Механизмом государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.
Признаки механизма государства:
1. наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;
2. сложная структура;
3. взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;
4. решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.
Структуру механизма государства составляют следующие виды (группы, подразделения) государственных органов:
1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:
– органы представительной власти;
– органы исполнительной власти;
– судебные органы;
– контрольно-надзорные органы;
2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями и специально не исполняют функции по управлению, но на основании государственной собственности, а также властных распоряжений вышестоящих органов они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:
· государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;
· государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;
· государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;
· здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.
Механизм государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:
1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;
2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;
3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции. Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан.
Основные принципы государственного аппарата:
1. конституционность, законность любых действий и инициатив;
2. оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государственного аппарата;
3. ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
4. политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
5. профессионализм, компетентность должностных лиц.
В систему государственного аппарата входят следующие элементы:
органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);
органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);
система судебных органов;
система надзорных и других контролирующих органов.
В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (департаменты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решений.
Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты. В учреждениях государственного аппарата существует институт отставки. Здесь имеется в виду создание специального порядка и процедур замещения и отстранения от должностей конкретных специалистов в интересах государства и его политики на основе законодательства.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 358.