Основные философские концепции сознания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема заключается в том, что все, что мы способны знать, происходит благодаря сознанию. Более того мы знакомы с сознанием только в виде человеческого сознания и не можем себе представить, какие еще существуют формы разумной деятельности. Мы принимаем реальностью является результатом деятельности нашего сознания. Сознание – это высшая форма отражения (в материалистическом понимании). Отражение заключается в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов. Характер отражения зависит от уровня организации материи.

Низшая ступень отражение – раздражимость. Способность реагировать на стимулы внешней среды. Далее по мере усложнения живых существ появляется чувствительность, то есть способность отражать отдельные свойства вещей в виде ощущений. Наряду с двумя другими формами отражения, а именно восприятием и представлением образует психику. По мере усложнения живых организмов, отражение носит все более сложный характер.

Ключевым феноменом, отличающим форму отражения, является наличие в психике мышления, абстрактного и понятийного. Именно это отличает человеческую психическую деятельность от психической деятельности других живых существ. Считается, что 3 фактора, взаимно поддерживая, привели к формированию хомосапиенс: 1) формирование мышления (в основе которого лежит усложнение и увеличение мозга) 2) коллективная трудовая деятельность (прежде всего деятельность по созданию и применению орудий труда) 3) развитие речи

Сознание – это высшая свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно творческом преобразовании действительности, в предварительном, мысленном построении действий и предвидении их результатов в разумном регулировании и само контролирование поведения человека.

1) Сфера телесно-перцептивных способностей и получаемого благодаря им знания

Ощущения, восприятия и конкретные представления. С помощью перечисленного человек получает конкретную первичную информацию о мире (об окружающих телах и о собственном теле). Главным регулятором является полезность и целесообразность поведения человеческого тела в мире окружающих его тел.

2) Логико-понятийные компоненты сознания (мышление)

Общие понятия, аналитико-синтетические мыслительные операции, умозаключения и т.д. С помощью мышления человек способен выходить за пределы непосредственных чувственных данных. Целью и регулятивой второй сферы является истина.

Первый и второй сектор вместе образуют внешнепознавательную (внешнепредметную) составляющую сознания.

3) Эмоциональная сфера сознания. Лишена предметных связей. Сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий по поводу ситуаций из прошлого, настоящего и будущего. Сюда входят инстинктивно-аффектные состояния, то есть неотчетливые переживания, предчувствия, смутные видения, галлюцинации, стрессы и т.п. Сюда входят эмоции, такие как гнев, страх, восторг, а также чувства, отличающиеся большой отчетностью, наличием образно-визуальной составляющей, такие как любовь, ненависть, симпатия и т.п.

4) Ценностно-мотивационная сфера. Здесь находятся высшие мотивы деятельности и идеалы личности, а также способности к их формированию и творческому пониманию. Включает в себя фантазию, воображение, интуицию.

Свойства сознания:

1)Субъективность (субъект сознания – я, личность, который существует внутри сознания)

2)Предметность (концентрация на специфических содержаниях сознания)

3)Идеальность

4)Рефлективность (заключается в том, что сознание может быть направлено само на себя – самосознание). Формирует представление о собственном я.

5)Объективируемость/лингвистическая оснащенность (протекает в словесной форме)

Функции сознания: Познавательная, Оценочно-ориентационная, Целеполагающая, Управленческая

Воля как способность преследовать какие-то цели, выполнять задачи вопреки возникающим препятствиям– компонент сознания: субъект познания, объект познания, чувственное, рациональное и др.

35. Проблема истины в философии. Классическая и неклассические концепции истины. ​

Проблема истины - центральная в гносеологии. Интерпретация этой темы требует ответа на два вопроса: 1) о средствах и путях достижения истины, т.е. о познавательных способностях человека; 2)о формах существования истины.

 В истории философии стоит различать два принципиальных подхода к истине: онтологический и

гносеологический.

КЛАССИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ИСТИНЫ

Общепризнанной в рамках гносеологизма является классическая концепция, в которой истина понимается как соответствие знаний действительности. Классическое представление об истине разделяют и материалисты, и идеалисты. Различие в материалистической и идеалистической трактовках проходит по вопросу о том, что такое действительность. Если бытие понимается как материя, то реализуется материалистический вариант классической концепции истины, если бытие понимается как сознание, дух, то - идеалистический. Классического понимания истины придерживались Дж. Локк, Б. Спиноза, философы-просветители, Г. Гегель и диалектические материалисты. В классической концепции истине приписывается ряд характеристик.

Объективность истины предполагает независимость содержания истинного знания от познающего субъекта. Если по содержанию истина объективна, то по форме она всегда субъективна. Истинное знание существует только через человека и выражается в субъективной, индивидуальной форме.

Абсолютность истины понимается как ее полнота, безусловность и окончательность. Абсолютно истинным считается такое знание, которое сохраняет свое содержание в любую историческую эпоху. Это идеал знания.

В реальном познании истина существует в относительной форме. Относительность истины означает ее неполноту, незавершенность, условность. В истине есть такие компоненты, которые в процессе развития знания устраняются или ограничиваются определенной сферой своего применения.

Единство относительности и абсолютности, объективности и субъективности в знании определяет еще одно свойство истины - динамичность. Истина динамична, поскольку абсолютное в ней существует через относительное, а объективное через субъективное. Поэтому следующее свойство истины - процессуальность. Истина существует в движении - не как окончательный результат познания, а как сам процесс познания, последовательное преемственное движение познания от менее совершенных форм к более совершенным.

Конкретность истины означает, что не существует неизменной для всех ситуаций истины, истинное знание спроецировано на те обстоятельства, в которых оно получено, на условия места и времени. Конкретность истины связана с ее относительностью.

НЕКЛАССИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ ИСТИНЫ

В рамках гносеологической парадигмы помимо классической концепции истины, существует и ряд других.                                                           

Конвенциальная концепция истины Так, например, конвенциональная концепция истины, получившая широкое распространение в современной философии, трактует истину как соглашение между членами научного сообщества [Кун Т., 1975].

Прагматическая концепция истины В прагматической концепции истина понимается как полезность знания, истинным признается такое знание, которое ведет к успеху.

Когерентная концепция истины Когерентная концепция рассматривает истину как согласованность знания, которая устанавливается на разных уровнях: внутри теории, между различными теориями в рамках одной научной дисциплины, между различными дисциплинами, между наукой в целом и другими элементами духовной культуры. Истинным в рамках когерентной концепции признается такое знание, которое вписывается в уже существующую систему общепринятого знания [Поппер К., 1980].

Неклассические концепции истины получили широкое распространение в современной философии, которая столкнулась с рядом проблем, связанных с классическими представлениями о разуме, науке и человеке. Неклассические концепции указывают на такие свойства истины, о которых умалчивает классическая теория: простота, красота, непротиворечивость, прагматичность, системность, эвристичность.

Тема разграничения истины и знания чрезвычайно важна для гносеологии. Понятия "знание" часто неправомерно отождествляется с понятием "истинное знание". Следствием подобного отождествления являются такие определения знания:

знание - результат познания, характеризующийся сознанием истины;

знание - истинный познавательный образ и др.

Конечно, всякая истина есть знание, но не всякое знание есть истина. Знание может существовать и в форме заблуждения. Категория "знание" характеризует принадлежность определенной информации человеку и частичную осознанность этой информации. Знание в форме заблуждения - это информация о том, чего нет в действительности, но что человек мыслит или представляет как действительное. Понятно, что знание в форме заблуждения не имеет отношения к истине, противостоит ей, но при этом остается знанием.

Отождествление истинного знания и научного знания также неправомерно [Кун Т., 1975]. Наука, ориентируясь на получение объективного истинного знания, включает в себя массу неистинного. Неистинным или недоказанным является гипотетическое научное знание, недоказанные теоремы, парадоксы и т.п. Однако такого рода знание, несмотря на свою возможную неистинность, не может быть исключено из науки. Как раз за счет гипотетического, парадоксального знания, требующего дополнительной проверки и уточнения, происходит развитие науки [Поппер К., 1980]. Стоит добавить, что истина может существовать не только в форме научного знания, но и во вненаучной форме: в обыденном знании, религии, искусстве, философии.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 220.