Эмоциональные состояния и формы их выявления детерминируются преимущественно социальными факторами, но нельзя игнорировать в выяснении их природы и некоторых врожденных особенностей человека. Богатство эмоциональных состояний проявляется в форме настроений, аффектов, стрессов, фрустраций, страстей.
Настроение — это общее эмоциональное состояние, которое своеобразно окрашивает на определенное время деятельность человека, характеризует его жизненный тонус.
Различают положительные настроения, которые проявляются в бодром состоянии и при высоком тонусе, и негативные, которые угнетают, демобилизуют, вызывают пассивность.
Настроение — это такое общее эмоциональное состояние, которое не направлено на что-то конкретное. Причины настроений — самые разные: неподготовленность к деятельности, страх перед ожидаемой неудачей, болезненные состояния, приятные известия и т.п.
Мера податливости настроениям имеет индивидуальный характер. Лица, которым свойственно самообладание, устойчивы к изменениям настроения, не падают духом даже в тех случаях, когда для этого есть основания, а, наоборот, борются с трудностями. Малодушные люди быстро поддаются изменениям настроения. Они нуждаются в поддержке коллектива.
Аффекты — это сильное, кратковременное возбуждение, которое возникает внезапно, настолько овладевает человеком, что он теряет способность контролировать свои действия и поступки. Примером аффекта может быть неожиданное переживание — большой радости, взрыв гнева, страх.
В состоянии аффекта происходит саморегуляция действий человека, осуществляемая эндокринной системой. В этом состоянии ослабляются тормозные процессы коры больших полушарий головного мозга.
Особенно резко проявляется аффективное состояние при опьянении, так как тормозные процессы в этом случае значительно ослабляются. Аффекты вызываются неожиданными острыми жизненными ситуациями. Аффект, как и настроение, зависит в какой-то степени от индивидуальных особенностей человека — его темперамента, характера, воспитания.
Аффекты вызывают глубокие изменения в психике, истощают ее. Человек, воспитавший в себе способность контролировать себя, владеть эмоциями, может контролировать свои аффективные реакции.
Стресс напоминает аффект. Он, как и аффект, возникает в напряженных условиях жизни и деятельности, в опасных ситуациях, которые возникают неожиданно и нуждаются в немедленных мероприятиях для их преодоления.
В стрессовом состоянии поведение человека дезорганизуется, наблюдаются беспорядочные движения, нарушается речь, ошибки в переключении внимания, в восприятии, памяти и мышлении, проявляются эмоции, не адекватные ситуации. Практика показывает, что дисциплинированность, организованность и самообладание предотвращают дезорганизацию поведения при стрессовых условиях.
Фрустрация представляет собой эмоциональное состояние, характерным признаком которого является дезорганизация сознания и деятельности, а человек оказывается в состоянии безнадежности, утраты перспективы. Н.Д. Левитов называет разновидности фрустрации: агрессивность, деятельность по инерции, депрессивные состояния, для которых характерны переживания горя, неуверенности, бессилия, отчаяния.
Фрустрация возникает в результате конфликтов человека с другими людьми, особенно в коллективе, в котором он не получает поддержки, сочувственного отношения. Негативная социальная оценка личности, которая затрагивает значимость человека, его отношения, угрожает престижу, человеческому достоинству, приводит в состояние фрустрации. Она возникает у людей с повышенной возбудимостью, с недостаточно развитыми тормозными процессами, у невоспитанных, распущенных детей.
Страсти — сильные, стойкие, продолжительные чувства, которые захватывают человека, владеют им и проявляются в соединении всех устремлений человека в одном направлении, в сосредоточении его на одной цели.
Страсть — существенная сила человека, который энергично стремится к своей цели. Она порождает неослабевающую энергию в стремлении к цели. Страсть проявляется в самых различных сферах человеческой жизни и деятельности — в работе, обучении, науке, спорте, искусстве.
Страсть имеет избирательный характер и проявляется не только в эмоциональной, но и в познавательной, волевой сферах, в форме настойчивости.
Страсти бывают положительные и негативные. Положительные страсти — увлечение работой, обучением — являются силой человека, которая порождает большую энергию в деятельности, способствует продуктивности работы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ЭМОЦИЙ
Заметим сразу, что название этого параграфа не вполне точно отражает его содержание. Чисто психологических теорий эмоций, не затрагивающих физиологические и другие связанные с ними вопросы, на самом деле не существует, а идеи, взятые из разных областей научных исследований, в теориях эмоций обычно сосуществуют. Это не случайно, так как эмоцию как психологическое явление трудно отделить от процессов, происходящих в организме, и нередко психологические и физиологические характеристики эмоциональных состояний не просто сопровождают друг друга, но служат друг для друга объяснением. Кроме того, ряд теоретических вопросов, например вопрос о классификации и основных параметрах эмоциональных состояний, не может быть решен без обращения к физиологическим коррелятам эмоций.
Многочисленными физиологическими изменениями в организме сопровождается всякое эмоциональное состояние. На протяжении истории развития данной области психологических знаний не раз предпринимались попытки связать физиологические изменения в организме с теми или иными эмоциями и показать, что комплексы органических признаков, сопровождающие различные эмоциональные процессы, действительно различны.
В 1872 г. Ч.Дарвин опубликовал книгу «Выражение эмоций у человека и животных», которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении раз-
445
ных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной. Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма.
Идеи Ч.Дарвина были восприняты и развиты в другой теории, получившей в психологии широкую известность. Ее авторами явились У.Джемс и К.Ланге. Джемс считал, что определенные физические состояния характерны для разных эмоций — любопытства, восторга, страха, гнева и волнения. Соответствующие телесные изменения были названы органическими проявлениями эмоций. Именно органические изменения по теории Джемса—Ланге являются первопричинами эмоций. Отражаясь в голове человека через систему обратных связей, они порождают эмоциональное переживание соответствующей модальности. Сначала под действием внешних стимулов происходят характерные для эмоций изменения в организме и только затем — как их следствие — возникает сама эмоция.
Альтернативную точку зрения на соотношение органических и эмоциональных процессов предложил У.Кеннон. Он одним из первых отметил тот факт, что телесные изменения, наблюдаемые при возникновении разных эмоциональных состояний, весьма похожи друг на друга и по разнообразию недостаточны для того, чтобы вполне удовлетворительно объяснить качественные различия в высших эмоциональных переживаниях человека. Внутренние органы, с изменениями состояний которых Джемс и Ланге связывали возникновение эмоциональных состояний, кроме того, представляют собой довольно малочувствительные структуры, которые очень медленно приходят в состояние возбуждения. Эмоции же обычно возникают и развиваются довольно быстро.
Самым сильным контраргументом Кеннона к теории Джемса—Ланге оказался следующий: искусственно вызываемое прекращение поступления органических сигналов в головной мозг не предотвращает возникновение эмоций. На рис. 61 основные положения обсуждаемых теорий представлены для сравнения.
446
Понятие о воле
В связи со всеобщим возрождением интереса к гуманитарным, специфическим человеческим проблемам психологии в последние годы наблюдается повышенное внимание к воле. Когда-то, еще в XVIII — XIX вв., эта проблема была одной из центральных в психологических исследованиях. В начале XX в. в связи с общим кризисным положением в этой науке исследования воли отошли на второй план. Эта проблема оказалась самой трудной из тех, которые необходимо было ставить и решать на новой методологической основе. Но игнорировать ее и полностью не замечать было невозможно, так как воля относится к числу тех психических явлений (наряду с воображением), жизненно важную роль которых нет особой необходимости доказывать.
По этой причине в начале XX в. и в последующие десятилетия исследования воли продолжались, правда, не столь широко и активно, как прежде, но с использованием того же самонаблюдения в качестве основного метода выявления связанных с ней феноменов.
Однако вследствие неудовлетворенности общим состоянием исследований воли многие ученые в первые десятилетия текущего столетия стремились вообще отказаться от этого понятия как от якобы ненаучного, заменить его поведенческими характеристиками или какими-либо другими, операционализируемыми и верифицируемыми 1 , т.е. такими, которые можно наблюдать и оценивать. Так, в американской поведенческой психологии вместо понятия воли стали употреблять понятие «устойчивость поведения» — настойчивость человека в осуществлении начатых поведенческих актов, в преодолении возникающих на их пути преград. Эту настойчивость, в свою очередь, объясняли такими характеристиками личности, как целеустремленность, терпение, упорство, стойкость, последовательность и т.п.
Вчитываясь сегодня в работы таких замечательных психологов прошлого, как У.Джемс в США и СЛ.Рубинштейн в России (в годы всеобщего отвлечения внимания от проблем воли они продолжали заниматься ею), мы обнаруживаем, что воля — вполне реальное явление, обладающее своими специфическими, легко обнаруживаемыми и описываемыми научным языком признаками. Каковы же они?
Еще Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы. Воля у Аристотеля выступала как фактор, наряду со стремлением способный изменять ход поведения: инициировать его, останавливать, менять направление и темп.
Один из существенных признаков волевого акта заключается в том, что он всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией. Воля предполагает борьбу мотивов. По этому существенному признаку волевое действие всегда можно отделить от остальных. Волевое решение обычно принимается в условиях конкурирующих, разнонаправленных влечений, ни одно из которых не в состоянии окончательно победить без принятия волевого решения.
Воля предполагает самоограничение, сдерживание некоторых достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и Импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы.
Еще один признак волевого характера действия или деятельности, регулируемой волей, — это наличие продуманного плана их осуществления. Действие, не имеющее плана или не выполняемое по заранее намеченному плану, нельзя считать волевым. «Волевое действие — это... сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом» 1 .
Существенными признаками волевого действия являются усиленное внимание к такому действию и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения. Имеется в виду, что волевое действие обычно сопровождается отсутствием эмоционального, а не морального удовлетворения. Напротив, с успешным совершением волевого акта обычно связано как раз моральное удовлетворение от того, что его удалось выполнить. У.Джемс по этому поводу писал следующее: «Обширный мир, окружающий нас со всех сторон, задает нам всевозможные вопросы и испытывает нас всеми возможными способами. Некоторые из этих испытаний мы преодолеваем при помощи нетрудных действий и на некоторые вопросы отвечаем отчетливо сформулированными словами. Но на самый глубочайший из всех вопросов, которые когда-либо предлагаются нам миром, не допускается другого ответа, кроме немого сопротивления воли и сжимания фибр нашего сердца, когда мы как бы говорим: «Пусть так, а я все же буду делать вот этак» 2 .
Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.
Ни одна более или менее сложная жизненная проблема человека не решается без участия воли. Никто на Земле никогда еще не добился выдающихся успехов, не обладая выдающейся силой воли. Человек в первую очередь тем и отличается от всех остальных живых существ, что у него, кроме сознания и интеллекта, есть еще и воля, без которой способности оставались бы пустым звуком.
ВОСПИТАНИЕ ВОЛИ
Здравому уму и возвышенным чувствам ребенка невозможно будет проявить себя, если при этом не будет воспитана воля. Воля образует стержень характера, она является одним из свойств человеческой психики. Воля проявляется в способности к внутренним и внешним усилиям для осуществления определенных целей, стремлений. А. С. Хомяков характеризует ее как «творческую деятельность разума».
Воспитание воли заключается в ее укреплении. При этом задача воспитателей заключается в том, чтобы научить ребенка ограничивать желания и потребности и постепенно добиваться от него умения подчинять свою волю воле родителей, педагогов, старших. Дети должны учиться повиноваться родителям и взрослым «ради Бога». Здесь уместно еще раз напомнить об абсолютном христианском понимании добра и зла. Добро — то, что согласуется со святой и промыслительной Божьей волей, зло — то, что противоречит ей .
Воспитание воли в нужном направлении тем важнее, что, согласно учению святых Отцов, «всякий человек тем более совершенствуется в добродетели, чем тщательнее соображает свою волю, свои пожелания с Божественною волею» . Таким образом, послушание является «добродетелью добродетелей», условием и целью воспитания всех лучших качеств ребенка.
Выше уже говорилось о том, с помощью каких средств можно этого добиться. Следует однако добавить, что родителям и воспитателям необходимо научить ребенка не только умению уклонять свою волю от зла, но и научить «доброделанию», или, выражаясь научным языком, организовать упражнение волевого усилия («гимнастику поведения» по А. С. Макаренко).
Дата: 2019-02-25, просмотров: 274.