Концепция Майнберга находится в единой цепи с другими распространенными на Западе идеями, к примеру, с концепцией экологического оптимизма. Она исследует позитивные стороны сложных и трудных взаимоотношений человека и природы, утверждая, что они могут существовать в гармонии. Концепция экологического оптимизма предполагает, что из любой, даже самой безнадежной ситуации есть выход и предполагает две разновидности оптимизма — утопическую и реалистическую.
Утопический (нереалистический) экологический оптимизм основывается на положении о том, что мрачные прогнозы развития 23 экологического кризиса являются неверной и неполной оценкой современной экологической ситуации, а значит, они ошибочны. Один из примеров утопического оптимизма можно найти в книге Г.Истербрука «A Moment on the Earth: The Coming Age of Environmental Optimism» (1995). Подход к экологическим проблемам, изложенный в этой книге, получил название экореализм. Эта книга вызвала бурные дебаты, так как её автор дискутировал положение в современной энвайроменталистской философии, выражая совершенно необоснованный оптимизм по поводу позитивного решения любой экологической проблемы. В результате, он пришел к следующему парадоксальному выводу: экологическая ситуация не ухудшается, а улучшается. Истербрук также считает, что со временем природа, будучи мощнейшим саморегулирующимся организмом, сама собой сможет решить все существующие экологические проблемы. Даже исчезновение по вине человека отдельных видов живых существ, что, конечно же, является трагедией, по Истербруку, должно быть расценено как часть эволюции природы, элиминирующей свои ненужные подсистемы.
Эта позиция является утопической (нереалистической), потому что не рассматривает и не объясняет причины экологического кризиса, предсказывая его спонтанное, «автоматическое» разрешение. Отношения между человеком и природой не могут гармонизироваться сами по себе или в результате случайного стечения обстоятельств, так как нынешний экологический кризис обусловлен отнюдь не естественными причинами. Природа не в состоянии нейтрализовать «плоды» человеческой деятельности, так как креативная мощь человечества проявилась с помощью искусственных средств. Поэтому человечество должно применить всю силу своего интеллекта для гармонизации своих отношений с природой.
Другая позиция, которую можно определить как реалистический экологический оптимизм, является практическим воплощением гармонии человека и природы на глобальном уровне. Это, к примеру, идеи буддизма об 24 изначальной гармонии человека и природы, так как в соответствии с ними, все в природе взаимосвязано и существует неотрывно одно от другого.
Конечно, современные концепции взаимодействия человека и природы более утилитарны и прагматичны, но, тем не менее, само стремление к такому взаимодействию имманентно содержится в природе человека.
Человечество, с точки зрения авторов этой концепции, обладает всеми необходимыми средствами для проведения позитивных изменений в экологической ситуации, каковыми, по их мнению, являются не только глобализация мировой экономики, но и глобализация средств коммуникации, демократии, науки и даже философии. Ведь наука как адаптивный механизм, созданный человеком, обладает способностью предвидеть будущее и показывать возможные пути исправления последствий активности человека. Её особой задачей должно быть определение законов взаимоотношений природы и человека, которыми будет руководствоваться все человечество. Философия должна выступать средством поиска и понимания отношений между Универсумом и человеком. Эстетика может расцениваться как самое первое проявление экологической культуры человечества в рамках философии из-за ее уникальной способности воспринимать гармонию мира. Этика дает критическую оценку таким понятиям как «природа», «прогресс», «ценности», «гуманность» с точки зрения морального долга человека перед природой и формирует новые моральные максимы.
Однако, анализируя концепции утопического экологического оптимизма и реалистического экологического оптимизма, можно сделать вывод, что содержащиеся в них идеи в значительной мере декларативны. Экологический оптимист оторван от жизни уже тем, что он живет в США и его оптимизм основывается на позиции «keep smiling» —продолжай улыбаться даже тогда, когда все совсем уж скверно. Ко всему прочему, его оптимизм трудно поколебать. Он не желает видеть, что глобализм, который он проповедует, 25 кроме очевидных (для самого экологического оптимиста) положительных сторон, имеет и отрицательные. Глобализация экономики позволит экологическому оптимисту перевести экологически вредные производства из развитых стран в развивающиеся, и таким образом решить экологический кризис для себя, ведь он, как мы помним, индивидуалист, следовательно, экологический эгоист. Глобализация демократии «западного образца» позволит сделать такой перенос «грязного» производства в третьи страны бесконфликтным, поскольку воинствующая либеральная демократия, инфицируя собой эти богатые энергоресурсами и дешевой рабочей силой страны, будет способствовать их «приручению». Глобализация науки и философии приведет к более прочному теоретическому и мировоззренческому закреплению «нового мирового порядка», существование которого констатируется западными философами уже в наши дни, а вместе с ним и однополярности мира. Все это опять подтверждает, что экологическая философия пропитана высокой политикой и идеологически ангажирована.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 295.