Контроля знаний:
1. Что такое компенсация организма?
2. Что такое приспособление организма?
3. Что такое регенерация, перечислите виды регенерации?
4. Дайте определение Стресс по Селье. Перечислите стадии стресса.
Терминологический диктант
1. Осмотическое давление –
2. Гипертрофия -
3. Гиперплазия –
4. Регенерация –
5. Организация -
6. Коллапс –
7. Кома -
8. Шок -
9. Стресс -
10. Апоптоз –
З адания для самостоятельной работы
Задание 1.
Дайте определение шок –
Перечислите причины шока:
Опишите патогенез шока:
1) Адаптивная
2) Дезадаптивная
Классификация шока по степени тяжести:
-
-
-
Заполните таблицу «Виды шока»:
Виды шока | Характеристика |
Травматический | |
Ожоговый | |
Гемотрансфузионный | |
Кардиогенный | |
Септический |
Задание 2. Дайте определение Кома –
Перечислите причины коматозного состояния:
1)
2)
Перечислите степени Комы
1)
2)
3)
Перечислите вторичные комы:
Вторичные комы | Причины |
Уремическая | |
Диабетическая | |
Гипергликемическая | |
Гипогликемическая | |
Печеночная |
Задание 3. Дайте определение Коллапс-
Охарактеризуйте три вида коллапса
Вид коллапса | Этиология |
Кардиогенный | |
Вазодилатационный | |
Гиповолемический |
Контрольные тестовые задания:
1. Причиной травматического шока является:
1. Резкое снижение артериального давления
2. ДВС синдром
3. Механическое повреждение тканей
4. Обморок
5. Коллапс
2. Вторая стадия шока называется:
1. Возбуждением
2. ДВС — синдромом
3. Торпидной
4. Терминальной
5. Коллапсом
3. Шок, как правило, сопровождается:
1. Краш — синдромом
2. ДВС — синдромом
3. Обмороком
4. Симпатоадреналовой реакцией
5. Гиповолемией
4. Краш — синдром возникает при:
1. Любом шоке
2. ДВС — синдроме
3. Длительном сдавливании тканей
4. Коллапсе
5. Коме
5. Иммунная реакция является обязательным звеном патогенеза:
1. Токсического шока
2. Анафилактического шока
3. Гемотрансфузионного шока
4. Кардиогенного шока
5. Краш — синдрома
6. Для комы характерно:
1. Полная утрата сознания
2. Арефлексия
3. Психоэмоциональное возбуждение
4. Остановка сердца и дыхания
5. Гиперрефлексия
7. Выберите верную последовательность коматозных состояний:
1. Ступор-сопор-возбуждение
2. Сопор-возбуждение-ступор
3. Ступор-сопор-кома
4. Коллапс-ступор-сонливость
5. Шок-сопор-ступор
8. Снижение артериального давления при анафилактическом шоке обусловлено действием:
1. Адреналина
2. Тромбоксана
3. Гистамина
4. Миоглобина
5. Глюкокортикоидов
9. Непосредственными причинами возникновения кардиогенного шока могут быть:
1. Инфаркт миокарда
2. Некоторые виды аритмий
3. Гипертония
4. Недостаточность митрального клапана
5. Анафилаксия
10. Для второй стадии шока обязательным является:
1. Гиперволемия
2. Полиурия
3. Снижение артериального давления
4. Сепсис
5. Гиповолемия
11. К экзогенным формам коматозных состояний относятся:
1. Уремическая кома
2. Эндокринная кома
3. Алиментарная кома
4. Лучевая кома
5. Травматическая кома
12. К эндогенным формам коматозных состояний относятся:
1. Уремическая кома
2. Эндокринная кома
3. Алиментарная кома
4. Лучевая кома
5. Травматическая кома
13. Кардиогенный шок может быть вызван:
1. Некоторыми видами аритмий
2. Инфарктом миокарда
3. Тампонадой сердца
4. Формированием шоковых органов
5. Обмороком
14. Развитие торпидной фазы травматического шока обусловлено:
1. Повышением АД
2. Снижением АД
3. Торможением ЦНС
4. Возбуждением ЦНС
5. Комой
Практическое занятие №4
Тема: «Патология терморегуляции»
Контроля знаний:
1. Что такое гипертермия. Назовите её виды.
2. Опишите стадии развития лихорадки.
3. Расскажите о значении лихорадки на организм человека.
Терминологический диктант
1. Ожоги –
2. Обморожение –
3. Реактивность организма -
4. Аллергия -
5. Биопсия -
6. Уремия -
7. Пролежни –
8. Осмотическое давление –
9. Гипертрофия -
10. Гиперплазия –
З а дания для самостоятельной работы
Задание 1. Дополните правильный ответ
1. Процесс, регулирующий образование и отдачу тепла -
2. Постепенное снижение температуры тела –
3. Резкое снижение температуры тела –
4. Мимолетная лихорадка возможна в течение –
5. При снижении температуры окружающей среды происходит усиление –
6. Температура тела при пиретической лихорадке –
7. Температура тела при фибрильной лихорадке -
8. Температура тела при субфебрильной лихорадке -.
9. При повышении температуры тела на 1 градус, показатели увеличиваются: пульс на ____ударов в минуту.
10. При высокой лихорадке необходим постоянный контроль за температурой и показателями - (________ ).
11. Кризис в период лихорадки опасен развитием -
Задание 2. Расшифруйте термин или обозначьте понятие термина
1. __________________– совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела
2. ___________________________________ – гипертермия
3. ______________________________________ – гипотермия
4. _______________ – теплообмен (конвективный или лучистый) между поверхностью тела и окружающей средой.
5. Постепенное снижение температуры тела – ________
6. Пирексия – ___________
7. _____________ – внезапная сердечно-сосудистая недостаточность, с потерей сознания и угрозой смерти.
8. ______________– резкое снижении температуры
Задание 3. Вставьте недостающий показатель
1. В развитии лихорадки различают ___ периода.
2. Озноб, головная боль, слабость, цианоз – симптомы ___ периода лихорадки.
3. Преобладание теплопродукции над теплоотдачей характерно для ___ периода лихорадки.
4. Температура тела при умеренной лихорадке ___ С.
5. Пиретическая лихорадка – температура тела ___ С.
6. Температура тела при субфебрильной лихорадке ___ С.
7. Температура тела при гиперпиретической лихорадке свыше _____ С.
8. Длительность подострой лихорадки – ______ дней.
9. Лихорадку свыше ____ дней называют хронической.
10. При гектической лихорадке суточные колебания температуры в пределах ____ С.
11. При постоянной лихорадке суточные колебания температуры в пределах ____ С.
12. Ремиттирующая (послобляющая) лихорадка – суточные колебания температуры в пределах ____ С без снижения до нормального уровня.
Задание 4. Зарисуйте температурные кривые при разных видах лихорадки
Название | Температурные кривые | Суточное колебание температуры | При каких заболеваниях встречается |
Постоянная | не более 1 гр. | Брюшной и сыпной тиф, крупозная пневмония. | |
Послабляющая | 1-2 гр. | Брюшной тиф, катаральная пневмония, туберкулез. | |
Перемежающая | Большие размахи между утренней и вечерней температуры | Туберкулез, болезни печени, септические заболевания, малярия. | |
Изнуряющая | 3-5 гр. | Сепсис | |
Атипичная | Незакономерное колебание | Сепсис |
Контрольные тестовые задания:
1. К гипертермии относятся показатели температуры:
а) 36,8
б) 36,0
в) 39,0
г) 35,0
2. К экзогенным факторам гипертермии относятся:
а) Заболевания щитовидной железы;
б) Высокая температура окружающей среды;
в) Действие некоторых химических веществ;
г) Психо-эмоциональное состояние.
3. Тепловой удар – это
а) Острая экзогенная гипертермия;
б) Гипотермия;
в) Лихорадка;
г) Стресс.
4. Гипотермия – это
а) Острая экзогенная гипертермия;
б) Острая форма местной гипертермии;
в) Лихорадка;
г) Низкая температура тела.
5. К инфекционным факторам лихорадки относят:
а) Химические вещества;
б) Физическое воздействие;
в) Вирусы;
г) Паразиты.
6. При малярии наблюдается повышение температуры по типу:
а) Постоянная;
б) Перемежающая;
в) Атипичная;
г) Изнуряющая.
7. При крупозной пневмонии наблюдается температурная кривая по типу:
а) Послабляющая;
б) Постоянная;
в) Атипичная;
г) Изнуряющая.
8. Патологическая реакция – это
а) Разновидность болезни;
б) Кратковременная необычная реакция организма на какое либо воздействие;
в) Отклонение от нормы в лабораторном анализе;
г) Защитная реакция организма на неблагоприятное внешнее воздействие.
9. Этиология – это
а) Учение о причинах и условиях возникновения болезни;
б) Учение о механизмах развития болезни;
в) Исход болезни;
г) Течение болезни.
10. Патогенез – это
а) Причины заболевания;
б) Заболевания определенного вида;
в) Причины и механизмы патологического процесса;
г) Раздел патологии изучающий механизмы развития болезни.
Практическое занятие №5
Тема: «Воспаления»
Контроля знаний
1. Что такое воспаление?
2. Назовите основные признаки воспаления?
3. Перечислите этиологию воспалительных процессов.
4. Расскажите о значение воспаления для организма человека.
Терминологический диктант
1. Воспаления -
2. Альтерация -
3. Экссудация –
4. Пролиферация -
5. Лихорадка –
6. Стресс -
7. Водянка -
8. Транссудат -
9. Анасарка -
10. Асцит –
З адания для самостоятельной работы
Задание 1. Опишите патогенез воспаления
Альтерация:
Экссудация и экссудаты
Пролиферация
Задание 3. Напишите, чем отличается специфическое воспаление от неспецифического воспаления.
Специфическое воспаление | Неспецифическое воспаление |
Задание 4. Определите по картинкам вид воспаления.
___________________воспаление
________________воспаление
_______________ воспаление
_______________ воспаление
_______________ воспаление
____________________________воспаление
_______ бактериальный
_______
Задание 4. Дайте определения.
Стаз –
Абсцесс –
Флегмона -
Гранулема –
Гумм –
Склероз -
Контрольные тестовые задания:
1. Эмиграция лейкоцитов – это
а) извращенная иммунная реакция;
б) следствие повреждения сосудов при воспалении;
в) выход цитоплазматической жидкости за пределы клеток;
г) уменьшение содержания белка в плазме из-за его усиленного распада при воспалении.
2. Экссудат бывает
а) белковым и без белковым;
б) лимфогенным;
в) серозным, фибринозным, гнойным;
г) жидким, вязким, неоднородным.
3. К медиатором воспаления относятся
а) гистамин,серотонин, простоглаедин, цитокины;
б) гистамин, серотонин, трипсин, хемотрепсин;
в) гормоны коры надпочечников;
г) адреналин, инсулин, кателохамины.
4. Дифтерическое воспаление – это
а) воспаление небных миндалин;
б) разновидность продуктивного воспаления;
в) вариант фибринозного воспаления;
г) инфекционная болезнь.
5. Флегмона – это
а) разлитое воспаление клеточного пространства;
б) разлитое гнойное воспаление в клеточных пространствах;
в) органическое скопление гноя в тканях;
г) разновидность альтернотивного воспаления.
6. Склероз – это
а) разрастание соединительной ткани и в огане при исходе продуктивного воспаления;
б) сужение сосудов в результате воспаления;
в) сморщивание органа вследствие воспаления;
г) резкое снижение памяти;
7. Последовательность изменения кровообращения в очаге воспаления:
а) Ишемия, артериальная гиперемия, венозная гиперемия, стаз;
б) Артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия, стаз;
в) Артериальная гиперемия, стаз, ишемия, венозная гиперемия;
г) Ишемия, артериальная гиперемия, стаз, венозная гиперемия.
8. Процессу экссудации способствует
а) Понижение осмотического давления в очаге воспаления
б) Повышение онкотического давления крови;
в) Уменьшение проницаемости капилляров;
г) Повышение проницаемости капилляров.
9. Латинским названием «покраснение» как местного признака воспаления является
а) calor;
б) dolor;
в) rubor;
г) funcio laesa.
10. Патогенетическим фактором местного повышения температуры при воспалении является
а) венозная гиперемия;
б) ишемия;
в) артериальная гиперемия;
г) стаз.
Практическое занятие №6
Тема: «Опухоли»
Контроля знаний
1. Дайте определение опухоль.
2. Назовите предопухолевые состояния и изменения в организме человека.
3. Назовите этиологию и патогенез опухолей.
Терминологический диктант
1. Опухоль -
2. Тератом -
3. Органонеспецифические –
4. Органоспецифические –
5. Невус - .
6. Лейкозы -
7. Биопсия -
8.Аутопсия -
9. Анасарка -
10.Асцит –
З адания для самостоятельной работы
Задание 1. Дайте определение и перечислите виды атипизма.
Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика доброкачественные и злокачественные опухоли»
Доброкачественная опухоль | Злокачественная опухоль |
Задание 3. Напишите гистологическую классификацию опухолей.
Опухоль | Морфологическое строение | Локализации | Клиническое течение |
Эпителиальные (органонеспецифические) | |||
Эпителиальные (органоспецифические) | |||
Мезенхимальные опухоли | |||
Опухоли меланинобразующей ткани | |||
Опухоли центрального и периферического отделов нервной системы и оболочек мозга (нейроэктодермальные и менингососудисты | |||
Опухоли системы крови (гемобластозы) | |||
-Тератомы (от греч. teratos — урод, уродство) |
Контрольные тестовые задания:
1. В опухоли различают
а) строму и паренхиму;
б) верхушку и основание;
в) дистальную и проксимальную часть;
г) протоки и секреторную область.
2.При экспансивном росте опухоль
а) раздвигает окружающие ткани;
б) прорастает в окружающие ткани;
в) растет в просвет полого органа;
г) растет в толще стенки полого органа.
3. Метастаз – это
а) повторное появление опухоли на месте удвленной;
б) распад опухолевой ткани;
в) появление «дочерних» опухолей вдали от основного узла;
г) расстройство кровообращения в зоне опухолевого роста.
4. Метастазы чаще всего распространяются
а) с током лимфы;
б) с током крови;
в) при непосредственном контакте с опухолью;
г) через ЖКТ.
5. Липома – это
а) злокачественная опухоль эпителия;
б) доброкачественная опухоль из гладких мышц;
в) злокачественная опухоль из соединительной ткани;
г) доброкачественная опухоль из жировой ткани.
6. Саркома - это
а) злокачественная опухоль эпителия;
б) доброкачественная опухоль из гладких мышц;
в) злокачественная опухоль из соединительной ткани;
г) доброкачественная опухоль из жировой ткани.
7. Рак – это
а) злокачественная опухоль эпителия;
б) доброкачественная опухоль из гладких мышц;
в) злокачественная опухоль из соединительной ткани;
г) доброкачественная опухоль из жировой ткани.
8. Опухоль возникающая из-за нарушения закладки эмбриональных листов, называется
а) хондрома;
б) астроцитома;
в) тератома;
г) рабдомиома.
9. Канцерогенные вещества – это
а) токсины, возникающие в организме при росте опухоли;
б) экзогенные вещества, способные вызвать возникновение злокачественной опухоли;
в) противоопухолевые антитела;
г) противоопухолевые химиопрепараты.
10. При инфильтрирующем росте опухоль растет
а) раздвигает окружающие ткани;
б) прорастает в окружающие ткани;
в) растет в просвет полого органа;
г) растет в толще стенки полого органа.
Практическое занятие №7
Дата: 2019-02-25, просмотров: 359.