Элейская школа: представители и их идеи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Элейская школа философии – одна из самых старых в Древней Греции. Существовала она в VI – первой половине V века до нашей эры.

В то время как другие досократики (то есть философы, жившие до Сократа) интересовались естествознанием, элеаты рассуждали в ином русле: они изучали бытие и предложили сам этот термин; таким образом, элеаты являются основоположниками онтологии.

К элейской школе традиционно относят Зенона, Парменида и Мелисса. Иногда к ней причисляют Ксенофана, который был учителем Парменида; из-за этого его даже называют основателем элейской школы.

В действительности Ксенофан не был «формальным» основателем этой школы, но своими идеями повлиял на элейских философов.

Идеи элеатов

•      Единство, вечность, неизменность сущего, его непрерывность и неразрушаемость. Эта мысль провозглашалась ещё Ксенофаном, а затем была воспринята всеми элеатами.

•      Рационализм в познании и монизм в бытии. Монизм – утверждение, что всё сущее в конечном итоге сводится к первоначалу, к исходному элементу. 3. Наличие движения и множественности как исходный постулат. Зенон в своих апориях показывал, что иное допущение приводит к абсурдным выводам – о том, что движения не существует, нет расстояния и множественности.

•      Целое не просто равно сумме частей, оно качественно отличается от всего, что составляет его сущность. Это также показал Зенон в своих апориях: так, одно зёрнышко падает на землю бесшумно, в то время как мешок зерна при падении издаёт оглушительный грохот.

•      Пустота тождественна небытию; следовательно, пустоты нет. Познанию подлежит лишь то, что существует.

•      Чувства в познании играют второстепенную роль. Они формируют некоторое представление о предмете, впечатление, но это мнение не соответствует истине.

Значение элейской школы

Историческое и научное значение элеатов чрезвычайно велико. Так, они первыми показали, что обыденное представление о предметах и мироздании в целом не соответствует истине, которая постигается разумом. Элеаты выделили чувственные впечатления, формирующие неполное и нередко ошибочное представление, и разумное постижение вещей, приводящее к истине.

Элеаты положили начало идеалистической диалектике; в частности, Зенона Аристотель называет первым диалектиком. Однако их диалектика отличается от объективной диалектики Гераклита. Идеи элеатов развил Платон, положив их в основу своего идеалистического учения.

При всём этом элеаты не смогли полноценно разрешить вопросы, связанные с открытыми антиномиями (такими, например, как бесконечность и ограниченность пространства, соотношение множества и единичности). Создаваясь как метафизическое, учение элеатов пыталось стать натурфилософским и смешивало понятия двух этих направлений.

В результате закономерным итогом развития элейской школы стало её слияние с другими направлениями философии – софистикой, эристикой (искусством спора) и т. д. Тем не менее, некоторые задачи, поставленные элеатами, в первую очередь Зеноном, остались нерешёнными до сегодняшнего времени.

Такова, скажем, апория о летящей стреле: в каждый момент времени она неподвижна, следовательно, движения не существует. Полного решения этой апории нет, однако вполне ясно, что с помощью этой задачи Зенон желал показать, что природа движения и времени не соответствует мысленным моделям: так, в природе не существует неделимой точки пространства и «неделимого» момента времени. То же можно сказать и о других апориях Зенона – «Ахиллес и черепаха», «Дихотомия» и т. д.

Наиболее известными представителями философской школы города Элея были Ксенофан, Парменид и Зенон.

Ксенофан (565-478 гг.) выступал против традиционной религии. Он критиковал антропоморфизм богов, язвительно замечая, что если бы быки могли измыслить богов, то те походили бы на них. Ксенофан, который также признавал наличие первоначала, видел его не в материи, а в боге. К его богу неприемлемо понятие развития, он не рождался и не умрет. Бог – воплощение качественного единства и абсолютной неизменяемости мира. Выдвигая теорию о вечности и неподвижности мира (бога), он утверждал, что части мира множественны и подвижны. Что касается познания, то Ксенофан утверждает, что высшим знанием обладает только бог, а все знания человеческие сводятся к мнениям людей. Истина может быть найдена только случайно. Кроме всего прочего, Ксенофан утверждал, что мудрость важнее физической силы.

Парменид (540-470 гг.), ученик Ксенофана, первый обратился к понятиям бытия и небытия. Единственно истинным утверждением он объявляет положение «бытие есть, небытия нет», поскольку небытие нельзя ни помыслить, ни высказать. Нельзя отыскать мысль без бытия. Бытие вечно, не может быть порождено или уничтожено. Небытие абсолютно, едино, неизменно и неподвижно; есть всегда и существует без начала и конца. Вселенная, по Пармениду, имеет форму шара и целиком однородно заполнена веществом. В познании Парменид выделял рациональное (путь истины) и чувственное познание (путь мнения), утверждая при этом, что органы чувств обманчивы и только разум может дать достоверную картину мира.

Зенон (490-430) был учеником Парменида. Он утверждал, что движение и многообразие явлений существуют лишь на уровне, постигаемом с помощью органов чувств, а в истинном бытии, постигаемом разумом, его не существует. Для доказательства этого положения он прибегал к апориям (парадоксам, затруднениям). Примерами являются такие апории, как «Ахилл и черепаха» и «Летящая стрела». Объяснение этих апорий состоит в том, что Зенон в своих рассуждениях абсолютизировал прерывность движения и игнорировал его непрерывность.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 222.