Общение как обмен информацией
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существует очень много способов передачи информации партнеру по общению. К ним относятся речи, паузы в речи, качество голоса, тональность, жесты, мимика, пантомимика, смех, контакт глаз в визуальном общении и пр.. их делят на две группы - вербальные (словесные) и невербальные.

Одним из основных средств человеческого общения является язык - система словесных знаков, которые используются как форма существования, способ усвоения и передачи общественно-исторического опыта человечества.

Владея языком, люди обмениваются мнениями, понимают друг друга и взаимодействуют. ее понимает как коммуникатор (тот, кто сообщает информацию, кодируя ее в словах), да / реципиент (тот, кто принимает сообщение и декодирует его). Если коммуникатор и реципиент используют различные системы кодирования, они не могут добиться взаимопонимания и наладить совместную деятельность. Типичным примером такой неспособности является библейская легенда о Вавилонской башне, которую удалось построить из-за «смешения языков».

Как средство накопления и передачи общественного опыта язык возник в процессе работы еще в период становления человека. Для передачи информации сначала употребляли членораздельные звуки, по которым закреплялось определенное значение. Сейчас благодаря языку люди имеют возможность обмениваться самыми мыслями и осваивать сложный опыт.
Процесс практического использования языка для общения называется вещанием. Речь - вербальная коммуникация, средством которой есть слова.
По уровню экстериоризации речи бывает внешнее и внутреннее.
Внешнее вещание охватывает все разновидности устной и письменной речи.
Устным называют звуковое вещание, которое воспринимается другими людьми с помощью слуха. Его разновидностями являются диалог и монолог.

Диалог - простейший вид устной речи. Он разворачивается как разговор между двумя или несколькими лицами. Каждая произнесенная фраза является ответом на реплику собеседника. Особенности этого речи зависят от уровня взаимоотношений и взаимопонимания между партнерами. Диалог является сокращенным речью. В нем широко используются неязыковые средства, поскольку предмет разговора известный собеседникам. Значительное влияние на его содержание имеют особенности ситуации (контекст).
Монолог - речь одного человека в форме рассказа, доклады, лекции. Монологическая речь требует тщательного подбора слов, четкого построения предложений, строгой логики и композиционной завершенности.

 

Письменная речь - процесс общения с отсутствующим собеседником с помощью письменных текстов. Оно сформировалось значительно позднее устное, вследствие потребности в общении людей, находящихся на расстоянии и разнесены во времени. Внутренняя речь является видоизменением внешнего. Внутренняя речь является средством внутренней подготовки к деятельности, механизмом речевого мышления. Поскольку человеку известен предмет его мнению, внутренняя речь очень сокращено, в нем редко используют существительные.

Содержательный аспект общения реализуется с помощью определенных средств - знаковых систем. Основным средством общения в человеческом обществе язык. Поскольку любое сообщение не оставляет человека равнодушным, то в общение всегда включены эмоции. Эмоциональное отношение, сопровождающей речевые высказывания, образует особый, невербальный аспект обмена информацией - невербальную коммуникацию.

К невербальным средствам коммуникации относятся внешность человека, мимика, жесты, пространственное размещение собеседников, смех, слезы, обмен мнениями, кожно-мышечный контакт, обмен предметами, фотографиями, рисунками и др.. Эти знаковые системы дополняют, а иногда и заменяют слова.

 

Невербальные средства широко используются для направления и усиления речевого высказывания. Большое значение в общении имеет внешность человека, которую образуют физиогномических маска, одежда, манеры. Мимика - динамическое выражение лица в определенный момент общения.

Жест - социально сформирован движение, передает определенное психическое состояние. Он появился раньше, чем вербальные средства. Уже маленький ребенок с помощью жестов выражает свои потребности, желания и отношения.

На результат общения влияет межличностное пространство, есть дистанция между партнерами, их расположение. Оказалось, что чем теснее отношения между людьми, тем на меньшей расстоянии друг от друга они располагаются в процессе общения. Дистанция общения зависит от национальности, социального статуса, возраста партнеров и т.д.. Очень близка, как и слишком удалена, дистанции отрицательно сказываются на общении. Правильно выбранная дистанция создает благоприятные условия для общения.
За совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами и т.д.. Передача любой информации возможно только с помощью знаковой системы.

 

Различают вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную (используются различные неречевые знаковые системы).

Вербальная коммуникация. Благодаря языку информация передается, но участники особым образом действуют друг на друга. При этом могут существовать два разных задания в ориентации партнера по общению: личностно-речевая ориентация и социально-языковая.

К невербальной коммуникации относятся:
• оптико-кинетическая система знаков (мимика, пантомима),
• паралингвистические (система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность и т. д.) и экстралингвистическая (покашливание, плач, смех и т. д.) системы знаков.

Пространство и время также выступают особой знаковой системой (их изучает психология - проксемика), а контакт глаз является системой знаков, имеющих значение в визуальном общении.

Информация, исходящая от коммуникатора (индивида, направляет информацию) может быть следующих двух видов: побудительная (приказы, просьбы, советы, т.е. направленная на стимулирование действия) и констатирующая (выступает в форме сообщения), при этом стимуляция выступает либо как активация, есть побуждает к действию, или как интердекация, т.е. запрет действия, или как дестабилизация форм деятельности.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать специфические коммуникативные барьеры, имеющие социальный или психологический характер. Например, распространение информации в обществе происходит как «фильтр доверия» или «недоверия». Этот фильтр действует так, что достоверная информация может быть принятым и наоборот.
Существуют средства, которые ослабляют действие фильтров. Совокупность таких средств называется фасцинациею. Они выполняют роль полупроводника информации, создают благоприятный "фон" (напр., музыкальное сопровождение речи).

прочитали статью 2874 раз(а) и оставили 0 комментариев.

Другие статьи о психологии

Невербальные средства общения

Существуют народы, которые через свои национальные особенности и традиции уделяют жестам очень большое значение. Много информации может дать жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообраз.

Общение как межличностное взаимодействие
Изучение общения как сложного социально-психологического явления предполагает выделение в его структуре универсальной свойства, обуславливающей все формы его проявления. Таким свойством для общения является взаимодействие.
В философии категория «взаимодействие» используется для определения общей формы связи вещей или явлений в их взаимной смене, влиятельные одних на другие.

Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество - это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.
В процессе деятельности люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Эти действия обеспечивают планирование совместной деятельности, ее координацию и распределение функций. С их помощью осуществляются взаимное стимулирование, взаимный контроль и взаимопомощь в процессе решения общей задачи. Это предполагает, что каждый из участников - партнеров по взаимодействию - делает свой вклад в его решение, обеспечивающее большую эффективность соответствующей деятельности по сравнению с суммой отдельных индивидуальных действий указанных участников.
Таким образом, взаимодействие (интеракция) в социально-психологическом плане - аспект общения и психология общения, проявляющаяся в организации людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижения определенной общей цели.
Человек, взаимодействуя с другими людьми, одновременно вступает в определенные конкретные связи и отношения с ними, с различными социальными группами, обществом в целом. Поэтому в структуре интерактивного общения (взаимодействия) можно выделить две стороны: внутреннюю (содержательную) и внешнюю (формальную).

Внутренней (содержательной) стороной взаимодействия является совокупность отношений личности с социальной средой, которые можно рассматривать в двух аспектах: широком (социальном) и узком (межличностным).
В широком смысле личность является субъектом многочисленных и разнообразных отношений: производственных, политических, религиозных, национальных, нравственных и т.д. Такие отношения часто называют общественными, или социальными, их характерной чертой является то, что они лишены индивидуализированного, личного выражения и отражают связи, взаимодействие не между конкретными личностями, а между репрезентантами различных социальных групп, между различными социальными типами. Эти отношения носят объективный характер: личность вступает в них независимо от их желаний и стремлений, симпатий или антипатий.
В социальных отношениях отражаются существенные связи между различными сферами жизнедеятельности людей, которые выполняют в обществе определенные социальные функции (роли). Система этих функций определяет, регламентирует поведение лица определенным нормам, отражающие наиболее типичные, общественно необходимые виды деятельности и способы их выполнения.
Но для каждого конкретного лица такие общественные отношения очень редко выступают в «чистом» виде. Отражаясь в его внутреннем
мире, они приобретают субъективного, личностного окраску, индивидуального отображения и формы проявления, становятся фактом сознания как межличностные отношения, как конкретный результат ее взаимодействия с социальной средой.
Социально-психологический и личный аспекты общественных отношений проявляются в поведении человека, его мотивах, чувствах, настроениях, оценках. Поэтому на эмпирическом уровне как непосредственная реальность предстает межличностных социально-психологический аспект общественных отношений не только для участников, но и для исследователей.
Этот факт довольно часто является гносеологическим источником одной из распространенных ошибок социально-психологических исследований. Так, в концепции интеракционизма, в социометрии Дж. Морено социальные отношения отождествляются с межличностным взаимодействием. Отсюда делается вывод об определяющей роли микросреды в развитии общества и личности.
В действительности же все, что происходит в пределах межличностных отношений, содержательно обусловлено определенным типом социальных отношений, заданный целью совместной деятельности людей. Сами межличностные отношения формируются не где-то вне общественными отношениями, а внутри них, как конкретная персонификация обезличенных социальных связей.
Зависимость межличностных отношений от социальных хорошо продемонстрировал американский психолог Дж. Фурст. В своей книге «Невротик, его среда и внутренний мир» он рассказал о владельце фабрики - вежливый и внимательную к своим рабочих человека, которая давала им возможность хорошо заработать, создавал определенные условия для труда, терпеливо относилась даже к их профсоюзной организации. Но когда в условиях конкуренции его прибыли стали уменьшаться, он начал увольнять рабочих, урезать им зарплату, разогнал профсоюз. В конце концов его отношения с рабочими изменились коренным образом: они стали враждебными, антагонистическими. Следовательно, в социальных отношениях индивидуально-психологические особенности конкретных людей, которые вступают в общение Миде собой, важны, в первую очередь, для выполнения официальных функций, а уже потом - для установления межличностных отношений.
Таким образом, содержанием взаимодействия между людьми есть определенная и специфическая для социальной структуры общества совокупность экономических, правовых, политических отношений. Реализация этого содержания в конкретной деятельности людей требует определенных средств и форм выражения. Они могут иметь как рациональное, так и эмоциональный характер, проявляться в конкретных особенностях социально-психологического, межличностного общения.
Обе разновидности отношений - и социальные, и межличностные - реализуются именно в общении (прямом или опосредованном), в деятельности людей и социальных групп. Но каждый из них проявляется в специфических формах общения.
Межличностные отношения формируются под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности человека, их специфической чертой является эмоциональная окрашенность. Чувства, которые определяют эти отношения, можно разделить на две группы: конъюнктивные и дизъюнктивные.
К конъюнктивным принадлежат чувства, которые сближают людей, объединяют их в кооперацию, выражают готовность сотрудничать, совместно действовать. Дизъюнктивные чувства разъединяют людей, делают взаимоотношения напряженными, конфликтными. Интенсивность выявления чувств влияет на эффективность деятельности членов группы и является одним из показателей социально-психологического климата группы.
Реализация отношений в конкретной деятельности происходит в форме взаимного обмена действиями, определяющий внешний (формальный) сторону взаимодействия. Именно такой обмен (навыками, умениями) является основой взаимодействия как материального, практического аспекта общения в отличие от информационного как обмена мыслями, чувствами, ценностями.
Традиционно в социальной психологии все разновидности взаимодействий разделяют на две группы. К первой относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающие ее интеграцию, согласованность, эффективность. Такими формами взаимодействия является кооперация, согласие, приспособление, сотрудничество и т.д. Ко второй - конкуренцию, конфликт, оппозиция, то есть действия, которые приводят к несогласованности совместной деятельности, снижению ее эффективности.

2. Общение как восприятие и понимание людьми друг другом:

а) Понятие социальной перцепции в современной психологии.

б) Содержание межличностной перцепции. Человек как объект и субъект восприятия (физический облик, экспресс, характеристики (мимика, жесты, похожка), оформление внешности (одежда (стиль, цвет)), украшения, как источники психологической информации о партнере).

в) Основные механизмы и эффекты восприятия человека человеком:

● каузальная атрибуция: теоретические модели и типичные ошибки атрибутивного процесса;

● стереотипизация: основные виды стереотипов и их роль в процессе межличностного познания.

г) Точность восприятия человека человек и факторы его обусловливающие.

д) Взаимопонимание в процессе общения. Основные механизмы взаимопонимания (идентификация и рефлексия).

е) Межличностная аттракция как продукт социальной перцепции и ее эмоциональный регулятор.

ж) Основные детерминанты аттракции: характеристики объекта и субъекта аттракции.

з) Имидж как детерминанта межличностной аттракции, техника создания собств. имиджа.

и) Техника эмпатического поведения.

 

10. Ощущения – это психический процесс отражения отдельных свойств объекта реального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (анализаторы). Ощущения субъективны и зависят от особенностей строения мозга; особенностей строения нервной системы; особенностей строения анализаторов; опыта человека; профессиональных знаний; интересов и т.п. Ощущения - первичный познавательный процесс, на основе которого возникают остальные более сложные по своей структуре познавательные процессы: восприятие, представления, память, мышление и тому подобное. Ощущения - это наш источник знаний, а органы чувств, вернее, анализаторы, то есть каналы, по которым мы получаем все сведения о мире как внешнем, так и внутреннем. И.П. Павлов назвал анализатор сложным нервным аппаратом, который проводит (производит) анализ окружающей среды. Любой анализатор состоит из 3 частей:





























Классификация ощущений

1). интероцептивные (interoceptive sensor) - рецепторы, расположенные во внутренних тканях и органах тела и отражающие состояние внутренних органов;

 

2). экстероцептивные (exteroceptivus sensor) - имеющие рецепторы на поверхности тела , отражающие свойства явлений и предметов внешней среды;

 

3). проприоцептивные (proprioceptivum sensor) – рецепторы, расположенные в связках и мышцах; данные рецепторы доносят информацию о движении и положении нашего тела. Проприоцептивные рецепторы в свою очередь делятся на подклассы: рецепторы выраженные чувствительностью к движению, называется такжекинестезией, а соответствующие рецепторы – кинестетическими или кинестезическими.

Значение ощущений в жизни человека

Органы чувств – это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился бы всех органов чувств, то не знал бы, что происходит вокруг него, не мог бы общаться с окружающими людьми, находить пищу, избегать опасностей.

Сергей Петрович Боткин, известный русский учёный, описал редкий случай, когда больная потеряла все виды чувствительности, кроме зрения одним глазом и осязания на небольшом участке руки. Когда бальная закрывала глаза и никто не прикасался к её руке, она засыпала.

Необходим постоянный информационный баланс между средой и организмом. Ему противостоит информационная перегрузка и информационная недогрузка, которые приводят к серьёзным функциональным нарушениям организма.

Проводились исследования по ограничению сенсорной информации. При полной сенсорной изоляции испытуемые через несколько часов настойчиво просили прекратить эксперимент.

Дата: 2019-02-25, просмотров: 207.