Глава 1 Теоретические аспекты здоровьесберегающей среды в педагогических исследованиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Теоретические аспекты здоровьесберегающей среды в педагогических исследованиях.. 6

1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ.. 6

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВА СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ ДОУ 14

1.3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДОУ.. 20

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 22

Глава 2 Построение здоровье сберегающей среды в ДОУ в пространстве занятий физической культуры с дошкольниками 25

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ.. 25

2.2. ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙСРЕДЫ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.. 29

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 38

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 40

3.1. РАЗАРАБОТКА ПРОЕКТА ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ.. 40

3.2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 46

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ. 50

Заключение. 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 55


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. По данным исследований удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25%, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок [17, с.5].

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения в соответствии с ФГОС дошкольного образования является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребенок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь.

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Одна из задач ФГОС дошкольного образования - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, формирование общей культуры личности детей и ценности здорового образа жизни [43].

Поэтому главная задача дошкольного учреждения - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Степень разработанности вопроса. Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.Г.Алямовской, Л.А.Венгер, А.М.Доронина, Т.Н.Дороновой, Э.Я.Степаненковой.

Объект исследования: здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения.

Предмет – спортивная работа, проводимая в детском дошкольном учреждении.

Цель работы – проанализировать деятельность по построению здоровьесберегающей среды при организации занятий физической культурой с дошкольниками.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности физического развития детей дошкольного возраста.

2. Изучить основные проблемы организации социально-медицинского оздоровления детей в детском саду

3. Проанализировать структуру и содержание оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.

4. Изучить работу по социально-медицинскому оздоровлению детей в ДОУ.

5. Обосновать и разработать основы социальных программ для родителей и педагогов ДОУ.

Практическая значимость работы. Данная работа представляет значимость для специалистов по работе с семьей и детьми, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также всех специалистов, которые в своей работе затрагивают вопросы здоровьесбережения.


Методы исследования:

В процессе исследования нами использовались теоретические методы исследования: анализ научной педагогической, социологической, психологической литературы; изучение документации ДОУ, а также эмпирические: наблюдение (невключенное наблюдение), анкетирование (анкетирование родителей), математические методы обработки данных: количественный и качественный анализ собранных данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.  Работа иллюстрирована, в ней приведено 4 таблицы, объем работы составляет 58 страниц, в ней приведено 43 наименования библиографических источников.

 

 



СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

В данном параграфе мы ставили цель рассмотреть содержание понятия «здоровьесберегающая среда», для решения этой целевой установки нами была проанализирована научно-педагогическая, социальная, психологическая литература.

На протяжении всей истории человечества проблеме здоровья отводилось первостепенное и важное значение. В своих работах вопросы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения рассматривают такие отечественные методисты и педагоги, как Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов и др. Учеными уточняются задачи и цели воспитания здорового образа жизни, ими определены содержание, функции и критерии успешности подобной воспитательной работы.

Современным представлениям о понятии здорового образа жизни (ЗОЖ) соответствуют следующие составляющие:

- оптимальный двигательный режим;

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- личная гигиена;

- закаливание;

- рациональное питание;

- положительные эмоции.

Рассмотрение этого вопроса с точки зрения социальной педагогики основывается не только на индивидуальном способе развития потенциала здоровья, но и на инструментах достижения целей здоровьесбережения общества и его отдельных составляющих – социальных общностей, групп. Современная практика показывает, что уровень здоровья населения в общем, и детей в частности, продолжает ухудшаться.

Потребности практики выявляют необходимость в создании новых форм и механизмов здоровьесбережения населения.

К медико-социальным технологиям относятся:

- диагностика отклонений в физическом состоянии и развитии детей;

- формирование реабилитационных групп;

- оздоровление (закаливание, физкультурные занятия, двигательная активность, спортивные секции, ритмика);

- лечение (медикаментозное, физиолечение, массаж, лечебная физкультура);

- профилактика (прививки, рациональное питание, контроль за гигиенической организацией занятий и труда, проведение углублённых медицинских осмотров);

- соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон для детей, занятия на свежем воздухе).

Физкультурно-оздоровительные технологии предполагают рациональную организацию двигательного режима детей, способствуют нормальному физическому развитию и повышают адаптивные возможности организма ребенка.

Данные технологии предполагают следующие мероприятия в течение дня:

- утренняя гимнастика;

- организация подвижных игр в течение дня, которые позволяют снимать статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей;

- проведение физкультминуток и динамических пауз, которые позволяют поддерживать работоспособность и снимать утомление.

Анализ литературы позволил установить, что система работы по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) осуществляется по следующим направлениям [2]:

- оздоровительное,

- профилактическое,

- организационное.

Ежегодно проводится диагностика здоровья, физического развития и двигательной активности детей.

Проблемным остается формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого, дети дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ. Актуальным становится обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье – это не только физическое, но и социально-психологическое благополучие [2].

Цель здоровье сберегающей педагогики в дошкольном учреждении - обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда дошкольная ступень будет первым шагом в образовании, которое в дальнейшем станет путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы [17]:

1. приобщение детей к физической культуре

2. использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных жизненных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику ДОУ инновационных технологий образования и оздоровления детей.

Определенный интерес для практики представляет реализация в ДОУ системы инновационной деятельности, способствующей повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического воспитания детей. Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, использование основ здоровье сбережения с детьми.

Здоровьесберегающие технологии – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью [19].

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья. Здоровьесберегающие технологии представляет собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включает в себя [19]:

1. здоровьесберегающую структуру ДОУ;

2. оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

3. формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах [20]:

- медико-гигиенической,

- медико-профилактической,

- физкультурно-оздоровительной,

- информационно-просветительской,

- образовательной,

- коррекционной,

- спортивно-досуговой,

- экологической и др.

Профилактическая работа в ДОУ включает в себя следующие формы работы [20]:

- инструктажи с сотрудниками ДОУ;

- собеседования с воспитателями;

- оформление санитарных бюллетеней;

- беседы с детьми.

Мы выяснили, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Так, Т.И.Осокина выделяет такие задачи [31]:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И.Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе [5]:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В.Кенеман, Г.В.Хухлаева сформулировали три группы задач [20]:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

М.А.Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса [11].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий можно выделить 3 степени приверженности образовательных учреждений идеям здоровье сбережения.

1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т. п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных спортивных секций и т.п.). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению [36].

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение детей здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данном учреждении [36].

3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них и у их педагогов культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой. Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все (в нашем случае – дети, их родители, педагоги) согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты [36].

В целях оздоровления ребенка в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ с учетом здоровья, индивидуальных особенностей детей и местных условий, включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Здесь необходимо сотрудничество инструктора не только с воспитателем, но и с медицинским работником ДОУ.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводят как инструктор, так и воспитатели.

Инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического воспитания детей. Основными среди них являются [13]:

- организация развивающей двигательной среды;

- подбор упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток;

- организация игр между занятиями на прогулке;

- организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания, как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Таким образом, изучение и анализ литературы показал, что в содержание «здоровьесберегающая среда» включаются идеология, направленная на формирование культуры здоровья, здоровьесберегающие технологии, перечень необходимого оборудования, для организация системы мероприятий для здоровьесбережения и содержание деятельности педагогических работников в аспекте формирования представлений о здоровом образе жизни.

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ

 

1. Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Изучение и анализ литературы показал, что в содержание «здоровьесберегающая среда» включаются идеология, направленная на формирование культуры здоровья, здоровьесберегающие технологии, перечень необходимого оборудования, для организации системы мероприятий для здоровьесбережения и содержание деятельности педагогических работников в аспекте формирования представлений о здоровом образе жизни.

2. Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах изученных ученых ставится, признается как наиболее важной. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Говоря о здоровьесберегающей среде видное место в ней должны занимать физические занятия, позволяющие увеличивать двигательную активность и выступать инструментом воспитания культуры здоровья детей. Не просто занятие, а осознание и принятие необходимости этих занятий.

3. Физиологическое развитие детей теснейшим образом связано с физическим, на которое оказывает влияние множество факторов. Правильно организованные занятия по физическому развитию, в основе здоровьесберегающей среды, могут позитивно влиять на формирование культуры здоровья детей, культуры здорового образа жизни.

 

 



ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ

 

Итак, основными задачами педагогического коллектива ДОУ являются: валеологизация образовательной среды; совершенствование физического развития детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка; формирование двигательных умений и навыков, формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, создание условий для системного оздоровления детей в ДОУ и семье; приобщение детей к спорту.

Оптимизация формирования здоровья дошкольников возможна при расширении опыта социально-медицинской оздоровительной деятельности ДОУ. Основной принцип - комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех детей, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, педагогов и родителей.



ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ

 

1.Основными задачами социально-медицинского оздоровления ДОУ являются: валеологизация образовательной среды; совершенствование физического развития детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка; формирование двигательных умений и навыков, формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, создание условий для системного оздоровления детей в ДОУ и семье; приобщение детей к спорту.

2.Оптимизация формирования здоровья дошкольников возможна при расширении опыта социально-медицинского оздоровления в деятельности ДОУ. Основной принцип - комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех детей, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, педагогов и родителей.

3.Разработанная программа включает в себя как теоретическую работу, так и практическую. К практической работе активно привлекаются родители. Социально-медицинская работа по оздоровлению детей интегрирована в различные виды деятельности. Мы считаем, что только комплексный подход с обязательным привлечением родителей способен дать заметные результаты.

4.Основными видами работы с родителями в программе являются: беседы, консультации, памятки, организация фотовыставок, выпуск стенгазет, привлечение к работе по изготовлению инвентаря, организация совместных с детьми развлечений.

 



Заключение

 

Проведя теоретическое и практическое исследование, мы сделали ряд выводов.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Изучение и анализ литературы показал, что в содержание «здоровьесберегающая среда» включаются идеология, направленная на формирование культуры здоровья, здоровьесберегающие технологии, перечень необходимого оборудования, для организации системы мероприятий для здоровьесбережения и содержание деятельности педагогических работников в аспекте формирования представлений о здоровом образе жизни.

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах изученных ученых ставится, признается как наиболее важной. В этих же работах выделяются средства физического воспитания как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Говоря о здоровьесберегающей среде видное место в ней должны занимать физические занятия, позволяющие увеличивать двигательную активность и выступать инструментом воспитания культуры здоровья детей. Не просто занятие, а осознание и принятие необходимости этих занятий.

Физиологическое развитие детей теснейшим образом связано с физическим, на которое оказывает влияние множество факторов. Правильно организованные занятия по физическому развитию, в основе здоровьесберегающей среды, могут позитивно влиять на формирование культуры здоровья детей, культуры здорового образа жизни.

основными задачами педагогического коллектива ДОУ являются: валеологизация образовательной среды; совершенствование физического развития детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка; формирование двигательных умений и навыков, формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, создание условий для системного оздоровления детей в ДОУ и семье; приобщение детей к спорту.

Оптимизация формирования здоровья дошкольников возможна при расширении опыта социально-медицинской оздоровительной деятельности ДОУ. Основной принцип - комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех детей, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, педагогов и родителей.

Основными задачами социально-медицинского оздоровления ДОУ являются: валеологизация образовательной среды; совершенствование физического развития детей, повышение сопротивляемости и защитных сил организма ребенка; формирование двигательных умений и навыков, формирование у детей дошкольного возраста мотивации и навыков здорового образа жизни, создание условий для системного оздоровления детей в ДОУ и семье; приобщение детей к спорту.

Оптимизация формирования здоровья дошкольников возможна при расширении опыта социально-медицинского оздоровления в деятельности ДОУ. Основной принцип - комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий, непрерывность их проведения в течение всего года, максимальный охват всех детей, интеграция в образовательный процесс, формирование положительной мотивации у воспитанников, медицинского персонала, педагогов и родителей.

Разработанная программа включает в себя как теоретическую работу, так и практическую. К практической работе активно привлекаются родители. Социально-медицинская работа по оздоровлению детей интегрирована в различные виды деятельности. Мы считаем, что только комплексный подход с обязательным привлечением родителей способен дать заметные результаты.

Основными видами работы с родителями в программе являются: беседы, консультации, памятки, организация фотовыставок, выпуск стенгазет, привлечение к работе по изготовлению инвентаря, организация совместных с детьми развлечений.

Таким образом, цель нашей работы – проанализировать деятельность по построению здоровьесберегающей среды при организации занятий физической культурой с дошкольниками - выполнена.

Задачи решены:

1. Рассмотрели особенности физического развития детей дошкольного возраста.

2. Изучили основные проблемы организации социально-медицинского оздоровления детей в детском саду

3. Проанализировали структуру и содержание оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.

4. Изучили работу по социально-медицинскому оздоровлению детей в ДОУ.

5. Обосновали и разработали основы социальных программ в ДОУ.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев С.В. Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья. – СПб.: СПбАППО, 2012.

2. Алямовская В.Г. Физкультура в детском саду: теория и методика организации физкультурных мероприятий. – М.: Чистые пруды, 2015.

3. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Технология оздоровления детей в детском саду. Новые стандарты. – М.: Перспектива, 2012.

4. Байер Е.А. Здоровьесберегающие технологии в образовательных учреждениях государственной поддержки детства // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2016. - № 4. - С. 15-18.

5. Банникова Л.П. Программа оздоровления детей в ДОУ. - М: ТЦ«Сфера», 2016.

6. Береснева З. Здоровый малыш. Программа оздоровления детей в ДОУ. – М.: Сфера, 2015.

7. Богина Т.А. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. - М: Мозаика-синтез, 2016.

8. Бочарова Н.И. Физическая культура дошкольника в ДОУ. – М., 2016.

9. Верхлин В.Н. Формирование основ физкультурной деятельности // Начальная школа: плюс - минус. - 2012. - №4. - С. 29-32.

10. Верховкина М. Укрепление здоровья ребенка в детском саду. Из опыта работы ДОУ. Методическое пособие. – М.: КАРО, 2014.

11. Волошина Л.Н. Управление физкультурно-оздоровительной деятельностью в дошкольном образовательном учреждении (программно-целевой и региональный подходы). – Белгород: ИД «Белгород», 2012.

12. Гунн Г.Е., Лисицын С.А., Найденова З.Г. и др. Аспекты формирования социального здоровья в образовательной среде. Монография. - СПб.: ЛОИРО, 2017.

13. Джулай Т. Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателя в процессе физкультурно-оздоровительной работы вДОУ// Здоровье дошкольника. – 2013. - №1. – с.48-51.

14. Дик Н.Ф. Развивающие занятия по физической культуре и укреплению здоровья для дошкольников. - Ростов н/Д: Феникс, 2015.

15. Доскин В.А. Голубева Л.Г. Как сохранить и укрепить здоровье ребенка. - М: «Просвещение» , 2016.

16. Ермолаева Е.Н., Важенина Е.А. Мероприятие по формированию здорового образа жизни для детей старшего дошкольного возраста // Медработник дошкольного учреждения. - №6. – 2013. – с.42-51.

17. Зотова М.О. Особенности применения здоровьеразвивающих технологий в формировании культуры здоровья школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3 – С. 50-57

18. Казаковцева Т.С, Косолапова ТЛ. К вопросу здравотворческой деятельности в образовательных учреждениях // Начальная школа. – 2016. - №4. - С. 68.

19. Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа. - 2015. - № 11. С. 75.

20. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста: учебник - М.: Просвещение, 2015.

21. Козырева О.В. Оздоровительные технологии в дошкольных и школьных образовательных учреждениях и во внешкольных организациях // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2010. - № 2 (33). - С. 4-8.

22. Малярчук Н.Н., Вешкурцева Е.В. Направления здоровьеразвивающей деятельности в дошкольном учреждении// Медработник дошкольного учреждения. – 2012. - №7. – с.27-33.

23. Маханева М.Д. Программа оздоровления детей дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2013.

24. Мелехина Н.А. Нетрадиционные подходы к физическому воспитанию детей в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2012.

25. Митяева А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии. – М.: Академия, 2010.

26. Морозова Т.Ю. О современных подходах к обеспечению здоровьесберегающей среды в условиях детского сада // Дошкольная педагогика. - 2016. - № 5. - С. 4-5.

27. Назарова Е. Основы здорового образа жизни. - М.: Академия, 2013.

28. Николаева Е.И., Федорук В.И. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада. – М.: Детство-Пресс, 2014.

29. Новикова И.М.: Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

30. Организация воспитательной и оздоровительной работы в ДОУ / В.И.Возная, И.Т.Коновалова, Г.И.Кулик. - М.: ТЦ Сфера, 2016.

31. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов России, стран СНГ и Балтии. – М.: Диалог культур, 2013.

32. Павлова М. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. – М.: Учитель, 2014.

33. Подколзина О. Педагогика здоровья. Проектирование воспитательной работы по формированию культуры здорового образа жизни школьника. - М., 2013.

34. Полтавцева Н., Стожарова М. Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни. – М.: Сфера, 2012.

35. Психическое и физическое здоровье человека: медико-социально-психологические и психолого-педагогические аспекты: регион. науч.-практ. конф. (Иркутск, 17 февр. 2009 г.): материалы / ГОУ ВПО «Иркут. гос. ун-т», Рос. психол. о-во, Рос. федерация психологов образования. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2009. - 557 с.

36. Ревичева Н.В. Инновационные оздоровительные технологии в развитии детей // Медработник дошкольного учреждения. – 2012. - №5. – с.21-23.

37. Рзянкина М.Ф. Здоровье детей в образовательных учреждениях. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

38. Смирнов Н.К. Руководство по здоровьесберегающей педагогике.Технологии здоровьесберегающего образования. – М.: Аркти, 2017.

39. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.

40. Сундукова А. Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ. – М.: Аркти, 2010.

41. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста // Интернет Гномик URL: http://www.i-gnom.ru/books/fizicheskoe_vospitanie.html

42. Терновская С.А., Теплякова Л.А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. - 2015. - №4. - С.61-65.

43. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: проект. – М., 2013. – http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1 Теоретические аспекты здоровьесберегающей среды в педагогических исследованиях.. 6

1.1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ.. 6

1.2. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВА СПОРТИВНОЙ ЖИЗНИ ДОУ 14

1.3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ДОУ.. 20

ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ. 22

Глава 2 Построение здоровье сберегающей среды в ДОУ в пространстве занятий физической культуры с дошкольниками 25

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВА ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ДЕТСКОМ САДУ.. 25

2.2. ПОСТРОЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙСРЕДЫ ПРИ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ.. 29

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ. 38

ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ 40

3.1. РАЗАРАБОТКА ПРОЕКТА ПОСТРОЕНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОУ.. 40

3.2. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ.. 46

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ. 50

Заключение. 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 55


ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. В настоящее время отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста с различными отклонениями в состоянии здоровья, отставанием в физическом развитии, снижением сопротивляемости организма вредным факторам среды, в том числе инфекционно-вирусным заболеваниям. По данным исследований удельный вес часто болеющих детей первых шести лет жизни колеблется в пределах 20-25%, то есть часто болеющим является каждый четвертый-пятый ребенок [17, с.5].

Одним из важнейших условий воспитания здорового поколения в соответствии с ФГОС дошкольного образования является культура здоровья человека, привитая с раннего детства. В современных условиях все ускоряющегося темпа жизни и возрастания напряженности социальных отношений здоровье становится одним из основных условий успешности любого человека. Все понимают, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать в детях активное отношение к собственному здоровью, формировать культуру здоровья, включающую в себя различные аспекты бытия человека, поскольку, чему бы ребенок ни научился в детстве, он проносит это через всю жизнь.

Дошкольный возраст считают наиболее важным для физического и умственного развития ребенка. В этот период закладываются основы его здоровья, формируются главные черты характера.

Одна из задач ФГОС дошкольного образования - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоциональное благополучие, формирование общей культуры личности детей и ценности здорового образа жизни [43].

Поэтому главная задача дошкольного учреждения - выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научиться вести здоровый образ жизни с раннего детства.

Степень разработанности вопроса. Проблемы здоровьесберегающего компонента в физическом воспитании детей дошкольного возраста нашли отражение в работах В.Г.Алямовской, Л.А.Венгер, А.М.Доронина, Т.Н.Дороновой, Э.Я.Степаненковой.

Объект исследования: здоровьесберегающая среда дошкольного образовательного учреждения.

Предмет – спортивная работа, проводимая в детском дошкольном учреждении.

Цель работы – проанализировать деятельность по построению здоровьесберегающей среды при организации занятий физической культурой с дошкольниками.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности физического развития детей дошкольного возраста.

2. Изучить основные проблемы организации социально-медицинского оздоровления детей в детском саду

3. Проанализировать структуру и содержание оздоровительной работы, проводимой в ДОУ.

4. Изучить работу по социально-медицинскому оздоровлению детей в ДОУ.

5. Обосновать и разработать основы социальных программ для родителей и педагогов ДОУ.

Практическая значимость работы. Данная работа представляет значимость для специалистов по работе с семьей и детьми, педагогов дошкольных образовательных учреждений, а также всех специалистов, которые в своей работе затрагивают вопросы здоровьесбережения.


Методы исследования:

В процессе исследования нами использовались теоретические методы исследования: анализ научной педагогической, социологической, психологической литературы; изучение документации ДОУ, а также эмпирические: наблюдение (невключенное наблюдение), анкетирование (анкетирование родителей), математические методы обработки данных: количественный и качественный анализ собранных данных.

Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.  Работа иллюстрирована, в ней приведено 4 таблицы, объем работы составляет 58 страниц, в ней приведено 43 наименования библиографических источников.

 

 



Глава 1 Теоретические аспекты здоровьесберегающей среды в педагогических исследованиях

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

В данном параграфе мы ставили цель рассмотреть содержание понятия «здоровьесберегающая среда», для решения этой целевой установки нами была проанализирована научно-педагогическая, социальная, психологическая литература.

На протяжении всей истории человечества проблеме здоровья отводилось первостепенное и важное значение. В своих работах вопросы формирования здорового образа жизни подрастающего поколения рассматривают такие отечественные методисты и педагоги, как Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, П.И.Пидкасистый, В.А.Сластенин, И.Ф.Харламов и др. Учеными уточняются задачи и цели воспитания здорового образа жизни, ими определены содержание, функции и критерии успешности подобной воспитательной работы.

Современным представлениям о понятии здорового образа жизни (ЗОЖ) соответствуют следующие составляющие:

- оптимальный двигательный режим;

- отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);

- личная гигиена;

- закаливание;

- рациональное питание;

- положительные эмоции.

Рассмотрение этого вопроса с точки зрения социальной педагогики основывается не только на индивидуальном способе развития потенциала здоровья, но и на инструментах достижения целей здоровьесбережения общества и его отдельных составляющих – социальных общностей, групп. Современная практика показывает, что уровень здоровья населения в общем, и детей в частности, продолжает ухудшаться.

Потребности практики выявляют необходимость в создании новых форм и механизмов здоровьесбережения населения.

К медико-социальным технологиям относятся:

- диагностика отклонений в физическом состоянии и развитии детей;

- формирование реабилитационных групп;

- оздоровление (закаливание, физкультурные занятия, двигательная активность, спортивные секции, ритмика);

- лечение (медикаментозное, физиолечение, массаж, лечебная физкультура);

- профилактика (прививки, рациональное питание, контроль за гигиенической организацией занятий и труда, проведение углублённых медицинских осмотров);

- соблюдение охранительного режима (прогулки, дневной сон для детей, занятия на свежем воздухе).

Физкультурно-оздоровительные технологии предполагают рациональную организацию двигательного режима детей, способствуют нормальному физическому развитию и повышают адаптивные возможности организма ребенка.

Данные технологии предполагают следующие мероприятия в течение дня:

- утренняя гимнастика;

- организация подвижных игр в течение дня, которые позволяют снимать статическую нагрузку и корректировать личностные качества детей;

- проведение физкультминуток и динамических пауз, которые позволяют поддерживать работоспособность и снимать утомление.

Анализ литературы позволил установить, что система работы по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) осуществляется по следующим направлениям [2]:

- оздоровительное,

- профилактическое,

- организационное.

Ежегодно проводится диагностика здоровья, физического развития и двигательной активности детей.

Проблемным остается формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого, дети дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ. Актуальным становится обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье – это не только физическое, но и социально-психологическое благополучие [2].

Цель здоровье сберегающей педагогики в дошкольном учреждении - обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Тогда дошкольная ступень будет первым шагом в образовании, которое в дальнейшем станет путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.

Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы [17]:

1. приобщение детей к физической культуре

2. использование развивающих форм оздоровительной работы.

В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных жизненных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику ДОУ инновационных технологий образования и оздоровления детей.

Определенный интерес для практики представляет реализация в ДОУ системы инновационной деятельности, способствующей повышению педагогической и оздоровительной эффективности физического воспитания детей. Инновационная деятельность в сфере дошкольной физической культуры базируется на основных медико-педагогических принципах и предполагает, прежде всего, использование основ здоровье сбережения с детьми.

Здоровьесберегающие технологии – это такая организация образовательного процесса на всех его уровнях, при котором качественное обучение, развитие и воспитание детей происходят без ущерба их здоровью [19].

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья. Здоровьесберегающие технологии представляет собой систему мер по охране и укреплению здоровья детей и включает в себя [19]:

1. здоровьесберегающую структуру ДОУ;

2. оптимальные условия жизнеобеспечения детей;

3. формирование основ здорового образа жизни, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Здоровьесберегающая деятельность осуществляется в разных формах [20]:

- медико-гигиенической,

- медико-профилактической,

- физкультурно-оздоровительной,

- информационно-просветительской,

- образовательной,

- коррекционной,

- спортивно-досуговой,

- экологической и др.

Профилактическая работа в ДОУ включает в себя следующие формы работы [20]:

- инструктажи с сотрудниками ДОУ;

- собеседования с воспитателями;

- оформление санитарных бюллетеней;

- беседы с детьми.

Мы выяснили, какое место занимают задачи здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании дошкольников.

Так, Т.И.Осокина выделяет такие задачи [31]:

1. Охрана жизни.

2. Укрепление здоровья.

3. Совершенствование организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию.

4. Повышение работоспособности.

В.И.Логинова задачи физического воспитания формулирует несколько иначе [5]:

1. Охрана жизни и укрепление здоровья.

2. Обеспечение своевременного и полноценного развития всех органов и функций организма.

3. Формирование основных движений и двигательных навыков, ловкости, гибкости, смелости и т.п.

А.В.Кенеман, Г.В.Хухлаева сформулировали три группы задач [20]:

1. Оздоровительные - развитие и укрепление костной, мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, внутренних органов: развитие движений, а также закаливание организма ребенка.

2. Образовательные - формирование навыков выполнения основных движений; привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены, освоение знаний о своем организме, о здоровье; формирование представлений о режиме, об активности и отдыхе.

3. Воспитательные задачи - формирование нравственно-физических навыков; выработать у детей потребность, привычку к ежедневным занятиям физическими упражнениями как потребность в физическом совершенстве; воспитание культурно-гигиенических качеств.

М.А.Васильева предусматривает охрану и укрепление здоровья детей, особенно нервной системы, совершенствование функций организма ребенка, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным детям видам двигательной деятельности, формирование положительных нравственно-волевых черт личности. Она предлагает осуществлять эту работу не только как физическое воспитание, а в контексте общего педагогического процесса [11].

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

- медико-профилактические;

- физкультурно-оздоровительные;

- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

- валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.

По масштабу внедрения здоровьесберегающих технологий можно выделить 3 степени приверженности образовательных учреждений идеям здоровье сбережения.

1. Использование отдельных методов, направленных на «точечную» нейтрализацию патогенных факторов (недостаточной освещенности, не подходящей мебели по росту, необеспеченности горячим питанием и т. п.) или активизацию отдельных здоровьесберегающих воздействий (проведение физкультминуток, организация фитобара, введение дополнительных спортивных секций и т.п.). Они оказывают определенный (чаще незначительный) эффект, но, с другой стороны, приводят к самоуспокоению [36].

2. Внедрение отдельных технологий, нацеленных на решение конкретных задач здоровьесбережения: предупреждение переутомления, нарушений зрения, оптимизацию физической нагрузки, образовательное самоопределение, обучение детей здоровью и др. Это приводит к регистрируемым результатам и оказывает модифицирующее воздействие на все другие технологии, используемые в данном учреждении [36].

3. Комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом и на единой методологической основе. Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей и педагогов от угрожающих или патогенных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у них и у их педагогов культуры здоровья может быть назван здоровьесберегающей педагогикой. Ее главная отличительная особенность - приоритет здоровья, т.е. грамотная забота о здоровье как обязательное условие образовательного процесса, что определяет последовательное формирование здоровьесберегающего образовательного пространства, в котором все (в нашем случае – дети, их родители, педагоги) согласованно решают общие задачи, связанные с заботой о здоровье, и принимают на себя солидарную ответственность за достигаемые результаты [36].

В целях оздоровления ребенка в физкультурно-оздоровительную работу ДОУ с учетом здоровья, индивидуальных особенностей детей и местных условий, включается комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: воздуха, солнца, воды. Здесь необходимо сотрудничество инструктора не только с воспитателем, но и с медицинским работником ДОУ.

Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. Данную работу проводят как инструктор, так и воспитатели.

Инструктор по физической культуре должен оказывать помощь воспитателям по различным вопросам физического воспитания детей. Основными среди них являются [13]:

- организация развивающей двигательной среды;

- подбор упражнений для утренней гимнастики, физкультминуток;

- организация игр между занятиями на прогулке;

- организация самостоятельной двигательной деятельности детей в группе и на прогулке;

- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной деятельности детей в семье.

Итак, задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах вышеуказанных ученых ставится, признается одной из наиболее важных. В этих же работах выделяются средства физического воспитания, как средства оздоровления ребенка. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают оздоровительные силы природы, полноценное питание, рациональный режим жизни, физическую активность самих детей и даже художественные средства - литературу, фольклор, кинофильмы и мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства и т.п.

Таким образом, изучение и анализ литературы показал, что в содержание «здоровьесберегающая среда» включаются идеология, направленная на формирование культуры здоровья, здоровьесберегающие технологии, перечень необходимого оборудования, для организация системы мероприятий для здоровьесбережения и содержание деятельности педагогических работников в аспекте формирования представлений о здоровом образе жизни.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 305.