Милетская школа. Гераклит и его основные идеи
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Миле́тская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа») рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

Милеты обозначили начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей («первоначало»). Для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена — воздух.

Гераклит (ок. 544 – ок. 483 до н.э.). Если милетцы искали первооснову мира, то Гераклит указал на одну из основных черт мира (реальности) – бесконечное становление. Существенная черта всего сущего – движение, ибо ничто не остается неизменным, ничего постоянного нет. "Все течет, все изменяется", – так обобщил Гераклит рассуждения милетцев. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Кажется, река остается одной и той же, но на деле ее воды сменяются.

Отвечая на вопрос о первоначале мира, Гераклит предложил рассматривать огонь как основную субстанцию. Огонь – совершенный образ движения: пламя непрерывно меняется и в то же время сочетает в себе гармонию контрастов. Все, подобно пламени в костре, рождается благодаря чьей-либо смерти.

С именем Гераклита связана и другая доктрина, которой он придавал даже большее значение, чем идее вечного изменения – теория о слиянии противоположностей. В мире существует единство, но это единство образуется сочетанием противоположностей. В борьбе противоположности соединяются, чтобы породить движение, которое и есть гармония. Как следствие, Гераклит превозносил войну. "Война, – говорил он, – отец всего и всего царь; одним она определила быть богами, другим – людьми; одних она сделала рабами, других – свободными", "Следует знать, что война всеобща и правда – борьба и что все происходит через борьбу и по необходимости". Эта теория содержит в себе зачатки гегелевской философии, которая также исходит из "единства и борьбы противоположностей". И так же, как Гераклит, Гегель будет считать, что война имеет величайшее значение.

Можно предположить, что высокая оценка войны как источника развития связана с презрением, которое Гераклит питал к человечеству. Он считал, что только силой можно принудить людей жить добродетельно: "Всякое животное направляется к корму бичом". Если с этим взглядом Гераклита вряд ли можно согласиться, то его высказывание: "Многознание не научает быть мудрым, мудрость – это знание оснований и причин" можно считать вполне приемлемым.

Основные идеи Демокрита.

1. Демокрит – основатель атомистического материализма. Он считал, что объективно, "... в действительности существуют только атомы и пустота".Бесконечное количество атомов наполняет бесконечное пространство – пустоту. Само слово «атом» придумано Демокритом и означает – «неделимый».

Атомы непроницаемы, неизменны, вечны бескачественны. Отличаются друг от друга лишь формой, положением и порядком. Атомы двигаются в пустоте, соединяются между собой и образуют бесконечное число предметов и миров. Движение – неотъемлемое свойство атомов. Атомы невидимы и неосязаемы. Поэтому доказать их существование можно только путем логических рассуждений.

2. Учение о познании основано на различении чувственного и рассудочного (логического) знания. Чувственный опыт является исходным пунктом познания, однако, он может давать лишь «темное», то есть неполное знание. Истинное, полное знание можно получить лишь с помощью мышления (например, это знание об атомах).

Познание человеком предметов окружающего мира происходит следующим образом: тела испускают материальные копии, которые проникают в тело человека через органы чувств. У Демокрита материальные копии – это потоки атомов, которые отделяются от воспринимаемого тела.

3. Учение о необходимости и случайности. По Демокриту развитие мира происходит закономерно и оно причинно обусловлено. Все имеет свою причину, беспричинных, то есть по мнению Демокрита, случайных явлений нет. Тем самым Демокрит отрицает объективное существование случайности: случайно то, причину чего мы не знаем.«Все существует согласно необходимости. Люди измыслили себе идол случая, чтобы прикрыть этим свое незнание»,- считал Демокрит.

4. Учение о душе и богах.

Все живое отличается от неживого наличием души. Душа состоит из сферичных подвижных атомов, подобных атомам огня. Душу Демокрит считал смертной: когда тело умирает, атомы души покидают его, рассеиваясь в пространстве. Боги – особые соединения круглых огненных атомов. Они трудно разрушаются, но все же не вечны.

5. Учение об этике. Здесь Демокрит - представитель учения, называемого эвдемонизм (учение о счастье). Целью жизни Демокрит считал «хорошее расположение духа». Человек должен стремиться не просто к удовольствиям, чувственным наслаждениям, а к достижению такого состояния, при котором душа живет безмятежно и спокойно, что возможно лишь тогда, когда человек нравственно и физически здоров, образован, умен. Это и есть подлинное блаженство, счастье.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 297.