Общее понятие о направлении и теории психического развития в психологии развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научное направление – группа теорий, объединённых общей идеей относительно процесса психического развития.

В рамках направлений могут выделяться поднаправления, которые дифференцируют исходную идею.

Теория – непротиворечивая связная система правил, порощдающая модель псих. Развития человека на основе его эмпирического изучения.

Теория психического развития должна следовать ряду требований:


Непротиворечивость;

Простота (минимальное число правил);

Связность

Обобщённость

Достоверность (образ объекта в модели должен соответствовать действительному образу человека)

Эмпиричность(образ объекта должен строится на основе эксперимента);

Подтверждаемость( повторные её изучения должны быть подтверждаемы);

Прогностичность (зная теорию – можно строить прогнозы);

Эффективность (рекомендации, сделанные психологом,должны быть эффективными).


Теории могут быть охарактеризованы по ряду критериев:


· Объём описания (какие процессы развития описаны в данной теории);

· Возрастные периоды, рассматриваемые в теории;

· Движущие силы развития;

· Практическая значимость теории.


Эклектика – объединение знаний для наиболее полной оценки…….

В психологии развития для классификации направлений и связанных с ними теорий используется в качестве критерия представление о факторах психического развития.

Внутренние факторы( субъект)

Внешние факторы (объект)

Различные варианты сочетания этих двух факторов явл. основание для выделения тех или иных направлений и связанных с ними теорий развития.


1. Или субъект, или среда (развитие определяет судьба)

2. Только субъект (эндогенное направление);

3. Только среда (экзогенное направление);

4. И субъект, и среда (интеракционестическое направление).


Эндогенное имеет 2 поднаправления: Биологическое; Этологическое.

Экзогенное представлено только одним поднаправлением :бихевиористическоеподнаправление.

Интеракционестическое предполагает, что во взаимодействии субъекта и среды может быть несколько вариантов:

· Психоаналитическое поднаправление (субъект развиваетсяподавляясь средой);

· Когнитивное поднаправление( субъект развивается познавая среду)

· Поднаправление социализации ( субъект развивается включаясь в среду и активно её усваивая посредствам деятельности)

· Социально-когнитивноеподнаправление (субъект развивается, наблюдая за средой и подражая ей);

· Социально-экологическое (субъект развивается, вростая в более широкие уровни и слои среды);

· Поднаправление саморазвития (субъект развивается, подавляя среду);

· Системное поднаправление (между субъектом и средой существует взаимодействие).

23

24

25Бихевиористические теории развития. Проблема развития в теории Б.Ф. Скиннера

 

Представители теории поведения (бихевиористические теории) основным в развитии личности считают расширение репертуара поведения, которое достигается путем научения. Так, один из родоначальников этого направления – Джон Уотсон – считал, что человек таков, каким научился быть. Многие сторонники бихевиоризма полагают, что человек “учится вести себя” всю жизнь, но не выделяют при этом особых периодов или стадий. Вместо этого они определяют три типа обучения: классическое обусловливание; оперантноеобусловливание; обучение посредством наблюдения.
1. Классическоеобусловливание – простейший тип обучения, в процессе которого используются лишь непроизвольные рефлексы детей. Эти рефлексы и у человека, и у животных являются врожденными. Ребенок в ходе обучения чисто автоматически реагирует на какие-либо внешние стимулы, а затем учится реагировать таким же образом на стимулы, несколько отличающиеся от первых. Например, ребенка можно научить бояться белую мышь, используя его боязнь неожиданного громкого звука. Было замечено, что ребенка пугает этот звук. При этом испуг автоматически включает механизм плача. Аналогично и другие поведенческие реакции не были заученными прежде формами поведения, а появлялись в ответ на неожиданные раздражители (в нашем примере это громкий звук).
2. Оперантноеобусловливание – Б. Скиннер разработал специфический тип обучения, который назвал оперантнымобусловливанием. Суть его заключается в том, что человек контролирует свое поведение, ориентируясь на его вероятные последствия (положительные или отрицательные). Например, в ходе эксперимента Скиннер учил крыс нажимать на задвижку клетки следующим образом: как только они нажимали на нее, он давал им пищу, тем самым подкрепляя их реакцию. В цирке поведение дрессированных животных – есть результат применения оперантногообусловливания. Возникает вопрос: какое отношение к детям имеет крыса или животное в цирке? Дело в том, что дети перенимают у других различные формы поведения посредством методов обучения, относящихся к оперантномуобусловливанию, особенно таких, как подкрепление и наказание.
3. Обучение посредством наблюдения. Наверное, ни для кого не секрет то, как важно подавать детям хороший пример. Американский психолог Альберт Бандура, признавая важность обучения по типу классического и оперантногообусловливания, все же считает, что в жизни гораздо чаще обучение происходит благодаря наблюдению: ребенок наблюдает за тем, что делают, как ведут себя родители, бабушки и дедушки, сверстники, другие люди в его социальном окружении, и старается воспроизводить образцы их поведения. Бандуру и его коллег, акцентирующих внимание на зависимости личностных характеристик человека от его способности учиться у окружающих, обычно называют теоретиками социального обучения.

26Теория социализации Р. Сирса

По Сирсу, центральный компонент научения - это зависимость. Подкрепление в диадических системах всегда зависит от контактов с другими, оно присутствует уже в самых ранних контактах ребенка и матери, когда ребенок путем проб и ошибок учится удовлетворять свои органические потребности с помощью матери. Диадические отношения воспитывают зависимость ребенка от матери и подкрепляют ее. В возрасте от четырех до двенадцати месяцев устанавливается зависимость, и вместе с ней устанавливается диадическая система. И ребенок, и мать имеют свой репертуар значимых действий, которые служат им для того, чтобы стимулировать взаимные ответы, соответствующие собственным ожиданиям. Сначала ребенок проявляет свою зависимость пассивно, затем он может активно ее поддерживать (внешние знаки поведения и более активное требование любви). Детская зависимость, с точки зрения Сирса, - это сильнейшая потребность, которую нельзя игнорировать. В психоанализе показано, что психологическая зависимость от матери возникает очень рано. Физически ребенок зависит от нее с рождения, то есть его жизнь зависит от ее заботы. Психологическая зависимость появляется через несколько месяцев после рождения и сохраняется в какой-то степени и во взрослой жизни. Но пик зависимости приходится на раннее детство.

По Сирсу, должно существовать определенное, заранее предсказуемое взаимоотношение между практикой родительского ухода за ребенком и зависимым поведением у детей.

Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие "социальная среда" входит: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальная позиция семьи, уровень образования и др. Мать видит своего ребенка сквозь призму своих представлений о воспитании детей. Она по-разному относится к ребенку в зависимости от его пола. В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все "можно" и "нельзя". Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, социальный статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность здорового развития ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни.

В целом, ребенок ведет себя так, как он был воспитан своими родителями. По Сирсу, детское развитие - зеркало практики воспитания ребенка. Следовательно, развитие ребенка - результат научени










Дата: 2019-02-25, просмотров: 220.