Философия достигла многого в осмыслении и прояснении экологических проблем, которые существуют в современном мире:
- философы дают обобщенную мировоззренческую трактовку экологических проблем;
- в философии происходил и происходит активный процесс выработки понятийно-категориального аппарата по проблемам взаимодействия человека, общества и природы, экологии и, соответственно, формирования экологической формы общественного сознания;
- в философии вместе с наукой и другими видами духовной деятельности активно осуществляется процесс поиска наиболее эффективных путей решения экологических проблем современности.
Следует отметить, что ряд достижений научно-философской мысли заслуживает особенно высокой оценки, так как они оказывают прямое и достаточно значительное влияние не только на сознание людей, но и на их практическую, в том числе экологическую деятельность.
Это учение В.И. Вернадского и его последователей о ноосфере, в котором предложен путь достижения гармонии между человеком, обществом и природой и на этой основе решения экологических проблем. В этом учении главным фактором, гармонизирующим отношения между обществом и природой, выделена разумная деятельность общественного человека, способная придать естественной среде его проживания стабильность и разумные формы бытия и развития.
Важным достижением философии является также концепция этического отношения к природе. Основополагающие положения этой концепции были сформулированы А. Швейцером в его известной книге «Культура и этика». Им был сформулирован известный принцип биоэтики «благовения перед жизнью». В современной философской и этической мысли этот принцип получил дальнейшее развитие и модифицирован в принципы экологической этики, биоэтики, включая биоэтику в медицине. Это одно из перспективных направлений развития этики и в целом философской мысли на современном этапе.
Значительными являются идеи Н.Н. Моисеева об экологическом императиве, о коэволюции природы и общества, которые отразили современное состояние экологической ситуации в мире и подходы к ее стабилизации и улучшению.
Важное значение, имеет концепция устойчивого экологического развития, выработанная и предложенная мировому сообществу коллективно рядом институтов, учрежденных ООН по проблемам экологии и включенная во многие нормативные документы, принятые на международных, региональных и национальных уровнях.
Философия может помочь решению экологических проблем в различных направлениях, так как она “стимулирует формирования нового общественного сознания, ориентированного потребностью преодоления экологических противоречий… способствует преодолению ограниченности частных научных позиций, односторонности духовно-практических ориентаций человека в его отношениях с природой” [8].
Можно выделить три круга проблем, которые философия связывает с современной критической экологической ситуацией. Первый круг проблем связан с осознанием фундаментальности диалектического противоречия между человеком и природой и рассмотрением философских принципов, на основе которых это противоречие могло бы преодолеваться. Второй круг проблем затрагивает вопросы познания взаимодействия человека и природы в плане субъект-объектного отношения. Третий круг проблем — этикоэстетический. Он касается определенной нравственной и эстетической переоценки отношения к природной среде в плане формирования экологической этики, экологического сознания, эстетики природы, рассмотрения диалектики свободы и ответственности человека по отношению к природной среде. Конечно, выделение этих трех групп условно.
Однако при всей важности и значимости результатов научнофилософской деятельности по проблемам экологии достигнуто явно недостаточно. Необходимость согласования отношений общества и природы в наше время вполне осознана, существует осознание также и того, что человечество в решении экологических проблем должно действовать как единое целое и в этом направлении осуществляется определенная деятельность. Однако в целом экологические проблемы на практике пока решаются не эффективно.
Список литературы
1. Данилова В.С. Основные закономерности формирования ноосферы. М., 2001г. Academia. 53с.
2. Дунаева Н.Н. Философия. Ростов н/Дону: Феникс, 2005г.
3. Зубаков В.В. ХХI век Сценарии будущего: анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб, 1995г. СПб МГТУ, 1995г.
4. Лебедев С.А. Философия естественных наук. Учебное пособие для вузов (под. Общ. ред. проф. С.А.Лебедева – М.: Академический проект, «Фонд мир», 2006г.
5. Миронов В.В. Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М., Гардарики. 2006г.
6. Моисеев Н.Н. Быть или не быть человеческой цивилизации. - М., 2006. - 231 с.
7. Спиркин А.Г. Философия. М., Гардарики, 2004г.
8. Чижов П.Г. Философия и экологические проблемы // Вызовы современности и философия: Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО.- Бишкек, 2004.- С.97-102.
9. Meinberg E. Homo Oecologicus. Das neue Menschenbild im Zeichen der ökologischen Krise. Darmstadt, 1995
Дата: 2019-02-25, просмотров: 265.