Понятие мотивации. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека. Мотив, цель и потребность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мотива́ция— побуждение к действию; динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека через труд удовлетворять свои материальные потребности

Внешняя мотивация (экстринсивная).— мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельноегти, но обуслоцленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами.

Внутренняя мотивация (интринсивная) — мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности.

Положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах называется положительной. Мотивация основанная на отрицательных стимулах называется отрицательной.

Устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления. Различают два основных типа мотивации: «от» и«к», или «метод кнута и пряника».

Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастеретва в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Человек с высоким уровнем мотивации достижения, стремясь получить весомые результаты, настойчиво работает ради достихсения поставленных целей.

Мотивация достижения (и поведение, которое направлено на высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности. Кто-то выбирает сложные задачи по математике, а кто-то, наоборот, ограничиваясь скромными целями в точных науках, выбирает сложные темы по литературе, стремясь достичь именно в данной области высоких результатов. Что жеопределяет уровень мотивации в каждой конкретной деятельности? Ученые выделяют четыре фактора:

1. значимость достижения успеха;

2. надежда на успех;

3. субъективно оцениваемая вероятность достижения успеха;

4. субъективные эталоны достижения.

Негативная мотивация — побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требования и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной. В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностями или наказанием и стремление их избежать. Он рассуждает так: «Если я этого не сделаю, то меня ожидают неприятности». Вот что побуждает к деятельности под влиянием негативной мотивации.

Основным недостатком негативных санкций является кратковременность их влияния: они стимулируют к деятельности (или сдерживают от нежелательных поступков) только на период их действия. Негативная мотивация тем сильнее влияет на человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания. Таким образом, негативная мотивация, в том числе и наказание, — достаточно сильный мотивационньlй фактор, который способен побуждать человека к деятельности, однако не лишенный многих недостатков и нежелательных последствий.

Структура мотивации

Первая задача, которая встает при создании мотивационного компонента деятельности, заключается в определении его структуры.

Проведенные исследования позволяют предположить, что составляющими функциональной структуры мотивационного компонента

деятельности являются: 1) наличие у субъекта мотивов, побуждающих значимую деятельность, 2) установление целевой иерархии

и выделение основной цели действия, 3) установление связи цели формируемого действия с мотивом значимой деятельности.

Наличие у субъекта мотивов, побуждающих значимую деятельность, является первой составляющей данной структуры.

Определение мотива как аффективно-когнитивного образования создает более широкие возможности решения проблемы мотивации

учения: исследуется не только когнитивный элемент мотива, зависящий от методов и содержания обучения, но и аффективный

элемент, связанный со значимой деятельностью субъекта.

Второй составляющей функциональную структуру мотивационного компонента деятельности является выделение субъектом цели

формируемого действия. Он включает в себя промежуточные цели, необходимые для достижения основной цели формируемого

действия, установление целевой иерархии.

Таким образом, установление целевой иерархии является важной составляющей структуры мотивационного компонента деятельности,

поскольку до этого мотивация ребенка при формировании действия является прерывной: создание мотивационного компонента

деятельности происходит по отношению к каждой из промежуточных целей, не связанных между собой.

Третьей составляющей структуры мотивационного компонента деятельности является установление связи между целью формируемого

действия и мотивом значимой деятельности. Данный процесс включает в себя анализ субъектом соответствия цели формируемого

действия мотивам значимой деятельности, в результате которого цель принимается субъектом, т.е. субъект устанавливает

определенный характер связи между целью и мотивом — опосредованный или непосредственный.

Опосредствованный характер связи цели формируемого действия и мотива значимой деятельности означает, что формируемое

действие находится вне значимой деятельности субъекта и связано с ней внешним образом.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели,

управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение,

как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей

и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков, а также на многое другое, неосознаваемое

человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые

личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих

наиболее глубоких черт.

Мотив, цель и потребность

Сообщить об опечатке

Наиболее простое определение мотива (мотива реакции) в рамках теории деятельности: "Мотив — это опредмеченная потребность".

Лиса хочет кушать (кушать - это потребность). Лиса видит курочку, и ее потребность кушать опредмечивается в этой курочке. Теперь лиса хочет курочку, курочка стала ее мотивом.

Мотив часто путают с потребностью и целью, однако потребность - это не всегда осознаваемое желание устранить дискомфорт, а цель - результат сознательного целеполагания.

Например: жажда - это потребность, вода - это мотив, а бутылка с водой, к которой человек тянется - это цель.

Однако, если человек пьет не для того собственно, чтобы утолить жажду, а чтобы позавтракать и пойти работать, то мотив здесь уже не вода, а то, ради чего человек завтракает или ради чего он работает. И вообще ради чего или ради кого он живет.

Если же человек завтракает просто потому, что он всегда с утра завтракает и не концентрирует свое внимание на ощущении голода (с утра часто вовсе и не хочется есть), то ни воде, ни в завтраке, ни в работе и даже в деньгах у человека мотива нет. Человек, живующий бездумно, по шаблону (нулевая позиция восприятия) живет и действует без мотивов. Смотри Немотивированное поведение.

 

Дата: 2019-02-25, просмотров: 215.