Место и время проведения практики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Место миссионерского направления учебной практики: Центры духовного просвещения, Миссионерские центры, православные библиотеки, Центры православной культуры, паломнические службы, православное телевидение и радио. Возможно прохождение практики в православных приходах, других учреждениях и организациях, осуществляющих антисектантскую, апологетическую и экскурсионно-паломническую деятельность.

Учебная практика проходит в 4 семестре.

4. Требования к результатам освоения дисциплины

В результате прохождения данной практики обучающийся должен приобрести следующие практические навыки, умения, универсальные и профессиональные компетенции:

компетенции в области церковного образа жизни

- сознательно участвовать в церковных таинствах и обрядах (К-1);

- соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быту (К-2);

- преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К-3);

- стремиться к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей жизни (К-4);

компетенции в области церковного образа жизни

- сознательно участвовать в церковных таинствах и обрядах (К-1);

- соблюдать церковную традицию в общении, образе жизни, быту (К-2);

- преломлять духовные знания в личный духовный опыт (К-3);

- стремиться к совершенствованию в христианском благочестии на протяжении всей

жизни (К-4);

- иметь привычку к самооценке и самоконтролю (К-5);

компетенции в области миссионерского служения:

использовать знание Священного Писания, основных разделов православного вероучения, литургики, церковной истории в миссионерском служении (К-6);

использовать знания православного вероучения и сектоведения для обеспечения духовной безопасности воцерковляющихся (понимание опасной сущности язычества и оккультизма, умение противостоять деятельности тоталитарных сект и движений) (К-7);

выявлять степень воцерковленности человека и в соответствии с ней определять характер миссионерской работы (К-9);

применять основные методы теоретической и практической миссиологии в миссионерской работе (К-11);

аргументировано и убедительно излагать церковную позицию перед невоцерковленной и воцерковляющейся аудиторией (К-12);

обеспечить миссионерское сопровождение церковных мероприятий (К-13);

компетенции в области миссионерского образования:

разрабатывать и реализовывать миссионерские образовательные программы для различных возрастных категорий адресатов миссии (К-16);

компетенции в области организаторской деятельности:

планировать и организовывать миссионерское служение на приходах и/или благочиниях (К-17);

организовывать мероприятия в области миссионерского служения на приходе и/или благочинии (К-18);

решать конкретные задачи, в том числе коллективно (К-19).

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- особенности миссионерской деятельности в городе и селе,

-особенности миссионерской деятельности среди людей разного возраста и разной степени воцерковленности,

-особенности миссионерской деятельности среди некрещеных людей,

уметь:

-использовать различные способы построения миссионерской беседы среди людей разного возраста, разной степени воцерковленности, среди некрещеных,

владеть:

-навыками миссионерской работы со взрослым населением, а также в детской и подростковой среде.

 

5.Организация и проведение учебной практики

Руководство учебной практикой слушателя осуществляют два руководителя: один от «Центр подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)» и второй от учреждения (организации), в котором проходит практика (куратор). Оба руководителя совместно выполняют следующие функции:

1) рассматривают и утверждают программу учебной практики и входящий в нее календарно-тематический план;

2) консультируют по вопросам, возникающим в ходе практики, а также по составлению отчетов практики о проделанной работе;

3) контролируют выполнение календарно-тематических планов и проверяют качество работы практиканта;

4) осуществляют прием отчетов по практике и оценивают выполненную работу по пятибалльной системе.

Руководитель от «Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)»  назначается из числа кураторов, и его основной задачей является организация учебной практики слушателей. Руководитель практики от «Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)» :

· составляет план практики, обеспечивает её высокую организацию;

· готовит организационную и методическую документацию по практике;

· координирует работу руководителей практики;

· консультирует слушателей по всем вопросам практики;

· контролирует организацию практики;

· оценивает работу студентов, принимает зачет по практике;

· составляет сводный отчет по результатам практики и представляет его руководству.

В обязанности старосты группы входит общая организация работы практикантов, учёт посещаемости, оповещение практикантов о коллективных консультациях, составление графика публичной защиты отчетов по практике.

Учебная практика проводится согласно учебному плану в объеме 108 часов, продолжительность - три недели.

Права и обязанности практиканта

1. Практикант имеет право на свободный выбор учреждения, в котором будет проходить учебная практика.

2. Практикант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться к руководителю практики от ЕОЦ, к администрации и сотрудникам учреждения, где проходит практика; вносить предложения по совершенствованию организации практики; участвовать в мероприятиях, совещаниях, собраниях.

3. Практикант в период прохождения практики имеет право на трехдневное проведение индивидуального научного исследования.

4. Практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения, проявляет такт и уважение по отношению к сотрудникам и иным лицам.

5. Практикант должен согласовать с руководителем практики и куратором график её прохождения и получить все необходимые консультации.

6. Практикант выполняет указания руководителя учебной практики от ЕОЦ и куратора.

7. Практикант обязан ежедневно вести дневник учебной практики по установленной форме. Заполнение дневника контролирует куратор.

8. Практикант обязан сдавать руководителю практики и куратору соответствующие разделы отчета по практике для проверки в соответствии с утвержденным календарно-тематическим планом.

9. Практикант обязан своевременно, тщательно и добросовестно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики; должен быть примером организованности, дисциплинированности и трудолюбия; активно участвовать в жизни учреждения, где проходит практику.

10. Практикант обязан бережно относиться к инвентарю и оборудованию учреждения, где проходит практику. В случае нанесения материального ущерба школе практикант обязан возместить его.

11. Практикант обязан вести всю необходимую документацию в соответствии с установленными требованиями и предоставлять её по первому требованию руководителей практики.

12. По окончании прохождения учебной практики в трёхдневный срок слушатель обязан сдать всю предусмотренную программой практики отчётную документацию.

13. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, он может быть отстранён от прохождения практики. Слушатель, отстранённый от учебной практики, или работа которого признана неудовлетворительной, считается не выполнившим учебный план. По решению руководства ЕОЦ ему назначается повторное прохождение практики без отрыва от учебных занятий. Слушатель, не ликвидировавший задолженность по учебной практике в установленные сроки, подлежит отчислению.

Во время практики слушатели ежедневно заполняют дневник практики, а по её окончанию составляют отчет. Формой аттестации практики и итогового контроля прохождения учебной практики является публичная защита отчетов по практике. Сроки и длительность прохождения учебной практики определяются учебным планом «Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)» .

Для получения зачета и признания прохождение учебной практики успешной слушатели в трехдневный срок после окончания практики предоставляют следующие документы:

1) дневник по учебной практике,

2) готовый, заверенный печатью предприятия и сброшюрованный отчет по практике вместе с приложениями,

3) отзыв.

Отчет по практике принимается руководителем практики от «Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)», который дает оценку результатов работы слушателей на практике. Получение неудовлетворительной оценки или непредставление отчета влечет за собой повторное прохождение учебной практики.

Содержание практики во многом зависит от выбранного слушателем направления практики и определяется индивидуальной программой, которая разработана слушателем совместно с руководителем. Тема и программа должны быть тесно увязаны с темой выпускной аттестационной работы.

До начала практики должны быть выявлены проблемы в области теории, методики и нормативного регулирования просветительской работы, а в процессе практики подтверждена актуальность и практическая значимость выбранного направления миссионерской деятельности.

Вся практика делится на ознакомительную (первый день практики), активную и итоговую части. В первый день практикант знакомится со своим куратором, затем под руководством куратора практикант знакомится со всеми аспектами непосредственной деятельности миссионера. При этом происходит уточнение понимания целей, задач практики, условий взаимодействия практиканта и куратора, а также составление и утверждение руководителем учреждения программы учебной практики. Задачами первого дня практики являются: первичное ознакомление со структурой, характером деятельности, режимом работы учреждения, роли и месте миссионера в деятельности учреждения.

Последующие дни практики посвящены изучению практической деятельности миссионера и оформлению документации по практике. Практика начинается с общего ознакомления с учреждением, организацией, изучения структуры деятельности в целом. По результатам предварительного ознакомления с особенностью деятельности учреждения (организации) слушатель готовит его краткую характеристику, даёт описание общей деятельности, применения форм и методов просветительской деятельности, её содержания и т.д. Таким образом, в содержание практики следующего, активного, периода входит:

· наблюдение за организацией деятельности конкретного учреждения и её анализ;

· проведение индивидуального исследования по теории и методике миссионерской деятельности;

· ознакомление с формами и методами миссионерской работы с людьми разных возрастов и социального положения;

· определение особенностей лиц, являющихся объектами профессионального интереса православного миссионера;

· работа с документацией под руководством куратора или опытного специалиста учреждения;

· ежедневное ведение дневника практики.

Предложения и рекомендации, разработанные слушателем в ходе практики, могут иметь теоретический, методический или практический характер, касаться всех вопросов темы, должны быть грамотно сформулированы и письменно оформлены. Практикант представляет по завершению своей практики отзыв, заверенный печатью учреждения (организации) и подписью руководителя. Таким образом, до устной защиты практики в качестве отчетной документации слушатели предоставляют отзыв, дневник практики и письменный отчет.

Совместно с руководителем практики от «Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)»  слушатель составляет план миссионерской практики. Как правило, тема миссионерской практики должна быть связана с темой выпускной квалификационной работы.

Все виды деятельности слушателя во время миссионерской практики делятся на:

1. информационную (лекции, беседы и т.д.),

2. издательскую (разработка, выпуск и распространение памяток, листовок, плакатов, периодических изданий и литературы),

3. просветительскую (встречи, диспуты, круглые столы, видеоролики, статьи),

4. организационную (паломнические поездки, миссионерская деятельность).

Кроме того, практикант может осуществлять авторскую разработку и распространение миссионерских изданий, миссионерских листков, просветительских или антисектантских видеороликов.

В ходе практики должны быть определены источники получения достоверной апологетической информации (периодическая печать, литература, видеоматериалы, миссионерские листки и др.), способы её обобщения и порядок распространения достоверной информации о различных тоталитарных и деструктивных вероучениях.

В ходе практики слушатель должен ответить на вопросы:

· В чем заключается миссионерство?

· Какова суть миссионерства?

· На каких принципах основано миссионерство?

· Каким должен быть миссионер и каковы его основные функции?

· Какими знаниями и навыками должен обладать миссионер?

Основное содержание миссионерской практики

1. Ознакомление с учреждением:

· беседа с руководителем об учреждении, его специфике, целях, структуре, традициях, задачах коллектива, постановке миссионерской и иной деятельности в учреждении;

· знакомство с коллективом;

· ознакомление с существующей документацией учреждения (Устав, программы, планы работы, расписание паломнических поездок, компьютерная база данных, веб-сайт и т.д.), а также выполнение санитарно-гигиенических и других требований;

· ознакомление с материальной базой учреждения, с оборудованием, с работой структурных подразделений и т.д.;

· ознакомление с общей деятельностью учреждения, изучение и анализ методических и иных материалов;

· составление индивидуального графика работы на период практики.

2. Миссионерская деятельность в учреждении:

· общение с сотрудниками;

· изучение и анализ творческого материала (программ, методических пособий, листовок) с целью выявления нереализованных возможностей для миссионерской деятельности;

· самостоятельная разработка и проведение отдельных занятий по конкретной апологетической теме;

· организация дополнительных коллективных и индивидуальных миссионерских и иных мероприятий;

· овладение содержанием, формами и методами проведения миссионерской деятельности, оказание помощи сотрудникам в проведении миссионерской и иной работы;

· изготовление наглядного и дидактического материала для проведения миссионерских встреч и паломнических поездок.

3. Методическая и исследовательская работа:

·  участие в разработке методического материала;

· изучение и анализ передового опыта по миссионерской деятельности;

· анализ организации и осуществления миссионерской и/или паломнической деятельности;

· участие в проблемных семинарах, выступление с тематическими сообщениями на конференциях, миссионерских слетах и перед слушателями «Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)».

Первые два дня миссионерской практики носят ознакомительный (но не пассивный) характер. Прежде всего практиканту необходимо изучить правовую форму и организационную структуру учреждения (организации), выяснить, является ли деятельность учреждения лицензированной, определить виды деятельности, дать общую оценку деятельности и если возможно проанализировать основные её результаты, охарактеризовать основные формы миссионерской деятельности. В первые три дня практики составляется и согласовывается с куратором индивидуальный план слушателя на весь период практики. В нём планируется: темы, цели и сроки проведения миссионерских встреч, а также темы, цели и сроки проведения мероприятий, названия наглядных пособий и т. д.

Составленный план записывается в дневник миссионерской практики.

Практиканту необходимо заранее спрашивать у сотрудника учреждения разрешение присутствовать на его мероприятии и лучше это делать за день до проведения мероприятия. Присутствуя на мероприятии, практикант в своем дневнике должен делать записи, проводить анализ, осмысливать и брать на вооружение только наиболее эффективные формы и методы работы миссионера. По окончании мероприятия желательна краткая беседа с сотрудником. Практикант должен уметь общаться, высказывать свое мнение о наиболее интересных методах, приемах и элементах мероприятия, задавать вопросы миссионеру и выслушивать его советы. Не стоит акцентировать свое внимание на критике тех или иных ситуаций, которые были обнаружены, лучше попытаться проанализировать их в качестве проблемных и найти пути решения.

Вторая и третья недели миссионерской практики предполагают активную деятельность слушателя-практиканта:

• самостоятельное проведение миссионерских встреч или паломнических поездок;

• выполнение исследовательской работы в рамках выпускной аттестационной работы;

• оформление отчетного материала по итогам миссионерской практики.

После проведения самостоятельных мероприятий практикант обсуждает его результаты с куратором, в случае необходимости вносит корректировки в методическое обеспечение. Результаты ежедневной работы слушателя-практиканта «Центра подготовки церковных специалистов Нижегородской Епархии Русской Православной Церкви «ПОКРОВ» имени митрополита Николая (Кутепова)» должны фиксироваться в дневнике миссионерской практики, в который заносятся:

· данные об учреждении (организации), в котором проводится практика (название, почтовый адрес, телефон, факс, адрес веб-сайта);

· директор (Ф.И.О., телефон);

· заместитель директора (Ф.И.О., телефон);

· планы миссионерской, паломнической, воспитательной, научно-исследовательской работы слушателя-практиканта;

· расписание самостоятельных занятий слушателя-практиканта с указанием даты и темы;

· анализ миссионерских встреч и паломнических поездок, результаты их обсуждения;

· описание хода наблюдений за организацией и осуществлением миссионерской деятельности;

Дневник должен находиться у практиканта и по запросу предъявляться куратору и руководителю практики. В конце практики дневник сдается руководителю практики.

Заканчивается учебная практика итоговой конференцией, на которой слушатели отчитываются о проделанной работе в виде небольшого доклада, наличие презентации приветствуется.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 167.