ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Данный термин имеет несколько смысловых значений и поэтому, чаще всего этот термин употребляют в широком и узком смыслах. Под теорией государства и права в широком смысле понимают учение о государстве и праве в целом, т.е. всю юридическую науку. Под теорией государства и права в узком смысле - одну из юридических наук, которую иногда называют общей теорией государства и права, а нередко теорией права и государства. Если говорить об этой науке в самом общем виде, то теория государства и права представляет собой систему обобщённых знаний о таких явлениях действительности, как государство и право, о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Исходя из вышесказанного определить науку теорию государства и права можно как систему обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно правовых явлений.
В качестве предмета теории государства и права можно назвать следующее:
· наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т. е. их наиболее общие признаки);
· система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства, и т. д.).
ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ
Теория насилия получила распространение в XIX в. и в наиболее завершенном виде была представлена в трудах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и др. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями необходим аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, государство — «естественно» (т. е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. Насилие и подчинение властвующим подвластных является основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов. Следовательно, государство — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.
С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского, древневенгерского).
С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения государства наряду с иными. К тому же военно-политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
Государственный аппарат — это система управленческих, исполнительно-распорядительных и контролирующих органов, с помощью которых государство выполняет свои основные функции. Различные органы государственного аппарата в рамках своих функций призваны распоряжаться ресурсами общества для защиты интересов всех граждан.
Основные принципы государственного аппарата:
1. конституционность, законность любых действий и инициатив;
2. оптимальность структуры, численности и распределения функций органов государственного аппарата;
3. ответственность государственного аппарата за результаты собственной работы;
4. политическая лояльность, деидеологизация функционирования государственных учреждений и их сотрудников;
5. профессионализм, компетентность должностных лиц.
В систему государственного аппарата входят следующие элементы:
органы законодательной власти (прежде всего парламент, законодательные органы субъектов федерации);
органы исполнительной власти (правительство, исполнительные органы власти субъектов федерации);
система судебных органов;
система надзорных и других контролирующих органов.
В государственный аппарат, помимо лиц, принимающих политические решения, входят административные образования (департаменты, управления, комитеты, отделы и т. п.), осуществляющие квалифицированную подготовку решений.
Работа государственного аппарата в связи с особой значимостью и важностью для общества предполагает установление статуса неприкосновенности для лиц, принимающих политические решения (президент, глава правительства, генеральный прокурор, судьи, депутаты и другие категории политической элиты). Работникам государственного аппарата устанавливается статус государственных служащих, предполагающий, с одной стороны, некоторые ограничения их прав и полномочий в связи со спецификой их функций, с другой — наличие определенных льгот и системы зашиты. В учреждениях государственного аппарата существует институт отставки. Здесь имеется в виду создание специального порядка и процедур замещения и отстранения от должностей конкретных специалистов в интересах государства и его политики на основе законодательства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ ГОСУДАРСТВ (ФОРМАЦИОННЫЙ ПОДХОД)
Для определения типа государства при формационном подходе учитывают:
1. соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства;
2. класс, инструментом власти которого становится государство;
3. социальное назначение государства.
Формационный подход выделяет следующие типы государств:
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
4) социалистический.
По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому.
Формационный подход имеет следующие достоинства:
1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов;
2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства.
Недостатки: 1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы.
Формационный подход был разработан в середине второй половины 19 века Марксом и Энгельсом. До конца 80-ых годов 20 века этот подход признавался в социалистических странах в качестве единственно возможного и научного, т.к. выражал классовый подход к сущности государства. В основу формационного подхода положено учение Маркса об общественно-экономической формации.
Суть ее состоит в том, что человечество в своем развитии проходит ряд последовательных этапов. Каждый из них характеризуется особым способом общественного производства, который, в свою очередь, определяется господствующими отношениями собственности. Основными критериями такой классификации являются наличие или отсутствие частной собственности, эксплуатации человека человеком, антагонистичных классов, товарного производства. Эти этапы получили название общественно-экономических формаций, которые включают в себя тип производственных отношений (базис) и соответствующий ему тип надстройки (государство, право и.т.п.). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей формационного подхода (К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и других), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов (государство и право):
- первобытнообщинная формация;
- рабовладельческая формация;
- феодальная формация;
- капиталистическая формация;
- коммунистическая формация.
Из них первобытнообщинная и коммунистическая являются бесклассовыми и, следовательно, здесь отсутствуют условия для существования государства, рабовладельческая, феодальная и капиталистическая - это классовые формации, и каждой из них соответствует определенный тип государственной организации. Таким образом, можно говорить о рабовладельческом, феодальном и капиталистическом типах государства. Кроме того, при переходе от капиталистической формации к коммунистической, когда еще сохраняются классы и классовые противоречия, возникает необходимость в существовании особого типа государства («полу-государства») - социалистического.
Достоинства формационной типологии:
1) продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественноисторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Смена одного типа другим - процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий.
Недостатки:
1) она во многом однолинейна, характеризуется излишней запрограммированностью, в то время как история многовариантна и далеко не всегда вписывается в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
ПОНЯТИЕ И ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Данный термин имеет несколько смысловых значений и поэтому, чаще всего этот термин употребляют в широком и узком смыслах. Под теорией государства и права в широком смысле понимают учение о государстве и праве в целом, т.е. всю юридическую науку. Под теорией государства и права в узком смысле - одну из юридических наук, которую иногда называют общей теорией государства и права, а нередко теорией права и государства. Если говорить об этой науке в самом общем виде, то теория государства и права представляет собой систему обобщённых знаний о таких явлениях действительности, как государство и право, о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права. Исходя из вышесказанного определить науку теорию государства и права можно как систему обобщенных знаний о наиболее общих закономерностях возникновения, развития и функционирования государства, права и связанных с ними различных государственно правовых явлений.
В качестве предмета теории государства и права можно назвать следующее:
· наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности и права вообще, т. е. их наиболее общие признаки);
· система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства, и т. д.).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 263.