ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ (ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ) ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Неолитическая революция (эпоха позднего неолита нового каменного века, продолжалась несколько тысячелетий). Переход человечества от присваивающей экономики к экономике производящей, от охоты, рыболовства и собирательства к устойчивым формам скотоводства и земледелия.

2. Переход к производящей экономике сопровождался крупными общественными разделениями труда, которые пришли на смену естественному разделению труда господствовавшего в период присваивающей экономики. Обычно вслед за Энгельсом выделяют три крупных общественных разделения труда: выделение пастушьих племен, отделение ремесла от земледелия, появление купечества.

3. С появлением избыточного продукта появляется имущественное и социальное расслоение людей. Выделяются семьи, в руках которых сосредотачиваются материальные блага, богатства. Появляются богатые и знатные люди. Наряду с ними появляются и другие слои, сословия, касты. Наряду с появлением различных социальных групп, сословий, каст появляются классы. Первый класс были рабы.

4. На поздних этапах перехода к производящей экономике на смену родоплеменной организации приходит промежуточная организация, которую принято называть протогосударством. Во многом сохраняются черты родоплеменной организации, поскольку здесь существует старейшины, вожди и другие должностные лица, характерные для родоплеменной организации. Вместе с тем в период протогосударства происходит усиление власти вождей и старейшин и постепенно их власть перестает быть выборной и начинает передаваться по наследству. Кроме того, в период протогосударства постепенно складывается управленческий аппарат (состоит из людей осуществляющих управление различными сферами общественной жизни).

Необходимо отметить точку зрения тех исследователей, которые говорят о двух путях возникновения государства:

1. Восточный (азиатский) — данный путь является универсальным, поскольку по этому пути возникали и развивались не только государства Азии, но также государства Африки и Америки. Для него характерно то, что государство сформировалось на основе сложившегося в условиях первобытного общества аппарата управления. В зонах посевного земледелия, где возникали и появлялись первые государства, возникала необходимость сложных ирригационных (оросительных) сооружений (Египет, Месопотамия). Это требовало большого количества людей, а, следовательно, централизованного управления и создания специального аппарата, то есть органа, должностных лиц, которые бы такое управление осуществляли. Органы общественного управления и должностные лица создавались для выполнения и других функций (особые резервные фонды, отправление культа). Постепенно должностные лица выполняли функции общественного управления (shpora.su), превращались в чиновников (привилегированную замкнутую социальную прослойку), которая явилась прообразом будущего государственного аппарата.

2. Западный (европейский) — дынный путь рассматривается как уникальный. Для него характерно то, что основным государствообразующим фактором было разделение общества на классы, в основе которого лежала частная собственность на землю и другие средства производства. Совпадает с теорией марксизма. В современной науке есть мнение, что первые государства везде были раннеклассовые.

Энгельс в своей работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» выделяет три основные формы возникновения государства:

1. афинская форма — реформы Тезея (учредил центральную власть и поделил население на три класса вне зависимости от родовой принадлежности: эвпатридов (благородных — наделялись исключительным правом замещения должностей), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников)); реформы Солона (четыре класса по имущественному цензу (размер и доходность землевладения); управленческие должности могут занимать — представители трех высших классов, четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании); реформы Клисфена (разделил всю территорию Аттики на 100 самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи));

2. древнеримская форма — государство формировалось в результате борьбы между патрициями (коренная римская аристократия) и плебеями (бесправное пришлое население), не допускавшимися к управлению обществом.

3. древнегерманская форма — древние германцы завоевали территории Римской империи, потребовалось создание аппарата управления, то есть организация публичной власти, стоящей над обществом и располагающей разветвленным аппаратом управления.

В современной науке существует три точки зрения по поводу причин и закономерностей возникновения права:

1. право возникло с появлением человеческого общества, т.е. те нормы поведения, которые существуют в первобытном обществе, это и есть право. Так как первобытные люди считали эти нормы поведения единственно правильными и справедливыми.

2. право возникло не сразу с обществом, а в период разложения первобытнообщинного стоя, но раньше, чем Г. Основной причиной послужило появление частной собственности, которая потребовала правовых норм. Появление этих норм вызвало появление государства, потому что эти нормы нуждались в защите. Такую защиту родоплеменная организация дать не могла, это могло сделать только государство (аппарат принуждения).

3. право возникло одновременно с государством и причины его возникновения те же, что причины возникновения государства. Это упирается в понимание права.

Говоря о происхождении права необходимо различать возникновение права и возникновение позитивного права (позитивное право — нормы и правила поведения, которые устанавливаются государством). Право возникает раньше, чем государство, возможно одновременно с обществом. И возникает оно в виде норм поведения первобытного общества. Нормы поведения первобытного общества называют обычай. В тоже время некоторые исследователи полагают, что кроме обычаев существуют другие нормы поведения в первобытном обществе (ритуалы, обряды, мифы, религиозные и нравственные нормы, нормы этикета). В первобытном обществе действуют самые различные нормы поведения, которые регулируют общественные отношения — эти правила поведения, некоторые современные исследователи называют правом. Что же касается позитивного права, оно возникает одновременно с государством, т.к. позитивное право это нормы правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются государством. Первоначальной формой позитивного права стали первобытные обычаи, которые органами государства (судами) санкционировались в качестве правовых норм. Значительно позднее государство само стало создавать нормы права.

Если обобщить, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями и под их контролем; право является выражением воли и баланса общественных корпоративных и личных интересов членов общества; право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев; право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Причины и условия возникновения права — между мононормами первобытного общества и нормами права — глубокая преемственность. Обычаи, расценивались как данные свыше, наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права (обычным правом). Появление права связано с отделением индивида от коллектива, с осознанием им своей обособленности, свободы. Право выражает меру свободы и ответственности в обществе. Лица-обладатели частной собственности стремятся к установлению определенных правил, защищающих их права и интересы. Эти вопросы должно решать право как особая система формализованных общеобязательных норм, которые бы поддерживались от нарушений достаточно действенными средствами принуждения.

Три способа (пути) возникновения источников права:

1. санкционирование обычаев - государство санкционирует, т.е. разрешает действие, берет под свою защиту определенные обычаи, выгодные и угодные господствующему классу или лицам, стоящим у власти. Формируется санкционированный обычай — исторически сложившееся общее правило поведения людей, вошедшее в привычку в результате многократного повторения и поддерживаемое силой государственного принуждения.

2. юридическая практика (прежде всего судебная) — при разрешении конкретных споров, конфликтов судебные органы выносят решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости. На эти решения ориентируются в дальнейшем при разрешении аналогичных конфликтов. Формируется юридическая практика. В результате складывается правовой прецедент, формируется прецедентное право.

3. прямое нормотворчество государства — для достижения своих целей, закрепления выгодных для себя порядков государственная власть издает особые акты (указы, уложения, декреты, законы), обязательные для исполнения в данном государстве и поддерживаемые силой государственного принуждения. В результате прямого нормотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт — официальный документ компетентного государственного органа, направленный на установление, изменение или отмену норм права.

Причины происхождения права (у некоторых ученых):

· необходимость установления единого порядка;

· необходимость его поддержания;

· оформление товарно-денежных отношений;

· смягчение противоречий между различными слоями общества.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 259.