Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРМАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий

по предмету общепрофессиональной дисциплины

«Основы патологии»

Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Специальность 31.02.01 «Лечебное дело»

Специальность 31.02.02 «Акушерское дело»

2019

г. Мурманск

    Рабочая тетрадь составлена в соответствии с ФГОС требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности: 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело», 31.02.02 «Акушерское дело».

 Автор-составитель: преподаватель Н.П. Качалова. 

 

Пояснительная записка

   Рабочая тетрадь для практических занятий по генетике человека с основами медицинской генетике составлена на основе требований ФГОС и направлена на формирование умений:

- Определять морфологию патологически измененных тканей, органов.

знаний:

- Понятия о здоровье, болезни и смерти.

- Нарушение водно-минерального и энергетического обмена. Дистрофии Атрофии. Некроз.

- Основные компенсаторное-приспособительные реакции организма: стресс, коллапс, шок, кома, лихорадка, воспаления, опухоль.

- Клинические проявления патологических изменений в различных органах и системах организма.

 Курс общепрофессиональной дисциплины способствует формированию общих (далее – ОК) компетенции

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. 

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

     Тетрадь предназначена для студентов специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело», 31.02.02 «Акушерское дело»

 медицинского колледжа и преследует цель помочь студентам в его самостоятельной работе над предметом, повысить уровень знаний и обеспечить их систематизацию, выработать четкость изложения материала.

    Тетрадь включает в себя вопросы и задания, решение которых способствует систематическому и более глубокому усвоению материала.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Практическое занятие №1 Нарушение водно-минерального и энергетического обмена.

2. Практическое занятие №2 Дистрофия. Атрофия. Некроз.

3. Практическое занятие №3 Компенсаторно-приспособительные реакции организма. Стресс. Коллапс. Кома. Шок.

4. Практическое занятие №4 патология терморегуляции..

5. Практическое занятие №5. Воспаление.

6. Практическое занятие №6 Опухоли

7. Практическое занятие №7 Патология ССС, дыхательной системы.

8. Практическое занятие № 8 Патология пищеварительной и мочевыделительной системы.

9.  Зачетное занятие по предмету.

 

 

Практическое занятие №1

Тема: «Основные понятия о здоровье, болезни, смерти»,

 «Нарушение водно – минерального и энергетического обмена»

Вопросы для контроля знаний:

1. Дайте определение болезни -

2. Классификация болезни -

3. Стадии болезни -

4. Исход болезни -

5. Формы течения болезни -

6. Формы возникновения болезни -

7. Периоды течения болезни -

8. Объясните понятия гипо - и гипергидротация -

 

Терминологический диктант:

1. Гипергликемия

2. Водный баланс организма

3. Патогенез

4. Водянка

5. Транссудат

6. Анасарка

7. Асцит

8. Гидроцеле

9. Гидроторокс

10.  Гидроперекардит

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.

Дайте определение КОС –

У здорового человека рН артериальной крови составляет ________ , т.е. кровь имеет слабощелочную реакцию. Снижение величины рН свидетельствует о сдвиге реакции крови _________, что называется _______ (рН < 7,35), а увеличение данного показателя свыше 7,45 - о сдвиге реакции крови _______, называется ________.

 Изменения рН, отличные от нормы, обозначаются как:

1) субкомпенсированный ацидоз (рН 7,25-7,35);
2) декомпенсированый ацидоз (рН < 7,25);
3) субкомпенсированный алкалоз (рН 7,45-7,55);
4) декомпенсированный алкалоз (рН > 7,55).




Не газовый ацидоз -

Последствия алкалоза:

-

-

-

-

-

 

Последствия ацидоза:

-

-

-

-

-

-

-

-

Задание 2.  Заполните таблицу «Виды отеков»

Виды отеков Проявления отеков
Сердечные  
Почечные  
Голодные  

Задание 3. Заполните таблицу «Нарушение баланса электролитов в организме».

Виды нарушения Причины Нарушения ЖВФ
Гипернатриемия    
Гипонатриемия    
Гиперкалиемия    
Гипокалиемия    
Гиперкальциемия    
Гипокальциемия    

Задание 4. Напишите виды конкрементов по химическому составу:

Название Химический состав Место образования
Оксалаты    
Фосфаты    
Ураты    
Карбонаты    
Струвиты    

Задание 5.

Практическое занятие №2

Задание 1.

Задание 2.

 Заполните таблицу «Классификация дистрофии»

По распространенности По локализации По выраженности изменений По виду нарушения обмена веществ
       

 

Задание 3.

Дайте характеристику:

 Белковым дистрофиям

Жировым дистрофиям

Углеводным дистрофиям

Смешанным дистрофия

Минеральным дистрофиям

 

Задание 4.

Дайте определение атрофия –

Охарактеризуйте виды атрофии:

Физиологическая Патологическая
   

 

Общая атрофия Местная атрофия
   

 

Задание 5.

 Дайте определение некроз –

Коагуляционный Колликвационный
   

 

Заполните таблицу «Виды некрозов»

Вид некроза Характеристика
Инфаркт  
Секвестр  
Гангрена  
Пролежни  

Контрольные тестовые задания:

1.Дистрофия – это

а) Нарушение обмена в клетках и тканях, проводящие к изменению их функции;

б) резкое снижение массы тела;

в) гибель участков ткани;

г) уменьшение размеров органа.

2. К паренхиматозным белковым дистрофиям относят

а) зернистую, гиалиново-капельную;

б) амилоидоз и гиалиноз;

в) появление капель жира в цитоплазме;

г) уменьшение паренхиматозных органов в размере.

3. Гиалиноз – это

а) разновидность хрящевой ткани;

б) вид паренхиматозной белковой джистрофии;

в) вид мезинхимальной белковой дистрофии;

г) разрастание гиалинового хряща.

4. Мезинхимальная жировая дистрофия –это

а) появление капель жира в цитоплазме;

б) увеличение жировых отложений в организме;

в) исчезновение подкожно-жирового слоя;

г) появление жировой клетчатки в забрюшинном пространстве.

5. Хромопротеиды – это

а) эндогенные красящие вещества;

б) соединения хрома;

в) продукты обмена жиров;

г) токсические вещества, возникающие в результате извращенного обмена белков.

6. Желтуха бывает

а) гемолитической, паренхиматозной и обтурационной;

б) острой и хронической;

в) инфекционной и неинфекционной;

г) истиной и ложной.

7. Основной протеиногенный пигмент - это

а) меланин;

б) билирубин;

в) липофусцин;

г) меркурохром.

8. Неполное голодание – это

а) снижение аппетита;

б) недостаточность содержание в рационе тех или иных питательных веществ;

в) энергетически недостаточный рацион;

г) однократный прием пищи в течение суток.

9. При отрицательном балансе

а) в организм не поступает азот из-за вдыхания чистого кислорода, а не воздуха;

б) из организма выводится больше азотистых веществ, чем поступает;

в) в организм не поступает азотистые вещества;

г) в организме  накапливаются азотистые вещества.

10. Ацидоз – это

а) накопление кислых продуктов в организме;

б) накопление щелочных продуктов в организме;

в) избыточное образование соляной кислоты в желудке;

г) учащение дыхания.

 

 

Практическое занятие №3

Терминологический диктант

1. Осмотическое давление –

2. Гипертрофия - 

3. Гиперплазия –

4. Регенерация –

5. Организация - 

6. Коллапс –

7. Кома - 

8. Шок - 

9. Стресс - 

10. Апоптоз –

З адания для самостоятельной работы

Задание 1.

Дайте определение шок –

 Перечислите причины шока:

Опишите патогенез шока:

1) Адаптивная

2) Дезадаптивная

Классификация шока по степени тяжести:

-

-

-

 Заполните таблицу «Виды шока»:

Виды шока Характеристика
Травматический  
Ожоговый  
Гемотрансфузионный  
Кардиогенный  
Септический  

Задание 2. Дайте определение Кома –

Перечислите причины коматозного состояния:

1)

2)

Перечислите степени Комы

1)

2)

3)

 

Перечислите вторичные комы:

Вторичные комы Причины
Уремическая  
Диабетическая  
Гипергликемическая  
Гипогликемическая  
Печеночная  

Задание 3. Дайте определение Коллапс-

Охарактеризуйте три вида коллапса

Вид коллапса Этиология
Кардиогенный  
Вазодилатационный  
Гиповолемический  

 

 Контрольные тестовые задания:

1. Причиной травматического шока является:

1. Резкое снижение артериального давления

2. ДВС синдром

3. Механическое повреждение тканей

4. Обморок

5. Коллапс

2. Вторая стадия шока называется:

1. Возбуждением

2. ДВС — синдромом

3. Торпидной

4. Терминальной

5. Коллапсом

3. Шок, как правило, сопровождается:

1. Краш — синдромом

2. ДВС — синдромом

3. Обмороком

4. Симпатоадреналовой реакцией

5. Гиповолемией

4. Краш — синдром возникает при:

1. Любом шоке

2. ДВС — синдроме

3. Длительном сдавливании тканей

4. Коллапсе

5. Коме

5. Иммунная реакция является обязательным звеном патогенеза:

1. Токсического шока

2. Анафилактического шока

3. Гемотрансфузионного шока

4. Кардиогенного шока

5. Краш — синдрома

6. Для комы характерно:

1. Полная утрата сознания

2. Арефлексия

3. Психоэмоциональное возбуждение

4. Остановка сердца и дыхания

5. Гиперрефлексия

7. Выберите верную последовательность коматозных состояний:

1. Ступор-сопор-возбуждение

2. Сопор-возбуждение-ступор

3. Ступор-сопор-кома

4. Коллапс-ступор-сонливость

5. Шок-сопор-ступор

8. Снижение артериального давления при анафилактическом шоке обусловлено действием:

1. Адреналина

2. Тромбоксана

3. Гистамина

4. Миоглобина

5. Глюкокортикоидов

9. Непосредственными причинами возникновения кардиогенного шока могут быть:

1. Инфаркт миокарда

2. Некоторые виды аритмий

3. Гипертония

4. Недостаточность митрального клапана

5. Анафилаксия

10. Для второй стадии шока обязательным является:

1. Гиперволемия

2. Полиурия

3. Снижение артериального давления

4. Сепсис

5. Гиповолемия

11. К экзогенным формам коматозных состояний относятся:

1. Уремическая кома

2. Эндокринная кома

3. Алиментарная кома

4. Лучевая кома

5. Травматическая кома

12. К эндогенным формам коматозных состояний относятся:

1. Уремическая кома

2. Эндокринная кома

3. Алиментарная кома

4. Лучевая кома

5. Травматическая кома

13. Кардиогенный шок может быть вызван:

1. Некоторыми видами аритмий

2. Инфарктом миокарда

3. Тампонадой сердца

4. Формированием шоковых органов

5. Обмороком

14. Развитие торпидной фазы травматического шока обусловлено:

1. Повышением АД

2. Снижением АД

3. Торможением ЦНС

4. Возбуждением ЦНС

5. Комой

Практическое занятие №4

Терминологический диктант

1. Ожоги

2. Обморожение –

3. Реактивность организма -

4. Аллергия - 

5. Биопсия - 

6. Уремия -

7. Пролежни –

8. Осмотическое давление –

9. Гипертрофия - 

10. Гиперплазия –

З а дания для самостоятельной работы

Задание 1. Дополните правильный ответ

1. Процесс, регулирующий образование и отдачу тепла - 

2. Постепенное снижение температуры тела –

3. Резкое снижение температуры тела –

4. Мимолетная лихорадка возможна в течение –

5. При снижении температуры окружающей среды происходит усиление –

6. Температура тела при пиретической лихорадке –

7. Температура тела при фибрильной лихорадке - 

8. Температура тела при субфебрильной лихорадке  -.

9. При повышении температуры тела на 1 градус, показатели увеличиваются: пульс на  ____ударов в минуту.

10. При высокой лихорадке необходим постоянный контроль за температурой и                     показателями - (________ ).

11. Кризис в период лихорадки опасен развитием - 

Задание 2. Расшифруйте термин или обозначьте понятие термина

1. __________________– совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела

2. ___________________________________ – гипертермия

3. ______________________________________ – гипотермия

4. _______________ – теплообмен (конвективный или лучистый) между поверхностью тела и окружающей средой.

5. Постепенное снижение температуры тела – ________

6. Пирексия – ___________

7. _____________ – внезапная сердечно-сосудистая недостаточность, с потерей сознания и угрозой смерти.

8. ______________–  резкое снижении температуры

Задание 3. Вставьте недостающий показатель

1. В развитии лихорадки различают ___  периода.

2. Озноб, головная боль, слабость, цианоз – симптомы ___ периода лихорадки.

3. Преобладание теплопродукции над теплоотдачей характерно для ___ периода лихорадки.

4. Температура тела при умеренной лихорадке ___ С.

5. Пиретическая лихорадка – температура тела ___ С.

6. Температура тела при субфебрильной лихорадке ___ С.

7. Температура тела при гиперпиретической лихорадке свыше _____ С.

8. Длительность подострой лихорадки – ______ дней.

9. Лихорадку свыше ____ дней называют хронической.

10. При гектической лихорадке суточные колебания температуры в пределах ____ С.

11. При постоянной лихорадке суточные колебания температуры в пределах ____ С.

12. Ремиттирующая (послобляющая) лихорадка – суточные колебания температуры в пределах ____ С без снижения до нормального уровня.

 

Задание 4. Зарисуйте температурные кривые при разных видах лихорадки

Название Температурные кривые Суточное колебание температуры При каких заболеваниях встречается
Постоянная не более 1 гр. Брюшной и сыпной тиф, крупозная пневмония.
Послабляющая 1-2 гр. Брюшной тиф, катаральная пневмония, туберкулез.
Перемежающая Большие размахи между утренней и вечерней температуры Туберкулез, болезни печени, септические заболевания, малярия.
Изнуряющая 3-5 гр. Сепсис
Атипичная Незакономерное колебание Сепсис

Контрольные тестовые задания:

1. К гипертермии относятся показатели температуры:

а) 36,8

б) 36,0

в) 39,0

г) 35,0

2. К экзогенным факторам гипертермии относятся:

а) Заболевания щитовидной железы;

б) Высокая температура окружающей среды;

в) Действие некоторых химических веществ;

г) Психо-эмоциональное состояние.

3. Тепловой удар – это

а) Острая экзогенная гипертермия;

б) Гипотермия;

в) Лихорадка;

г) Стресс.

4. Гипотермия – это

а) Острая экзогенная гипертермия;

б) Острая форма местной гипертермии;

в) Лихорадка;

г) Низкая температура тела.

5. К инфекционным факторам лихорадки относят:

а) Химические вещества;

б) Физическое воздействие;

в) Вирусы;

г) Паразиты.

6. При малярии наблюдается повышение температуры по типу:

а) Постоянная;

б) Перемежающая;

в) Атипичная;

г) Изнуряющая.

7. При крупозной пневмонии наблюдается температурная кривая по типу:

а) Послабляющая;

б) Постоянная;

в) Атипичная;

г) Изнуряющая.

8. Патологическая реакция – это

а) Разновидность болезни;

б) Кратковременная необычная реакция организма на какое либо воздействие;

в) Отклонение от нормы в лабораторном анализе;

г) Защитная реакция организма на неблагоприятное внешнее воздействие.

9. Этиология – это

а) Учение о причинах и условиях возникновения болезни;

б) Учение о механизмах развития болезни;

в) Исход болезни;

г) Течение болезни.

10. Патогенез – это

а) Причины заболевания;

б) Заболевания определенного вида;

в) Причины и механизмы патологического процесса;

г) Раздел патологии изучающий механизмы развития болезни.

 

 

Практическое занятие №5

Тема: «Воспаления»

Контроля знаний

1. Что такое воспаление?

2. Назовите основные признаки воспаления?

3. Перечислите этиологию воспалительных процессов.

4.  Расскажите о значение воспаления для организма человека.

Терминологический диктант

1. Воспаления - 

2. Альтерация - 

3. Экссудация –

4. Пролиферация -  

5. Лихорадка –

6.  Стресс - 

7. Водянка - 

8. Транссудат - 

9. Анасарка - 

10. Асцит –

З адания для самостоятельной работы

Задание 1. Опишите патогенез воспаления

Альтерация:

Экссудация и экссудаты

Пролиферация

Задание 3. Напишите, чем отличается специфическое воспаление от неспецифического воспаления.

Специфическое воспаление  Неспецифическое воспаление
   

 

Задание 4. Определите по картинкам вид воспаления.

___________________воспаление

 

 

________________воспаление

 

 

_______________ воспаление

 

_______________ воспаление

 

_______________ воспаление

 

____________________________воспаление

 

 

 

_______ бактериальный

 

_______

Задание 4. Дайте определения.

Стаз –

Абсцесс –

Флегмона -

Гранулема –

Гумм

Склероз -

Контрольные тестовые задания:

1. Эмиграция лейкоцитов – это

а) извращенная иммунная реакция;

б) следствие повреждения сосудов при воспалении;

в) выход цитоплазматической жидкости за пределы клеток;

г) уменьшение содержания белка в плазме из-за его усиленного распада при воспалении.

2. Экссудат бывает

а) белковым и без белковым;

б) лимфогенным;

в) серозным, фибринозным, гнойным;

г) жидким, вязким, неоднородным.

3. К медиатором воспаления относятся

а) гистамин,серотонин, простоглаедин, цитокины;

б) гистамин, серотонин, трипсин, хемотрепсин;

в) гормоны коры надпочечников;

г) адреналин, инсулин, кателохамины.

4. Дифтерическое воспаление – это

а) воспаление небных миндалин;

б) разновидность продуктивного воспаления;

в) вариант фибринозного воспаления;

г) инфекционная болезнь.

5. Флегмона – это

а) разлитое воспаление клеточного пространства;

б) разлитое гнойное воспаление в клеточных пространствах;

в) органическое скопление гноя в тканях;

г) разновидность альтернотивного воспаления.

6. Склероз – это

а) разрастание соединительной ткани и в огане при исходе продуктивного воспаления;

б) сужение сосудов в результате воспаления;

в) сморщивание органа вследствие воспаления;

г) резкое снижение памяти;

7. Последовательность изменения кровообращения в очаге воспаления:
а) Ишемия, артериальная гиперемия, венозная гиперемия, стаз;
б) Артериальная гиперемия, венозная гиперемия, ишемия, стаз;
в) Артериальная гиперемия, стаз, ишемия, венозная гиперемия;
г) Ишемия, артериальная гиперемия, стаз, венозная гиперемия.
8. Процессу экссудации способствует
а) Понижение осмотического давления в очаге воспаления
б) Повышение онкотического давления крови;
в) Уменьшение проницаемости капилляров;
г) Повышение проницаемости капилляров.
9. Латинским названием «покраснение» как местного признака воспаления является
а) calor;
б) dolor;
в) rubor;

г) funcio laesa.
10. Патогенетическим фактором местного повышения температуры при воспалении является
а) венозная гиперемия;
б) ишемия;
в) артериальная гиперемия;
г) стаз.

 

 



















Практическое занятие №6

Тема: «Опухоли»

Контроля знаний

1. Дайте определение опухоль.

2. Назовите предопухолевые состояния и изменения в организме человека.

3. Назовите этиологию и патогенез опухолей.

Терминологический диктант

1. Опухоль -  

2. Тератом - 

3. Органонеспецифические –

4. Органоспецифические –

5. Невус - .

6. Лейкозы - 

7. Биопсия - 

8.Аутопсия - 

9. Анасарка - 

10.Асцит –

З адания для самостоятельной работы

Задание 1. Дайте определение и перечислите виды атипизма.

 

Задание 2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика доброкачественные и злокачественные опухоли»

 

Доброкачественная опухоль Злокачественная опухоль
   

 

Задание 3. Напишите гистологическую классификацию опухолей.

Опухоль Морфологическое строение Локализации Клиническое течение
Эпителиальные (органонеспецифические)      
Эпителиальные (органоспецифические)      
Мезенхимальные опухоли      
Опухоли меланинобразующей ткани      
Опухоли центрального и периферического отделов нервной системы и оболочек мозга (нейроэктодермальные и менингососудисты      
Опухоли системы крови (гемобластозы)        
-Тератомы (от греч. teratos — урод, уродство)        

 

 

Контрольные тестовые задания:

1. В опухоли различают

а) строму и паренхиму;

б) верхушку и основание;

в) дистальную и проксимальную часть;

г) протоки и секреторную область.

2.При экспансивном росте опухоль

а) раздвигает окружающие ткани;

б) прорастает в окружающие ткани;

в) растет в просвет полого органа;

г) растет в толще стенки полого органа.

3. Метастаз – это

а) повторное появление опухоли на месте удвленной;

б) распад опухолевой ткани;

в) появление «дочерних» опухолей вдали от основного узла;

г) расстройство кровообращения в зоне опухолевого роста.

4. Метастазы чаще всего распространяются

а) с током лимфы;

б) с током крови;

в) при непосредственном контакте с опухолью;

г) через ЖКТ.

5. Липома – это

а) злокачественная опухоль эпителия;

б) доброкачественная опухоль из гладких мышц;

в) злокачественная опухоль из соединительной ткани;

г) доброкачественная опухоль из жировой ткани.

6. Саркома - это

а) злокачественная опухоль эпителия;

б) доброкачественная опухоль из гладких мышц;

в) злокачественная опухоль из соединительной ткани;

г) доброкачественная опухоль из жировой ткани.

7. Рак – это

а) злокачественная опухоль эпителия;

б) доброкачественная опухоль из гладких мышц;

в) злокачественная опухоль из соединительной ткани;

г) доброкачественная опухоль из жировой ткани.

8. Опухоль возникающая из-за нарушения закладки эмбриональных листов, называется

а) хондрома;

б) астроцитома;

в) тератома;

г) рабдомиома.

9. Канцерогенные вещества – это

а) токсины, возникающие в организме при росте опухоли;

б) экзогенные вещества, способные вызвать возникновение злокачественной опухоли;

в) противоопухолевые антитела;

г) противоопухолевые химиопрепараты.

10. При инфильтрирующем росте опухоль растет

а)  раздвигает окружающие ткани;

б) прорастает в окружающие ткани;

в) растет в просвет полого органа;

г) растет в толще стенки полого органа.

 

 

Практическое занятие №7

Терминологический диктант

1. Анемия -

2.   Гидремия –

3.  Стаз - 

4. Тромбоз - 

5. Коагуляция - 

6. Агрегация - 

7. Агглютинация - 

8. Эмболия –

9. Ишемия –

10.  Лимфостаз - 

11.  Лимфотический отек –

12.  Лимфорея - 

13. Слоновость - 

14.  Лимфодема - 

15.   Пневмоторокс - 

16. Брадипное - 

17. Диспное - 

18. Гиперпное - 

19. Тахипное - 

20.  Асфиксия - 

 

З адания для самостоятельной работы

Патология органов дыхания.

Дайте определение дыхательной недостаточности –

Назовите причины дыхательной недостаточности:

-

-

-

Дайте краткую характеристику болезням органов дыхания.

Крупозная пневмония –

Возбудитель ____________ .

 Различают 4 стадии:

Осложнения: 

Эмфизема (вздутие) легких - 

Бронхоэктатическая болезнь - 

Рак легкого - 

В зависимости от локализации различают:

 

Контрольные тестовые задания:

1. Обструктивные нарушения дыхания – это

 а) уменьшение объема и емкости легких;

б) нарушение проходимости дыхательных путей;

в) нарушение диффузии газов через альвеолярную мембрану;

г) нарушение дыхания из-за сдавления легкого.

2. К периодическому дыханию относят

а) дыхание Куссмауля;

б) дыхание Биота;

в) дыхание Чейн-Стокса;

г) задержку дыхания при погружении в воду.

3. К компенсаторным механизмам при гипоксии относят

а) учащение и углубление дыхания;

б) сгущение крови;

в) урежение и углубление дыхания;

г) дыхание через рот.

4. Абсцесс и гангрена легкого – это осложнения

а) острого бронхита;

б) крупозной пневмонии;

в) гнойного плеврита;

г) туберкулеза.

5. Наиболее часто встречающаяся опухоль легкого – это

а) саркома;

б) тератома;

в) рак;

г) фиброма.

6. При сердечных блокадах нарушается функция

а) автоматизма;

б) возбудимости;

в) проводимости;

г) сократимости.

7. Недостаточность клапана вместе с его сужением – это

а) стеноз клапана;

б) стиктура клапана;

в) комбинированный порок;

г) сочетанный порок.

8. Наиболее частая локализация инфаркта миокарда

а) верхушка, межжелудочковая перегородка, передняя и боковая стенки левого желудочка;

б) стенки левого и правого желудочка;

в) основание сердца, межпредсердная и межжелудочковая перегородка;

г) может быть в любом отделе сердца с одинаковой частотой.

9. Ревматизм – это

а) воспаление суставов;

б) заболевание сердца;

в) заболевание соединительной ткани с преимущественным поражением суставов и сердца;

г) то же самое, что и ревматоидный артрит.

10. Беспорядочное сокращение мышечных волокон сердца называется

а) пароксизмальная тахикардия;

б) фибрилиция;

в) кризис;

г) асистолия.

 

 

Практическое занятие №8

Терминологический диктант

1. Химус –

2. Колит - 

3. Холангит и холецистит - 

4. Агевзия –

5. Гипергевзия - 

6. Гиперсаливация - 

7. Дисфагия –

8. Парарексия –

9. Афагия - 

10. Агенезия –

11.Крипторхизм -    

З адания для самостоятельной работы

1. Перечислите причины патологии  пищеварительной системы:

-

-

-

-

-

-

Перечислите нарушения функции пищеварительной системы:

Болезни пищевода:

Болезни желудка:

Болезни кишечника:

 

2. Перечислите причины нарушения мочеобразования:

-

-

-

Дайте краткую характеристику заболеваний мочевыделительной системы:

 Гломерулонефрит

Симптомы: почечные:

внепочечные:.

Классификация:

В зависимости от доминирования:

По характеру воспаления:

По течению:

Исход:

Пиелонефрит

Клиническая форма:

Осложнениия:

Почечная недостаточность

 

Контрольные тестовые задания:

1. Процесс, в результате которого происходит образование мочи –это

а) фильтрация и реабсорбция;

б) фильтрация, реабсорбция и секреция;

в) секреция и реабсорбция;

г) фильтрация, реабсорбция, секреция и выделение ренина.

2. Уменьшение (прекращение) выделение мочи при резком снижении АД возникает из-за

а) увеличения реабсорбции в почечных канальцах;

б) уменьшение фильтрации в почечных клубочках;

в) потери сознания;

г) отсутствия перистальтики мочеточников.

3. Для нефротического синдрома характерно

а) появление эритроцитов в моче;

б) появление лейкоцитов в моче;

в) появление белка в моче, гипопротеинемия;

г) увеличение суточного диуреза.

4. При пиелонефрите преимущественно поражаются

а) почечные клубочки;

б) почечные канальцы;

в) все элементы почечной паренхимы;

г) почечные лоханки.

5. Гидронефротическая трансформация –это

а) увеличение суточного диуреза;

б) расширение полостей почки;

в) пропитывание почечной паренхимы воспалительной жидкостью;

г) отек почечной ткани при застое крови в большом круге кровообращения.

6. Основное звено патогенеза гастроэзофагальной рефлюксной болезни – это

а) спазм кардиального отдела пищевода;

б) недостаточность кардиального сфинктера и заброс желудочного содержимого в пищевод;

в) изъязвление пищевода;

г) затруднение прохождения пищи по пищеводу из-за его рубцового сужения.

7. Изжога появляется при

а) повышенной кислотности желудочного сока;

б) уменьшение образования слизи в желудке и неполной нейтрализации соляной кислоты;

в) появление эрозий и язв на слизистой пищевода;

г) забрасывании желудочного содержимого в пищевод при ослаблении тонуса кардинального сфинктера.

8. Наиболее частое осложнения язвенной болезни двенадцатиперстной кишки – это

а) кровотечение, пенетрация, прободение, стеноз;

б) кровотечение, пенетрация, стеноз, малигнизация;

в) хронический гастрит, панкреатит;

г) хронический гастрит, панкреатит, гепатит.

9. Основное звено патогенеза острого панкреатита:

а) гипертензия в протоках поджелудочной железы и активация ферментов;

б) попадание микробов в протоки поджелудочной железы;

в) занос инфекции в поджелудочную железу из кишечника с током лимфы;

г) выброс гормонов коры надпочечников при стрессе.

10. наиболее частая причина механической желтухи

а) закупорка общего желчного протока желчными конкрементами;

б) закупорка общего протока лямблиями;

в) вирусный гепатит;

г) гемолитическая болезнь новорожденных.

 

 

 

Зачетное занятие №9

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

«МУРМАНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

Для практических занятий

по предмету общепрофессиональной дисциплины

«Основы патологии»

специальность 34.02.01 «Сестринское дело»

Дата: 2019-02-25, просмотров: 269.