Это наиболее древняя типология людей, в основе которой лежит различие в темпераментах людей. Темперамент (лат. – смесь, соразмерность) – это система врожденных особенностей поведения человека, формы его реактивности (реагирования) на воздействия среды. Эта реактивность представляет собой психодинамическое образование, доминирующие способы реагирования человека во взаимодействии внутреннего и внешнего, и, соответственно, представляющее личность как средоточие этого взаимодействия.
Основателем данной типологии считается древнегреческий врач, «отец» медицины Гиппократ (V в. до н.э.) Темперамент, по Гиппократу, определяется доминированием у тех или других людей одной из четырех жидкостей организма, обуславливающих, по мысли древних, особенности поведения человека: кровь (лат. - сангвис), желчь (холе), слизь (флегма), черная желчь (мелано-холе). Отсюда соответственно все люди подразделяются на следующие четыре группы:
Сангвиники – люди, у которых доминирует кровь, что определяет психофизические особенности их поведения: энергичность, деятельность, быстроту реакций, жизнерадостность, общительность и т.д.
Холерики – люди, с доминированием в их организме желчи, что обуславливает подвижность, возбудимость, неуравновешенность, быструю смену настроения, раздражительность («желчность»);
Флегматики – люди с преобладанием слизи, отличающиеся в связи с этим замедленным темпом реакций, уравновешенностью, трудностями в адаптации к новым условиям.
Меланхолики – люди с преобладанием черной желчи, что определяет их застенчивость, излишнюю чувствительность и впечатлительность, утомляемость, тревожность и т. п.
в типологической
модели А.Е. Личко
Типологический подход к описанию личности здорового человека А.Е.Личко. Особенности систематики психопатий и акцентуаций характера подростков.
Описание клинического подхода в типологии А.Е. Личко: опрос подростка, опрос родителей, сведения других лиц, осмотр подростка, наблюдение за поведением. Описание психологического подхода к типологии акцентуаций личности и психопатий.
Краткие сведения о классификации типов психопатий и акцентуаций характера подростка: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный.
Типология Акцентуированных Личностей Леонгарда
Психологическая энциклопедия
Автор. К.Леонгард. Категория. Типология акцентуаций характера. Специфика. В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию. К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как: - гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); - дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); - аффективно-лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны); - тревожный (боязливость, робость, покорность); - аффективно-экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); - эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как: - демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон); - педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия Я идеалам); - застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию); - возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты). Наконец, к личностному уровню были отнесены типы: - экстравертированный; - инровертированный. Литература. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1981
Классификация по А. Е. Личко построена на основе наблюдений за подростками.
Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление дельных черт характера, при котором наблюдаются не выходя-s за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот факт автор классификации так: «При действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления", могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении». При повзрослении ребенка особенности его характера, проявившиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникает заболевание).
Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил А.Е.Личко, выглядит следующим образом:
1. Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума, любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проходят. Подростки гипертимного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.
2. Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонностью к апатии. Подростки данного типа предпочитают находиться дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.
3.Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно оброненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они «способны погрузиться в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач». Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Настоящее и будущее соответственно настроению может расцвечиваться то радужными, то мрачными красками. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.
4.Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.
5.Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему: к тому, что радует, и к тому, что огорчает или пугает. Эти подростки не любят больших компаний, слишком азартных, подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы и робки при посторонних людях и потому часто производят впечатление замкнутости. Открыты и общительны они бывают только с теми, кто им хорошо знаком, общению со сверстниками предпочитают общение с малышами и взрослыми. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности адаптации к кругу сверстников, а также «комплекс неполноценности». Вместе с тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга, обнаруживаются высокие моральные требования к себе и к окружающим людям. Недостатки в своих способностях они часто компенсируют выбором сложных видов деятельности и повышенным усердием. Эти подростки разборчивы в нахождении для себя друзей и приятелей, обнаруживают большую привязанность в дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.
6. Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальным развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко нот больше сильны на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — со скоропалительностью действий, предпринимаемых как раз в те моменты, когда требуется осторожность осмотрительность.
7. Шизоидный тип. Наиболее существенная черта этого типа - замкнутость. Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. Они нередко демонстрируют внешнее безразличие к окружающим отсутствие интереса к ним, плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутри мир зачастую наполнен различными фантазиями, какими - либо особенными увлечениями. Во внешних проявлениях своих они достаточно сдержанны, не всегда понятны для окружающих прежде всего для своих сверстников, которые их, как то, не очень любят.
8. Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. Такие дети, пишет Е. Личко, любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В детских компаниях они ведут себя как диктаторы. Их типичные черты — жестокость, власть, себялюбие. В группе детей, которыми они управляют, все подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима чувствуют себя нередко на высоте, стараются угождать начальству, добиваться определенных преимуществ перед сверстниками, получить власть, установить свой диктат над окружающими.
9. Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к собственной особе. У полисов данного типа нередко выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с большим трудом выносят когда в их присутствии кто-то хвалит их же товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. Для них насущной потребностью становится стремление привлекать к себе внимание окружающих, выслушивать в свой адрес восторги и похвалы. Для этих подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и, чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе их внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными стать настоящими лидерами и организаторами дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.
10.Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, пльшущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные, интересы, они почти совсем не думают о своем будущем.
11.Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, а часто просто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — «быть как все». Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет «моральное» оправдание своему поступку, причем нередко даже не одно.
К приведенной классификации характеров, предложенной А.ЕЛичко, следует относиться так же, как и к классификации Э.Кречмера. Она также построена на основе результатов наблюдений и их обобщения и в этом смысле не является научно точной (по современным представлениям). Возникает вопрос, на который различные классификаторы до сих пор не нашли удовлетворительного ответа: что делать с теми людьми, которые не вписываются в классификацию и не могут быть отнесены однозначно ни к одному из предложенных типов? Такая промежуточная группа людей составляет довольно значительную часть — до половины всех людей.
21. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Психологи выделяют два основных показателя динамики психических процессов и поведения: активность и эмоциональность. Активность - это особенности темпа, ритма' деятельности, скорость и сила протекания психических процессов, степень подвижности, быстрота или замедленность реакций. Эмоциональность выражается в различных переживаниях человека и характеризуется различной степенью, быстротой возникновения и силой эмоций, эмо-циональной впечатлительностью. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что для темперамента особенно существенны впечатлительность человека и его импульсивность и что впечатлительность характеризуется силой и устойчивостью того воздействия, которое впечатление оказывает на человека, а импульсивность - силой побуждения и скоростью перехода от побуждения к действию.
Темперамент и способности
Исследования психологов показали, что представители разных темпераментов могут добиваться одинаково высоких успехов в деятельности, но идут они к этим успехам разными путями. B.C. Мерлин и Е.А. Климов разработали понятие индивидуального стиля деятельности, суть которо-го состоит в понимании, учете и овладении человеком своими психодинамическими особенностями. Так, холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергию действий, тогда как флегматику легче выработать выдержку и хладнокровие.
Темперамент не имеет отношения к таланту и одаренности людей. Среди великих людей встречаются яркие представители всех четырех типов темпераментов: И.А. Крылов и М.И. Кутузов - флегматики, А.С. Пушкин и А.В. Суворов - холерики, М.Ю. Лермонтов и А.И. Герцен - сангвиники, поэт В.А. Жуковский, Н.В. Гоголь и П.И. Чайковский - меланхолики.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 328.