Они затрудняются:
-находить и узнавать предметы, устанавливать между ними связи и отношения;
-определять местоположение предметов и направление их перемещения в пространстве
-оценивать расстояния и величины;
-свободно передвигаться;
-овладевать приемами и операциями отдельных видов практической деятельности;
-овладевать последовательностью практических действий;
-работать в одном темпе со здоровыми детьми;
- относить услышанные слова с конкретными образами объектов;
-опознавать словесную инструкцию;
-разъяснять конкретные значения и функции отдельных предметов, явлений, действий;
-строить самостоятельное высказывание;
-создавать временную перспективу и т. д.
4 уровень.
Смоделируйте в заимодействие специалистов, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания.
Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации учреждения образования, социально-педагогической и психологической службы, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР является важной частью и обязательным условием организации интегрированного обучения и воспитания.
Задачи психолого-педагогического сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образовательного процесса к взаимодействию с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в активное взаимодействие в образовательном пространстве.
Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания:
- в рамках деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования;
- в рамках деятельности группы психолого-педагогического сопровождения.
Специфика организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в конкретном учреждении образования зависит от ряда факторов: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в учреждении образования; уровня педагогической компетентности коллектива учреждения образования в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.
В соответствии с п.10 Инструкции в учреждении образования осуществляется социально-педагогическая поддержка обучающихся и оказание им психологической помощи социально-педагогической и психологической службой учреждения образования.
В случае, если ребенку с ОПФР требуется оказание помощи в большем объеме, в учреждении образования может быть создана группа психолого-педагогического сопровождения по решению руководителя учреждения, который издает соответствующий приказ.
Деятельность специалистов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:
– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;
– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.
Для обеспечения комплексного подхода к оказанию помощи ребенку с ОПФР в учреждении образования заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения».
Деятельность специалистов социально-педагогической и психологической службы отражается в планах работы, материалах по организации и оказанию помощи обучающимся в условиях интегрированного обучения и воспитания, отчетах и аналитических материалах.
Деятельность группы психолого-педагогического сопровождения (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете.
Функции участников группы психолого-педагогического сопровождения.
Представитель администрации.
• руководитель службы сопровождения:
• перспективное планирование деятельности службы;
• координация деятельности и взаимодействия специалистов;
• контроль над организацией работы, анализ эффективности.
Учитель-дефектолог.
• проведение педагогической диагностики и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
• осуществление образовательной работы;
• осуществление коррекционной деятельности (индивидуальные и групповые формы).
Учитель класса.
• выявление уровня сформированности целенаправленной деятельности (прежде всего по данным оценки учебно-познавательной и трудовой деятельности);
• учет индивидуальных особенностей ребенка, особенностей коммуникативной культуры и активности при реализации коррекционных задач в образовательном процессе; создание ситуации успеха.
Воспитатель группы продленного дня.
• определение навыков самообслуживания согласно возрастному этапу;
• реализация рекомендаций учителя, учителя-дефектолога, психолога в свободной, коммуникативной, общественной или социально-значимой деятельности детей.
Педагог-психолог:
• психологическая диагностика;
• психокоррекция;
• психологическое консультирование;
• разработка рекомендаций другим специалистам.
Педагог социальный:
• объективное изучение условий жизни и семейного воспитания ребенка;
• изучение социально-психологического климата и стиля воспитания в семье;
• решение конфликтных социальных проблем в пределах компетенции.
Медицинский работник:
• организация и контроль антропометрии;
• разработка медицинских рекомендаций для педагогических работников в целях обеспечения здоровьесберегающей среды;
• обеспечение повседневного санитарно-гигиенического режима;
• ежедневный контроль за психическим и соматическим состоянием воспитанников.
Области деятельности специалистов.
Педагог-психолог.
• результаты познавательной сферы ребенка;
• особенности эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности ребенка, характер самооценки.
• особенности межличностных отношений ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка.
Педагог социальный.
• характеристика семьи ребенка, особенностей взаимоотношений и стиля воспитания;
• жилищно-бытовые условия, наличие оборудованного уголка для занятий и игры, детской литературы, игр и игрушек;
• конфликтные аспекты в работе с семьей.
Учитель-дефектолог.
• трудности в усвоении программы;
• поведенческие особенности ребенка;
• рекомендуемая учебная программа и предложения по оптимизации образовательного процесса в отношении рассматриваемого ребенка (индивидуальный образовательный маршрут);
• особенности речевого развития ребенка;
• итоги промежуточного анализа хода развития ребенка;
• возможности коррекции и прогноз.
Воспитатель.
• навыки самообслуживания;
• характер и взаимоотношения в коллективе детей и взрослых;
• особенности игровой, конструктивной, изобразительной деятельности детей;
• формирование социальных связей, подготовка к продуктивному сотрудничеству с другими людьми.
Учитель музыки.
• способности к творческой деятельности;
• возможности использования эстетопсихотерапевтических приемов в коррекции проблем ребенка.
Учитель физической культуры.
• активность на занятиях;
• предпочтения в упражнениях;
• понимание команд, координация движений.
Дата: 2019-02-25, просмотров: 332.