Развитие – изменение, образующее ветвящейся процесс содержащий с одной стороны – узлы качественных изменений, приемствующие следующих друг за другом, а с другой- линии количественным изменениями, связывающие узлы между собой.
Психология развития, процесс развития направлен в сторону прогресса и регресса(двунаправлен).
Изменения процесса развития:
· Количественные и качественные
· Непрерывные и дискретные
· Универсальные и индивидуальные
· Обратимые и необратимые.
· Целенаправленные и спонтанные
· Прогрессивные и регрессивные
Процессы развития: рост, созревание, научение, дифференциация, централизация(интеграция), запечатление, социализация, идентификация, индивидуализация.
Рост, как развитие количественный процесс, который поддается изменениям и который можно выделить численно (рост, вес интеллект, интерес)
Созревание – процесс, регулируемый внутренними факторами. Направленный на изменения биологических органов и систем человека, участвующих в тех системах, которые участвуют в психических изменениях.
Факторы: необратимость большинства изменений, нагоняемость(если развитие тормозилось, то при таком факторе происходит нагоняемость), возникновение изменений в строго определенном возрасте, протекание процессов развития в одной и той же последовательности у разных людей.
Процессы созревания создают исходные предпосылки для многочисленных процессов психического развития и одновременно ограничивают влияния внешнего фактора.
Научение – процесс, благодаря которому происходит целенаправленное усвоение знаний и умений, социально нравственных норм и законов. Для процесса научения необходимо наличие определенного образца (учитель-ученик).
Дифференциация- пр. дробления и структурирования свойств личности, способа поведения человека, психических процессов. Происходит возникновение новых процессов, свойств поведения.
Централизация- процессы изначально дифференцированные, объединяются (для создания новых).
Запечатление – пр. непосредственного неконтролируемого сознанием усвоения каких-либо норм, способов поведения, знаний в результате кратковременного воздействия определенного образца.
Психика в определенный момент жизни человека синзитивна (чувствительна)копред. раздражителю.
Социализация- пр. включающий в себя социальное становление личности(социальное обрастание-окружение), социальное формирование личности(пр. целенаправлен).
Идентификация – пр. присвоения отдельным индивидом всесторонней человеческой сущности. Обозначает отождествление человека с другими людьми, группой людей либо самоотождествление.
Индивидуализация- пр. поиска личностью своей непохожестью, по сравнению с другими людьми.
Понятие возраста в психологии развития
Возраст: абсолютный и условный.
Абсолютный –календарный, хронологический. В психологии развития –датировка.
Условный в Ψразвития имеет большое значение. Этот возраст определяется путем установления места положения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития на основании каких-то качественных и количественных признаков. Результатом определенного условного возраста является помещение объекта в определенную периодизацию. Признаки по которым определяется условный возраст называются возрастными свойствами, т.е. каждый период отличается своими свойствами(характеризуют среднестатистического человека).
У человека несколько условных возрастов: психологический, биологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст личности.
Жизненный путь индивида
Развитие индивида описывается в нескольких терминах: Время жизни(протяженность), жизненный цикл(жизнь индивида подчинена некоторой цикличности, этапы жизни представляют собой постоянный круговорот),жизненный путь(полно отражает жизнь человека).
В современной Ψ большое значение приобретает биографический метод-изучение человека идет через его биографию, принято изучать развивающегося индивида в изменяющемся мире. Жизненный путь характеризуется неравномерностью и гетерохронностью протекания возрастных процессов.неравномерность и гетерохронность возрастных процессов делают любую научную организацию жизненного пути и его отдельных этапов заведомо условным, допускающийлюбые вариации и отклонения от статистически средних, которые являются вполне нормальными, неустранимые, представляя собой разные типы развития.
Американские ученые Шеррод и Брим сделали слеующие выводы:
1) Развитие является принципиально плюралистическим, как в процессе, так и в результате. Ни процесс, ни конечный результат развития нельзя считать однонаправленным и ведущим к одному и тому же конечному результату.
2) Развитие происходит от зачатия до смерти, при этом пластичность и способность к изменениям сохраняется на протяжении всей жизни. Разные процессы развития могут начинаться, продолжаться и заканчиваться в разные моменты жизни. Развитие в разных областях не обязательно имеют сходные траектории или принципы.
3) Развитие разных людей протекает крайне неодинаково, межиндивидуальные развития могут включаться биосоциальные процессы дифференциации, которые связаны с половой, социально-массовой принадлежностью. Это значит что межиндивидуальное развитие может отражать изменчивость процесса развития.
4) Развитие в разных областях жизнедеятельности определяется различными факторами, которые могут быть взаимосвязаны.
5) Результатом развития является индивидуальная личность, являющаяся как продуктом, так и творцом своего собственного развития.
6) Общество может быть поделено на определенные страты соответственно возрасту членам этого общества. Понятие возрастной страты –социологическое, а для Ψ- возрастная когорта.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 231.