Человек в деятельности выступает как личность, движимая определенными мотивами и преследующая какие-то цели. С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что существенно важным для воспитания является то, какие именно мотивы станут для человека ведущими. Именно они определяют направленность личности человека. Формирование потребностей и мотивов происходит под влиянием условий жизни в процессе воспитания.
В формировании отношения человека к деятельности, в развитии его мотивационной сферы большое значение имеет успех или неуспех в деятельности, уровень притязаний личности и уровень достижений.Успех или неуспех в деятельности
Понятие «успех» имеет двойное толкование: 1) удача в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности или создании ее продукта, 2) общественное признание достигнутой удачи. Когда же человек испытывает ощущение успеха? Когда он не только сам понимает, что добился удачи, но когда видит (понимает), что окружающие значимые для него люди оценивают его деяния как удачу. С.Л. Рубинштейн отмечал, что «с общественной природой мотивации человеческой деятельности связано влияние, которое оказывает на нее оценка - обусловленная общественными нормами самооценка и оценка со стороны окружающих, особенно тех, мнением которых человек дорожит»1.
Ощущение успеха или неуспеха в деятельности всегда изменяют психологические условия ее протекания. Успех вообще окрыляет человека, какого бы возраста и какой бы деятельностью ни занимался этот человек.
«Вот я никак не думал, чтобы вы были так умны! -сказал он мне с такой добродушной, милой улыбкой, что вдруг мне показалось, что я чрезвычайно счастлив.
Похвала так могущественно действует не только на чувство, но и на ум человека, что под ее приятным влиянием мне показалось, что я стал гораздо умнее, и мысли одна за другой с необыкновенной быстротой набирались мне в голову»2.
Наиболее благоприятным для развития личности человека и осуществления им деятельности будет такой успех, который дался с известным трудом и который поэтому воспринимается как заслуженный результат работы. Слишком легко давшийся успех может разочаровать: я-то знаю, что немного усилий приложил к выполнению этого дела, так что же они меня хвалят? Чувства удовлетворения такой успех не приносит и может иметь негативные последствия в отношении человека к данной деятельности. Неуспех в деятельности, особенно длительный неуспех, вообще затрудняет дальнейшую работу, делает ее психологически еще более трудной, чем она есть на самом деле. Трудности стимулируют деятельность, но они должны быть в пределах разумного, иначе они превращаются в сверх-
1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1989. -С. 565.
2 ТолстойЛ.Н . Юность. Собр. соч. -Т. 1. - М, 1959. - С. 172.трудности и человек начинает ощущать себя бессильным перед ними. Именно поэтому так легко развить у школьника чувство неуверенности в своих силах и тем самым отбить у него всякое желание учиться.
Самооценка и оценка со стороны окружающих оказывает большое влияние на мотивы деятельности. Поскольку человек почти всегда ожидает и предвидит оценку, оценка влияет, воздействует на его деятельность, направляя ее в определенную сторону, повышая или понижая ее уровень, она в значительной степени формирует и самооценку. Каковы же психологические условия позитивного оценивания деятельности своей и другого человека?
1. Оценка должна быть результатом, а не целью деятельности. Как говорил С.Л. Рубинштейн, нет более верного средства провалить свой успех, как думать только о нем, забыв о самом деле, которое одно лишь может дать его. Это очень не просто. Каждый человек, делая свое дело, знает, что его ждет общественная оценка, и не может быть к ней равнодушен. Правильное соотношение установок на дело и на успех в этом деле приходит только с приобретением профессионального мастерства. Установка (мотив) на оценку смещает цель, в деятельности наступают те или иные отклонения.
Сравним двух преподавателей. Один очень озабочен, как он выглядит со стороны, эффектны ли его позы, хорошо ли звучат риторические вопросы, оценивают ли его эрудицию студенты, слушая многочисленные цитаты, ссылки на источники, упоминание, иногда и вскользь, многочисленных авторов. Он боится показаться недостаточно современным и знающим, ему хочется удивить студентов, заставить их восхищаться им и пр. Внимание другого преподавателя направлено на студентов: понятно ли им, интересно ли, какие задают вопросы. Он доволен, если они уловили в его лекции какую-либо неточность или спорный вопрос, он радуется, если студенты в ответах дополняют те сведения, которые сообщал им он сам.
Психологическая ориентация на дело или на успех в нем обусловлена прежде всего чувством уверенности или неуверенности в своих силах, а это чувство, в свою очередь, зависит главным образом от того, насколько профессионально владеет своим делом.
2. Известно, что значительно легче делать свое дело в доброжелательной обстановке. Одни и те же задачи и проблемы являются субъективно задачами и проблемами раз-личной трудности, когда их приходится решать в различных социальных ситуациях, в различной эмоциональной атмосфере. При общем благоприятном отношении к человеку отрицательная оценка его действий или деятельности будет восприниматься без обиды, спокойно. При общем неблагоприятном отношении отрицательная оценка воспринимается как результат пристрастного отношения и вызывает обиду и другие негативные реакции.
3. Следует понимать, что оценка, направленная наличность в целом, действует иначе, чем оценка, направленная на те или иные действия человека или на результат этих действий. Это особенно важно учитывать в работе с детьми, самооценка которых в значительной степени зависит от тех оценок, которые дают ему взрослые - родители, учителя. Смысл позитивного отношения взрослых к неправильному действию ребенка таков: «Ты хороший. Но этот твой поступок (действие) нехорош».
Активность и деятельность
На основе анализа позиций специалистов, выделяют ряд общих существенных признаков активности личности. К ним относятся представления об активности как:
Представление об активности как форме деятельности, позволяет утверждать, что активности должны быть присущи основные составляющие деятельности (В. Н. Кругликов, 1998). В психологии к ним относят: цель или целенаправленность, мотивацию, способы и приёмы, с помощью которых осуществляется деятельность, а также осознанность и эмоции. Говоря о цели, подразумевают, что любая деятельность осуществляется для чего-то, то есть, что она направлена на достижение определённой цели, которая трактуется как сознательный образ желаемого результата и определяется мотивацией субъекта деятельности. Человек, находясь под воздействием комплекса внешних и внутренних мотивов, выбирает главный из них, который превращается в цель деятельности направленной на его достижение. Поэтому цель можно также рассматривать как главный осознанный мотив. Отсюда становится понятным, что продуктивная деятельность носит мотивированный и осознанный характер. Однако не все мотивы, в отличие от целей, осознаются человеком. Это не означает, однако, что неосознаваемые мотивы не представлены в сознании человека. Они проявляются, но в особой форме, в форме эмоций, как элемент эмоциональной составляющей деятельности. Эмоции возникают по поводу событий или результатов действий, которые связаны с мотивами. В теории деятельности эмоции определяются как отражение отношения результата деятельности к её мотиву. (Ю. Б. Гиппенрейтер, 1997). Кроме того, они выступают одним из оценочных критериев выбора направления действий. Способы и приёмы выступают элементом деятельности, но не просто как средство для осуществления действия, к которому приспосабливаются движения, а как элемент схемы действия, как орудие, обогащающее последнее ориентацией на отдельные свойства предмета-орудия (Д. Б. Эльконин, 1987). Определяя активность как особую форму деятельности требуется осознавать её отличия, её особенности. В качестве отличительных черт предлагается рассматривать интенсификацию основных характеристик деятельности, а также присутствие двух дополнительных свойств: инициативности и ситуативности[1]
Интенсификация отражает тот факт, что во всех характеристиках активности в явной форме просматриваются элементы качественно-количественных оценок. Наблюдается повышение выраженности и интенсивности её составляющих, а именно усиление осознанности, субъективности, личностной значимости целей, отмечается более высокий уровень мотивации и владения субъектом способами и приёмами деятельности, повышенная эмоциональная окрашенность.
Под инициативностью понимается почин, внутреннее побуждение к деятельности, предприимчивость и их проявление в деятельности человека. Очевидно, что инициатива тесно связана и выступает проявлением мотивации, степени личностной значимости деятельности для человека, является проявлением принципа активности, свидетельствуя о внутренней включенности субъекта в процесс деятельности, о ведущей роли в нём внутреннего плана. Она свидетельствует о волевых, творческих и психофизических способностях личности. Тем самым, выступает интегративным показателем соотнесения личностных особенностей и требований деятельности.
Ситуативность активности может рассматриваться как характеристика, свидетельствующая о переходе деятельности в иное качество — качество активности в том случае, когда усилия, направленные на достижение цели превосходят нормированный уровень деятельности и необходимы для её достижения. При этом уровень активности может рассматриваться с двух позиций — внешней по отношению к субъекту и внутренней. В первом случае активность может соответствовать нормативно определённой цели или превышать её. Для характеристики такой активности используют понятия «надситуативной» и «сверхнормативной активности» (А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский, 1990, В. Ф. Бехтерев, 1996, Р. С. Немов, 1985) под которыми понимается способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации или, соответственно, официально предъявляемых обществом нормативными требованиями. Во втором случае активность рассматривается с точки зрения субъекта и соотносится с внутренне определяемой целью, отвечающей не внешним, социально обусловленным, а его личным внутренним целям. Для личности активность всегда «нормативна», поскольку соответствует поставленной цели, в случае достижения которой деятельность теряет свою энергетическую основу — мотивацию и развиться до уровня надситуативности, очевидно, не может. Деятельность, которая не позволила субъекту достичь поставленной цели, традиционно считается недостаточно активной или «пассивной», то есть в принципе, не может называться активностью.
Уровень активности, её длительность, устойчивость и другие показатели зависят от согласованности и оптимальных сочетаний разных компонентов: эмоционального, мотивационного и др. В связи с чем, в зависимости от способа связи психических и личностных уровней активности она может приобретать оптимальный или неоптимальный характер. Например, поддерживать определённый уровень активности можно двумя способами: перенапряжением всех сил, что ведёт к утомлению, падению активности, и за счёт эмоционально-мотивационного подкрепления. (К. А. Абульханова-Славская, 1991). Именно эти два подхода, например, отличают традиционное обучение в высшей школе, построенное с опорой на лекционные занятия и инновационные формы обучения, опирающиеся на методы активного обучения активное обучение.
Активность или деятельность
Написано: Gennady ()
Дата: February 27, 2007 09:44PM
Понятие деятельности широко используется в российской психологии, как и прежде – в советской психологии.
Мало известен тот факт, что создателем советской психологии был Г.И. Челпанов, основатель и дореволюционный директор Института психологии. Г.И.Челпанов показал, что марксистская перестройка психологии должна начинаться с включения психики в систему социальной деятельности.
Молодые психологи во главе с Л.С. Выготским воспользовались идеями Г.И. Челпанова и взяли понятие деятельности в качестве звена, соединяющего индивидуальные психические процессы с социальными. Они легко нашли подтверждение своим идеям в работах К. Маркса и Г.В.Ф. Гегеля.
Этот шаг был сделан в правильном направлении, но он не решал проблему создания целостной концепции активности, включающей индивида и общество.
Гегель основной упор сделал на процессах познания. Более того, Гегель постоянно использовал конструкции, фактически подобные понятию деятельности, не применяя соответствующего термина. К. Маркс исследовал социально-технические системы. В его анализе трудовой деятельности присутствовали процессы обмена, но они не рассматривались как общение, как самостоятельная форма активности. Отсюда, кстати, проистекает основная ошибка К. Маркса: он не заметил продуктивных свойств общения (и коммуникации, и обмена) как генератора стоимостей.
Параллельно с развитием понятия деятельности многие советские психологи опирались на понятие активности для описания целостной системы психических процессов. Прежде других следует упомянуть Дмитрия Николаевича Узнадзе, который, кстати, проходил подготовку в Германии. Н.А. Бернштейн, один из пионеров синтеза физиологических и психологических знаний на основе модельных представлений кибернетики, также разрабатывал понятие активности.
Развитие методологического фундамента советской психологии привело к тому, что понятие деятельности оказалось перегруженным новым содержанием, что неизбежно привело к внутренним противоречиям. Одновременно развивались новые направления: психология общения, психология познания, - которые плохо согласовывались с концепцией деятельности. Появились такие понятийные монстры как "деятельность общения", "деятельность познания". Какое же содержание оставалось для собственно деятельности?
Я обсуждал эти вопросы в моей монографии "Системные проблемы развития математической психологии" и показал внутреннюю противоречивость концепции деятельности А. Н. Леонтьева. Отсюда следовал вывод, что необходимо ввести обобщающее понятие активности, которое объединяет понятия деятельности, общения и познания. Понятие активности естественным образом ведет к формированию концепции активной системы. Соответственно понятие субъекта преобразуется в понятие Конструктора (не следует отождествлять Конструктора с индивидуальным или коллективным субъектом).
Концепция активной системы позволила по-новому взглянуть на всю историю развития представлений человечества о мире. Получили единое истолкование далекие (и в пространстве, и во времени) концепции мыслителей Древней Индии (Веды, Упанишады), Древней Греции (Гераклит, Демокрит) и даже неоплатоников (Древний Рим), несмотря на их религиозную терминологию.
Концепция активной системы позволила наметить основные параметры двух новых наук: интернетики и интерномики, которые предназначены для описания процессов общения в социотехнических системах по аналогии с кибернетикой и эргономикой, направленных на процессы деятельности.
Каковы же специфические особенности активных систем?
Эти особенности вырисовываются из принципов активных систем. Приведу некоторые из них.
1. Принцип всеобщности.
Активная система – это универсум (это всё). Если Конструктор мыслит глобально, охватывая мысленным взором весь Космос, то активная система, содержащая этого Конструктора, совпадает сознаваемым Космосом.
2. Принцип активности.
Активная система является формой существования активности. Активность реализуется в формах деятельности, общения и познания. Общение, в свою очередь, присутствует в двух формах: коммуникация и обмен.
3. Принцип развития.
Активная система развивается на основе внутренней активности, которая реализуется в единстве статики, кинематики и динамики.
4. Принцип целостности и разбиения.
Допустимое разбиение активной системы на подсистемы предполагает, что каждая подсистема является активной. Из принципа целостности и разделения следует принцип размножения. Активная система воспроизводит себя (размножается) в окружающей среде.
5. Принцип материальности
фиксирует тот факт, что система существует в реальном мире. Из принципа материальности в сочетании с принципом целостности мы получаем как следствие принцип материального единства системы.
6. Принцип функциональности
означает, что активность в системе создается и существует ради выполнения одной или многих функций. Каждая функция принадлежит некоему Конструктору (творцу), который конструирует систему (или свою подсистему).
7. Принцип множественности - дополнительности.
Построение и выявление функции системы создает функциональную структуру, иначе - проекцию системы.
8. Принцип консолидирующей активности.
Кажущаяся произвольность выбора проекций активных систем снимается (преодолевается), когда системное описание само становится конструирующим, самопознающим и действенным.
9. Принцип относительности.
подчеркивает привязку описания к центру активности (ведущему Конструктору) системы. Принцип относительности позволяет применять понятия, феноменологически отчетливо различимые на одном уровне, к явлениям других уровней.
10. Системность системных принципов.
Единство системных принципов – необходимое условие их эффективности. В процессе развития каждый системный принцип уточняется и согласуется с другими системными принципами. Одновременно порождаются новые системные принципы.
Итак, отвечая на вопрос, поставленный в заглавии, мы можем сказать, что понятие активности, входя составной частью в концепцию активных систем, открывает широкие возможности для исследования, проектирования и создания социотехнических систем. Более того, понятие активности оказывается ключевым для любых систем.
Настройки: Ответить•Цитировать
Методология
Написано: Psyling ()
Дата: March 05, 2007 05:37PM
Методолог на методологе сидит, и методологом погоняет (я)
А к чему, почему, не пойму (К.Чуковский).
Настройки: Ответить•Цитировать
Дата: 2019-02-25, просмотров: 262.