Эмоциональные состояния и высшие чувства
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Эмоциональные состояния. Различные эмоции окрашивают наше поведение и наши отношения, создавая более или менее продолжительные, иногда устойчивые переживания. Иными словами, мы всегда находимся в каком-либо эмоциональном состоянии: жизнерадостном, оптимистичном, грустном, печальном, подавленном, мрачном и пр. Выделяют несколько видов таких состояний.

Настроение - длительное, слабо выраженное эмоциональное состояние. Настроение может длиться очень долго - неделями, месяцами. У каждого человека есть так называемый общий, характерный именно для него тон обычного настроения.

Настроение не предметно, а личностно, - это, во-первых, и, во-вторых, - оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние». И хотя настроение всегда имеет причину, мы часто не можем объяснить, почему у нас то или иное настроение, потому что в силу «беспредметности» настроения не всегда осознаем причину его возникновения.

У разных людей настроение по-разному выражается в поведении, но почти у всех оно так или иначе проявляется внешне. Мы никому не докладываем о своем настроении. Но взгляд, слово, интонация, движение, мимика, наклон головы - и все ясно. Своим поведением мы не только демонстрируем настроение, но и передаем его другим людям. По существу, от настроения каждого человека во многом зависит настроение окружающих. Человек с устойчивым мрачным настроением распространяет свое эмоциональное состояние на людей, с которыми находится во взаимодействии. Однако и постоянная бурная жизнерадостность также угнетающе действует на окружающих, утомляя их и часто вызывая раздражение. Особенно тогда, когда оптимизм одного не соответствует настроению других.

Важен не только характер эмоционального состояния и его проявление, но и соответствие этого состояния общей ситуации, а также мера (степень) его проявления в поведении. Уметь управлять своим настроением - это особенность волевой регуляции и культурного развития личности. Так, на Востоке существует традиция не обнаруживать не только плохое настроение, но и горе, печаль. Эта традиция предписывает во всех случаях сохранять приветливое выражение лица, чтобы не обременять других людей своими заботами и переживаниями.

Сами настроения и их глубина у каждого человека различны, но всегда тесно связаны с тем, как складываются его отношения с окружающими людьми и с ходом собственной деятельности. Мы иногда не придаем должного значения словам, сказанным в минуту раздражения, усталости или просто походя - в автобусной толкучке, в очереди в магазине, на работе... и тем самым портим настроение и другим и себе. Ведь сила слова беспредельна. Вспомним русское «здравствуйте». Попробуйте произнести его не скоропалительно, не как бездумное «здрасьте», а медленно, с чувством: «Здрав-ствуй-те!» - и посмотрите при этом в глаза тому, кого вы приветствуете, улыбнитесь ему. Поверьте, и у вас и у него целый день будет хорошее настроение. Ведь дело не только в словах, но и в тоне, каким эти слова произносятся, в точном смысле, который этими словами выражается.

Аффекты - эмоциональные состояния, противоположные настроению. Аффекты - бурные, кратковременные эмоциональные вспышки, которые захватывают всю личность человека. Это может быть сильный гнев, страх, радость и т.п. Человек как бы теряет самоконтроль, теряет власть над собой, весь отдается переживанию, не контролирует свои действия. Аффект возникает большей частью внезапно, продолжается иногда всего несколько минут, но оставляет после себя в некоторых случаях длительный след в виде общего нервного потрясения. Аффективное состояние всегда имеет какое-то завершение. Например, результатом сильнейшего аффекта явилось убийство царем Иваном Грозным своего сына.

Появление аффекта связано с возникновением в коре мозга сильного очага возбуждения, в результате чего происходит ослабление тормозных процессов и кора теряет возможность контроля.

Можно ли регулировать состояние аффекта, преодолеть его? Важно не доводить себя до такого состояния, проявлять выдержку и самообладание. Порой люди попадают во власть аффекта из-за своеобразной безответственности и ощущения безнаказанности. Например, человек дома разрешает себе быть аффективным, слишком вспыльчивым, а на работе «держит себя в руках» и наоборот. Значит, может сдержаться, когда считает необходимым. Важно научиться властвовать собой. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что вопрос должен ставиться не так: преодолевайте уже овладевший вами аффект, и вы не допустите безответственного аффективного поступка; а скорее так: не давайте зародившемуся аффекту прорваться в сферу действия, и вы преодолеете свой аффект, снимете с нарождающегося в вас эмоционального состояния его аффективный характер.

Главное в предупреждении аффективного состояния -чувство ответственности перед собой и перед окружающими людьми.

Страсть - самое сильное и яркое эмоциональное состояние человека. В отличие от аффекта это стойкое, всеохватывающее чувство, которое вызывает стремление к активной деятельности для своего удовлетворения. Великая страсть рождает великую энергию. Страсть не является просто вспышкой, она всегда выражается в сосредоточенности, собранности мыслей и сил, их направленности на единую цель - предмет страсти?

Страсть представляет собой единство эмоциональных и волевых моментов. Однако страсть своеобразно сочетает в себе активность и пассивность человека. Она захватывает человека, он находится во власти своей страсти, не может освободиться от нее. Страсть - большая сила, она может быть пагубной и даже роковой. Страсть может быть и позитивной, великой. Ничто значительное на свете еще никогда не совершалось без великой страсти - и в науке, и в труде, спорте, искусстве, литературе, в жизни.

Стресс (от англ. слова stress - напряжение) - эмоциональное состояние, возникающее при опасности, больших физических, психических перегрузках, т.е. в необычно трудной ситуации. Переживается оно с большой внутренней напряженностью. Часто такие переживания возникают при необходимости принять быстрые и ответственные решения и пр. Экстремальные жизненные переживания - обиды, угрозы, разочарования, измены, неожиданная опасность, катастрофы - требуют от человека мобилизации его нервно-психических сил. Переживание этих ситуаций вызывает острую форму эмоционального состояния, т.е. стресс

Умеренный стресс может быть даже полезным, например, у спортсменов перед ответственными соревнованиями, у артистов перед премьерой, у студентов перед экзаменами. Стресс полезен тогда, когда он дает человеку силуи смелость, когда же он вызывает неприятные чувства, слишком сильное нервное напряжение, тогда он оказывает вредное воздействие на психику и психическое здоровье человека. Чаще всего понятие «стресс» употребляется в его негативном значении.

Стрессы и аффекты, общие черты и отличия

Аффе́кт (лат. Affectus — страсть, душевное волнение) — относительно кратковременное, сильно и бурно протекающее эмоциональное переживание: ярость, ужас, отчаяние, гнев и др. Начало состояния аффекта сопровождается изменениями со стороны вегетативных реакций (изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, появление «холодного пота» и др.), резко выраженными изменениями в произвольно-двигательной сфере (торможение, возбуждение или перевозбуждение, нарушение координации движений) .

Сильный аффект обычно нарушает нормальное течение высших психических процессов — восприятия и мышления, иногда вызывает сужение сознания или его помрачение.

Аффект может быть «сниженным» (негативным, отрицательным) или «повышенным» (позитивным, положительным). Если снижение аффекта неадекватно ситуации, или не связано с ситуацией вообще, то такое снижение аффекта называют депрессия. Если же наоборот, аффект повышен неадекватно ситуации, или же его повышение вообще не связано с оценкой ситуации, то такое повышение аффекта называют мания. Субъективным отражением аффекта является настроение. Субъективно аффект переживается как состояние, как бы навязанное человеку извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии развития аффекта его можно не допустить.

Стресс (Стресс-реакция) (от англ. stress — напряжение, давление, нажим) — неспецифическая (общая) реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом) . В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. Выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.

Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты. Для формирования адаптивного поведения человека необходимо накопление опыта его пребывания в трудных ситуациях, овладение способами выхода из них. Устойчивость к стрессу может специально формироваться. Существует ряд приемов самозащиты человека от травмирующих нагрузок в критических ситуациях. Стрессовые ситуации могут возникнуть внезапно и постепенно. В последнем случае человек некоторое время находится в предстрессовом состоянии. В это время он может принять меры с целью соответствующей психологической защиты. Можно снизить воздействие стрессовых ситуаций, путем их обесценивания, снижения значения.

Таким образом: и аффект и стресс оказывают влияние на психическое состояние человека. Аффект - это кратковременный эмоциональный взрыв. А стресс более продолжителен, наступление его провоцируется рядом психических и физических перенапряжений.

Высшие чувства присущи только человеку. Они тесно связаны с его личностью, с отношением к жизни, к людям, с убеждениями и взглядами. Выделяют три вида таких чувств:

1. нравственные,

2. интеллектуальные

3. эстетические.

Ценность этих чувств зависит от их содержания, от того, какое отношение и к какому объекту они испытываются.

Нравственные чувства в форме переживаний выражают отношение человека к людям, к обществу, к своим обязанностям, к самому себе. Человеколюбие является основной ценностью нравственных чувств. Не случайно Б.Л. Пастернак писал: «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя».

Нравственные чувства развиваются с раннего детства в процессе усвоения нравственных норм, принятых в обществе. Человек научается (или не научается) не только отличать хорошее от плохого, но в связи с хорошим или плохим он начинает переживать различные чувства, у него постепенно вырабатываются принципы собственного нравственного поведения и нормы нравственного убеждения. Все, что для нас является нравственным, вызывает у нас положительные чувства, а то, что безнравственно - отрицательные.

К числу нравственных чувств относятся: любовь, товарищество, патриотизм, чувство долга, чести, дружба, стыд, муки совести, ненависть, трусость, жадность, зависть, злорадство, стыд, чувства симпатии, антипатии, привязанности, уважения, презрения, признательности и др.

Интеллектуальные чувства возникают в процессе умственной деятельности и связаны с познавательными процессами и творчеством. Интеллектуальные чувства могут быть очень сильными. Жажда знаний и нового могут стать страстью, а радость открытия - подняться до уровня аффекта. Вообще возникновение проблемы, поиски ее решения вызывают те или иные чувства. Интеллектуальными чувствами являются: жажда знаний, желание нового, любознательность, радость открытия, чувство удивления, сомнения, уверенности в суждениях и пр. Эти чувства активизируют психические процессы, делая их более быстрыми и интенсивными.

К интеллектуальным чувствам относят также чувство комического, юмор, иронию, сарказм.

В чувстве юмора проявляется беззлобно-насмешливое отношение к чему-нибудь или к кому-нибудь. В юморе смех сочетается с симпатией к тому, на что он направлен. Чувством юмора чаще всего обладают добродушные люди, тонко чувствующие как прекрасное в жизни и в людях, так и те или иные их безобидные недостатки и слабости.

Чувство иронии - это тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме, остро критическое отношение к миру, людям, самому себе. Ирония не щадит никого и ничего. Ее цель - совершенствование действительности. Человек с позиции своих идеальных представлений о людях и мире стремится критически воздействовать на окружающую действительность. Ирония никогда не бывает мелочной, злобной, она высмеивает существующее во имя лучшего. -

Сарказм - это язвительная насмешка, гневная ирония.

Цинизм - издевка, насмешка, основанные на чувстве озлобленности мелкого человека против всего, что лучше и выше его. «Цинизм опасен прежде потому, что он возводит злобу в добродетель», - писал А. Моруа. Люди с чувством цинизма способны не созидать, а разрушать, не уважать, а унижать окружающих людей, а главное, они ни за что не чувствуют собственной ответственности.

Чувство комического заключается в том, что мы неожиданно обнаруживаем резкое несоответствие между тем, что собою представляет в действительности какое-либо жизненное явление, и тем, за что оно себя выдает, на что претендует. Смешными являются любые несообразности: несоответствие цели и средств, выбранных для ее достижения, действий и результатов и пр. Смешно, когда человек, выдающий себя за знатока какого-либо дела, предмета, не имеет о нем никакого представления.

Эстетические чувства проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного, это любовь к красоте. Их источником являются природа, произведения искусства, люди. М. Горький говорил: «Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее человека. Он - все».

Эстетические чувства проявляются в художественных оценках и вкусах, которые зависят от эстетических предпочтений: одним нравится легкая, другим - серьезная музыка и пр. Развитое эстетическое чувство позволяет познать эстетическое качество произведений искусства и окружающего мира, природы и людей - их красоту, испытать эстетическое чувство прекрасного.

Внешнее выражение эмоций. Изменения, возникающие при сильных эмоциях во всем организме, захватывают систему мышц лица и всего тела и проявляются в так называемых выразительных движениях. Эти движения делают переживания более яркими и более доступными восприятию и пониманию другими людьми. Чувства одного человека посредством выразительных движений передаются другому, вызывая у него сочувствие. Что же это за движения?

Мимика - выразительные движения лица: улыбка, горестный взгляд, нахмуренные или поднятые в удивлении брови и пр.

Пантомимика - выразительные движения всего тела (поза, жесты, наклон головы и др.), вокальная мимика или тембр -выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Интонация придает слову тот живой оттенок смысла, то конкретное значение, которые хочет выразить говорящий. Например, слово «снег» может быть произнесено с оттенком радости: «Снег!» (наконец-то кончилась осенняя слякоть, скоро можно стать на лыжи!) или с оттенком огорчения: «Снег!» (т.е. наступила долгая зима). Интонация, как вы знаете, бывает вопросительная, восклицательная, повествовательная, ироническая, торжественная, гневная, огорчительная и пр.

В повседневной жизни мы постоянно по тончайшим изменениям в выражении лица, в жестах, в позах, интонациях и т.д. чувствуем малейшие сдвиги в эмоциональном состоянии, в настроении окружающих нас людей, особенно близких нам.

Выразительные движения человека часто воспроизводят те действия, которые были когда-то целесообразны в инстинктивной деятельности наших животных предков.

Произведения искусства (музыка, живопись, скульптура, поэзия) - это тоже внешнее выражение чувств их создателей - поэтов, художников, композиторов, которые вызывают у людей ответные эмоции и чувства.

Задание: Написать эссе-размышление

Напишите небольшую работу раскрыв темы: «Насколько я эмоциональный человек», «Роль эмоций и чувств в моей профессии»

 

Дата: 2019-02-18, просмотров: 793.