Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в младенчестве
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в раннем возрасте

Развитие орудийно-предметной деятельности в раннем возрасте

Развитие моторной (двигательной) активности в младенчестве и раннем возрасте

Когнитивное развитие младенца

Пиаже придерживался мнения, что младенцы являются активными учениками; в ходе сенсомоторного периода обучение начинается с рефлексов и усложняется через адаптацию.

Игра с предметами проходит несколько стадий в период младенчества и важна для когнитивного развития.

За время младенчества подражание все более усложняется; в настоящее время доказано, что младенцы способны к отсроченной имитации уже к середине 1-го года жизни, гораздо ранее, чем считал Пиаже.

Понимание постоянства объектов в младенчестве развивается стадиально; незрелое представление об объектах, очевидно, присутствует во второй половине 1-го года жизни, если не раньше.

Навыки запоминания проявляются очень рано; младенцы обладают особенно хорошей зрительной памятью.

Символическая репрезентация в период младенчества развивается стадиально, что доказывается «игрой понарошку»; играть понарошку младенцы начинают в возрасте от 6 до 12 месяцев.

Теория сенсомоторного развития Пиаже подвергалась критике по многим поводам, но его представления об активной роли младенцев в процессе научения и о том, что когнитивное развитие основывается на взаимодействии взросления и опыта, остаются важным вкладом в науку.

Считается, что восприятие потенциальных возможностей объектов, как и перцептивная категоризация, начинается на ранних этапах младенчества.

Когнитивное развитие ребенка раннего возраста

Методом проб и ошибок сопоставляет объемную фигуру с плоскостной проекцией, вставляет 3 вкладыша разной формы в соответствующие им отверстия; учится собирать трехместную матрешку и большее количество контрастных по величине форм-вкладышей, с помощью взрослого собирает пирамидку из 3 – 4 частей, учитывая величину элементов; раскладывает близкие по форме предметы на группы (круг, овал, квадрат, прямоугольник); учится подбирать предметы по оттенкам (синий – фиолетовый, красный – оранжевый), иногда может назвать один цвет (основной); распознает качества предметов при направленном обучении (пушистый, холодный).Строит башенку из большого числа кубиков (до 10 шт.); строит более сложные, чем раньше, конструкции по собственному замыслу; находит 5 - 6 парных картинок из 10; вместе со взрослыми играет с разрезными картинками из двух частей; вылавливает магнитной удочкой рыбок и т.п.; может назвать некоторые из 4 основных цветов и некоторые геометрические фигуры в игре; собирает пирамидку из 4 – 8 колец, учитывая размер; имеет представление о числе (показывает и говорит: «1, 2, 3, много, мало»); называет около 50 изображений по темам: «Животные», «Люди», «Одежда», «Транспорт», «Мебель».

огнитивное развитие

Строит башню из 6 – 8 кубиков; ориентируется в контрастных величинах по убыванию-возрастанию в пределах 3 – 4 предметов (кубиков, колец пирамидок), соотнося их по размерам «больше – меньше»; соотносит конфигурацию объемных геометрических предметов с их плоскостным изображением («Почтовый ящик», подбор крышек к коробкам); ориентируется в 4 основных цветах и некоторых оттенках, подбирает по образцу, может назвать 1 – 2 цвета; часто пытается использовать один предмет для воздействия на другой (бьет молоточком по дощечке, стерженьку, «как взрослый мастер»); различает «один – много», начинает формироваться понятие о числе («два», «пара»); учится подбирать парные картинки, называет многие картинки по темам: «Животные», «Посуда», «Одежда», «Мебель».

 

Речевое развитие младенца

Понимание речи интенсивно развивается во втором полугодии. Именно в это время надо создавать специальные условия: взрослый формирует речевое пространство малыша с помощью "сопровождающей" речи: "Сейчас мы возьмем бутылочку, нальем воды. Вода горячая, она должна немного остыть. Поставим пока бутылочку на стол..." Значение такого комментирования огромно: ребёнок прислушивается к речи, понимает её общий эмоциональный тон, а позже - выделяет в ней отдельные слова. Ребёнок пока не овладевает речью, слова ещё недостаточно чётко соотнесены с обозначаемыми предметами, однако "фоновая речь" взрослого является необходимой предпосылкой развития собственной речи малыша.

Сначала вокализации ребёнка имеют вид коротких, а позже певучих звуков, в которых выражается состояние ребёнка - восторг, радость, удовольствие (вскрики, взвизгивания), напряжённое сосредоточение (гуканье). Хотя лепет младенца может напоминать знакомые слова, важно понимать, что звуки, издаваемые ребёнком, ("ма-ма", "дя-дя") не имеют предметной отнесённости, иначе говоря, ситуативны и не называют предмет. Вокализации, как правило, возникают, как сопровождение активных действий ребёнка и являются, своего рода, голосовым аккомпаниментом. К концу первого года вокализации используются для общения со взрослыми. Издавая звукокомплексы, ребёнок подзывает взрослого, привлекает его внимание, удерживает около себя.

В развитии речи дети проходят несколько этапов:

1. Этап гуканья и гуления. 2. Этап лепета и лепетного говорения 3. Этап появления псевдослов, слов-предложений.

Первоначально во время гуления появляются гортанные звуки "к", "х", вначале без сопровождения гласных, реже с "ы" - "кы", "хы".. В 11-13 месяцев ребёнок уже долго и с удовольствием гулит.

Начиная с 4 мес. во время гуления появляются первые согласные - губные "б" и "м". Сначала редко, а затем все чаще, малыш начинает произносить слоги "ба" и "ма". Постепенно набор звуков обогащается, у ребенка появляются подражательные голосовые реакции. Взрослый произносит: "Киса", "Мама", и ребенок пытается повторить (чаще всего только первый слог - "ки", "ма"). К 7-8 месяцу возможны первые попытки называния. К году ребенок может активно использовать от 1 до 7-16 слов. Первые слова называются псевдословами, а речь ребенка - автономной. Такая речь имеет ряд особенностей: она включает в себя звуковые "обрывки", слова-искажения ("мооко"), звукоподражания ("ав-ав", "му-му"); кроме того, детские слова характеризуются многозначностью. Так, "ки" может обоначать кису, конфеты, любимую игрушку и т.п.

Автономная речь понятна только ребенку и тем, кто посвящен в "шифр" детской речи. Она своеобразна и зачастую аграмматична: ребенок произвольно соединяет слова, руководствуясь ситуацией.. Начало и конец автономной речи знаменуют собой начало и конец кризиса первого года жизни.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 225.