Индивидуальные особенности мышления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Мышлению конкретного человека присущи индивидуальные особенности. Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются, прежде всего, в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

Рассмотрим основные индивидуальные особенности мышления.

Самостоятельность мышления - присуща людям, которые способные самостоятельно ставить перед собою и решать определенные задачи без помощи извне, другим людей. Такие люди довольно активно и эффективно учитывают и используют кроме собственного опыт других людей, творчески его обрабатывают, критически подходят к анализу теории и практики общественной жизни.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений. Как правило, такие люди доброе владеют искусством определения отличия между "за" и "против", принятия взвешенных решений. И первая, и вторая особенность мышления, как правило, формируется с обретением человеком не только знаний, а и соответствующего жизненного опыта.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности.

Широта мышления - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики, увязывать их, выделять основное и второстепенное и после этого принимать альтернативно-оптимальные решения, это означает, что он мыслит широко. Такое качество чаще всего характерно для людей высокообразованных, эрудированных.

Скорость мышления - умение быстро разобраться в сложных ситуациях, принимать наиболее обдуманные, правильные, оптимальные решения. В определенной мере скорость мышления зависит и от психологического состояния человека, подвижности его нервных процессов, однако большей частью люди приобретают такое качество в результате основательного обучения, тренировки умственной деятельности.

Творчество мышления - качество в особенности нужно человеку, который занимается духовной, творческой, политической деятельностью, оно связано, прежде всего, с умением мыслить нестандартно, оригинально, совершенно владеть знаниями и опытом деятельности других людей, принимать нестандартные решения.

Инертность мышления - качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Устойчивость мышления - качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Все указанные качества индивидуальны, изменяются с возрастом, поддаются коррекции. Эти индивидуальные особенности мышления необходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

 

14.

Виды воображения

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям.

1. Степень активности создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

Непроизвольное или пассивное воображение - новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

Так, образы во сне рождаются непреднамеренно. К открытию тайны сна люди пришли лишь в конце XIX -начале XX в. Обрывки воспоминаний прошлого причудливо сочетаются в сновидениях, они рождаются непреднамеренно, вступают в неожиданные, иногда совершенно бессмысленные сочетания. В полусонном, дремотном состоянии может происходить то же самое. Сеченов говорил, что сновидения - это «небывалое комбинации бывалых впечатлений». Когда человек спит, его сознание как бы отступает на задний план, гак как прекращают работать те участки головного мозга, которые ведают сознанием, контролируют наши впечатления и представления. Сон - это разлитое торможение больших полушарий. Когда происходит полное и -лубокое торможение, сон бывает глубоким, без снов1<дений. Но торможение происходит неравномерно, особенно в начальной стадии сна и в последней перед пробуждением. Сновидения вызываются работой группы клеток, оставшихся незаторможенными. Характерными для сновидений являются:

- чувственная достоверность. Когда я шжу сон, я ни на минуту не сомневаюсь, что все это проясходит со мной наяву. Лишь проснувшись, «стряхнув» с себя сон, я смогу критически отнестись к приснившимся бантазиям;

- невероятная причудливость, необьмность связей и сочетаний образов;

- явная связь с насущными потребностями человека. Например, Татьяна пишет Онегину: «T>i в сновиденьях мне являлся». Влюбленная в Евгения, она постоянно думает о нем, и вот его образ - во сне.Несмотря на всю фантастичность сновидений, в них может содержаться лишь то, что было воспринято человеком. Сегодня известны некоторые механизмы сновидений.

Например, поводом для сновидений могут послужить раздражения, которые получает организм спящего человека: сдвинулось одеяло - замерзли ноги, может присниться, что ты замерзаешь, что под тобой проломился лед, или что ты по колено в воде и бреднем ловишь рыбу. Вариаций может быть множество.

На этом основана методика изучения содержания сновидений: испытуемого подвергают (конечно, с его согласия) во время сна тем или иным раздражениям, а потом расспрашивают о том, что ему снилось. Так, освещение лица спящего красным светом может вызвать во сне образы грозы, вспышки молнии, отблески лесного пожара. Если поднести к носу спящего флакон с духами, возможен образ цветущего сада или праздника, когда люди дарят друг другу букеты цветов. Или: лицо спящего закрыли одеялом, стало труднее дышать, а ему снится, что на него набросился бандит и душит его.

Иногда причиной сна являются бурные события, происшедшие за день - сон снится на ту же тему, в продолжение этих событий. Приснившийся сон может сигнализировать о какой-либо болезни. Так, одну женщину долго преследовал сон: она ела сырую или испорченную рыбу. При медицинском обследовании у нее оказалась острая форма гастрита. Есть еще много разных причин сновидений, о которых вы можете, если заинтересуетесь, узнать из специальной литературы.

Сон - продукт здоровой психики. Сны видят все люди. Исследования последних лет приводят ученых к мысли о том, что сновидения даже необходимы для нормальной работы нашего мозга. Если лишить человека сновидений, это может привести к расстройству психики. Продуктом больной или нездоровой психики являются галлюцинации.

Галлюцинация - это тоже пассивное, непреднамеренное воображение. У людей, психически ненормальных или не совсем здоровых, образы фантазии приобретают черты реальности. У душевнобольного они конкурируют с тем, что он действительно воспринимает. Если ему представляется давно умерший родственник, он разговаривает с ним, как с живым, ни на минуту не сомневается в реальности последнего. Такие «сны наяву» и называются галлюцинациями.А.С. Пушкин очень тонко описывает помешательство старого мельника в результате сильнейшего эмоционального потрясения из-за самоубийства дочери («Русалка»):

Я продал мельницу бесам запечным, А денежки отдал на сохраненье Русалке, вещей дочери моей. Они в песке Днепра-реки зарыты, Их рыбка-одноглазка стережет.

Галлюцинации появляются при различных психических заболеваниях, под влиянием сильных переживаний -чувства тоски, страха, навязчивых мыслей.

При слуховых галлюцинациях больной слышит голоса, музыку, звуки. Голоса то угрожают ему, то о чем-то просят. При этом голоса бывают тихими, громкими, «приказывающими», в результате чего человек совершает неожиданные поступки. Это психическое расстройство часто возникает на почве алкоголизма.

Зрительные галлюцинации обычно возникают при таких болезнях, как эпилепсия, истерия, а также у алкоголиков, дошедших до состояния белой горячки.

Эти явления объясняются тем, что значительные участки мозга душевнобольного постоянно в большей или меньшей степени заторможены. Следы прошлых восприятий, комбинируемые в образах фантазии, вызывают такую же реакцию, как и реальные раздражители.

Грезы - это пассивное, но преднамеренное воображение. Это мечты, не связанные с волей, направленной на их выполнение. Люди грезят о чем-то приятном, радостном, заманчивом, причем в грезах отчетливо видна связь фантазии с потребностями и желаниями. Вспомним Манилова - героя повести Н.В. Гоголя «Мертвые души». Манилов пользуется грезами и бесплодной мечтательностью как завесой от необходимости что-то делать: вот он вошел в комнату, сел на стул и предался размышлению. Незаметно мысли занесли его бог знает куда. «Он думал о благополучии дружеской жизни, о том, как бы хорошо было жить с другом на берегу какой-нибудь реки, потом через реку начал строиться у него мост, потом огромнейший дом с таким высоким бельведером, что можно оттуда видеть даже Москву, и там пить вечером чай на открытом воздухе и рассуждать о каких-нибудь приятных предметах...»Произвольное, или активное воображение - это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Этот вид воображения возникает в раннем возрасте и наибольшее развитие получает в детских играх. В игре дети берут на себя разные роли (летчика, шофера, доктора, Бабы-Яги, брокера и т.д.). Необходимость построить свое поведение в соответствии с приятной на себя ролью требует активной работы воображения. Кроме этого надо вообразить недостающие предметы и саму ситуацию игры.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, или репродуктивное, и творческое.

Воссоздающее, или репродуктивное, воображение - это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно, для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры. При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик. Отличной школой развития воссоздающего воображения служит изучение географических карт. К. Паустовский писал: «Еще в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. Я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течение неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги... Постепенно все эти места оживали в моем воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам».

Суть воссоздающего воображения в том, что мы воспроизводим то, что сами непосредственно не воспринимали, но что нам сообщают другие люди (речью, чертежами, схемами, знаками и пр.). Мы как бы расшифровываем сигналы, символы, знаки. Например, инженер, рассматривая чертеж (систему линий на листе), восстанавливает образ машины, которая «зашифрована» условными обозначениями.Воссоздающее воображение играет важную роль в жизни человека, оно позволяет людям обмениваться опытом, без чего немыслима жизнь в обществе. Оно помогает каждому из нас овладеть опытом, знаниями и достижениями других людей.

Творческое воображение - это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение.

Роль творческого воображения огромна. Создаются новые оригинальные произведения, которых никогда не было. Однако их персонажи (у художников, скульпторов, писателей) настолько жизненны, реальны, что начинаешь относиться к ним, как к живым (вспомним Дон Кихота, Андрея Болконского, Наташу Ростову, Анну Каренину, Татьяну Ларину, Григория Мелехова, Василия Теркина, братьев Турбиных...).

Особый вид воображения - мечта. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретного человека, конкретной личности. Мечта позволяет намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Представить себе будущее (т.е. то, чего еще нет) человек не мог бы без воображения, без умения строить новый образ. Причем мечта - это такой процесс воображения, который всегда направлен не просто в будущее, а в желаемое будущее. В этом смысле Плюшкин - образ творческого воображения Н.В. Гоголя, но не его мечта. А вот герои «Алых парусов» А. Грина - мечта писателя о людях, какими бы он хотел их видеть.

Мечта не дает немедленного объективного продукта деятельности, но всегда является толчком к деятельности. К.Г. Паустовский говорил, что сутью человека является та мечта, которая живет у каждого в сердце. «Ничто человек так глубоко не прячет, как свою мечту. Может быть, потому, что она не выносит самого малого осмеяния и уж, конечно, не выносит прикосновения равнодушных рук. Только единомышленнику можно поверить свою мечту».

К образам такого рода, как мечта, относятся идеалы человека - образы, служащие ему образцами жизни, поведения, отношений, деятельности. Идеал - это образ, в котором представлены наиболее ценные, значимые для данного человека черты и свойства личности. В образе-идеале выражается тенденция развития личности.Еще один вид творческого воображения -фантазия или мечтательность. Здесь желаемое будущее не связывается непосредственно с настоящим. К образам фантазии относят сказочно-фантастические и научно-фантастические образы. В фантазии представлены объекты и явления, которых в природе нет. И сказки, и научная фантастика -результат творческого воображения. Но их авторы не видят путей достижения того, что рисует им их воображение.

Каждый предмет, каким бы будничным и далеким от фантазии он ни казался, в той или иной мере результат работы воображения. В этом смысле можно сказать, что любой предмет, сделанный руками человека, - это осуществленная мечта. Новое поколение использует вещь, о которой мечтали и которую создали их отцы. Осуществленная мечта вызывает новую потребность, а новая потребность порождает новую мечту. Сначала каждое новое достижение кажется прекрасным, но по мере его освоения люди начинают мечтать о лучшем, большем. Так, 4 октября 1957 г. у Земли появился искусственный спутник. Исполнилась мечта К.Э. Циолковского, великого мечтателя нашего времени, который писал, что сначала неизбежно идут мысль, фантазия, сказка, за ними шествует научный расчет и, наконец, - исполнение. Прежде чем появился спутник, возникла реактивная авиация, ракеты взлетали в стратосферу, изучая ее строение и состав, создавались новые жароустойчивые сплавы, новые виды ракетного топлива и т.д. Потом в космос полетел человек - это было удивительно и прекрасно, но сейчас уже все к этому привыкли, и люди мечтают о полете на другие планеты.

Существует большая зависимость между воображением и умом человека. Развитие воображения неразрывно связано с развитием личности в целом. Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психической деятельности человека. Воображение развивается прежде всего в той деятельности, в которой нельзя обойтись без воображения. В каждом человеке заключен какой-то «кусочек фантазии», но у каждого фантазия, или воображение, проявляется по-разному, в зависимости от направленности личности - ее интересов, знаний, эмоционального настроя.

Основные виды воображения Активное воображение – характеризуется тем, что, пользуясь им, человек пособственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы.Активное воображение является признаком творческого типа личности, котораяпостоянно испытывает свои внутренние возможности, её познания не статичны,а непрерывно рекомбинируются, приводят к новым результатам, дающим индивидуэмоциональное подкрепление для новых поисков, создания новых материальных идуховных ценностей. Её психическая активность надсознательна, интуитивна.Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникаютспонтанно, помимо воли и желания человека. Пассивное воображение может бытьнепреднамеренным и преднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображениевозникает при ослаблении сознания, психозах, дезорганизации психическойдеятельности, в полудремотном и сонном состоянии. При преднамеренномпассивном воображении человек произвольно формирует образы ухода отдействительности-грёзы. Создаваемый личностью ирреальный мир-попытказаменить несбывшиеся надежды, восполнить тяжёлые утраты, ослабитьпсихические травмы. Этот вид воображения свидетельствует о глубокомвнутриличностном конфликте.Продуктивное воображение – отличается тем, что в нем действительностьсознательно конструируется человеком, а не просто механически копируетсяили воссоздается. При этом в образе эта действительность творческипреобразуется. Этот вид воображения лежит в основе художественной,литературной, музыкальной, конструкторской и научной деятельности.Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальныеобразы. Существенный критерий данного вида воображения - социальнаяценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторондействительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторондействительности.Репродуктивное воображение – при его использовании ставится задачавоспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь такжеприсутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминаетвосприятие или память, чем творчество. Например, при чтении литературы, приизучении карты местности или исторических описаний воображение воссоздаётто, что отображено в этих книгах, картах, рассказах. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играетположительную роль. Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения,галлюцинации, грезы и мечты. Сновидения можно отнести    к разрядупассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизничеловека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновиденияхчеловека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важныепотребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации вжизни. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.Обычно они – результат тех или   иных нарушений психики или работыорганизма - сопровождают многие болезненные состояния. Грезы в отличие отгаллюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние,представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всегонесколько идеализируемым будущим. Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана сдействительностью, т.е. в принципе осуществима. Грезы и мечты учеловека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Длябольшинства людей мечты являются приятными думами о будущем. Унекоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство

беспокойства, вины, агрессивности.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения.

Аналитико-синтетический характер процессов воображения. Установив функцию, которую выполняет воображение в деятельности человека, необходимо далее рассмотреть процессы, с помощью которых осуществляется построение образов фантазии, выяснить их структуру.

Как же возникают образы фантазии, ориентирующие человека в его практической и творческой деятельности, и какое их строение? Процессы воображения имеют аналитико-синтетический характер, как и процессы восприятия, памяти, мышления. Уже в восприятии и памяти анализ позволяет выделять и сохранять некоторые общие, существенные черты объекта и отбрасывать несущественные. Этот анализ завершается синтезом – созданием своего рода эталона, при помощи которого осуществляется опознание тех объектов, которые при всех изменениях не выходят за пределы определенной меры сходства. Анализ и синтез в воображении имеют другое направление и обнаруживают при активном процессе оперирования с образами другие тенденции.

^ Основная тенденция памяти - возобновление образов в максимальном приближении к эталону, т.е. в конечном счете приближение к точной копии ситуации, имевшей когда-то место в поведении, или объекта, который был воспринят, понят, осознан. Основная тенденция воображения — преобразование представлений (образов), обеспечивающее в конечном счете создание модели ситуации заведомо новой, ранее не возникавшей. И та и другая тенденции являются относительными: мы узнаем своего знакомого и через много лет, хотя его черты, одежда, даже голос заметно изменились, и точно так же в любом новом образе, созданном фантазией, проступают черты известного.

Характеризуя воображение со стороны его механизмов, необходимо подчеркнуть, что его сущность составляет процесс преобразования представлений, создание новых образов на основе имеющихся. Воображение, фантазия — это отражение реальной действительности в новых, неожиданных, непривычных сочетаниях и связях. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, почерпнуты из прошлого опыта, являются результатами преднамеренного анализа бесчисленного множества фактов. Применительно к воображению, участвующему в художественном творчестве, это положение можно проиллюстрировать высказыванием К. Паустовского: «Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово или взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий пух тополя или огонь звезды в ночной луже, — все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою "золотую розу" — повесть, роман или поэму»*.

               Роль воображения в детском возрасте.           1.Сравнение воображения взрослого и ребёнка. По словам В.Т.Кудрявцева: «Воображение – свободный, необузданный,неподконтрольный логике полёт фантазии, выдумывание того, чего вдействительности не бывает, пренебрежение реальностью». (Цит. по 22, 65).Эта позиция может оказаться ещё более аргументированной, когда разговорзаходит о ребёнке – существе, живущем в мире грёз, смутных впечатлений исимволов. Воображая, человек как бы «сходу» проникает в суть, в основаниеразвивающейся целостности предмета ещё до того, как в его сознании сложитсясколь-нибудь отчётливое понятие о нём. Предмет будущей мысли уже явленсознанию в чувственном образе. Мысли, которой только предстоит родиться, нокоторая уже предчувствуется. Воображение и есть предчувствие мысли вобразно-смысловой форме. По словам Гегеля: «Воображая, мыслящий духотождествляет свои всеобщие представления  с тем, что есть особенного вобразе и тем самым даёт им образное наличное бытие». (Цит. по 7, 85). Зачем у дошкольников развивать воображение? Оно и так намного ярче иоригинальнее воображения взрослого. Так думают многие. Это не совсем так.Исследования психологов показывают, что воображение ребёнка развиваетсяпостепенно, по мере накопления им определённого опыта. Все образывоображения, какими бы причудливыми они ни были, основываются на техпредставлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Инымисловами, чем больше и разносторонне наш опыт, тем выше потенциал нашеговоображения. Именно поэтому воображение ребёнка никак не богаче, а вомногих отношениях беднее воображения взрослого. У него более ограниченныйжизненный опыт и, следовательно, меньше материала для фантазий. Менееразнообразны и комбинации образов, которые он строит. Просто иногда ребёнокпо-своему объясняет то, с чем сталкивается в жизни, и эти объяснения поройкажутся нам, взрослым, неожиданными и оригинальными. Вместе с тем, в жизниребёнка воображение играет более важную роль, чем в жизни взрослого. Онопроявляется гораздо чаще и значительно легче отрывается от реальнойдействительности. С его помощью дети познают окружающий мир и самого себя. Воображение ребёнка необходимо развивать с детства, и наиболеечувствительный, «сензитивный» период для такого развития – это дошкольныйвозраст. «Воображение, - как писал психолог О.М.Дьяченко, детальноизучавшая эту функцию, - это как бы тот чуткий музыкальный инструмент,овладение которым открывает возможности самовыражения, требует от ребёнканахождения и исполнения своих собственных замыслов и желаний». Воображение может творчески преобразовывать действительность, егообразы гибки, подвижны, а их комбинации позволяют давать новые инеожиданные результаты. В связи с этим развитие этой психической функцииявляется также основой для совершенствования творческих способностейребёнка. В отличие от творческого воображения взрослого, фантазия ребёнкане участвует в создании общественных продуктов труда. Она участвует втворчестве «для себя», к ней не предьявляются требования  реализуемости ипродуктивности. Вместе с тем, она имеет большое значение для развития самихдействий воображения, подготовке к предстоящему творчеству в будущем. Были созданы некоторые тесты для изучения творческого мышленияребёнка. Одним из них является методика, созданная Е. Торренсом иполучившая название ТТСТ (первые буквы английских слов «тесты творческогомышления Торренса»). Тест состоит из 5 разделов, каждый из которых можетбыть использован как самостоятельная методика. 1. Усовершенствование предметов. Требуется изменить игрушку так, чтобы   с ней было ещё интереснее играть. 2. Использование предметов в другом качестве. Ребёнок должен   перечислить как можно больше вариантов использования игрушки. 3. Необычное использование знакомых предметов. Ребёнок должен   перечислить как можно больше способов их использования (например,   консервных банок). 4. Геометрические фигуры. Требуется назвать как можно больше   предметов, в состав которых входят заданные геометрические фигуры. 5. «Спроси – угадай». Ребёнку предъявляется картинка. Требуется: o задать как можно больше вопросов о том, чего не видно на картинке; o перечислить как можно больше событий, к которым может привести изображённая на картинке ситуация; o перечислить как можно больше причин для возникновения ситуации, изображённой на картинке.При обработке результатов этого теста пункты 1-4 оцениваются по беглости,гибкости и оригинальности, а пункт 5 – по беглости и адекватности. Гибкостьопределяется по количеству категорий классификации ответов. Оригинальность– по суммарному количеству баллов (по пятибалльной системе), выставляемыхза каждый ответ. Оценка причин и следствий производится на основесоответствия ответа логическому строю поведения персонажей, изображённых накартинке. Эллиот У.Айснер различает 4 типа детей, исходя из их творчества: > Первых он именует «расширителями границ», потому что «они всегда   стремятся раздвинуть пределы понимания сути объектов». Их основное   стремление – выявить соотношения. > Вторая группа – «эстетические организаторы», их рисунки   демонстрируют «ярковыраженное ощущение эстетического порядка». > Третью группу составляют «избиратели», создающие новые объекты           (структуры) путём комбинирования материалов. > Четвёртая группа – «разрушители границ». Они отвергают то, что   другие люди принимают как данное. Формулируют новые предположения и   продолжают развивать радикально новую систему мышления. Для них   структура, порядок и соотношение адекватным образом поддаются   анализу и учёту, результат не остаётся «детским рисунком», а   превращается в зрелую творческую работу. Как говорил Фрейд, любой ребёнок, играя, ведёт себя подобно искусномуписателю, создавая собственный мир, вернее, реорганизуя объекты своего мираи упорядочивая их таким образом, какой наилучшим образом их устраивает.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 321.