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вид итогового контроля | Экзамен | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость дисциплины 126 часов / 4 зачетных единиц |
Дата: 2019-02-25, просмотров: 229.