Типология личности Гиппократа
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Это наиболее древняя типология людей, в основе которой лежит различие в темпераментах людей. Темперамент (лат. – смесь, соразмерность) – это система врожденных особенностей поведения человека, формы его реактивности (реагирования) на воздействия среды. Эта реактивность представляет собой психодинамическое образование, доминирующие способы реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего, и, соответственно, представляющее личность как средоточие этого взаимодействия.

Основателем данной типологии считается древнегреческий врач, «отец» медицины Гиппократ (V в. до н.э.) Темперамент, по Гиппократу, определяется доминированием у тех или других людей одной из четырех жидкостей организма, обуславливающих, по мысли древних, особенности поведения человека: кровь (лат. - сангвис), желчь (холе), слизь (флегма), черная желчь (мелано-холе). Отсюда соответственно все люди подразделяются на следующие четыре группы:

Сангвиники – люди, у которых доминирует кровь, что определяет психофизические особенности их поведения: энергичность, деятельность, быстроту реакций, жизнерадостность, общительность и т.д.

Холерики – люди, с доминированием в их организме желчи, что обуславливает подвижность, возбудимость, неуравновешенность, быструю смену настроения, раздражительность («желчность»);

Флегматики – люди с преобладанием слизи, отличающиеся в связи с этим замедленным темпом реакций, уравновешенностью, трудностями в адаптации к новым условиям.

Меланхолики – люди с преобладанием черной желчи, что определяет их застенчивость, излишнюю чувствительность и впечатлительность, утомляемость, тревожность и т. п.

в типологической

модели А.Е. Личко

Типологический подход к описанию личности здорового человека А.Е.Личко. Особенности систематики психопатий и акцентуаций характера подростков.

Описание клинического подхода в типологии А.Е. Личко: опрос подростка, опрос родителей, сведения других лиц, осмотр подростка, наблюдение за поведением. Описание психологического подхода к типологии акцентуаций личности и психопатий.

Краткие сведения о классификации типов психопатий и акцентуаций характера подростка: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.


Типология Акцентуированных Личностей Леонгарда

Психологическая энциклопедия

 

Автор. К.Леонгард. Категория. Типология акцентуаций характера. Специфика. В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию. К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как: - гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); - дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); - аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны); - тревожный (боязливость, робость, покорность); - аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); - эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как: - демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон); - педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам); - застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); - возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты). Наконец, к личностному уровню были отнесены типы: - экстравертированный; - инровертированный. Литература. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981

 

 

Классификация по А. Е. Личко построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление дельных черт характера, при котором наблюдаются не выходя-s за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как вре­менные состояния психики чаще всего наблюдаются в подрост­ковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адре­сующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут насту­пать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявив­шиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (осо­бенно если возникает заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, кото­рую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:

 

1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются по­движностью, общительностью, склонностью к озорству. В про­исходящие вокруг события они всегда вносят много шума, лю­бят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педаго­гами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бы­вают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, при­хвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

 

2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражи­тельностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незна­чительные неприятности, на замечания реагируют крайне раз­дражительно. Настроение у них периодически меняется от при­поднятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

3.Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожидан­ного изменения настроения могут оказаться самыми ничтож­ными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то не­приветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серь­езных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, нахо­дясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настрое­ние, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

 

4.Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повы­шенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раз­дражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

 

5.Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувстви­тельность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слиш­ком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчи­вы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстника­ми предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подрост­ков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживают­ся высокие моральные требования к себе и к окружающим лю­дям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усерди­ем. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обо­жают друзей, которые старше их по возрасту.

6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко нот больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность осмотрительность.

7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внут­ри мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими - либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих прежде всего для своих сверстников, которые их, как то, не очень любят.

8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, власть, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, все подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.

9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У пол­исов данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидера­ми и организаторами дела, завоевать себе неформальный авто­ритет, они часто и быстро терпят фиаско.

10.Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, пльшущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональ­ные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.

11.Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторите­там, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кре­до — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, поки­нуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, при­чем нередко даже не одно.

К приведенной классификации характеров, предложенной А.ЕЛичко, следует относиться так же, как и к классификации Э.Кречмера. Она также построена на основе результатов на­блюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по современным представлениям). Возникает вопрос, на который различные классификаторы до сих пор не нашли удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, кото­рые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесе­ны однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значитель­ную часть — до половины всех людей.

 

 

21. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.

Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность - это особенности темпа, ритма' деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмо-циональной впечатлительностью. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.


Темперамент и способности

Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности, суть которо-го состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.

Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суворов - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангвиники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский - меланхолики.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 328.