ПЗ История причастий. Формирование деепричастия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопросы: Неспрягаемые глагольные формы в древнерусском и современном русском языках. Образование кратких форм действительных причастий настоящего и прошедшего времени. Синтаксические функции кратких действительных причастий. Образование полных форм действительных причастий настоящего и прошедшего времени и их история. Образование кратких и полных форм страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. История страдательных причастий. Склонение причастий. Формирование деепричастия.

Задания:

Устно упр. 266, 267 (сб. Василенко).

Письменно выполнить зад. 7 вариант 3 (контрольная работа № 2 по ИГРЯ).

•Дать письменно полный морфологический разбор причастных форм в тексе «Смерть Олега от своего коня» со слов «И пришьдшю ему Кыеву…» (порядок разбора см. в пособии Грицкевич на с. 87).

•Выполнить зад. 225 – 226 по пособию Черепановой.

Основная литература:

1. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка. 2-е изд. -       М., 1997., с. 369 – 381 п. 215 – 223.

2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. 3-е изд. - М., 1990., с. 357 – 362 п. 215 – 223.

3. Колесов В.В. История русского языка. - СПб., М., 2005., с. 588 – 605.

 4. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык: Историческое комментирование. – М., 2005., с. 130 – 134.

Литература для выполнения практических заданий:

  1. Василенко И.А. Историческая грамматика русского языка: Сб. упражнений. 3-е изд. - М., 1984.
  2. Храмцова В.П., Сидоренская Н.Д. Контрольная работа № 2 по исторической грамматике русского языка. - Псков, 1988.
  3. Черепанова О.А., Колесов В.В., Капорулина Л.В., Калиновская В.Н. История русского языка: Учебное пособие. – М., СПб., 2003., с. 58.

 

Дополнительная литература:

1. Грицкевич Ю.Н. Историческая грамматика русского языка: пособие для студентов заочного отделения. - Псков, 2003., с. 78 – 82.

2. Иванов В.В, Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. 2-е изд. - М., 1985., с. 119 – 126.

3. Историческая грамматика русского языка. Морфология. Глагол. - М., 1982., с. 132 – 157, 280 – 411.

4. Кузьмина И.Б. Некоторые итоги исторического изучения русских причастий. Общеславянский лингвистический атлас. Материалы и исследования. 1980. - М., с. 263 – 274 п. 280 – 411.

5. Шмелев Д.Н. Архаические формы в современном русском языке. - М., 1960., с. 91 – 97.

6. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI – XVII вв.). – М., 2002., с. 212 – 214.

 

ПЗ Из истории древнерусского синтаксиса

Проект

Вопросы: Простое предложение. Главные члены предложения и способы их выражения. Особенности согласования сказуемого с подлежащим в древнерусском языке. Двусоставные и односоставные предложения. Синтаксические функции кратких действительных причастий в древнерусском языке. Оборот «Дательный самостоятельный». Оборот типа «земля пахать». Беспредложные конструкции. Вторые косвенные падежи. Нанизывание конструкций с союзом И. Сложнее предложение. Многозначность подчинительных союзов. Основные изменения синтаксического строя русского языка. Следы синтаксических особенностей древнерусского языка в современных говорах.

Темы проектов

1.Особенности синтаксиса простого предложения в древнерусском языке (двусоставные и односоставные предложения, способы выражения главных членов, особенности согласования подлежащего и сказуемого

 

2.Особенности управления в древнерусском языке. Вторые падежи

 

3.Синтаксические функции кратких действительных причастий в древнерусском языке.

 

4.Основные особенности синтаксиса сложного предложения в древнерусском языке

 

Цель проекта – презентация исторического материала в вузовском и школьном преподавании русского языка. Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Изучение научной литературы и Интернет-источников по выбранной теме проекта
  2. Продумывание и мотивированный выбор формы и способа подачи материала для двух типов аудитории а) студенты (фрагмент лекции, практического занятия, работа в рамках проблемной группы, факультатив и т.д., б) школьники (подготовка к олимпиадам, факультатив, культурно-массовое мероприятие и т.д.
  3. Презентация материала для школьной и студенческой аудиторий

Основная литература:

1. Борковский В.И., Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. - М., 1965., с. 338 – 547 п. 266 – 335.

2. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. 3-е изд. - М., 1990., с. 370 – 393 п. 271 – 299.

3. Колесов В.В. История русского языка. - СПб., М., 2005., с. 639 – 655 п. 469 – 479.

 

Дополнительная литература:

1. Структура предложения в истории восточнославянских языков / Под ред. В.И. Борковского. – М., 1983.

2. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI – XVII вв.). – М., 2002., с. 254 – 261.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 190.