АНО «ООВО»
«УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
И.И. Турский
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие
Симферополь
2018
УДК – 1Ф
ББК – 87.3
Т86
Турский, И. И. Философия : учеб.-методическое пособие / И. И. Турский / Симферополь : АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», 2018. – 56 с.
Рецензенты:
Гужва Г. А. – кандидат философских наук, доцент.
Учебно-методическое пособие в краткой и доступной форме представляет методические рекомендации и планы семинарских занятий, тематику заданий для самостоятельной работы студентов, учебную программу, тематику рефератов и экзаменационные вопросы по философии, словарь философских терминов и список рекомендованной литературы.
Пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и предназначено для студентов, изучающих курс философии в вузе.
Учебно-методическое пособие одобрено на заседании кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» и рекомендовано к изданию Ученым советом АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение .................................................................................. 4
2. Учебная программа дисциплины «Философия» ................. 6
3. Тематический план самостоятельного изучения дисциплины и формы контроля 13
4. Методические рекомендации по самостоятельной
работе ........................................................................................ 15
5. Методические рекомендации и планы семинарских
занятий ...................................................................................... 16
6. Рекомендуемые темы докладов и рефератов .................... 36
7. Критерии оценки знаний студентов по философии и рекомендуемые вопросы к экзамену 37
8. Словарь философских терминов ........................................ 41
9. Список рекомендованной литературы .............................. 53
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели курса. Изучение курса философии имеет своей целью развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в философских оценках исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Задачи курса. Основная задача курса – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения. Освоение курса философии должно содействовать:
– выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, школ, направлений;
– формированию способностей к выявлению мировоззренческого, методологического, социально-политического, целостного, экологического аспектов изучаемых вопросов;
– развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
– овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
В результате изучения философии студент должен
– знать: основные философские направления и школы, основные методы философии и типы мировоззрения, основные этапы развития европейской и отечественной философии, классическую и современную концепции научного знания; формационный, цивилизованный и культурологический подходы к пониманию общественного развития, природу социальных процессов и глобальных проблем современности;
– уметь: использовать понятийный аппарат и методологические принципы философии; выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту; применять знания, полученные при изучении философии и других дисциплин, для обоснования личных мировоззренческих, социально-философских и нравственных предпочтений;
– владеть: стандартными методиками поиска, анализа и обработки информации; методами и приемами логического анализа и аргументации; письменными и устными, непосредственными и опосредованными формами коммуникации.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Философия» является базовой частью ООП бакалавриата.
Курс философии состоит из двух частей: историко-философской и общей философии (основных философских проблем). В историко-философском разделе представлены типы познания, его закономерности в аспекте объективных и субъективных факторов детерминационного ряда. Вторая часть рассматривает проблемы бытия, познания, методологии, антропологии, социальной философии и др.
Изложение традиционных аспектов философского знания, их актуализация обеспечивается историческим и логическим единством названных частей, «включением интерпретаций собственно-теоретической проблематики в историко-философское поле». Систематическое изложение базовых категорий в курсе философии составляет логику теоретического мышления и культурно-мировоззренческой ориентации бакалавров. Названные разделы обеспечивают знакомство с ключевыми проблемами философского знания в контексте парадигмальных установок философского, гуманитарного, социального, экономического познания, специфики цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох. Многообразие философско-исторических концепций и их актуализация позволяет найти бакалаврам свой ракурс мировосприятия, определить методологические основания изучения дисциплин, как по специальности, так и общеобразовательных.
Необходимость овладения содержательным базисом названных разделов сопряжена с обоснованным выводом, согласно которому философия представляет собой аккумулированный опыт человеческого познания действительности. Изучение дисциплин названного цикла призвано способствовать развитию интеллекта, выработке мировоззренческих ориентиров, расширению эрудиции, развитию абстрактного мышления и формированию навыков самостоятельного творческого мышления. Приоритетная роль философии в эффективности познавательного процесса данного циклам определяется ее мировоззренческой и методологической сущностью, тем обстоятельством, что она является необходимым философским основанием частной науки.
Курс философии является методологической основой, необходимой как для изучения конкретных экономических дисциплин, так и для изучения дисциплин гуманитарного, социального циклов. На базе философии идет обучение социологии, психологии, политологии, культурологии, экологии, правоведения, менеджмента и других дисциплин. Философия формирует общенаучную базу бакалавров. Полученные знания и умения позволяют им качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, продолжить образование в магистратуре и аспирантуре.
2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
2.1. Содержание разделов и тем дисциплины.
Раздел 1. Философия, ее предмет
Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в культуре человечества
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Специфика философии как мировоззрения.
Становление философии. Эволюция философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Предмет философии. Связь и различие философского и научного знания.
Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
Тема 2. Структура, функции и типы философского зна-ния
Структура философского знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (эпистемология или гносеология), учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), учение о ценностях (аксиология).
Функции философии: мировоззренческая, методологическая, познавательная и др.
Основные типы философского знания. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель), субъективный идеализм (Юм, Кант), материализм (Гольбах, Фейербах, Энгельс).
Проблема метода философии: диалектика и метафизика, догматизм и релятивизм, эклектика и скептицизм.
Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Кризисные явления в современной философии. Философия и ее миссия спасения человечества.
Раздел 2. История философии
Тема 3. Античная философия
Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Досократическая философия – постановка и решение проблемы первоосновы мира, милетская, пифагорейская школы, Гераклит, элеаты, атомисты.
Античная классика. Изменение представлений о смысле философии (софисты). Сократ, Платон, Аристотель.
Позднеантичная (эллинистическо-римская) философия: эпикурейцы, стоики, неоплатоники, скептики.
Тема 4. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения
Теоцентризм – системообразующий признак философии Средневековья. Принципы творения и божественного откровения как база средневекового миропонимания. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное, доказательство бытия бога, понятие высшего Блага, теодицея.
Основные этапы средневековой философии и ярчайшие представители. Августин Аврелий (Блаженный) и патристика. Спор реалистов и номиналистов. Фома Аквинский и схоластика.
Мировоззрение эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Философы эпохи Возрождения: Э. Роттердамский, Н. Кузанский, М. Монтень.
Тема 5. Философия Нового времени
Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ф. Бэкон «Новый органон».
Эмпиризм и его особенности. Д. Локк, Д. Юм,
Дж. Беркли.
Рационализм. Р. Декарт «Рассуждения о методе», дуализм его философской позиции. Пантеистический монизм
Б. Спинозы, Г. Лейбниц.
Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Гольбах): развитие взглядов на соотношение человека и природы, человека и истории, на роль научного познания для прогресса.
Тема 6. Классическая немецкая философия
Общая характеристика немецкой классической философии и ее роли для последующей мировой философии. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственности; развитие философии от наукоучения к философии духа.
Развитие идей идеализма и диалектики в трудах Фихте и Шеллинга.
Г. Гегель – высшее достижение немецкой классической философии. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.
Тема 7. Постклассическая философия XIX века
Постгегелевская философия: кризис традиционной формы философского знания. Модернизация антропологизма
(Л. Фейербах). Диалектический и исторический материализм К. Маркса.
Иррационализм в философии XIX века. О. Шопенгауэр «Мир как воля и представление». «Воля к власти», дионисийский и аполлонический человек Ф. Ницше. Философии
С. Кьеркегора – идейная основа экзистенциализма в философии.
Тема 8. Русская философия в контексте мировой философской мысли
Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.
Формирование и основные этапы развития русской философии. Просвещение и попытки осознания пути России: западники и славянофилы.
Русская религиозная философия В. Соловьева: всеединство, богочеловечество, софиология. Русский космизм: Циолковский и Федоров.
Русская философия после 1917 г.: официальная (марксистско-ленинская философия) и философия русского зарубежья.
Тема 9. Современная западная философия
Европейская культура и трансформация основных философских проблем. Максима общественного сознания XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного исследования человека. Новые типы философствования: сциентизм и антисциентизм (антропологизм) в философии XX века.
Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм (О. Конт) и его исторические формы. Позитивистские направления в философии XX века: аналитическая философия (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), философия науки (К. Поппер), постпозитивизм (Т. Кун,
И. Лакатос). Феноменология. Герменевтика и ее взгляд на познание.
Антропологизм и иррационализм. Персонализм Муньсе. Экзистенциализм о существовании, свободе и сознании человека (К. Ясперс, Ж-П. Сартр). Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Кун, Э. Фромм). Коммунологические тенденции в философии XX века (между герменевтикой и постмодернизмом).
Раздел 3. Онтология и гносеология
Тема 10. Учение о бытии (онтология)
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время.
Движение и развитие, диалектика. Идея развития, ее исторические изменения. Категории, принципы и законы развития.
Детерминизм и индетерминизм.
Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира. Динамика картин мира в XX веке.
Тема 11. Проблема познания (эпистемология)
Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Познание, творчество, практика. Вера и знание.
Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Агностицизм. Перцептивное, обыденное и научное знание. Знание и вера. Чувственный и абстрактный этапы познания и их формы.
Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Критерии истины.
Тема 12. Научное познание (философия науки)
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Природа науки. Параметры науки: наука как знание, деятельность и социальный институт.
Структура научного познания, его методы и формы. Этапы и уровни научного познания.
Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Парадигма (Т. Кун) и исследовательская программа (И. Лакатос), кумулятивный процесс развития науки и научная революция. Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки.
Наука и техника. Техника и этика. Этика ученого.
Раздел 4. Философия истории и социальная философия
Тема 13. Философия истории
Предмет философии истории. Философия истории и социальная философия. Проблема направленности исторического процесса. Смысл истории и подходы к его интерпретации.
Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.
Проблема достоверности познания исторической реальности. Унитаристские и партикуляристские подходы к анализу мирового исторического процесса. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Восток, Запад, Россия в диалоге культур. Проблема «конца истории».
Тема 14. Философское учение об обществе (социальная философия)
Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей.
Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Эволюция философских представлений о природе и сущности общества (идеалистические, натуралистические, биологизаторские и др. концепции).
Человек и природа. Становление системы «природа-общество», этапы ее развития.
Общество и его структура. Механизмы развития общества. Основные сферы общества, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Гражданское общество и государство. Человек в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе.
Человек во Вселенной. Человек перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Раздел 5. Философская антропология и аксиология
Тема 15. Философское учение о человеке (философия антропология)
Человек как предмет антропологии. Биосоциальная природа человека. Сознание и бессознательное, эмоциональное и рациональное в человеке.
Сознание, самосознание и личность. Действительность, мышление, логика и язык.
Смысл человеческого бытия: насилие и ненасилие; свобода и ответственность; идеалы, ценности и их роль в жизни человека. Аналитика человеческого бытия. Характеристики человека. Категории человеческого бытия.
Представления о совершенном человеке в различных культурах.
Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и норма.
Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла.
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Историческая эволюция эстетического идеала. Модификация эстетических ценностей. Эстетическое и художественное.
Религиозные ценности и свобода совести.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п | Тема | Форма контроля |
1 | Философия как часть человеческой культуры. 1. Составить словарь основных терминов по заданной теме. 2. Составить опорный конспект по теме. | проверка конспектов, тестирование |
2 | Философия Древнего Востока. 1. Составить таблицу (в произвольной форме), где отобразить основные философские школы Древнего Востока. 2. Подготовить рефераты по теме. | Устный опрос, таблицы, доклады и рефераты |
3 | Афинская школа философии. 1. Подготовить конспекты лекций об этапах развития древнегреческой философии. 2. Составить таблицу, в которой отразить информацию о ярких представителях Афинской философской школы. 3. Выписать наиболее понравившиеся высказывания древнегреческих философов. | Устный опрос тестирование, проверка конспектов, доклады и рефераты |
4 | Морально-этическая проблематика в философии эпохи эллинизма. 1. Составить обзорную таблицу «Философия эпохи эллинизма». 2. Подготовить рефераты по теме. | Проверка таблицы, рефераты, тестирование |
5 | Философия Возрождения. 1. Подготовить информацию о творчестве наиболее ярких представителей эпохи Возрождения. 2. Составить опорный конспект по теме. | Устный опрос, творческие задания, дискуссия, тестирование |
6 | Особенности европейского рационализма XVII – XVIII вв. 1. Подготовить доклад о философах рассматриваемого периода. 2. Подготовка рефератов по теме. | Устный опрос, доклады, рефераты, тестирование |
7 | Философские направления, взгляды и их представители в начале XIX в. Составить опорный конспект. | Устный опрос, проверка конспектов |
8 | Философия конца XIX – начала XX вв. 1. Устно охарактеризовать исторические предпосылки формирования философии рассматриваемого периода. 2. Специфика и особенности западной философии конца XIX – начала XX вв. подготовить реферат на данную тему. | Устный опрос, дискуссия, творческие задания, доклады, рефераты |
9 | Современная западная философия. 1. Охарактеризуйте причины разнообразия философских школ и течений современной философии. 2. Подготовьте реферат по предложенной теме. | Тестирование, творческие задания, рефераты |
10 | Специфика и этапы развития русской философии. 1. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Г. Толстого. 2. Философия персонализма Н.А. Бердяева. | Тестирование, творческие задания, рефераты |
11 | Философская антропология. 1. Выясните, в чем смысл жизни человека, смерти и бессмертия. 2. Подготовьте реферат на тему «Смысл существования человека. Жизненная позиция человека». | Тестирование, творческие задания, рефераты |
12 | Человеческое осмысление объективной и субъективной реальности. Составить таблицу «Основные подходы к решению основного вопроса философии». Дискуссия на тему «Я – материалист?» | Тестирование, творческие задания, рефераты |
13 | Жизнь как объект философского анализа. 1. Возникновение и развитие жизни на Земле. Основные теории. 2. Подготовьте реферат на тему «Ценности личности». | Устный опрос, рефераты, дискуссии |
14 | Диалектические и альтернативные подходы и концепции развития. 1. Дайте характеристику и оценку диалектической концепции развития. 2. Приведите примеры действия законов диалектики. | Тестирование, рефераты |
15 | Природа как объект философского анализа. 1. Экологическая проблема – это экономическая, социально-политическая или мировоззренческая проблема? 2. Что такое ноосфера и каков ее эвристический потенциал? | Проверка конспектов, доклады, рефераты. |
16 | Общество как объект философского анализа. 1. Чем отличается социальная реальность от природной реальности и что их объединяет? 2. Подготовьте реферат на тему «Характеристика социального времени и социального пространства». | Устный опрос, рефераты, дискуссии. |
17 | Смысл жизни, свободы и ответственность человека. 1. Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека. 2. Права и свободы человека и гражданина. | Устный опрос, тестирование, рефераты |
18 | Человек и мир на рубеже XXI в. 1. Мир перед лицом глобальных проблем. 2. Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI в. | Устный опрос, эссе, тестирование, рефераты |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основными формами самостоятельной работы студентов в течение семестра являются:
а) изучение учебного материала по конспектам лекций, учебникам и учебно-методическим изданиям;
б) знакомство с основными философскими трудами и публикациями в научных периодических журналах (по рекомендации преподавателя);
в) подготовка к обсуждению отдельных теоретических проблем, являющихся дискуссионными, на семинарах и на консультациях;
г) выполнение реферата или контрольной работы по одной из предложенных тем.
Основное внимание при подготовке к семинарским занятиям студенты уделяют подбору материала по всем вопросам плана. Конспект прочитанного, выписки, ксерокопии или набранные на компьютере материалы нужно организовать в соответствии с планом занятия: поместить их в папку с файлами или подклеить в тетрадь. Особого внимания требует освоение базовых понятий и терминов.
Реферирование статьи из научной периодики – индивидуальное дополнительное задание, дающее возможность обратиться к современному философскому тексту, пополнить представления о содержании обсуждаемой на семинаре темы. Проработав материал статьи, студент должен подготовить к семинару устное сообщение на 7-10 минут.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным дисциплинам. Он представляет собой средство развития у студентов научного мировоззрения и предназначен для углубленного изучения философии. Семинарские занятия позволяют студенту под руководством преподавателя расширить и детализировать полученные знания, выработать и закрепить навыки их использования в профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не должна ограничиваться прослушиванием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов.
Основное внимание при подготовке к занятию студенты должны уделить подбору материала по всем вопросам плана семинарского занятия. Конспект прочитанного, выписки, ксерокопии или набранные на компьютере материалы нужно привести и доработать в соответствии с планом занятия: поместить их в папку с файлами или подклеить в тетрадь. Конспект по всем вопросам плана должен быть предъявлен преподавателю в течение занятия или по завершении семинара, это дает возможность преподавателю оценить степень готовности студента к семинару. Особого внимания требует подготовка по усвоению базовых понятий и терминов. Многие из них уже известны студентам, а значительная часть требует глубокого осмысления. Для облегчения поиска в методическом пособии прилагается словарь философских терминов.
Реферирование статьи из научной периодики – индивидуальное дополнительное задание, дающее возможность обратиться к современному философскому тексту, пополнить представление о содержании обсуждаемой на семинаре темы. Проработав материал статьи, студент должен подготовить к семинару устное сообщение на 7-10 мин.
Творческая работа (эссе) выбирается студентом по желанию из набора высказываний, предложенных к изучаемой теме и оценивается как дополнительная работа. Эссе представляет собой оригинальное произведение объемом до 4 страниц текста, посвященное анализу афоризма известного мыслителя. Основное внимание в эссе должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого высказывания, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Задание к семинарскому занятию по теме 1.
Философия, её предмет, роль и место в культуре человечества
План.
1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения.
2. Философия и наука. Предмет и структура современной философии: онтология, гносеология (эпистемология), аксиология, социальная философия, философская антропология.
3. Основные типы философского знания: философский монизм (объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм), дуализм, плюрализм.
4. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика, догматизм и релятивизм, софистика и эклектика и другие.
Основные понятия и термины: агностицизм, аксиология, антропоцентризм, гносеология, диалектика, догматизм, дуализм, идеализм, космоцентризм, материализм, метафизика, мировоззрение, монизм, онтология, релятивизм, софистика, теоцентризм, философия, эклектика.
Основная литература:
1. Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник /
П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2007. – С. 4-76.
2. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник /
В. Д. Губин – М. : Велби : Проспект, 2008. – С. 5-9.
3. Лавриненко, Л. В. Философия: учебник /под ред.
В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – С.7-28.
Дополнительная литература:
1. Канке, В. А. Философия для экономистов /
В. А. Канке. – М. : Омега, 2011. – 416 с.
2. Миронов, В. В. Философия [Текст] : учебник /
В. В. Миронов. – М. : Проспект, 2017. – 240 с.
Тема реферата: «Функции философии»
Темы эссе:
• Самое меньшее благо в жизни – это богатство; самое большое – мудрость. (Лессинг Г. Э.)
• Разум – это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным. (Декарт Р.).
• Основа всякой мудрости есть терпение. (Платон).
• Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует. (Демокрит).
• Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. (Толстой Л.Н.).
• Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. (Джеймс У.).
• Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет. (Белинский В.Г.)
• Многознайство уму не научит. (Гераклит).
Задание к семинарскому занятию по теме 2.
Античная философия
План.
1. Происхождение и своеобразие античной философии. Философские школы досократиков (милетская школа, пифагорейцы, элеаты, атомисты).
2. Античная философия классического периода. Софисты и Сократ.
3. Философия Платона.
4. Философия Аристотеля.
Основные понятия и термины: анамнезис, апатия, архэ, атараксия, атомистика, досократики, майевтика, софистика, софисты, стоицизм, эпикуреизм.
Основная литература:
1. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник /
В. Д. Губин – М. : Велби : Проспект, 2008. – С. 38-71.
2. Лавриненко, В. Н. Философия [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – С. 84-111.
Дополнительная литература:
1. Бучило, Н. Ф. Философия [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило. – М. : Проспект, 2013. – 325 с.
2. Горелов, А. А. Философия: конспект лекций
[Текст] : учеб. пособие / А. А. Горелов. – М. : Кнорус,
2013. – 173 с.
Тема реферата: «Философские школы поздней античности (стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм)»
Темы эссе:
• Не важно, чем ты занимаешься, важно, как ты об этом говоришь (Сократ).
• Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны! (Сократ)
• Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету (Сократ).
• Лесть порождает друзей, правда – ненавистников (Теренций Публий).
• Люди охотно верят тому, чему желают верить (Гай Юлий Цезарь).
• Живи, как можешь, раз нельзя как хочется (Цецилий Стаций).
• Бери, что дают, коль не дают желанного (Цецилий Стаций).
• Счастливее всех тот, кто зависит только от себя (Марк Туллий Цицерон).
• Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею (Марк Туллий Цицерон).
• Величайшее поощрение преступления – безнаказанность (Марк Туллий Цицерон).
• Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод (Марк Туллий Цицерон).
• Осла и в львиной коже по крику узнаешь (Эзоп).
Задание к семинарскому занятию по теме 3.
Философия науки
План.
1. Становление концепции научного знания в истории философии и науки.
2. Проблема демаркации научного и ненаучного знания.
3. Концепции развития научного знания (Т. Кущ,
И. Лакатос).
Основные понятия и термины: демаркация, верификация, вненаучное знание, концепция, научная революция, парадигма, принцип, теория, фальсификация.
Основная литература:
1. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник /
В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2009. – С. 419-436.
2. Кармин, А. С., Бернацкий, Г. Г. Философия [Текст] : учебник. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2007. – С. 419-436.
Дополнительная литература:
1. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. – М. : Юрайт, 2014. – 830 с.
2. Матяш, Т. П. Философия науки [Текст] : учеб. пособие / под ред. Т. П. Матяш. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 608 с.
3. Подольская, Е. А. Философия: кредитно-модульный курс [Текст] : учеб. пособие для бакалавров /
Е. А. Подольская. – М. : Наука Спектр, 2015. – 380 с.
Тема реферата «Гипотеза как форма развития знания. Посторенние гипотезы и тайны ее развития».
Темы эссе:
• Так же, как поглощение пищи без удовольствия превращается в скучное питание, так занятие наукой без страсти засоряет память, которая становится неспособной усваивать то, что она поглощает. (Леонардо да Винчи).
• Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно (Конфуций).
• Если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок (Леонардо да Винчи).
• Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив свое невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три (Конфуций).
• Продвигаясь вперед, наука непрестанно перечеркивает сама себя (Гюго В.).
• Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, –
все, что может сделать учитель, это указать дорожки
(Юлдингтон Р.).
• Успехи науки – дело времени и смелости ума (Вольтер).
• За ученого трех неученых дают (Суворов А. В.).
• Тот, кто склонен противоречить и много болтать, не способен изучить то, что нужно (Демокрит).
Задание к семинарскому занятию по теме 10.
Философия истории
План.
1. Философия истории как область философского знания.
2. Проблема направленности исторического процесса в истории философии.
3. Философия истории XX века.
Основные понятия и термины: волюнтаризм, обшественно-экономическая формация, провиденциализм, прогресс, телеология, фатализм, цивилизация
Основная литература:
1. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник /
В. Д. Губин. – М. : Проспект, 2009. – С. 439-454.
2. Канке, В. А. Исторический и систематический курс [Текст] : учебник – 7-е изд., испр. и перераб. – М. : Логос, 2011. – С. 50-264.
Дополнительная литература:
1. Кальной, И. И. Философия [Текст] : учебник /
И. И. Кальной. – Симферополь: Бизнес-Информ, 2013. – 440 с.
2. Руденко, А. М. Философия в схемах и таблицах /
А. М. Руденко. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 381 с.
Тема реферата «Периодизация истории: разнообразие теоретических и методологических подходов».
Задание к семинарскому занятию по теме 11.
Социальная философия
План.
1. Эволюция философских представлений о природе и сущности общества (идеалистические, натуралистические, биологизаторские и др. концепции).
2. Механизмы развития общества.
3. Основные сферы общества, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Основные понятия и термины: географическая среда, деятельность, естественное право, общение, общество, ответственность, потребность, практика, Римский клуб, свобода, социальная адаптация, социальная группа, социальный институт, труд
Основная литература:
1. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник / под ред. В. Д. Губина и Т. Ю. Сидориной – М. : Гардарики, 2009. –
С. 455-498.
2. Кармин, А. С., Бернацкий, Г. Г. Философия [Текст] : учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – 2-е изд.– СПб. : Питер, 2007. – С. 197-287.
Дополнительная литература:
1. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. – М. : Юрайт, 2014. – 830 с.
2. Подольская, Е. А. Философия: кредитно-модульный курс. [Текст ] : учеб. пособие для бакалавров /
Е. А. Подольская. – М. : Наука Спектр, 205. – 380 с.
Задание к семинарскому занятию по теме 13.
Для заметок
Для заметок
Учебно-методическое пособие
Турский, И. И. Философия : учеб.-методическое пособие / И. И. Турский / Симферополь : АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», 2018. – 56 с.
Подписано к печати – 2018 г.
Корректор: Латынина С.А.
Формат – 84x108 1/32
Объем – 3,5 усл. п. л.
Тираж – 100 экз.
Печать АНО «ООВО» «УЭУ»
г. Симферополь, ул. Крымской Правды, 4
АНО «ООВО»
«УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
И.И. Турский
ФИЛОСОФИЯ
Учебно-методическое пособие
Симферополь
2018
УДК – 1Ф
ББК – 87.3
Т86
Турский, И. И. Философия : учеб.-методическое пособие / И. И. Турский / Симферополь : АНО «ООВО» «Университет экономики и управления», 2018. – 56 с.
Рецензенты:
Гужва Г. А. – кандидат философских наук, доцент.
Учебно-методическое пособие в краткой и доступной форме представляет методические рекомендации и планы семинарских занятий, тематику заданий для самостоятельной работы студентов, учебную программу, тематику рефератов и экзаменационные вопросы по философии, словарь философских терминов и список рекомендованной литературы.
Пособие соответствует требованиям государственных образовательных стандартов и предназначено для студентов, изучающих курс философии в вузе.
Учебно-методическое пособие одобрено на заседании кафедры «Социально-гуманитарных дисциплин» и рекомендовано к изданию Ученым советом АНО «ООВО» «Университет экономики и управления»
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение .................................................................................. 4
2. Учебная программа дисциплины «Философия» ................. 6
3. Тематический план самостоятельного изучения дисциплины и формы контроля 13
4. Методические рекомендации по самостоятельной
работе ........................................................................................ 15
5. Методические рекомендации и планы семинарских
занятий ...................................................................................... 16
6. Рекомендуемые темы докладов и рефератов .................... 36
7. Критерии оценки знаний студентов по философии и рекомендуемые вопросы к экзамену 37
8. Словарь философских терминов ........................................ 41
9. Список рекомендованной литературы .............................. 53
ВВЕДЕНИЕ
1.1. Цели и задачи освоения дисциплины
Цели курса. Изучение курса философии имеет своей целью развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности в философских оценках исторических событий и фактов действительности, усвоение идеи единства мирового историко-культурного процесса при одновременном признании многообразия его форм.
Задачи курса. Основная задача курса – способствовать созданию у студентов целостного системного представления о мире и месте человека в нем, а также формированию и развитию философского мировоззрения. Освоение курса философии должно содействовать:
– выработке навыков непредвзятой, многомерной оценки философских и научных течений, школ, направлений;
– формированию способностей к выявлению мировоззренческого, методологического, социально-политического, целостного, экологического аспектов изучаемых вопросов;
– развитию умения логично формулировать, излагать и аргументированно отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;
– овладению приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.
В результате изучения философии студент должен
– знать: основные философские направления и школы, основные методы философии и типы мировоззрения, основные этапы развития европейской и отечественной философии, классическую и современную концепции научного знания; формационный, цивилизованный и культурологический подходы к пониманию общественного развития, природу социальных процессов и глобальных проблем современности;
– уметь: использовать понятийный аппарат и методологические принципы философии; выдвигать гипотезы и последовательно развивать аргументацию в их защиту; применять знания, полученные при изучении философии и других дисциплин, для обоснования личных мировоззренческих, социально-философских и нравственных предпочтений;
– владеть: стандартными методиками поиска, анализа и обработки информации; методами и приемами логического анализа и аргументации; письменными и устными, непосредственными и опосредованными формами коммуникации.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Философия» является базовой частью ООП бакалавриата.
Курс философии состоит из двух частей: историко-философской и общей философии (основных философских проблем). В историко-философском разделе представлены типы познания, его закономерности в аспекте объективных и субъективных факторов детерминационного ряда. Вторая часть рассматривает проблемы бытия, познания, методологии, антропологии, социальной философии и др.
Изложение традиционных аспектов философского знания, их актуализация обеспечивается историческим и логическим единством названных частей, «включением интерпретаций собственно-теоретической проблематики в историко-философское поле». Систематическое изложение базовых категорий в курсе философии составляет логику теоретического мышления и культурно-мировоззренческой ориентации бакалавров. Названные разделы обеспечивают знакомство с ключевыми проблемами философского знания в контексте парадигмальных установок философского, гуманитарного, социального, экономического познания, специфики цивилизации и культуры отдельных регионов, стран и исторических эпох. Многообразие философско-исторических концепций и их актуализация позволяет найти бакалаврам свой ракурс мировосприятия, определить методологические основания изучения дисциплин, как по специальности, так и общеобразовательных.
Необходимость овладения содержательным базисом названных разделов сопряжена с обоснованным выводом, согласно которому философия представляет собой аккумулированный опыт человеческого познания действительности. Изучение дисциплин названного цикла призвано способствовать развитию интеллекта, выработке мировоззренческих ориентиров, расширению эрудиции, развитию абстрактного мышления и формированию навыков самостоятельного творческого мышления. Приоритетная роль философии в эффективности познавательного процесса данного циклам определяется ее мировоззренческой и методологической сущностью, тем обстоятельством, что она является необходимым философским основанием частной науки.
Курс философии является методологической основой, необходимой как для изучения конкретных экономических дисциплин, так и для изучения дисциплин гуманитарного, социального циклов. На базе философии идет обучение социологии, психологии, политологии, культурологии, экологии, правоведения, менеджмента и других дисциплин. Философия формирует общенаучную базу бакалавров. Полученные знания и умения позволяют им качественно осуществлять свою профессиональную деятельность, продолжить образование в магистратуре и аспирантуре.
2. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ»
2.1. Содержание разделов и тем дисциплины.
Раздел 1. Философия, ее предмет
Тема 1. Философия, ее предмет, место и роль в культуре человечества
Мировоззрение и его историко-культурный характер. Исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное, философское. Специфика философии как мировоззрения.
Становление философии. Эволюция философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.
Предмет философии. Связь и различие философского и научного знания.
Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
Тема 2. Структура, функции и типы философского зна-ния
Структура философского знания: учение о бытии (онтология), учение о познании (эпистемология или гносеология), учение о человеке (философская антропология), учение об обществе (социальная философия), учение о ценностях (аксиология).
Функции философии: мировоззренческая, методологическая, познавательная и др.
Основные типы философского знания. Объективный идеализм (Платон, Фома Аквинский, Гегель), субъективный идеализм (Юм, Кант), материализм (Гольбах, Фейербах, Энгельс).
Проблема метода философии: диалектика и метафизика, догматизм и релятивизм, эклектика и скептицизм.
Философия в борьбе против кризиса и упадка цивилизации, культуры и духовности человека. Кризисные явления в современной философии. Философия и ее миссия спасения человечества.
Раздел 2. История философии
Тема 3. Античная философия
Зарождение философской теоретической мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Досократическая философия – постановка и решение проблемы первоосновы мира, милетская, пифагорейская школы, Гераклит, элеаты, атомисты.
Античная классика. Изменение представлений о смысле философии (софисты). Сократ, Платон, Аристотель.
Позднеантичная (эллинистическо-римская) философия: эпикурейцы, стоики, неоплатоники, скептики.
Тема 4. Средневековая философия и философия эпохи Возрождения
Теоцентризм – системообразующий признак философии Средневековья. Принципы творения и божественного откровения как база средневекового миропонимания. Основные философские проблемы средневековой философии: божественное предопределение и свобода человека, душа и тело, сущность и существование, сотворенное и вечное, доказательство бытия бога, понятие высшего Блага, теодицея.
Основные этапы средневековой философии и ярчайшие представители. Августин Аврелий (Блаженный) и патристика. Спор реалистов и номиналистов. Фома Аквинский и схоластика.
Мировоззрение эпохи Возрождения: антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.
Эстетическое – доминирующий аспект философии Возрождения. Философы эпохи Возрождения: Э. Роттердамский, Н. Кузанский, М. Монтень.
Тема 5. Философия Нового времени
Научная революция XVII века и ее влияние на особенности рассмотрения основных философских проблем. Приоритет гносеологии и методологии в философии Нового времени. Ф. Бэкон «Новый органон».
Эмпиризм и его особенности. Д. Локк, Д. Юм,
Дж. Беркли.
Рационализм. Р. Декарт «Рассуждения о методе», дуализм его философской позиции. Пантеистический монизм
Б. Спинозы, Г. Лейбниц.
Философия французского Просвещения (Вольтер, Руссо, Гольбах): развитие взглядов на соотношение человека и природы, человека и истории, на роль научного познания для прогресса.
Тема 6. Классическая немецкая философия
Общая характеристика немецкой классической философии и ее роли для последующей мировой философии. Философское учение И. Канта: априоризм как попытка обоснования всеобщего характера научного знания; автономия нравственности; развитие философии от наукоучения к философии духа.
Развитие идей идеализма и диалектики в трудах Фихте и Шеллинга.
Г. Гегель – высшее достижение немецкой классической философии. Энциклопедия философских наук Гегеля. Система и метод в его учении. Философия истории Гегеля.
Тема 7. Постклассическая философия XIX века
Постгегелевская философия: кризис традиционной формы философского знания. Модернизация антропологизма
(Л. Фейербах). Диалектический и исторический материализм К. Маркса.
Иррационализм в философии XIX века. О. Шопенгауэр «Мир как воля и представление». «Воля к власти», дионисийский и аполлонический человек Ф. Ницше. Философии
С. Кьеркегора – идейная основа экзистенциализма в философии.
Тема 8. Русская философия в контексте мировой философской мысли
Влияние языческих, античных, византийских традиций и русского менталитета на становление отечественной культуры философствования. Практически-нравственная и художественно-образная ориентация русской философии.
Формирование и основные этапы развития русской философии. Просвещение и попытки осознания пути России: западники и славянофилы.
Русская религиозная философия В. Соловьева: всеединство, богочеловечество, софиология. Русский космизм: Циолковский и Федоров.
Русская философия после 1917 г.: официальная (марксистско-ленинская философия) и философия русского зарубежья.
Тема 9. Современная западная философия
Европейская культура и трансформация основных философских проблем. Максима общественного сознания XX века: проблема смысла истории и проблема комплексного исследования человека. Новые типы философствования: сциентизм и антисциентизм (антропологизм) в философии XX века.
Сциентизм как способ преодоления «кризиса» классической философии при помощи ее же методов. Позитивизм (О. Конт) и его исторические формы. Позитивистские направления в философии XX века: аналитическая философия (Л. Витгенштейн, Б. Рассел), философия науки (К. Поппер), постпозитивизм (Т. Кун,
И. Лакатос). Феноменология. Герменевтика и ее взгляд на познание.
Антропологизм и иррационализм. Персонализм Муньсе. Экзистенциализм о существовании, свободе и сознании человека (К. Ясперс, Ж-П. Сартр). Психоанализ (З. Фрейд, К. Г. Кун, Э. Фромм). Коммунологические тенденции в философии XX века (между герменевтикой и постмодернизмом).
Раздел 3. Онтология и гносеология
Тема 10. Учение о бытии (онтология)
Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия. Понятия материального и идеального.
Пространство, время.
Движение и развитие, диалектика. Идея развития, ее исторические изменения. Категории, принципы и законы развития.
Детерминизм и индетерминизм.
Динамические и статистические закономерности.
Научные, философские и религиозные картины мира. Динамика картин мира в XX веке.
Тема 11. Проблема познания (эпистемология)
Познание как предмет философского анализа. Сознание и познание. Познание, творчество, практика. Вера и знание.
Понимание и объяснение. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Агностицизм. Перцептивное, обыденное и научное знание. Знание и вера. Чувственный и абстрактный этапы познания и их формы.
Проблема истины в философии и науке. Исторические разновидности понимания истины. Абсолютное и относительное в истине. Критерии истины.
Тема 12. Научное познание (философия науки)
Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Природа науки. Параметры науки: наука как знание, деятельность и социальный институт.
Структура научного познания, его методы и формы. Этапы и уровни научного познания.
Рост научного знания. Научные революции и смены типов рациональности. Парадигма (Т. Кун) и исследовательская программа (И. Лакатос), кумулятивный процесс развития науки и научная революция. Логико-гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы современной науки.
Наука и техника. Техника и этика. Этика ученого.
Раздел 4. Философия истории и социальная философия
Тема 13. Философия истории
Предмет философии истории. Философия истории и социальная философия. Проблема направленности исторического процесса. Смысл истории и подходы к его интерпретации.
Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.
Проблема достоверности познания исторической реальности. Унитаристские и партикуляристские подходы к анализу мирового исторического процесса. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
Будущее человечества. Глобальные проблемы современности. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Восток, Запад, Россия в диалоге культур. Проблема «конца истории».
Тема 14. Философское учение об обществе (социальная философия)
Человек, общество, культура. Человек в системе социальных связей.
Предмет социальной философии. Взаимодействие социальной философии с общественными и гуманитарными науками. Эволюция философских представлений о природе и сущности общества (идеалистические, натуралистические, биологизаторские и др. концепции).
Человек и природа. Становление системы «природа-общество», этапы ее развития.
Общество и его структура. Механизмы развития общества. Основные сферы общества, их взаимосвязь и взаимообусловленность.
Гражданское общество и государство. Человек в традиционном, индустриальном и постиндустриальном обществе.
Человек во Вселенной. Человек перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Раздел 5. Философская антропология и аксиология
Тема 15. Философское учение о человеке (философия антропология)
Человек как предмет антропологии. Биосоциальная природа человека. Сознание и бессознательное, эмоциональное и рациональное в человеке.
Сознание, самосознание и личность. Действительность, мышление, логика и язык.
Смысл человеческого бытия: насилие и ненасилие; свобода и ответственность; идеалы, ценности и их роль в жизни человека. Аналитика человеческого бытия. Характеристики человека. Категории человеческого бытия.
Представления о совершенном человеке в различных культурах.
Тема 16. Ценность как способ освоения мира человеком (аксиология)
Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей (философский аспект). Критерии оценки прошлого и будущего. Ценность и целеполагание. Ценность и истина. Ценность и норма.
Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Иерархия нравственных ценностей. Ценностная характеристика добра и зла.
Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Историческая эволюция эстетического идеала. Модификация эстетических ценностей. Эстетическое и художественное.
Религиозные ценности и свобода совести.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
№ п/п | Тема | Форма контроля |
1 | Философия как часть человеческой культуры. 1. Составить словарь основных терминов по заданной теме. 2. Составить опорный конспект по теме. | проверка конспектов, тестирование |
2 | Философия Древнего Востока. 1. Составить таблицу (в произвольной форме), где отобразить основные философские школы Древнего Востока. 2. Подготовить рефераты по теме. | Устный опрос, таблицы, доклады и рефераты |
3 | Афинская школа философии. 1. Подготовить конспекты лекций об этапах развития древнегреческой философии. 2. Составить таблицу, в которой отразить информацию о ярких представителях Афинской философской школы. 3. Выписать наиболее понравившиеся высказывания древнегреческих философов. | Устный опрос тестирование, проверка конспектов, доклады и рефераты |
4 | Морально-этическая проблематика в философии эпохи эллинизма. 1. Составить обзорную таблицу «Философия эпохи эллинизма». 2. Подготовить рефераты по теме. | Проверка таблицы, рефераты, тестирование |
5 | Философия Возрождения. 1. Подготовить информацию о творчестве наиболее ярких представителей эпохи Возрождения. 2. Составить опорный конспект по теме. | Устный опрос, творческие задания, дискуссия, тестирование |
6 | Особенности европейского рационализма XVII – XVIII вв. 1. Подготовить доклад о философах рассматриваемого периода. 2. Подготовка рефератов по теме. | Устный опрос, доклады, рефераты, тестирование |
7 | Философские направления, взгляды и их представители в начале XIX в. Составить опорный конспект. | Устный опрос, проверка конспектов |
8 | Философия конца XIX – начала XX вв. 1. Устно охарактеризовать исторические предпосылки формирования философии рассматриваемого периода. 2. Специфика и особенности западной философии конца XIX – начала XX вв. подготовить реферат на данную тему. | Устный опрос, дискуссия, творческие задания, доклады, рефераты |
9 | Современная западная философия. 1. Охарактеризуйте причины разнообразия философских школ и течений современной философии. 2. Подготовьте реферат по предложенной теме. | Тестирование, творческие задания, рефераты |
10 | Специфика и этапы развития русской философии. 1. Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Г. Толстого. 2. Философия персонализма Н.А. Бердяева. | Тестирование, творческие задания, рефераты |
11 | Философская антропология. 1. Выясните, в чем смысл жизни человека, смерти и бессмертия. 2. Подготовьте реферат на тему «Смысл существования человека. Жизненная позиция человека». | Тестирование, творческие задания, рефераты |
12 | Человеческое осмысление объективной и субъективной реальности. Составить таблицу «Основные подходы к решению основного вопроса философии». Дискуссия на тему «Я – материалист?» | Тестирование, творческие задания, рефераты |
13 | Жизнь как объект философского анализа. 1. Возникновение и развитие жизни на Земле. Основные теории. 2. Подготовьте реферат на тему «Ценности личности». | Устный опрос, рефераты, дискуссии |
14 | Диалектические и альтернативные подходы и концепции развития. 1. Дайте характеристику и оценку диалектической концепции развития. 2. Приведите примеры действия законов диалектики. | Тестирование, рефераты |
15 | Природа как объект философского анализа. 1. Экологическая проблема – это экономическая, социально-политическая или мировоззренческая проблема? 2. Что такое ноосфера и каков ее эвристический потенциал? | Проверка конспектов, доклады, рефераты. |
16 | Общество как объект философского анализа. 1. Чем отличается социальная реальность от природной реальности и что их объединяет? 2. Подготовьте реферат на тему «Характеристика социального времени и социального пространства». | Устный опрос, рефераты, дискуссии. |
17 | Смысл жизни, свободы и ответственность человека. 1. Ценностные ориентиры жизнедеятельности человека. 2. Права и свободы человека и гражданина. | Устный опрос, тестирование, рефераты |
18 | Человек и мир на рубеже XXI в. 1. Мир перед лицом глобальных проблем. 2. Необходимость новой парадигмы общественного развития в XXI в. | Устный опрос, эссе, тестирование, рефераты |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
Основными формами самостоятельной работы студентов в течение семестра являются:
а) изучение учебного материала по конспектам лекций, учебникам и учебно-методическим изданиям;
б) знакомство с основными философскими трудами и публикациями в научных периодических журналах (по рекомендации преподавателя);
в) подготовка к обсуждению отдельных теоретических проблем, являющихся дискуссионными, на семинарах и на консультациях;
г) выполнение реферата или контрольной работы по одной из предложенных тем.
Основное внимание при подготовке к семинарским занятиям студенты уделяют подбору материала по всем вопросам плана. Конспект прочитанного, выписки, ксерокопии или набранные на компьютере материалы нужно организовать в соответствии с планом занятия: поместить их в папку с файлами или подклеить в тетрадь. Особого внимания требует освоение базовых понятий и терминов.
Реферирование статьи из научной периодики – индивидуальное дополнительное задание, дающее возможность обратиться к современному философскому тексту, пополнить представления о содержании обсуждаемой на семинаре темы. Проработав материал статьи, студент должен подготовить к семинару устное сообщение на 7-10 минут.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным дисциплинам. Он представляет собой средство развития у студентов научного мировоззрения и предназначен для углубленного изучения философии. Семинарские занятия позволяют студенту под руководством преподавателя расширить и детализировать полученные знания, выработать и закрепить навыки их использования в профессиональной деятельности. Подготовка к семинарским занятиям не должна ограничиваться прослушиванием лекций, а предполагает предварительную самостоятельную работу студентов.
Основное внимание при подготовке к занятию студенты должны уделить подбору материала по всем вопросам плана семинарского занятия. Конспект прочитанного, выписки, ксерокопии или набранные на компьютере материалы нужно привести и доработать в соответствии с планом занятия: поместить их в папку с файлами или подклеить в тетрадь. Конспект по всем вопросам плана должен быть предъявлен преподавателю в течение занятия или по завершении семинара, это дает возможность преподавателю оценить степень готовности студента к семинару. Особого внимания требует подготовка по усвоению базовых понятий и терминов. Многие из них уже известны студентам, а значительная часть требует глубокого осмысления. Для облегчения поиска в методическом пособии прилагается словарь философских терминов.
Реферирование статьи из научной периодики – индивидуальное дополнительное задание, дающее возможность обратиться к современному философскому тексту, пополнить представление о содержании обсуждаемой на семинаре темы. Проработав материал статьи, студент должен подготовить к семинару устное сообщение на 7-10 мин.
Творческая работа (эссе) выбирается студентом по желанию из набора высказываний, предложенных к изучаемой теме и оценивается как дополнительная работа. Эссе представляет собой оригинальное произведение объемом до 4 страниц текста, посвященное анализу афоризма известного мыслителя. Основное внимание в эссе должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения, критической оценке рассматриваемого высказывания, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Задание к семинарскому занятию по теме 1.
Философия, её предмет, роль и место в культуре человечества
План.
1. Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения. Структура и уровни мировоззрения.
2. Философия и наука. Предмет и структура современной философии: онтология, гносеология (эпистемология), аксиология, социальная философия, философская антропология.
3. Основные типы философского знания: философский монизм (объективный идеализм, субъективный идеализм, материализм), дуализм, плюрализм.
4. Проблема метода в философии: диалектика и метафизика, догматизм и релятивизм, софистика и эклектика и другие.
Основные понятия и термины: агностицизм, аксиология, антропоцентризм, гносеология, диалектика, догматизм, дуализм, идеализм, космоцентризм, материализм, метафизика, мировоззрение, монизм, онтология, релятивизм, софистика, теоцентризм, философия, эклектика.
Основная литература:
1. Алексеев, П. В. Философия [Текст] : учебник /
П. В. Алексеев, А. В. Панин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2007. – С. 4-76.
2. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник /
В. Д. Губин – М. : Велби : Проспект, 2008. – С. 5-9.
3. Лавриненко, Л. В. Философия: учебник /под ред.
В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – С.7-28.
Дополнительная литература:
1. Канке, В. А. Философия для экономистов /
В. А. Канке. – М. : Омега, 2011. – 416 с.
2. Миронов, В. В. Философия [Текст] : учебник /
В. В. Миронов. – М. : Проспект, 2017. – 240 с.
Тема реферата: «Функции философии»
Темы эссе:
• Самое меньшее благо в жизни – это богатство; самое большое – мудрость. (Лессинг Г. Э.)
• Разум – это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным. (Декарт Р.).
• Основа всякой мудрости есть терпение. (Платон).
• Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует. (Демокрит).
• Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует делать другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его. (Толстой Л.Н.).
• Искусство быть мудрым состоит в умении знать, на что не следует обращать внимания. (Джеймс У.).
• Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет. (Белинский В.Г.)
• Многознайство уму не научит. (Гераклит).
Задание к семинарскому занятию по теме 2.
Античная философия
План.
1. Происхождение и своеобразие античной философии. Философские школы досократиков (милетская школа, пифагорейцы, элеаты, атомисты).
2. Античная философия классического периода. Софисты и Сократ.
3. Философия Платона.
4. Философия Аристотеля.
Основные понятия и термины: анамнезис, апатия, архэ, атараксия, атомистика, досократики, майевтика, софистика, софисты, стоицизм, эпикуреизм.
Основная литература:
1. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник /
В. Д. Губин – М. : Велби : Проспект, 2008. – С. 38-71.
2. Лавриненко, В. Н. Философия [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – С. 84-111.
Дополнительная литература:
1. Бучило, Н. Ф. Философия [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило. – М. : Проспект, 2013. – 325 с.
2. Горелов, А. А. Философия: конспект лекций
[Текст] : учеб. пособие / А. А. Горелов. – М. : Кнорус,
2013. – 173 с.
Тема реферата: «Философские школы поздней античности (стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм)»
Темы эссе:
• Не важно, чем ты занимаешься, важно, как ты об этом говоришь (Сократ).
• Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны! (Сократ)
• Глупость собственного изобретения никогда не предпочитай дельному совету (Сократ).
• Лесть порождает друзей, правда – ненавистников (Теренций Публий).
• Люди охотно верят тому, чему желают верить (Гай Юлий Цезарь).
• Живи, как можешь, раз нельзя как хочется (Цецилий Стаций).
• Бери, что дают, коль не дают желанного (Цецилий Стаций).
• Счастливее всех тот, кто зависит только от себя (Марк Туллий Цицерон).
• Недостаточно овладеть премудростью, нужно также уметь пользоваться ею (Марк Туллий Цицерон).
• Величайшее поощрение преступления – безнаказанность (Марк Туллий Цицерон).
• Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод (Марк Туллий Цицерон).
• Осла и в львиной коже по крику узнаешь (Эзоп).
Задание к семинарскому занятию по теме 3.
Философия Средневековья и Возрождения
План.
1. Средневековая философия Запада: особенности и основные направления развития.
2. Патристика. Философия Аврелия Августина.
3. Схоластика. Философия Фомы Аквинского.
Основные понятия и термины: анамнезис, апатия, архэ, атараксия, атомистика, досократики, майевтика, софистика, софисты, стоицизм, эпикуреизм.
Основная литература
1. Губин, В. Д. Философия [Текст] : учебник / В. Д. Губин – М. : Велби : Проспект, 2008. – С. 183-212.
2. Лавриненко, В. Н. Философия [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012. – С.178-205.
Дополнительная литература:
1. Бучило, Н. Ф. Философия [Текст] : учеб. пособие / Н. Ф. Бучило. – М. : Проспект, 2013. – 325 с.
2. Горелов, А. А. Философия: конспект лекций : [Текст] : учеб. пособие / А. А. Горелов. – М . : Кнорус,
2013. – 173 с.
Тема реферата: «Философские школы поздней античности (стоицизм, эпикуреизм, неоплатонизм)»
Темы эссе:
• Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, что может быть ближе к глупости? (Эразм Роттердамский)
• Скупость начинается там, где кончается бедность (Пьер Абеляр).
• Любовь – одно из тех страданий, которые невозможно скрывать: одного слова, одного неосторожного взгляда и даже молчания достаточно, чтобы выдать его (Пьер Абеляр).
• С сильной любовью не могут ужиться черные подозрения (Пьер Абеляр).
• То, чем мы грешим в молодости, приходится искупать в старости (Пьер Абеляр).
• Добра частица есть во всяком зле, лишь надо мудро извлекать ее (Шекспир).
• Когда нет радости, тогда надежда на будущую радость – тоже радость (Шекспир).
• Кто светит, тот и видеть лучше будет (Шекспир).
• Успех острого слова зависит более от уха слушающего, чем от языка говорящего (Шекспир).
Задание к семинарскому занятию по теме 4.
Философия Нового времени
План.
1. Формирование философского мышления Нового времени. Ф. Бэкон, Р. Декарт.
2. Рационализм европейской философии XVII в.
(Б. Спиноза, Г. Лейбниц).
3. Английский эмпиризм XVII-XVIII веков (Д. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм).
4. Философия Просвещения.
5. Философия И. Канта: критика теоретического и практического разума.
Основные понятия и термины: абсолютная идея, антиномия, априорный, дедукция, закон, императив, индукция, картезианство, категорический императив, категория, просветительство, рассудок, рационализм, сенсуализм, субстанция, субъективный идеализм, телеология, триада, феномен, эмпиризм.
Основная литература:
1. Кохановский, В. П. Основы философии [Текст] : учебник / В. П. Кохановский, Т. П. Матяш, В. П. Яковлев. – М. : Кнорус, 2013. – 232 с.
2. Лавриненко, В. Н. Философия [Текст] : учебник / под ред. В. Н. Лавриненко. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2012, – С.112-177.
Дополнительная литература:
1. Гуревич, П. С. Философия для экономистов /
П. С. Гуревич. – М. : МПСУ, 2012. – 464 с.
2. Спиркин, А. Г. Философия / А. Г. Спиркин. – М. : Юрайт, 2014. – 830 с.
3. Подольская, Е. А. Философия: кредитно-модульный курс [Текст] : учеб. пособие для бакалавров /
Е. А. Подольская. – М. : Наука Спектр, 2015. – 380 с.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 273.