РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ТЕМЫ ДОКЛАДОВ И РЕФЕРАТОВ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Проблема научности философского мировоззрения.

2. Философия, ее человеческие измерения и смысл.

3. Переход от классической философии к некласси­ческой.

4. От феноменологии к экзистенциализму и герменев­тике.

5. Философия науки: от логического позитивизма к эпистемологическому анархизму.

6. Категория бытия: смысл и специфика.

7. Бытие и небытие. Бытие и сущность.

8. Современная наука о системной организации материи.

9. Догматизм и релятивизм – альтернативы диалектики как теории познания.

10. Познание как вид духовной деятельности и феномен культуры.

11. Концепция и теория как формы научного познания.

12. Гипотеза как форма развития знания. Построение гипотезы и этапы ее развития.

13. Человек как биопсихосоциальное единство.

14. Свобода, выбор, ценности.

15. Смысл существования человека. Жизненная позиция личности.

16. Философское понимание собственности.

17. Парадоксы моральной оценки и морального поведения.

18. Смертная казнь: этические аргументы «против».

19. «За» и «против» эвтаназии.

20. Основные версии происхождения религии.

21. Моральные принципы делового общения.

22. Художественный образ – форма духовного мышления.


 

Критерии оценки знаний студентов по философии

Допущенными к сдаче экзамена считаются студенты, посещавшие все занятия в течение семестра, выполнившие учебно-проверочные задания не менее, чем на «удовлетвори­тельно», показавшие удовлетворительные знания по всем пропущенным (если таковые были) темам.

Экзаменационная оценка отражает степень глубины и полноты знаний по философии, показанные студентом в экзаменационном ответе:

– на «отлично» оценивается исчерпывающий, точный, логически доказательный ответ по вопросам билета и дополнительным вопросам;

– на «хорошо» оценивается ответ, содержавший незначительные неточности, но полно освещающий основное содержание вопроса;

– «удовлетворительно» оценивается ответ, в котором нет теоретических ошибок, но слаба доказательная база, пропущены некоторые моменты в освещении вопросов билета;

– «неудовлетворительно» – оценка ответа, содержащего теоретические ошибки, не дающего четкого представления о содержании вопросов билета, или же отсутствия ответа но одному из вопросов билета.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО ФИЛОСОФИИ:

1. Мировоззрение, его сущность, структура и основные типы.

2. Основные типы философского знания. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель), субъективный идеализм (Юм, Кант), материализм (Гольбах, Фейербах, Энгельс).

3. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика, догматизм и релятивизм, эклектика и скептицизм, эмпиризм и рационализм.

4. Функции философии: мировоззренческая, методоло­гическая, аксиологическая и др.

5. Современная структура философии: онтология, эпистемология, аксиология, социальная философия, философская антропология.

6. Картины мира: обыденная, религиозная, философ­ская, научная. Идея единства мира.

7. Происхождение и своеобразие античной филосо­фии. Философские школы досократиков (Милетская школа, пифагорейцы, атомисты, элеаты).

8. Античная философия классического периода. Софисты и Сократ.

9. Философия Платона.

10.Философия Аристотеля.

11.Философские школы поздней античности (стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм).

12.Средневековая философия Запада: особенности и основные направления развития.

13.Патристика. Философия Аврелия Августина.

14.Схоластика. Философия Фомы Аквинского.

15.Философия эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Дж.Бруно, М. Монтень).

16.Формирование философского мышления Нового времени (Ф. Бэкон, Р. Декарт).

17.Рационализм европейской философии XVII в
(Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

18.Английский эмпиризм XVII-XVIII веков (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм)

19.Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Гольбах): развитие взглядов на соотношение человека и природы, человека и истории, на роль научного познания для прогресса.

20.Философия И. Канта: критика теоретического и практического разума.

21.Школа классического немецкого идеализма
(И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

22.Л. Фейербах – воспитанник немецкой классиче­ской философии и ее первый критик.

23.Иррационализм в философии XIX века
(А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф. Ницше).

24.Философия К. Маркса: диалектический и исторический материализм.

25.Русская философия XIX века: западничество и славянофильство.

26.Русская религиозная философия В. Соловьёва: всеединство, богочеловечество, софиология.

27.Русская философия XX века: религиозная философия, космизм, марксизм.

28.Сциентизм в современной западной философии (феноменология, позитивизм, прагматизм, постпозитивизм, критический реализм).

29. Антисциентизм в современной западной филосо­фии (неокантианство, экзистенциализм, персонализм).

30. Бытие, субстанция, материя: смысл и значение этих категорий в философии.

31. Категории бытия: пространство и время, движение и развитие.

32. Системность бытия. Динамические и статистиче­ские законы.

33. Саморазвитие бытия. Детерминизм и индетерми­низм.

34. Сознание и бытие. Структура сознания. Сознание, труд и язык.

35. Сознание, знание, познание. Понимание и объяснение.

36. Познание, творчество, практика. Научное и техни­ческое творчество.

37. Виды и формы познания.

38. Истина и заблуждение. Вера и знание.

39. Научное и вненаучное познание.

40. Структура научного познания. Научные рево­люции.

41. Наука и техника, их роль в прошлом, настоящем и будущем.

42. Человек и природа (восточный и западный варианты их взаимоотношений, три этапа западного отношения к природе).

43. Человек и общество: социализация, система отношений человека и общества в различные исторические эпохи.

44. Человек и культура: инкультурация, человек как объект и субъект культуры, её творец и потребитель.

45. Смысл человеческого бытия: насилие и ненасилие; свобода и ответственность; идеалы, ценности и их роль в жизни человека.

46. Нравственные ценности и их иерархия. Ценностная характеристика добра и зла.

47. Особенности эстетического способа ценностного освоения действительности. Историческая эволюция эстетического идеала и эстетических ценностей.

48. Эволюция философских представлений о природе и сущности общества (идеалистические, натуралистические, биологизаторские и др. концепции).

49. Общество и его сферы.

50. Общество и история. Основные концепции исторического процесса: культурологическая, цивилизацион­ная и формационная.

51. Личность и массы в истории.

52. Глобальные проблемы современности и концепции будущего.


СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ТЕРМИНОВ

Абсолютная идея – основная категория гегелевской философии, обозначающая основу мира, творческое начало мира, неизменное, вечное, совершенное начало бытия.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание о действительности, которое выступает лишь как цель научного познания.

Агностицизм – учение, согласно которому человек не способен познать сущность, не может иметь достоверное знание о них.

Аксиология – учение о ценностях.

Аналитическая философия – направление в философии XX в., сводящее философию к анализу языка, который считается единственным способом постановки философских проблем, отрицающее способность философии отражать объективный мир.

Антиномии – противоречащие друг другу суждения.

Антропоцентризм – мировоззрение, оценивающее мир через человека, полагая его главной ценностью мироздания.

Апологетика – сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту христианского учения от язычников.

Апория (гр. aporia – нет выхода) – непреодолимое противоречие при разрешении проблемы.

Априорный – существующий до всякого опыта, врожденный.

Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство чего-либо.

Богочеловечество – категория, показывающая достижение всеми народами состояния слияния с Богом, высшего нравственного духа, всеобщей любви и братства между народами.

Верификация (лат. verus – истинный, facere – делать) – установление достоверности высказываний опытным путем.

Вещество – вид материи, который, в отличие от физического поля, обладает массой покоя.

Волюнтаризм – направление, признающее волю первоосновой бытия.

Воля – способность к реализации усилий, деятельности, направлению на достижение цели, это также способность к достижению цели, реализованная в деятельности.

Время – всеобщая форма бытия материи, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем в мире.

Врожденные идеи – понятие теории познания. Обозначает идеи, изначально присущие человеческому мышлению, и не зависящие от опыта (исходные мировоззренческие принципы, нравственные ценности, аксиомы логики и математики).

Всеединство – категория, показывающая единство трех миров: природного, социального и духовного.

Географическая среда – среда, включающая как естественную среду обитания, так и искусственную, т.е. «вторую природу», как результат преобразования естественной среды в процессе человеческой деятельности.

Герменевтика – искусство понимания, искусство истолкования текстов.

Гилозоизм – философское учение о всеобщей одушевленности материи, т.е. утверждение наличия души у любой вещи.

Гносеология – философская теория познания. В западной философии в таком же смысле используется понятие эпистемология.

Гуманизм – 1) движение, возникшее к концу периода средневековья, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся обосновать идеал человека на основе вновь открытых произведений античности;

2) система воззрений, придающая человеку значение приоритетной ценности.

Дедукция – логический вывод от общего к частному; выведение новых мыслей чисто логическим путем.

Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Деятельность – специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.

Движение – способ существования материи, ее всеобщий атрибут, «это изменения вообще» (Ф. Энгельс).

Диалектика – учение о развитии, учение о наиболее общих закономерных связях в становлении, развитии бытия и познания.

Диалектический материализм – направление в философии, в котором мир рассматривается как саморазви­вающаяся материальная система, не нуждающаяся для своего существования ни в каких потусторонних силах.

Дуалисты – философы, считавшие, что в основе бытия существуют два равноправных начала: материальное и идеальное.

Дух – философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала.

Душа – понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека.

Естественное право – понятие политической и правовой мысли. Означает совокупность принципов и прав, вытекающих из природы человека и независящих от социальных условий.

Закон – устойчивая, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, предметов, явлений.

Западники – сторонники западного пути развития в истории, опирающиеся на идеи позитивизма, вовлеченности России в западную культуру.

Идеализм – философское направление, признающее первичным духовное, идеальное.

Идеализм объективный – форма идеализма, направление, представители которого утверждают первичность всеобщего, мирового, сверхиндивидуального сознания или бессознательного начала.

Идеализм субъективный – направление, признающее первичным сознание человека, производность и зависимость существующей реальности от сознания субъекта.

Идеальное – субъективный образ объективного мира, который возникает в целесообразной деятельности человека и является одним из ее моментов.

Имманентное – то, что внутренне присуще данной вещи, явлению, процессу.

Императив – правило, которым руководствуются в поведении, правило, побуждающее к поступку.

Индивидуальность – совокупность специфических свойств человека, позволяющая отличать его от других людей.

Индукция – логический вывод от частного к общему.

Интенция (лат. intentio – стремление) – направленность сознания на какой-то предмет.

Интерес – избирательное, направленное отношение человека к объекту, стимулирующее его практическую и духовную деятельность, подкрепленное положительным эмоциональным настроем.

Иррационализм – направление в философии, которое ограничивает либо вообще отрицает возможность разумного постижения реальности; пессимистическая оценка познавательных и деятельностно-преобразовательных возможностей человека, отрицание исторического и социального прогресса.

Истина (объективная истина) – адекватное отражение объекта познающим субъектом, содержание которого не зависит от познающего субъекта.

Картезианство – совокупность взглядов Декарта и его последователей.

Категорический императив – правило, требующее обязательного исполнения.

Категория – предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения действительности.

Концепция – основополагающая мысль, концентрация содержания, основная точка зрения.

Космизм – направление в русской философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу), человека как единое взаимосвязанное целое.

Космос – в философии древних греков видимая или умопостигаемая нами часть вселенной, подчиняющаяся принципу целостности, гармонии и разумному пониманию.

Космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, беско­нечность внешних сил (Космоса) и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, Древнего Востока).

Креационизм – учение о сотворении мира богом из ничего.

Критицизм – подход в теории познания, который выявляет основания различных феноменов знания, анализирует условия их возможности и подтверждает или, напротив, отвергает их претензии на роль знания.

Личность – 1. Устойчивая система социально значи­мых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. 2. Индивид как субъект социальной деятельности, свойства которого детерминиро­ваны конкретно-историческими условиями жизни общества.

Марксизм – мировоззрение, заключающееся в диалектико-материалистическом подходе к миру, признании формационного подхода к истории, согласно которому развитие общества обеспечивается за счет диалектики производительных сил и производственных отношений.

Материализм – философское направление, признаю­щее материю в качестве первичного и независимого от сознания начала бытия мира, а сознание – в качестве вторичного, производного.

Материя – «философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин).

Мессианизм – черта русской философии, показываю­щая ее пророческий характер, ее способность предвидения хода истории и предугадывания средств контроля над нею и управления процессами социальной жизни.

Метафизика – ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще; противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

Метод – способ и средство познания и практического изменения явлений и процессов, соответствующий законам и принципам, действующим в сфере этих явлений.

Методология – способ познания существующей реальности, опирающийся на систему универсальных принципов и законов.

Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные ориентации.

Мифология – форма мировоззрения, способ понимания природной и социальной действительности на ранних стадиях развития общества.

Монизм – утверждение о том, что в основании мира лежит одна субстанция: духовная или материальная.

Натурфилософия – философское учение о природе.

Наука – теоретическое знание, содержанием которого являются законы объективного мира.

Номинализм – учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия только имена.

Ноосфера – сфера разума; целенаправленное, разумное развитие биосферы, осуществляемое в интересах человека и его будущего.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, в котором происходит обмен деятельностью и ее результатами, информацией и опытом.

Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей.

Объект – предмет направленности человеческой деятельности; то, на что направлена деятельность.

Онтологизм – позиция в теории познания, согласно которой философы сначала предполагают некоторую картину реальности, а потом объясняют, почему эту реальность может познать человек.

Ответственность – это социальное отношение к общественным ценностям.

Относительная истина – неполнота знаний, их незавершенность; знания, содержание которых может быть уточнено или пересмотрено дальнейшим развитием науки.

Отражение – всеобщее свойство материи, которое выражается в способности материальных тел посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними тел.

Пантеизм – философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с тенденцией к их отождествлению.

Патристика – совокупность философско-теологиче­ских учений христианских мыслителей II – VIII вв., имевших главной целью защиту и теоретическое обоснование христианской религии.

Перцепция (лат. percipere – воспринимать) – чувственное восприятие, отражение вещей в сознании через органы чувств.

Позитивизм – философское направление, считающее, что «положительное» знание есть результат частных наук и их синтеза, и что философия как наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Познание – общественно-исторический процесс человеческой деятельности, который направлен на отражение объективной действительности в сознании человека.

Потребность – нужда в чем-либо, социально обусловленная, осознанная необходимость духовной и практической деятельности человека.

Практика – сторона предметной деятельности, харак­теризующая изменением и преобразованием природы и общества.

Принцип – основоположение знаний, науки.

Природа – совокупность естественных условий существования человеческого общества.

Провиденциализм – религиозно-философское воззре­ние, согласно которому развитие человеческого общества, ис­точники его движения и цель определяются таинственными силами – провидением, богом.

Прогресс – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

Пространство – всеобщая форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, структурность, сосуще­ствование и взаимодействие во всех материальных системах.

Развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных явлений, ведущее к возникновению нового качественного состояния.

Рассудок – уровень мыслительной деятельности, ос­новной функцией которого является мыслительное упорядо­чение, систематизация явлений, материала чувственности.

Рационализм – 1. Направление в теории познания, выдвигающее в качестве наиболее достоверного познание с помощью разума. 2. Идейно-теоретическое течение, возвеличение человеческого индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историче­ским оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.

Реализм – учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии.

Римский клуб – международная общественная организация, основанная в 1968 г. с целью исследования развития человечества в эпоху НТР; поощряет проекты и публикует доклады по глобальным проблемам.

Русская идея – национальный идеал русского народа, определяющий цели его исторического развития и его задачи.

Самоорганизация (саморегулирование) – способ­ность систем осуществлять приспособление к среде за счет внутренних механизмов управления.

Свобода – способность и возможность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями в условиях наличия выбора и познания объективной необхо­димости этих интересов и целей.

Секуляризация – освобождение от религии и церковных институтов.

Сенсуализм – направление в теории познания, утверждающее, что единственной основой познания являются ощущения.

Система – совокупность элементов, находящихся в упорядоченном взаимодействии.

Скептицизм – философская концепция, высказываю­щая сомнение в возможности достижения объективной истины; позиция в теории познания, предлагающая начинать познание с радикального сомнения.

Славянофилы – сторонники особого пути России в истории, который обусловлен якобы религиозностью ее народа, общинным характером его собственности и быта, тягой его к нравственным ценностям.

Смысл жизни – результат определения главных жизненных целей индивида, которые связаны с наиболее полным удовлетворением материальных и духовных потребностей, заложенных природой в человеке.

Соборность – 1. Объединяющее начало в сознании, поведении, требующее коллективного обсуждения при принятии решений, выборе путей развития общества.
2. Внутренняя духовная связь между людьми, лежащая в основе подлинно человеческого общения; она священна, ибо определена Богом.

Сознание – высший уровень психической активности человека как социального существа, свойство высокоор­ганизованной материи – мозга.

Софистика – рассуждение, основанное на предна­меренном нарушении законов, принципов формальной логики, намеренное выдавание лжи за истину.

Социальная адаптация – вид взаимодействия личности или социальной группы со средой, сочетающее приспособление к условиям существования с видоизменением среды.

Социальная группа – совокупность индивидов, взаи­модействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий.

Социальный институт – социальная система, обеспечивающая функционирование общества как целостного образования; определенный аспект социального организма в виде организованных систем связей и социальных норм.

Субстанция (от лат substantia – то, что лежит в основе) – то, что существует само по себе, не зависит ни от чего другого.

Субъект – личность, социальные группы, общество, осуществляющие духовную и практическую деятельность в соответствии с необходимостью, потребностями, целью.

Схоластика – «школьная философия», представители которой стремились рационально обосновать и систе­матизировать христианское учение.

Телеология – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Теория – система идей, взглядов, направленных на познание, объяснение явлений, процессов объективного мира.

Теоцентризм – тип философского мировоззрения, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является Бог.

Трансцендентный – выходящий за пределы внешнего созерцания, внутреннего возможного опыта, потусторонний.

Триада – метод философского конструирования, включающий три элемента.

Труд – целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на окружающую среду с целью удовлетворения своих потребностей.

Фатализм – признание предопределенности мирового процесса, жизни, действий человека роком, судьбой.

Феномен (явление) – основное понятие в философии Канта, показывающее обнаружение вещи человеческим сознанием в искаженном виде.

Феноменология – философское направление, стремящееся освободить сознание от связи с внешним миром, т.е. исследовать «чистое» сознание, выявив его предельные характеристики.

Философия 1. Развивающееся теоретическое знание, имеющее своим предметом и основанием универсальные законы и принципы. 2. Наука об универсальных законах и принципах бытия. 3. Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру, наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Хаос – в мировоззрении древних греков неоргани­зованное состояние вселенной, не подчиняющееся принципу целостности, являющееся первопотенцией мира и причиной уничтожения его организованных частей.

Ценность – социально и культурно значимые для человека явления и предметы окружающей действительности.

Цивилизация – 1. Синоним культуры. 2. Ступень общественного развития, следующая за варварством.
3. Замкнутый, относительно изолированный социально исто­рический организм, в основе которого лежат культурные особенности.

Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле, отличается от остальных живых существ тем, что адаптируется к среде путем ее преобразования в соответствии со своими потребностями; субъект общественно-исторической деятельности и культуры.

Экзистенциализм – философия существования, которое, в отличие от сущности, познается не разумом, а чем-то внерациональным.

Эклектика – произвольное соединение в единое целое разнородных фактов, принципов и противоположностей.

Эмпиризм – направление в гносеологии, признающее чувственный опыт единственным источником истинного знания.

Эпикуреизм – учение, исходившее из идей древне­греческого философа Эпикура, основавшего в 306 г. до н.э. собственную философскую школу «Сад» в Афинах. Эпикур связывал цель жизни с понятием счастья, как отсутствия страдания и безмятежностью духа.

Эпистемология – теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими формами познания.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения.










Дата: 2019-02-25, просмотров: 279.